УДК 656.136
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРЕЙЛЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ РЫНКА
Кузьмин Д.В., Белых А.Л.
ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» (МИИТ), 127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9, кафедра «Логистика и управление транспортными системами»
Аннотация
Контрейлерные перевозки - это экономичный, привлекательный и современный вид транспортировки грузов. Для ускорения процесса развития и внедрения на российских дорогах данного вида транспорта нужно изменить ряд положений, которые обсуждаются в данной статье. Ключевые слова: контрейлерные перевозки, мультимодальные перевозки, железнодорожные перевозки, автомобильные перевозки, перевозки.
CURRENT PROBLEMS OF ORGANIZATION PIGGYBACK IN THE
MARKET Kuzmin D., Belykh A.
Moscow State University of Railway Transport
Abstract
Piggyback - a cost-effective, attractive and modern form of transportation. To speed up the of the process of development of and introduction of on the Russian the roads the given kind transport you should change a number of of the provisions, about the which it is written in the given the article.
Key words: piggyback, multimodal transport, railway transport, road transport, trailer, freight.
На сегодняшний день существует много способов перевозки грузов от производителя к потребителю, помимо известных всем способов появляются новые, например, контрейлерные перевозки. В настоящее время отсутствует официальное определение терминам «контрейлер», «контрейлерная перевозка» и целого ряда положений в базе нормативно -правового регулирования, но изучив данный способ перевозок можно заключить, что контрейлерная грузоперевозка - это доставка грузов автомобильным и железнодорожным транспортом. Контрейлер представляет собой железнодорожную платформу, предназначенную для перевозки автопоездов. Большую часть пути автомобиль с грузом проезжает на специальной железнодорожной платформе и лишь незначительную часть -
Актуальные проблемы организации контрейлерных перевозок в условиях рынка
на собственных колесах [1].
Контрейлерные перевозки только начинают появляться и в России, хотя на Западе они уже достаточно популярны. Например, создан поезд комбинированного транспорта «Викинг», проходящий через Украину, Беларусь и Литву, и соединяющий цепь морских контейнерных и контрейлерных линий Балтийского региона с аналогичной системой Чёрного, Средиземного и Каспийского морей. Общая протяженность его маршрута составляет 1753 км. Регулярное движение поезда комбинированного транспорта «ВИКИНГ» начато 6 февраля 2003 года [2].
Есть много причин, по которым контрейлерным перевозкам сложно начать функционировать в России.
Во-первых, государственная поддержка контрейлерных перевозок в РФ не предусмотрена. Компаниям дорого обходятся перевозки такого вида.
Во-вторых, существенная проблема заключается в том, что для организации контрейлерного сообщения как эффективного и привлекательного бизнеса, необходима разработка собственного специализированного подвижного состава.
В-третьих, известные на сегодняшний день технологии грузовых перевозок такого типа не могут быть использованы в общесетевой модели на «пространстве 1520» из-за своих конструкционных особенностей, не соответствующих специфике эксплуатационного парка подвижного состава на сети российских железных дорог и особенностей климатических условий. Нужно создавать условия для ускорения процесса внедрения контрейлерных перевозок в транспортные компании.
По данным ОАО «ТрансКонтейнер», средняя дальность транспортировки груженого 20-футового контейнера в России составляет около 4 тыс. км. Значит нужно либо изменять западные схемы перевозок, либо разрабатывать новые.
Основными преимуществами контрейлерных перевозок, являются:
1. Экологичность. Железнодорожный транспорт является одним из самых экологичных видов транспорта по сравнению с другими видами сообщений. При одинаковом расходе энергетических ресурсов железными дорогами выполняется значительно больший объем перевозочной работы. Энергоэффективность железнодорожного транспорта в два-три раза выше автомобильного. Применительно к грузовым перевозкам коэффициент эмиссии парниковых газов на воздушном транспорте сегодня составляет 656 г/ткм, на автомобильном - 72 г/ткм, тогда как поезд на тепловозной тяге выбрасывает в атмосферу всего 35 г/ткм, а на электровозной и вовсе 18 г/ткм. [3];
2. Ускоренное прохождение таможенных пунктов (для международных перевозок). Потенциал международных перевозок - 32 млн т в
Проблемы экономики и управления транспортом
год. По данным Latvijas Auto (Ассоциации перевозчиков Латвии) в 2011году среднее время ожидания таможенных процедур для автомобилистов в пунктах пропуска на российско-латвийской границе занимало более 40 часов. В то же время контейнерно-контрейлерный поезд «Викинг» проходил белорусско-литовскую границу за 30 мин [4]. Поэтому в использовании контрейлерных технологий могут быть заинтересованы, в первую очередь, владельцы скоропортящихся, сезонных, ценных и опасных грузов.
3. Высокая скорость передвижения. Практика показывает, что среднесуточная скорость движения контейнерного поезда в РФ может достигать 960 км/сутки.
4. Разгрузка транспортных систем мегаполисов путём снижения трафика транзитных грузовых автоперевозок. Как показывает практика, немало аварий происходит по вине водителей фур и большегрузных машин.
Контрейлерные перевозки - это один из самых перспективных видов транспортировки грузов на сегодняшний день. Для организации контрейлерных перевозок в России необходимо предпринять ряд первоочерёдных мер.
Во-первых, создать новый тип универсального подвижного состава, который бы соответствовал всем требованиям безопасности, обеспечивал эффективность погрузочно-разгрузочных работ, а так же имел надежные средства крепления.
Во-вторых, обеспечить лояльную тарифную политику со стороны контрейлерного оператора путём дотаций данного вида перевозок государством, так как в целом данный вид перевозок является убыточным. Дотации государства позволили бы создать привлекательные тарифы, позволяющие данному виду перевозок, конкурировать с автомобильными.
В-третьих, необходимо урегулировать правовые вопросы, а именно, доработать регламенты перевозок на «пространстве 1520».
В-четвертых, требуется создать дополнительные благоприятные условия, стимулирующие спрос на данный вид транспортировки. Например, ужесточить экологические требования в отдельных регионах России. В Европе к данному вопросу подходят комплексно. К строгим экологическим нормам можно добавить ограничение осевой нагрузки автомобиля и запрет выезда грузового транспорта на дороги в выходные и праздничные дни.
Очевидно, что сами по себе контрейлерные перевозки достаточно противоречивы, а их организация требует комплексного подхода, но выполнение вышеперечисленных условий благоприятно скажется на развитии контрейлерных грузоперевозок в России.
Актуальные проблемы организации контрейлерных перевозок в условиях рынка
Библиографический список
1. Журнал «РЖД Партнер» специальный выпуск «Контрейлерные перевозки» 2012 год.
2. Викинг (поезд) / Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. -URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Викинг_(поезд)
3. Нечаев С. РЖД выезжают на природу / «Экология». Приложение, №115 (4900) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1966362/print.
4. Журнал «РЖД Партнер» специальный выпуск «Контрейлерные перевозки», 2012. - С.9.
УДК 656.056.4:004.032.26
МЕТОДИКА АНАЛИЗА И КЛАССИФИКАЦИИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕКРЕСТКОВ ГОРОДСКИХ УЛИЦ
Тарасов О.В., Корнилов С.Н.
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (МГТУ), 455000, г. Магнитогорск, пр-т Ленина, 38, кафедра «Промышленный транспорт», [email protected]
Аннотация
В исследовании, на основе использования методов многомерно-статистического анализа, разработана методология и методика анализа и классификации регулируемых перекрестков городских улиц. В результате теоретических исследований определена совокупность признаков для классификации и выявления принадлежности регулируемых перекрестков городских улиц к одному из уже известных классов.
Ключевые слова: регулируемый автотранспортный перекресток, классификация, многомерный статистический кластерный анализ.
THE METHODS OF ANALYSIS AND CLASSIFICATION CONTROLLED JUNCTIONS CITY STREETS Tarasov O., Kornilov S.
Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov
Abstract
Based on the methods of multivariate statistical analysis in the research developed a methodology and a technique of the analysis and classification signaled crossings of the city streets. In the result of theoretical research is determined by the totality of characteristics for the classification and definition of belonging to one of the already known classes of signaled crossings of the city streets.
Проблемы экономики и управления транспортом