DOI 10.47576/2712-7516_2022_7_2_160 УДК 314.93
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТТОКА СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ: ПРИЧИНЫ, ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ
Алиева Зарема Багаутдиновна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, Россия, е-mail: aliza69@mail.ru
В статье раскрыты основные причины переселения населения страны из села в город, выявлены позитивные и негативные факторы оттока населения из сельской местности в городскую среду проживания, проведен статистический анализ динамики волатильности доли сельского населения в России и КНР в период с 1980 по 2022 г.
Ключевые слова: сельское население; городское население; отток населения; инфраструктура; сельская местность; городская среда проживания; комплексное развитие сельских территорий.
UDC 314.93
CURRENT PROBLEMS OF THE OUTFLOW OF THE RURAL POPULATION IN RUSSIA: CAUSES AND POTENTIAL WAYS TO
SOLVE THEM
Alieva Zarema Bagautdinovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Finance and Credit, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia, e-mail: aliza69@mail.ru
The article reveals the main reasons for the migration of the country's population from the countryside to the city, identified positive and negative factors of the outflow of the population from rural areas to the urban living environment, carried out a statistical analysis of the dynamics of the volatility of the share of the rural population in Russia and China in the period from 1980 to 2022.
Keywords: rural population; urban population; outflow of the population; infrastructure; countryside; urban living environment; integrated development of rural areas.
На протяжении ряда лет усиливается поляризация сельских поселений по численности населения, что приводит к изменению исторически сложившейся сети расселения. Происходит старение сельского населения, снижение рождаемости в сельской местности, сокращение населения трудоспособного возраста, сохраняется миграция из сельских населенных пунктов в города [4].
Согласно данным последней всероссийской переписи населения 2021 года, удельный вес городского населения составил 75 %, и лишь 25 % граждан России проживают в сельской местности. К сожалению, многие российские социологи по данному вопро-
су также придерживаются неутешительных прогнозов, по мнению некоторых из них, российские деревни имеют тенденцию «полного вымирания» к 2036 году.
На сегодняшний день самый большой разрыв между численностью населения города и деревни наблюдается в Ярославской области, где, по данным Ярославльстата, на 1 января 2022 года удельный вес городского населения составил 81,4 % против 18,6 % сельского населения. Так, например, из 1,2 млн чел. Ярославской области только в самом Ярославле проживает почти 50 % населения области (около 600 тыс. чел.). Такая тенденция наблюдается последнее десяти-
летие. Так, например, согласно данным переписи населения, в 2010 году из 6039 сельских населенных пунктов Ярославской области уже почти 26 % (1550) являлись «мертвыми» (в результате естественной убыли и оттока молодежи в города сильно сократилась численность населения). Одной из главных причин такого развития ситуации является то, что Ярославская область относится к нечерноземной зоне рискованного земледелия с высоким уровнем урбанизации и развития промышленности [8].
Если же проводить анализ причин оттока сельского населения в городскую местность среди аграрных регионов, то и в этих регионах, к сожалению, наблюдается неутешительная динамика. Одним из аграрных регионов страны является Тамбовская область, в котором, казалось бы, должен получить ши-
рокое развитие АПК, особенно в современных сложных условиях развития российской экономики в связи с жесткой санкционной по -литикой стран ЕС и США и перехода на им-портозамещение, но тем не менее и в этом регионе существуют негативные факторы, стимулирующие отток населения из деревни в город (рис. 1).
Главным экономическим фактором, стимулирующим отток сельского населения в город, является отсутствие возможности трудоустройства на селе. Крупные агрохол-динги - основные работодатели - по тем или иным причинам (необходимость предварительного обучения, стажировки и др.) не всегда заинтересованы в привлечении местных жителей, им экономнее нанимать подготовленных специалистов - «вахтовиков».
Рисунок 1 - Основные факторы оттока сельского населения в городскую местность
в Тамбовской области [1]
Условия проживания сельской категории населения по-прежнему отстают от городской, то есть имеют место не только экономические, но и социальные факторы. Таким образом, можно систематизировать все основные негативные и позитивные причины продолжающегося переселения сельского населения в города (рис. 2).
Отток населения из села в город является не только российской проблемой. В этом плане целесообразно изучение опыта зару-
бежных государств, например, Китая, который сотворив «китайское чудо индустриализации», чуть было не «потерял» деревню. Но ради справедливости необходимо констатировать факт, что большая часть КНР неблагоприятна для земледелия: горы и неплодородные земли. Следовательно, несмотря на огромную территорию страны, выращивать сельскохозяйственные культуры можно только в очень небольшой зоне. Руководство КНР в 1980-х годах поставило задачу максималь-
но быстрой и масштабной индустриализации страны.
Поэтому на сегодняшний день КНР испытывает большие сложности с продовольственным самообеспечением и во многом зависит от импортируемого продовольствия, в том числе и из России.
На современном этапе китайское прави-
Для них созданы специальные сельскохозяйственные экономические зоны, в которых введены льготные тарифы на перевозки, оплату коммунальных услуг и др. Государством выделяются солидные финансовые средства на улучшение экономической и социальной инфраструктуры села: строи-
тельство осознало свои ошибки и старается возродить агропромышленный сектор экономики. Сельскохозяйственным производителям Китая предоставляются налоговые льготы и привилегии в виде полного освобождения от уплаты налога на прибыль, НДС понижен до 3 %.
тельство агрогородов с городским уровнем комфорта, проведение дорог, ЛЭП, повышение закупочных цен для аграрных предприятий. Но, к сожалению, данный комплекс мер все же сильно запоздал, так как больший удельный вес земель занят под промышленное производство, либо средний возраст жи -
Ф
1. Возможность в большей степени пополнения доходной части госбюджета, так как городской житель больше уплачивает налоговых платежей и сборов, коммунальных платежей, чем житель села.
2. Сомнительная, но все же экономия финансовых ресурсов для местных бюджетов: отсутствие экономической целесообразности ремонта дорог, содержания ФАПов в "мертвом" селе.
3. Повышение качества жизни переехавших граждан: наличие хорошо работающего общественного транспорта, благоустроенное жилье (водопровод, канализация, центральное отопление и т.д.), доступ к более качественной медицине.
4. Большие возможности для самореализации иммигрантов: больше предприятий и видов деятельности, возможности саморазвития и образования.
5. Выше продолжительность жизни (по итогам 2018 г. средняя продолжительность жизни в городе была почти на 2 года выше - 73,3 года против 71,2 года у сельских жителей)
1. Перенаселенность (заполненность детсадов и школ, пробки на дорогах, большие очереди на получение различных услуг и т.д.).
2. Подорожание жилья: высокая цена делает жилье менее доступным не только для приезжих, но и для горожан.
3. Запустение, опустынивание и в целом деградация земель сельс кохо зяйственного назначения при итак малом удельном весе земель, пригодных к обработке.
4. Проблемы со здоровьем в связи с плохой экологией в городе, частыми стрессами, специфическим питанием (например, фастфуд).
5. Загрязнение городской среды: горожанин производит больше мусора в день, чем сельский житель, а инфраструктура справляется лишь с частью отходов.
6. Нехватка работников сельского хозяйства и АПК, в целом: "кадровый голод", который не восполняют иммигранты
Рисунок 2 - Плюсы и минусы оттока населения из сельской местности в города
телей сел превышает 65 лет, а рождаемость сельского населения в КНР был всегда зна-
упала в среднем до 0,6 ребенка на женщину чительно выше, чем в период СССР и России
[10]. Но тем не менее следует признать, что (рис. 3). за период с 1980 по 2022 год удельный вес
Рисунок 3 - Динамика волатильности доли сельского населения в России и КНР в период
с 1980 по 2022 год, % [2; 5; 9]
Несмотря на неутешительную статистику (рис. 3), надо признать тот факт, что и обратный отток населения - из города в сельскую местность - неизбежен. Этот процесс уже начался и будет усиливаться. Одним из значимых факторов, способствующих этому, является то, что некоторые пожилые граждане пенсионного возраста стали уезжать в свои старые деревенские дома, чтобы городскую квартиру оставить детям, тем самым решая «квартирный вопрос», так как молодым семьям, даже с учетом льготной ипотеки, собственное жилье приобрести сложно. На этом фоне появляются соответствующие программы создания инфраструктуры для пожилых. Это деревни с планировкой, приспособленной для людей с ограниченными возможностями, с повышенным спросом на медицинское обслуживание и особую форму досуга. На наш взгляд, отказ от традиционных домов престарелых в пользу сельских поселений был бы неплохим решением проблемы. Но на сегодняшний день по-прежнему в большей степени распространена обратная практика, когда дети перевозят пожилых больных родителей, нуждающихся в уходе и медицинском обслуживании, в крупные города. Но потом, подлечившись, они переселяются в пригороды или дачные поселки. Также идет постепенное развитие сельских поселений в
пригородах. Местная администрация в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» налаживает инфраструктуру: проводится ремонт региональных дорог, проведена связь и другие коммуникации, водопровод.
Таким образом, спрос на обустройство жизни за городом, причем с комфортными условиями для проживания, есть. Следовательно, в современной России надо возрождать село. Ведь опустевшие деревни - это еще и потеря национальной идентичности, традиций народа, которые связаны и с трудовым воспитанием молодежи.
Одной из основополагающих государственных программ, нацеленных на развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений, содействие занятости сельского населения,развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях и др., является государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696 [4].
Основные цели госпрограммы - сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3 %, достижение соотношения
среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80 %, повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50 %.
Общий объем финансирования госпрограммы в 2020-2025 годах - около 2,3 трлн
31,7
31,7
руб., в том числе за счет федерального бюджета - 1 трлн руб. [11].
По состоянию на 1 января 2021 г. в 15 из 26 субъектов, входящих в состав приоритетных территорий, фактическое значение показателя доли сельского населения превышает среднероссийский уровень - 25,3 % (рис. 4).
*
35,7
Республика Крым Северная Осетия-Алания Республика Бурятия Забайкальский край Еврейская автономная область
| Ненецкий автономный округ Чеченская Республика | Республика Саха(Якутия) | Амурская область | Чукотский автономный округ
Рисунок 4 - Удельный вес сельского населения в субъектах РФ, превышающий среднероссийский уровень
по состоянию на 1 января 2021 г. [4]
Вместе с тем исторически значительно ниже среднероссийского уровня значение показателя доли сельского населения в 4
субъектах и продолжает снижаться в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах (рис. 5).
17,6
■ Мурманская область
■ Магаданская область
■ Сахалинская область
■ Ямало-Ненецкий автономный округ
Рисунок 5 - Удельный вес сельского населения в субъектах РФ ниже среднероссийского уровня
по состоянию на 1 января 2021 г. [4]
Реализация государственной программы - субсидии на улучшение жилищных усло -
Российской Федерации «Комплексное раз- вий граждан, проживающих на сельских тер-
витие сельских территорий» по Республике риториях;
Дагестан осуществляется по следующим - субсидии на оказание финансовой под-
направлениям государственной поддержки: держки при исполнении расходных обяза-
тельств муниципальных образований по строительству жилья проживающим на сельских территориях, предоставляемого по договору найма жилого помещения;
- субсидии на реализацию мероприятий, направленных на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами;
- субсидии на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий;
- субсидии на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий.
Эффективным механизмом работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также должен стать проектный принцип работы, в том числе в части привлечения финансирования. В настоящее время
проектное управление и мотивация бизнеса применяются только отдельными субъектами и муниципальными образованиями, что не позволяет комплексно и целенаправленно направлять финансирование на потенциальные «точки роста» на сельских территориях и агломерациях.
Проектный принцип работы нашел широкое отражение в работе региональных властей Республики Дагестан. Всего из представленных к отбору для предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий Республики Дагестан 241 проектов были допущены к отбору - 99 проектов по 25 райо -нам Республики Дагестан и отклонены - 142 проекта по 21 району.
Район Наименование проекта с указанием населенного пункта
Гумбетовский Площадка ТКО, с. Цанатль
Площадка ТКО, с. Чирката
Площадка ТКО, с. Ингиши
Площадка ТКО, с. Н.Инхо
Левашинский Организация освещения территории, с. Хахита
Ремонтно-восстановительные работы, с. Хахита
Создание и обустройство детской игровой площадки, с. Джангамахи
Обустройство общественного родника, с. Мусультемахи
Создание и обустройство детской игровой площадки, с. Охли
Кайтагский Площадка ТКО, с. Маджалис
Каякентский Организация освещения территории, с. Новые Викри
Капремонт фасада здания, с. Новые Викри
Капремонт автодороги, с. Новые Викри
Организация ливневых стоков, с. Новые Викри
Магарамкентский Площадка ТКО, с. Гапцах
Площадка ТКО, с. Капир-Казмаляр
Организация освещения территории, с. Магарамкент
Организация пешеходных коммуникаций, с. Магарамкент
Гергебильский Ремонтно-восстановительные работы улично-дорожной сети, с. Маали
Ремонтно-восстановительные работы улично-дорожной сети, с. Дарада
Сулейман-Стальский Организация оформления фасада, с. Герейхановское
Организация пешеходных коммуникаций, с. Орта-Стал
Строительство детской игровой площадки, с. Орта-Стал
Гунибский Организация освещения территории, с. Кегер
Организация ливневого стока, с. Ругуджа
Организация освещения территории, с. Салта
Спортивная площадка, с. Гуниб
Ремонтно-восстановительны работы улично-дорожной сети, с. Согратль
Спортивная площадка, с. Ходоб
Обустройство общественного родника, с. Чох-Комуна
Таблица 1 - Проекты, допущенные к отбору для предоставления субсидий из республиканского бюджета РД на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий РД, согласно Приказу от 26.04.2021 № 98 «Об утверждении Положения о конкурсной комиссии по отбору проектов для предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий Республики Дагестан» [3]
Новолакский Создание и обустройство зон отдыха, с. Новочуртах
Ахтынский Организация тротуаров, аллей, дорожек, с. Хрюг
Ремонтно-восстановительные работы улично-дорожной сети, с. Смугул
Организация ливневых стоков, с. Ахты
Организация освещения территории, с. Смугул
Организация освещения территории, с. Ахты
Площадка ТКО, с. Ахты
Кулинский Организация освещения территории, с. Цовкра-2
Создание и обустройство зон отдыха, с. Вихли
Организация оформления фасадов, с. Кули
Создание и обустройство зон отдыха, с. Хосрех
Акушинский Создание спортивной площадки, с. Бутри
Создание спортивной площадки, с. В. Мулебки
Создание спортивной площадки, с. Гинта
Ремонтно-восстановительные работы, с. Гуладтымахи
Создание спортивной площадки, с. Куркимахи
Создание спортивной площадки, с. Семгамахи
Организация ливневых стоков, с. Усиша (мкр. Шарли)
Создание спортивной площадки, с. Цуликана
Шамильский Организация ливневых стоков, с. Гента
Организация пешеходных коммуникаций, с. Ругельда-Хиндах
Организация ливневых стоков, с. Ратлуб
Спортивная площадка, с. Сомода
Спортивная площадка, с. Дагбаш
Организация ливневых стоков, с. Нижний Батлух
Организация ливневых стоков, с. Кахиб
Создание и обустройство автомобильных парковок, с. Голотль
Карабудахкентский Организация пешеходных коммуникаций, с. Гурбуки
Организация оформления фасада, с. Гурбуки
Создание и обустройство автомобильных парковок, с. Губден
Организация оформления фасада, с. Губден
Ахвахский Площадка ТКО, с. Карата
Площадка ТКО, с. В.Инхело
Площадка ТКО, с. Цолода
Площадка ТКО, с. Тад-Магитль
Площадка ТКО, с. Ингердах
Площадка ТКО, с. Анчик
Площадка ТКО, с. Местерух
Площадка ТКО, с. Тлибишо
Площадка ТКО, с. Кудиябросо
Сергокалинский Создание и обустройство зон отдыха, с. Дегва
Площадка ТКО, с/с Сергокалинский
Хасавюртовский Организация пешеходных коммуникаций, с. Хасавюрт
Буйнакский Организация ливневых стоков, с/с Манасаульский
Организация пешеходных коммуникаций, с. Нижнее Казанище
Табасаранский Спортивная площадка, с. Аркит
Спортивная площадка, с. Цухтыг
Обустройство общественного родника, с. Джули
Обустройство общественного родника, с. Сикук
Спортивная площадка, с. Гувлиг
Обустройство общественного родника, с. Куркак
Организация ливневых стоков, с. Джули
Спортивная площадка, с. Ляха
Цумадинский Спортивная площадка, с. Тлондода
Создание и обустройство зон отдыха, с. В.Гаквари
Из проектов, допущенных к отбору для предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий Республики Дагестан, в реестр проектов-победителей вошли 40 проектов по 22 районам (табл. 2).
Как свидетельствуют данные табл. 2, в
рамках отбора проектов для предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий Республики Дагестан, 22 районам будет оказана региональная поддержка по улучшению социальной и экономической инфраструктуры.
Таблица 2 - Реестр проектов-победителей для предоставления субсидий из республиканского бюджета РД на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий РД согласно Приказу от 26.04.2021 № 98 «Об утверждении Положения о конкурсной комиссии по отбору проектов для предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий Республики Дагестан» [6]
Район Наименование проекта с указанием населенного пункта Стоимость проекта по данным МО, тыс. руб. Общая сумма субсидий, тыс. руб.
Гумбетовский ТБО, с. Н. Инхо Гумбетовский р-н 708,440 495,908
Итого: 708,440 495,908
Левашинский Обустройство общественных колодцев, с. Мусульте-махи Создание и обустройство детской игровой площадки, с. Охли 1469,000 2456,890 963,000 1625,000
Итого: 3925,890 2588,000
Кайтагский ТБО, с. Маджалис 1951,660 1951,660 1299,660 1299,660
Итого:
Каякентский Капремонт автодороги, с. Новые Викри 2900,480 2900,480 2000,000 2000,000
Итого:
Магарамкентский ТБО, с. Капир-Казмаляр Организация освещения территории, с. Магарамкент 1086,648 1455,850 2542,498 760,653 1019,095 1779,748
Итого:
Гергебильский Ремонтно-восстановительные работы улично-до-рожной сети, с. Дарада 2172,000 2172,000 1436,000 1436,000
Итого:
Гунибский Ремонтно-восстановительные работы улично-до-рожной сети, с. Согратль Спортивная площадка, с. Чох-Комуна 2194,270 1932,000 4126,270 1530,000 1286,000 2816,000
Итого:
Ахтынский Ремонтно-восстановительные работы улично-до-рожной сети, с. Смугул Организация освещения территории, с. Смугул Создание и обустройство зон отдыха, с. Курукал 3624,140 1573,600 2948,000 8145,740 2000,000 1101,500 2000,000 5101,500
Итого:
Кулинский Создание и обустройство зон отдыха, с. Вихли Организация оформления фасадов, с. Кули Создание и обустройство зон отдыха, с. Хосрех 1490,860 1452,000 2850,000 5792,860 978,000 951,000 1995,000 3924,000
Итого:
Акушинский Создание спортивной площадки, с. Гинта Организация ливневых стоков, с. Усиша (мкр Шарли) 3322,760 3963,100 7285,860 2000,000 2000,000 4000,000
Итого:
Шамильский Организация ливневых стоков, с. Гента 1681,000 1176,700
Итого: 1681,000 1176,700
Карабудахкентский Организация пешеходных коммуникаций, с. Гурбуки Создание и обустройство зон отдыха, с. Губден 3007,700 3000,700 6008,400 2000,000 2000,000 4000,000
Итого:
Ахвахский ТБО, с. Карата ТБО, с. В.Инхело 456,000 391,000 307,000 262,000
ТБО, с. Тад-Магитль ТБО, с. Местерух ТБО, с. Тлибишо ТБО, с. Кудиябросо 585,000 262,000 391,000 521,000 2606,000 395,000 176,000 262,000 351,000 1753,000
Итого:
14.Сергокалинский Создание и обустройство зон отдыха, с. Дегва ТБО, с/с Сергокалинский 2390,520 2851,580 5242,100 1673,364 1996,106 3669,470
Итого:
15.Буйнакский Организация пешеходных коммуникаций, с. Нижнее Казанище 2863,170 2863,170 2000,000 2000,000
Итого:
16.Табасаранский Детская площадка, с. Аркит Обустройство общественных колодцев, с. Джули Спортивная площадка, с. Гувлиг Обустройство общественных колодцев, с. Куркак 846,000 224,000 1247,000 551,000 2868,000 554,000 149,000 844,000 359,000 1906,000
Итого:
17. Цумадинский Спортивная площадка, с. Тлондода 2920,020 2920,020 2000,000 2000,000
Итого:
18. Хунзахский Создание и обустройство зон отдыха, с. Хариколо 2329,510 2329,510 1630,657 1630,657
Итого:
19. Тарумовский Создание и обустройство зон отдыха, с. Кочубей 2294,650 2294,650 1604,650 1604,650
Итого:
20. Бабаюртовский Создание и обустройство зон отдыха, с. Люксембург 4003,520 4003,520 2000,000 2000,000
Итого:
21.Кизилюртовский Ремонтно-восстановительные работы улично-до-рожной сети, с. Н. Чиркей 2843,490 1990,000
Итого: 2843,490 1990,000
22. Дахадаевский Организация пешеходных коммуникаций, с. Кубачи 40 проектов 1458,620 1458,620 76 670,18 986,000 986,000 50 157,29
Итого:
ВСЕГО:
Необходимо отметить положительную тенденцию развития регионального турист-ско-рекреационного комплекса, что немаловажно в современных условиях жестких санкционных мер со стороны стран ЕС и США. Такая политика региона позволит привлечь дополнительные потоки туристов в республику и увеличить доходы в региональный бюджет. Например, в рамках субсидирования выделяются средства на создание и обустройство зон отдыха в с. Курукал Ах-тынского района, в селах Вихли и Хосрех Кулинского района, в селе Губден Карабу-дахкентского района, Дегва Сергокалинского района, Хариколо Хунзахского района, Кочубей Тарумовского района, с. Люксембург Бабаюртовского района. Таким образом, в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» в Республике Дагестан было просубсидировано 40 проектов в размере 50157,29 тыс. руб., что составило 65,4 % от их стоимости по данным МО (76670,18 тыс. руб.).
Дальнейшее социальное развитие сельских территорий должно базироваться на экономическом росте, увеличении объема производства сельскохозяйственной продукции, повышении эффективности сельского хозяйства, рациональном использовании земель.
Стратегия развития территорий, которая оставляет за бортом село, уделяя главное внимание агломерациям, ошибочна. Необходимо повернуться лицом к деревне. Сегодняшняя ситуация в экономике страны будет способствовать передвижению городского населения в сельскую местность.
Одними из важнейших условий его закрепления в дополнение к повышению занятости будут являться комфортность проживания и качество социальной инфраструктуры. Именно эти задачи и призваны решить меро -приятия государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», срок реализации которой - 2025 год.
Список литературы_
1. Доровских С. Глубинка их не манит // Аргументы и факты. 2022, № 24. С. 8.
2. История экономики: свой бизнес, инвестирование. Прогнозы и аналитика. URL: http://economics-lib.ru/ books/item/f00/s00/z0000043/st211 .shtml (дата обращения: 19.06.2022).
3. Комментарий из вступительного слова Дмитрия Медведева на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, 4 июня 2019 года. URL: http://government.ru/docs/36905/ (дата обращения: 18.06.2022).
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 14.06.2022).
5. Общая численность населения России по годам с 1897 по 2022 (таблица). URL: https://infotables.ru/ statistika/31-rossijskaya-federatsiya/782-obshchaya-chislennost-naseleniya-rossii (дата обращения: 18.06.2022).
6. Проекты, допущенные к отбору для предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий Республики Дагестан согласно Приказу от 26 апреля 2021 года № 98 «Об утверждении Положения о конкурсной комиссии по отбору проектов для предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий Республики Дагестан».
7. Реестр проектов-победителей для предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий Республики Дагестан согласно Приказу от 26 апреля 2021 года № 98 «Об утверждении Положения о конкурсной комиссии по отбору проектов для предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий Республики Дагестан». URL: http://mcxrd.ru/gosprogramma-kompleksnoe-razvitie-selskikh-territoriy- (дата обращения: 18.06.2022).
8. Чеботарев А., Мартынова В. А кому-то пришлось потесниться // Аргументы и факты. 2022. № 24. С. 8.
9. Шигарева Ю. Китай свою битву проиграл? // Аргументы и факты. 2022. № 24. С. 9.
10. Abdulkadyrov, A.S., Buchaev, A.G., Kazavatova, N.Y. Sustainable Development of Region's AIC in the Conditions of the Digital Economy: Ecological Responsibility, "Green" Innovations and Circular Production Advances in Science, Technology and Innovation, 2021, рр. 139-144.
11. Globaleconomy.com: [сайт].URL: https://ru.theglobaleconomy.com/China/rural_population_percent/ (дата обращения: 10.06.2022).
References_
1. Dorovskikh S. The hinterland does not attract them. Arguments and facts. 2022, No. 24. p. 8.
2. History of the economy: your business, investing. Forecasts and analytics. URL: http://economics-lib.ru/books/item/ f00/s00/z0000043/st211.shtml (date of address: 06/19/2022).
3. Comment from Dmitry Medvedev's opening speech at the meeting of the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, June 4, 2019. URL: http://government.ru/docs/36905 / (accessed: 06/18/2022).
4. On the approval of the State program of the Russian Federation "Integrated Development of Rural Territories" and on Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation dated May 31, 2019 No. 696. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (accessed: 06/14/2022).
5. Total population of Russia by years from 1897 to 2022 (table). URL: https://infotables.ru/statistika/31-rossijskaya-federatsiya/782-obshchaya-chislennost-naseleniya-rossii (accessed: 06/18/2022).
6. Projects approved for selection for the provision of subsidies from the republican budget of the Republic of Dagestan for the implementation of measures for the improvement of rural territories of the Republic of Dagestan in accordance with Order No. 98 dated April 26, 2021 "On Approval of the Regulations on the competition commission for the selection of projects for the provision of subsidies from the republican budget of the Republic of Dagestan for the implementation of measures for the improvement of rural territories of the Republic of Dagestan".
7. Register of winning projects for the provision of subsidies from the republican budget of the Republic of Dagestan for the implementation of measures for the improvement of rural territories of the Republic of Dagestan in accordance with Order No. 98 dated April 26, 2021 "On approval of the Regulations on the competition Commission for the selection of projects for the provision of subsidies from the republican budget of the Republic of Dagestan for the implementation of measures for the improvement of rural territories of the Republic of Dagestan". URL: http://mcxrd.ru/gosprogramma-kompleksnoe-razvitie-selskikh-territoriy - (accessed: 06/18/2022).
8. Chebotarev A., Martynova V. And someone had to make room. Arguments and facts. 2022. No. 24. p. 8.
9. Shigareva Yu. Has China lost its battle? Arguments and facts. 2022. No. 24. P. 9.
10. Abdulkadyrov, A.S., Buchaev, A.G., Kazavatova, N.Y. Sustainable Development of Region's AIC in the Conditions of the Digital Economy: Ecological Responsibility, "Green" Innovations and Circular Production Advances in Science, Technology and Innovation, 2021, pp. 139-144.
11. Globaleconomy.com: [website]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/China/rural_population_percent (accessed: 10.06.2022).