Научная статья на тему 'Особенности развития контрейлерных перевозок в России'

Особенности развития контрейлерных перевозок в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
918
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРЕЙЛЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ТРЕЙЛЕР / ПЕРЕВОЗКИ / PIGGYBACK / MULTIMODAL TRANSPORT / RAILWAY TRANSPORT / ROAD TRANSPORT / TRAILER / FREIGHT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багинова Вера Владимировна, Кузьмин Дмитрий Владимирович

На данный момент контрейлерные перевозки являются одними из самых востребованных в Европе. В статье предпринята попытка описать причины успешности контрейлерных перевозок в Европе и необходимые шаги для реализации этого вида транспортировки в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PIGGYBACK IN RUSSIA

Currently piggyback are among the most sought after in Europe. This article attempts to describe the reasons for the success of piggyback in Europe and the steps necessary to implement this type of transportation in Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности развития контрейлерных перевозок в России»

Библиографический список

1. Особенности охраны окружающей среды и экологической безопасности на железнодорожном транспорте [Электронный ресурс]. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=525554 (дата обращения 11.04.2013).

2. Самуйлов В.М., Голубева В.А., Черных В.В. Организация и управление региональной логистикой (альбом слайдов): учеб. пособие. -Екатеринбург: УрГУПС, 2012. - 48 с.

3. Солонин В. ГЛОНАСС выступит против GPS в 2009 году / Интерне издание о высоких технологиях [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnews.ru/reviews/free/transport2007/articles/glonass.shtml (дата обращения 11.04.2013).

4. 10 тыс. единиц подвижного состава РЖД оснащено оборудованием ГЛОНАСС/GPS / Геоинформационный портали ГИС - Ассоциации [Электронный ресурс]. URL: http://www.gisa.ru/72441.html (дата обращения 13.04.2013).

5. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 11 января 2012 г. N 2 г. Москва "Об утверждении видов железнодорожных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" // "РГ". - 2012. - 20 апреля. - Федеральный выпуск №5761.

6. Самуйлов В.М., Неволина А.Д. Анализ процессов организационного развития и управления МТК-2 Свердловской области // Транспорт Урала: Научно-технический журнал. - № 4(35), октябрь - декабрь 2012. - С. 7-11.

УДК 656.136

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНТРЕЙЛЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В

РОССИИ Багинова В.В., Кузьмин Д.В.

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» (МИИТ), 127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9, кафедра «Логистика и управление транспортными системами»

Аннотация

На данный момент контрейлерные перевозки являются одними из самых востребованных в Европе. В статье предпринята попытка описать причины успешности контрейлерных перевозок в Европе и необходимые шаги для реализации этого вида транспортировки в России. Ключевые слова: контрейлерные перевозки, мультимодальные перевозки, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, трейлер, перевозки.

Значение спутниковой навигации (ГЛОНАСС) в перевозке железнодорожных грузов

FEATURES OF PIGGYBACK IN RUSSIA Baginova V., Kuzmin D.

Moscow State University of Railway Transport

Abstract

Currently piggyback are among the most sought after in Europe. This article attempts to describe the reasons for the success of piggyback in Europe and the steps necessary to implement this type of transportation in Russia.

Key words: piggyback, multimodal transport, railway transport, road transport, trailer, freight.

Контрейлерные перевозки в России, в отличие от Европы, крайне редкий способ транспортировки грузов. Это вызвано рядом экономических, технических, правовых и других причин.

Первоочередным барьером на пути развития контрейлерных перевозок является малая экономическая эффективность, вызванная необходимостью перевозки трейлера, а зачастую и автомобиля с водителем, что снижает производительность самого автомобиля и коэффициент использования грузоподъемности вагона и вынуждает создавать дополнительные условия для комфортной транспортировки водителя. К этому можно добавить отсутствие грамотной тарифной политики, вызванное недостатком маркетинговых исследований и понимания объёмов спроса на данную услугу.

Вторым препятствием для организации контрейлерных перевозок является отсутствие контрейлерных терминалов, в частности сервисной инфраструктуры, позволяющей осуществить быструю погрузку или выгрузку на основных перспективных направлениях, а также специализированного подвижного состава, отвечающего современным мировым стандартам и способного безопасно перевозить трейлеры. Так при первой попытке организации массовых контрейлерных перевозок в России в начале 90-х годов Абаканский завод изготовил порядка ста специализированных контрейлерных платформ, которые в результате пробных рейсов продемонстрировали техническую несостоятельность, так как повреждали фуры при транспортировке и погрузке. Аналогичная ситуация произошла после уже с Торжокским заводом, на платформы которого представлялась возможность погрузить фуру только посредством крана.

В настоящее время ведётся активная работа по решению данной проблемы. Так в 2012 году были разработаны и построены универсальные платформы для перевозки контрейлеров и контейнеров, обеспечивающие их доставку без дополнительных ограничений на пространстве 1520. Сертификация платформы и подготовка к серийному выпуску намечены на 3-4 квартал 2013 года [1, 2].

Возвращаясь к вопросу уровня логистической инфраструктуры и

Проблемы развития транспортной инфраструктуры

сравнивая Европу и Россию в сегменте контрейлерных перевозок, можно сделать вывод, что Россия пока отстаёт по уровню развития.

Ярким примером успешного внедрения логистических инноваций является опыт внедрения технологий контрейлерных перевозок в Европе: Modalohr (Франция), FlexiWaggon (Швеция), CargoSpeed (Великобритания) и т.д. Причина высокого развития логистической инфраструктуры кроется в повышенной автомобилизации Европы, которая вынуждает страны Евросоюза особым образом фокусироваться на развитии контрейлерных перевозок.

Рост контрейлерных перевозок в Европе составляет порядка 30% ежегодно. Европа, буквально задыхающаяся от постоянно растущего количества грузовых автомобильных перевозок, вынуждена рассматривать контрейлерные перевозки как один из основных инструментов борьбы с автомобилизацией. Как сообщает информационный ресурс www.spiegel.de, более 70% всех товаров в Германии в настоящее время перевозится автомобильным транспортом (рис. 1.). По оценкам германского министерства транспорта к 2025 году поток товаров вырастет на 75%.

■ Железнодорожный

■ Водный

■ Автомобильный

■ Трубопроводный

видам транспорта, 2009г. [3]

Такие условия неизбежно влекут за собой постоянное увеличение количества транспортно-логистических терминалов, которых, на данный момент насчитывается порядка 300 в 29 странах Европы.

Третьим барьером на пути реализации контрейлерных перевозок в России является правовая непроработанность данного вопроса. В настоящее время в России практически отсутствует регламент перевозки контрейлеров, в частности, в сфере международных перевозок, что для России имеют особую актуальность, поскольку данный способ транспортировки способен существенно сократить прохождение таможенных процедур.

Особенности развития контрейлерных перевозок в России

Каким образом можно стимулировать контрейлерные перевозки в России и в чём причина их успеха в Европе?

Во-первых, контрейлерные перевозки Европы сильно зависят от дотаций государства. Связанно это с тем, что, как правило, основной объём перевозок внутри Евросоюза приходится на расстояние 1000 -1500 км, кроме того, необходимо перевозить также трейлер и водителя. Эти обстоятельства делают невыгодным использование железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным, а в условиях свободной рыночной конкуренции делают контрейлерные перевозки абсолютно не конкурентоспособными по отношению к автомобильным перевозкам. За счёт дотаций государства европейские транспортные операторы способны предложить привлекательные тарифы на контрейлерные перевозки.

Во-вторых, дополнительным стимулом использования контрейлерных перевозок в Европе является строгое экологическое законодательство, которое накладывает серьёзные ограничения на осевые нагрузки и запрещает выезд фур в определённые дни и время или заставляет некоторые регионы взимать плату за пропуск транзитных фур.

Очевидно, что данная схема взаимодействия государства и бизнеса в Европе вполне способна стимулировать спрос на контрейлерные перевозки в России. Для этого необходимо в первую очередь проработать юридические вопросы в сфере контрейлерных перевозок, окончательно определиться в понятиях и создать необходимые регламенты перевозок. Вторым шагом на пути реализации контрейлерных перевозок в России должна стать реализация стратегии по развитию логистической инфраструктуры и специализированного подвижного состава для контрейлерных перевозок. И последним, завершающим этапом, способствующим привлечению внимания грузоотправителей к данному виду перевозок, должна стать привлекательная тарифная политика и ужесточение экологических норм.

Библиографический список

1. В. Гапанович подвел итоги инновационного развития РЖД в 2012 г. / Информационное агентство РЖД-Партнер [Электронный ресурс]. URL: http://www.rzd-partner.ru.

2. РЖД представили опытный вагон-платформу для перевозки контрейлеров и контейнеров / Информационное агентство РЖД-Партнер [Электронный ресурс]. URL: http://www.rzd-partner.ru.

3. Christian Wüst. Rail Freight Revolution: A Possible Solution to Europe's Clogged Roadways / Spiegel Online. International [Электронный ресурс]. URL: http://www.spiegel.de.

4. Россия в цифрах - 2011г. / Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.

Проблемы развития транспортной инфраструктуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.