Научная статья на тему 'Актуальные проблемы онтогенеза и реализации женского личностного потенциала'

Актуальные проблемы онтогенеза и реализации женского личностного потенциала Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
190
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Никишина Надежда Яковлевна

Рассмотрены специфические проблемы личностного становления женщины, Выявлены критерии, детерминирующие индивида женского пола как личность. Проанализированы эвентуальные личностные проекты самореализации под авторским названием Программа I, сутью которой выступает понятие «Иметь», и Программа II, смысловым содержанием которой является представление «Быть». Акцентировано внимание на боли как условии бытия женской личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы онтогенеза и реализации женского личностного потенциала»

Н.Я.Никишина

Актуальные проблемы онтогенеза и реализации женского личностного потенциала

Ни в момент осознания факта и постановки проблемы онтогенеза личности как гуманистического феномена1, ни в процессе дискурсивной эволюции от Ренессанса к Новому и даже Новейшему времени данное представление не эксплицировалось в отношении женского индивидуума, а имплицитно репрезентировало определенного мужского, так как женщины в целом считались нижестоящими в рейтинге по таким значимым качествам, как разум (интеллект), воля, лидерство, креативность, эвристичность и нравственность. Хотя и во времена того же Боэция были такие выдающиеся женщины-личности, как, например, Гипа-тия из Александрии, которая в свой изуверский век придерживалась неоплатоновской философии и посвятила свои таланты математике, за что была придана жестокой, мучительной смерти [19; с. 347], или византийская императрица Феодора, славившаяся своим незаурядным умом, стратегическим талантом, несгибаемой волей и мужеством (19; с. 352], не говоря уже о плеяде таких личностей, как Сафо, Клеопатра, княгиня Ольга, Жанна Д'Арк, боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна, Жорж Санд, Мария Кюри, Элеонора Рузвельт, Елена Блаватская и многих других, память о которых не стерли века. О.Вейнингер выражал традиционную точку зрения, когда писал, что абсолютная женщина лишена и понятия сверхчувственной личности, и вообще лишена всякого «я» [6; с. 193]. Ч.Ломброзо и Г.Ферреро, не являясь столь одиозными фигурами как О.Вейнингер, казались убедительными, когда утверждали, что нормальные женщины в большинстве случаев представляют в умственном отношении совершенно однородную массу и вполне походят одна на другую [14; с. 335]. Русский философ В.Розанов, не страдая мизагинией, тем ни менее написал следующее: ««я» мужчины - в гору величиной, «я» женское... да оно просто прислонено к мужскому «я»» [21; с. 162]. Широко известно, что и З.Фрейд не видел у женщин потенциала личностного развития. Удивительнее всего тот факт, что и в настоящее время раздаются голоса, убежденно отказывающие женщине в ее притязаниях на статус «личность». «Женщины имеют репутацию недалеких, болтливых, педантичных, поверхностных, подверженных предрассудкам созданий, которых не интересуют «по настоящему важные» события и миро-

1 История философии приписывает приоритет ПОНЯТИЙНОЙ трактовки «личности» как «субстанции

вые проблемы. Они разносят сплетни, все про всех знают, тщеславны и заносчивы, мелочны и пошлы. В то же время, если женщины работают в государственных структурах, они превращаются в «непрошибаемых» командирш, которые, имея бюрократическую власть, распоряжаются ею нерационально и во зло делу» [20; с. 46].

Однако, стремясь к объективности, следует принять данные утверждения как справедливые, Женщина так свыклась с нормой, детерминирующей ее как часть мужского «Я», как рефлектор (зеркало) личности мужчины, что она, возможно, уже генетически имеет предрасположенность опознавать свое «Я» посредством идентификации с субъектом мужского пола и не желает найти опору в самой себе, фундамент личностного становления, а стало быть не может (не хочет) быть личностью. Такую женщину устраивает невидимость ее присутствия и иллюзия простоты бытия, главное содержание которого есть наличие традиционной семьи, материальные ценности и субъективно понимаемый социальный успех, то есть бытие, заполненное суетным, без духовной компоненты. Нормой такой индивид признает лишь видимое, осязаемое, но которое зачастую не связано друг с другом, так как сознание такого субъекта женского пола фрагментарно и мозаично. Мир души такой женщины ограниченный, блеклый, ориентированный на мелкие повседневные заботы, его движение остановлено отказом от усилий, направленных на индивидуальное совершенствование, от попыток становления личностью. А статика, как известно, есть начало регресса (энтропии), и одно из главнейших его качеств - деструкгивность. В «Философской пропедевтике» Г.В.Ф.Гегель справедливо отметил: «... отказаться от своей личности - значит превратить себя в вещь» [8; с, 42]. А невидимость женщины для других теоретики постмодернизма приравнивают к смерти (не-бытию).

При всем при том следует сказать, что женщина до сих пор является заложницей коллективного Бессознательного. И, несмотря на существенные перемены в сознании социума относительно статуса индивида женского пола, общество посредством mass media, по-прежнему утверждает в женщинах ограниченное самосознание2, в соответствии с которым исследуемый субъект во многих случаях смотрит на себя глазами

2

Герсан К. называет его «фальшивое сознание» [28; с. 28]._

мужчины, стремясь выступать перманентным объектом его желаний, репрезентируя себя, прежде всего, как соблазнительное тело. Это неоспоримый факт, что есть субъекты, которые составляют мнения об индивидах, исходя исключительно из их внешности. Данным субъектам представляется, что внешность женщины адекватна ее сущности и генерируемому ею внутреннему миру. Иначе говоря, они полагают, что форма тождественна содержанию и не стремятся к установлению истины. В этом случае индивид женского пола обретает свой статус и приобщается к социальным ролям в соответствии со своим физическим «Я». И, следовательно, «Я» обесценивается обратно пропорционально возрасту индивида женского пола, К женской душе, ее внутреннему миру с его палитрой эмоционально-рассудочного, интуитивного мировосприятия, какой бы неординарной, многоаспектной, утонченной она ни была, редко проявляется значительный интерес со стороны мужчин. Из общественной сферы женщина вытесняется в приватную, так как она, в соответствии с патриархатными представлениями, не ассоциируется с личностью, стремящейся к самоактуализации вне семьи.

Следует признать, что в действительности женщина часто идентифицирует себя с телом. «И все слова женской автобиографии, как истории тела и сексуальности аффективны: тело, плоть, кровь, роды, насилие, менструация, болезнь, беременность, любовь, ненависть, страсть, борьба...» [10; с, 157], Ида Рольф писала "по этому поводу: «Любая попытка интеграции индивидуума имеет в качестве очевидной начальной точки его тело, хотя бы по той старой предпосылке, что человек может проецировать только то, что есть у него внутри. Некоторым образом, до сих пор плохо определенным, физическое тело и есть личность, а не ее выражение» [22; с, 208].

Горе и радость - два взаимодополнительных следствия, как две стороны одной медали, обеспечивает женщине подлинная телесная красота. Красота самодостаточна, ни у кого и не возникает мысли о том, что у красавицы могут быть еще какие-то способности, личностный потенциал. И согласно Ж.Аакану, красавица есть Прекрасная Дама: «Лишенная всякой реальной субстанции. Прекрасная Дама функционирует как зеркало, в которое мужской субъект проецирует свой воображаемый идеал» [10; с. 98].

«На вербальном, т.е. более сознательном, уровне женщина может восприниматься как личность, профессионал, собеседник; на визуальном, т.е. более близком к подсознанию, женщина однозначно воспринимается и представляется как тело, сексуальный объект» [17; с. 149]. В своем сексуальном самоутверждении мужчина чувствует себя стесненным уважением к женщине-личности и вполне раскрывается в своих потребностях только тогда, когда имеет дело с приниженным сексуальным объектом. Личность женщины

существенно умаляется посредством порнографии. Как справедливо замечает Алан Собл, воспроизводимый в порнографии образ «женщины приводит к ее отчуждению посредством «синдрома расчленения». В г порнографии и во многом следующей по ее следам рекламе, визуальный образ женщины деперсонализируется, поскольку акцентируется внимание на фрагментах тела - руке, груди, ногах, ягодицах» [3; с. 115]. Порнография поставила женщину в один ряд с потребительскими товарами, где ей назначена цена, за которую, при корреляции последней с самооценкой, субъект женского пола согласен отказаться от претензий на становление и прогресс своей личности.

Однако при этом, по мнению Лакана Ж„ «субъективное тело не сводится к биологическому и не является простым продуктом физического контакта, оно формируется под влиянием символических желаний и ценностей, импринтированных в него через процедуру «стадии зеркала»: субъект обретает свое существование только в тот момент, когда начинает воспринимать образ своего тела в пределах рефлективной поверхности - то есть через визуальный статус. Ж.Лакан считал, что именно визуальный образ формирует основу Эго и репрезентативные стратегии субъекта» [10; с. 103]. Так или иначе, но образ тела и собственной привлекательности является важным фактором в самооценке женщины, выступает точкой отчета индивидуальных притязаний в сферах материального и духовного бытия.

Поскольку, по представлению автора статьи, женская личность - это Разум, заключенный в живое тело, то его борьба и утверждение в созидании есть ее суть. И следует согласиться с рассуждениями Н.А.Бердяева, особенно в отношении женщины, когда он говорит, что «личность предполагает существование темного, страстного иррационального начала, способность к сильным эмоциям и аффектам и, вместе с тем, постоянную победу над этим началом. Личность имеет бессознательную основу, но предполагает обостренное самосознание, сознание единства в изменениях. Личность должна быть открыта ко всем веяниям космической и социальной жизни, ко всякому опыту, и вместе с тем она не должна, не может растворяться в космосе и обществе» [2; с. 297], Шеллинг Ф. также считал, что личностью становятся в борьбе разума с иррациональным началом. «Только в личности есть жизнь; и всякая личность покоится на темной основе, которая, следовательно, должна быть основой познания. Однако только разум формирует и возвышает до акта то, что скрыто в этой основе и содержится в ней лишь ро1еп1кйег» [26; с. 745].

Мы уже выяснили прежде, что иррациональное начало более характерно проявляет и демонстрирует себя в индивиде женского пола, а, следовательно, именно женщине предназначена труднейшая борьба за личностное самоутверждение. И широко известна

истина, согласно которой, чем труднее борение, тем самобытнее, сильнее выковывается личность. Главное выстоять в этом сражении, не отступить и вести его по своим правилам. Ведь принципиальная ошибка женского самоутверждения исходит из посылки, в соответствии с которой: мужчина является нормальным индивидом, потенциальной личностью, и следует уподобиться мужчине, чтобы стать личностью. Но начать необходимо с того момента, когда возникло мужество для трезвой самооценки и признания своей инаковости - отличительности, прежде всего, от патриархатных стереотипов. И именно в инаковости следует расставить индивидуальные координаты личностного становления, радикально отказываясь от объективации, зависимости, вырабатывая противостояние потоку впечатлений, генерируемому массовой культурой. Все это есть законное стремление Homo Sapiens к своему гуманистическому праву и космической обязанности реализоваться в соответствии со своей индивидуальной программой, которая есть ни что иное, как смысл бытия, «Личность есть, прежде всего, смысл, категория, она есть обнаружение смысла существования» [2; с. 297]. Бытие же есть возможность для желания и трансформации.

Вопреки банальному утверждению о том, что личностями не рождаются, личностями становятся, автор пришла к выводу, что женщины рождаются и проходят через бытие либо в качестве личностей, либо просто индивидуумов как типичных представительниц своего времени, нации, страны, реализующихся во многих тендерных функциях, которые довольно часто противоречивы по отношению друг к другу. Н.А.Бердяев дал достаточно емкое толкование неадекватности личности и индивидуума. «Личность не тождественна индивидууму. Индивидуум есть категория натуралистическая, биологическая.,. Личность же есть категория духовная, а не натуралистическая, она принадлежит плану духа, а не плану природы, она образуется прорывом духа в природу. Личности нет без работы духа над душевным и телесным составом человека. Человек может иметь яркую индивидуальность и не иметь личности» [2; с. 296]. «Высшая самость, - пишет П.Козловски в «Культуре постмодерна», - заложена в человеке изначально, а не является только добавочным результатом социализации или общественной обусловленности» [13; с. 67]. Здесь под «самостью» П.Козловски подразумевает то, что автор данной статьи вкладывает в понятие «личность».

Чтобы сформулировать более или менее удовлетворительное определение личности женщины, воспользуемся тезисом Г.Олпорта [25; с. 273], внеся в него коррективы, указывающие на то, что личность -это врожденное качество субъекта, а его внутренний мир и телесность представляют единую систему, хотя, возможно, и не сбалансированную. Таким образом: женская личность - это врожденная динамичная орга-

низация психофизической системы внутри индивидуума, которая детерминирует характерные для него мышление и поведение. Следовательно, дискурс о личности женщины следует сфокусировать на обсуждении качеств и их развитии, масштабе, потенциале и его развертывании, полярностях, самоактуализации, эволюции-деградации.

Мы уже выяснили в начале данного дискурса то, что субъективно воспринимаемый образ собственного тела является решающим фактором в самопознании женщины, Если субъекта в целом удовлетворяет его телесный образ, то он задерживается в «бытие-в-себе». В противном случае ему приходится раньше осваивать «бытие-для-себя». Так, например, большую часть детства и отрочества известного психоаналитика Карен Хорни мучили сомнения в собственных достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности, Позднее она призналась: «Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной» [25; с. 254], То есть К.Хорни решила реализоваться как личность.

Но необходимо отметить, что не только факт признания собственной некрасивости является стартовым моментом в развертывании личности, но и современный статус женщины, во многих случаях требующий от нее экономической самостоятельности, на которую теперь ее ориентируют уже с детства. Поэтому перед любой женщиной неизбежно встают вопросы: «Что я могу?» «Кто я есть?» «Кем я могу стать?»

Самопознание начинается с наблюдения и сравнения, которые предполагают несколько этапов. И здесь следует сказать, что такая иррациональная страсть, как зависть часто является побудительным мотивом к самопознанию, поиску индивидуального личностного потенциала и его развертыванию. Большая вероятность самосовершенствования заложена в первоначальной субмотивации (разумеется, возможен ее пересмотр), если она сформулирована: «Я хочу делать это как Они (Она, Он)». Здесь изначально задаются конкретные параметры развития качеств. Но, если в виде субмотивации выступает формулировка: «Я хочу делать это лучше, чем Они (Она, Он)», то границы развития качеств расширены и возникает возможность реализации полного потенциала личностных атрибутов. В ходе развития альтернативного (компенсаторного) качества/качеств, в условии отсутствия первоначально искомого, параметры его/их эволюции изначально не задаются, и личность следует его/их внутренней динамике развития и актуализации. Параллельно с данным процессом происходит осознание самости и установка самоидентичности, В понимании автора, самоиден-тичность женщины есть корреляция того, как она себя внутренне ощущает как «Я», как индивида, как личность и того, как ее воспринимают другие субъекты. В идеальном варианте самоощущение должно быть адекватным внешнему восприятию, но это случается не

так уж часто. Проблемой в установке самоидентичности является то, что внешние субъекты не способны аутентично отразить женщину как личность, в том числе и вследствие того, что иные сами по себе не являются личностями (то есть находятся на ином уровне индивидуального онтогенеза), а другие из-за того, что в солипсичной самодостаточности игнорируют другую индивидуальность. А это есть драматическая ситуация, так как женщина-личность довольно часто остается непонятой, непринятой, не признанной в своей истинной сущности. Она может пытаться вновь и вновь устанавливать самоидентичность хотя бы для того, чтобы изжить интровертированное чувство одиночества. По этому поводу, например, Лакан Ж. говорил, что самоидентичность («Я-идентичность») представляет собой в известной мере «бездумное» образование: индивидуальная идентичность всегда опосредована Другим, зависит от него и, следовательно, постоянно испытывает угрозу со стороны Другого. Формирование идентичности находится поэтому под знаком «летального фактора» и соответственно в состоянии «разобранно-сти и распадения». Образование Я происходит в поле напряжения между отраженным, зеркальным Я (moi) и тем страдающим от психического бессилия я, которое постоянно пребывает под угрозой упразднения (je) [10; с. 211].

И весьма распространено явление, когда женщина-личность устанавливает ложную самоидентичность, скрываясь за имиджем, посредством которого в подлинной самоидентичности участвуют только избранные, равные и превосходящие, посвященные в психологическую герменевтику, умеющие читать код, составляющий суть данного имиджа. Остальные воспринимают индивида в соответствии с традиционными поверхностными стереотипическими трактовками. Это как раз тот случай бытия за маской, о котором писал НАБердяев: «Личность есть, прежде всего, личина. В личине-маске человек не только себя приоткрывает, но он себя защищает от растерзания миром. Поэтому игра, театральность есть не только желание играть роль в жизни, но также желание охранить себя от окружающего мира, остаться самим собой в глубине,... В подлинном общении личность играет только свою собственную роль, играет себя, а не другого, не перевоплощается в другое «я», а, оставаясь собой, соединяется с «ты» [2; с. 299].

Самопознание - процесс глобальный, им можно и нужно заниматься всю жизнь, осознавая при этом, что в перспективе познание самого себя до конца невозможно. Но, все же, самопознание есть обязательное условие в процедуре саморазвертывания личности. Знакомство с «Я» - это познание самости, частью которого оно является, И если полагать, что самость есть единство Бессознательного (Ид) и Сознательного (Эго), то выходит, что личность - это Сверхсознательное (Суперэго).

Что касается Бессознательного, то вполне очевидно, что оно имеет вполне устойчивые коммуникационные каналы с сознанием женщины, и это проявляется в специфической женской мудрости, порой даже не обремененной эрудицией, в интуиции - генеральной «руководительницы» поступочной деятельности, в широком бытовании среди женщин таких иррациональных страстей, как зависть, ревность и чувство тоски. И если бы женщины умели адекватно если не трактовать, то хотя бы грамотно реконструировать свои многоаспектные, многочисленные сны, по числу которых они превосходят мужчин, то мировая культура могла бы обогатиться новыми трансцендентными откровениями. Однако женщины-личности в реальности осознают роль снов как подсказок, руководств в процедурах самопознания и жизнедеятельности. Но полное познание Бессознательного невозможно. Лакан Ж. характеризует Бессознательное как дискурс Другого, это то место, из которого ему и может быть задан вопрос о его существовании [11; с. 67].

Далее, Сознательное - это место функционирования разума и эмоций, рационального и иррационального, обусловленных индивидуальными склонностями, предпочтениями, желаниями, темпераментом и проекциями конкретного социума и общечеловеческой культуры, Таким образом, Эго - это локус первичного мировоззрения женщины. «Достигая ступени самоосознания, согласно рассуждениям Г.В.Ф,Гегеля, сознание обнаруживает себя как «Я», а «Я», прежде всего, означает вожделение [желание]; оно приходит к сознанию себя, только достигнув удовлетворения и только посредством другого. Но такое удовлетворение предполагает и отрицание другого, ибо «Я» должно утвердить себя как истинное «бытие-для-себя» в противоположность всякой другости» [7; с. 96], А Роза Брайдотти называет коллективность решающим шагом в переосмыслении традиционной структуры женского «Я», и предлагаемая ею конструкция «она-другая» указывает на признаки позиции «другого» вместо традиционной диалектики раба и господина. Осуществить переход от «она-я» к «она-другая» через транзицию себя и признание другой субъективности - это и значит находиться в процессе «становления», по определению Р.Брайдотти [10; с. 185].

Таким образом, личность достигает реального уровня самопознания только через свое отношение к другому субъекту и к себе как другому. Разумеется, женщине-личности как социальному модулю, как синтезу определенных социальных качеств в ее женской индивидуальности, необходимо абстрагироваться от тех вещей, которые не имеют к ней внутренне необходимого отношения, а исследовать лишь те отношения -связи, которые опосредуют личность с ее аутентичностью. Хотя следует признать, что далеко не всякая женщина способна полностью исключить из поля зрения свои интересы, желания, цели, то есть на время

отречься от своей субъективности, так чтобы остаться чистым познающим, объективно беспристрастным субъектом, К тому же, Лакан Ж., например, утверждает, что человек никогда не тождественен какому-либо своему атрибуту, и его «Я» никогда не может быть определимо, поскольку оно всегда находится в поисках самого себя. Происходит это потому, что в основе человеческой психики лежит Бессознательное, которое препятствует процедуре обретения субъективностью стабильной «Я-идентичности» [10; с. 88].

В работе «Транскоммуникации и личностное развитие» В.И.Кабрин справедливо отмечает, что переживание мужчины и женщины в «Я-мире» не тождественны, но в то же самое время упомянутый автор представляет типичную сексисткую точку зрения, полагая, что переживания женщины «нормативны», подразумевая, очевидно, под этим словом понятие «примитивны»3. Так, В.И.Кабрин пишет: «Переживания в «Я-мире» женщины отличны от переживаний в «Я-мире»4 мужчины. Мужчины характеризуются значимо более широким диапазоном умонастроения в своем «Я-мире», чем женщины. Последние, как и принято считать, оказались более нормативными» [12; с. 136].

На взгляд автора статьи, для характеристики «Я» в структуре Эго женщины применима иерархия «Я» Яс-перса К., согласно которой первый уровень - «Я» эмпирическое, Это естественный индивид на биологическом уровне, который стремится к удовлетворению своих витальных потребностей, руководствуясь инстинктом самосохранения. Форма общения на этом уровне обусловливается необходимостью выживания,

Второй уровень - это сознание вообще. В качестве «сознания вообще» «Я» лишено своего эмпирического определения, оно выступает как тождественное с любым другим «Я», являясь представителем сознания как такового, некоторого надындивидуального начала, трансцендентальной субъективности, которая есть условие возможности объективного бытия и предметности вообще. Ясперс К. называет этот второй уровень «Я» предметным сознанием. У эмпирического «Я» есть одно преимущество перед «сознанием вообще». Эмпирический индивид действителен и существует во времени, тогда как трансцендентальное «Я» лишь значимо, а не действительно, свою вневременность оно приобретает, жертвуя своей действительностью [27; с. 10-11].

Под «трансцендентальной субъективностью» К.Ясперса автор данного исследования понимает то, что традиционно именуют душой, и полагает, что во имя совершенствования души, трансформации ее в некий космический идеал и существует такой фено-

3 Здесь уместно подчеркнуть, что российская философская мысль до сих пор игнорирует внутренний опыт женщины, ее экзистенциальные переживания, очевидно, полагая их «нормативными».

4 У Кабрина В .И. - «К-мир».

мен, как личность,: который выступает средством для трансцендентального «Я».

Но личность невозможна без силы духа - ее витального потенциала, обеспечивающего все ее интенции. Большая, исключительная емкость духа создает такой феномен, как харизма, которая является непременным компонентом масштабной личности. Масштаб личности женщины детерминируется объемом и сложностью тех реальных задач, ведущих к конкретной цели, в ходе решения которых она демонстрирует свой потенциал (уникальные качества, волю, силу духа /харизму/) и его ориентацию (направленность к добру или злу). В процессе самопознания женщина-личность осознает, что в основе ее поступочных субмотиваций, стремлений к самореализации находятся интенции к добру или же к злу. Однако рано или поздно индивиду приходится сознательно выбирать полярность своей личности, ориентируясь либо на гуманистические идеалы, либо на враждебное миру самоутверждение демонической самости, при этом моделируя себя как конструктивную (созидательную) личность или негативную (деструктивную). Но борьба с самой собой за переориентацию склонностей порождает великую героическую личность. И это может стать достойным смыслом земного бытия женщины.

А если все же в результате взаимодействия противоборствующих сил формируется дуалистическая век-торность как равная предрасположенность к конструктивной ментальной и поступочной деятельности, к добру и одновременно к злу, то этот феномен становится основанием для амбивалентной нравственной жизни женщины, генерирующей пролонгированные внутренние коллизии, ослабляющие силу духа индивида.

Поскольку мы пришли к выводу о том, что Супер-эго есть место локализации личностного начала (оно здесь конструирует личность), то фундаментальные качества Сверхсознательного есть обязательные критерии для обоснования личности, А именно:

1. Интеллект с ярко выраженной когнитивной потребностью, аналитической и интегративной способностями, автономность и оригинальность суждений, открытость для новых идей, Способность к противодействию Бессознательному.

2. Особенные или уникальные качества, способности, талант. Неодолимая потребность в их реализации. Инаковость.

3. Воля как гибкая решимость, но не ригидность.

4. Сила духа, обеспечивающая стойкость личности, ее динамику и прогресс. Способность к сублимации как переадресовке энергии.

5. Ответственность как способность к принятию решений и их последствий.

6. Целеустремленность, которая подразумевает наличие кратковременных или долговременных программ самоактуализации, саморазвития, смысла жиз-

ни и наличие стратегическо-тактической способности как средства,

7. Самопознание. Рефлексия как инструмент самопознания,

8. Самоуважение как объективная оценка своих индивидуальных качеств, способностей, талантов, благодарное их принятие как даров. Восприятие себя как объективной данности, не имеющей альтернатив в конкретной реальности в заданное время, предназначенной для индивидуальной, специфической миссии.

9. Борьба с собственной «тенью» как с темной, дурной и животной стороной личности (по К.Юнгу).

10. Наличие одного из полюсов бинарной оппозиции: Креативность - Деструктивность.

Одним из вероятных результатов феминного самопознания оказывается обнаружение феномена диалектики причинно-следственных связей. Что приводит к пересмотру стиля индивидуального бытия, с последующей его коррекцией в соответствии с некоей индивидуальной онтологической программой. Назовем ее Программой I. Важным фактором, детерминирующим данную программу, выступает то, как Сознательное (Эго) женщины сумеет «договориться» с Бессознательным (Ид), то есть, какие именно семантические парадигмы будут выступать в качестве вех ее жизненного пути. Принимая для себя Программу I, женщина полагает, что ее ключевым представлением выступает понятие «Быть», но в реальности сутью этого первоначального проекта является понятие «Иметь». Разумеется, бывают редкие исключения.

В данный период даже когнитивный процесс имеет выраженную социально утилитарную динамику, то есть познание является, по сути, приобретением знаний и умений с последующим их специальным применением в процессах продвижения к обозначенным, чаще всего материальным, конкретно осязаемым целям. В соответствии с Программой ! женщина-личность ищет признания своих способностей, талантов, выдающихся качеств и для этого пытается утвердиться в социально значимых сферах, таких как профессиональная карьера, политика, наука, спорт, искусство, то есть там, где она способна репрезентировать себя как личность, исходя из посылки, что личность проявляет себя в поступках. «Человек есть то, что он делает, Бытие человека и есть его действие» [7; с. 172], То есть, личность пытается самоактуализироваться исходя из своих, уже проявленных потенций.

В соответствии с Программой I субъект скорее всего будет пытаться обрести союзников, единомышленников, благодаря которым шансы «Иметь» идеальный Эрос, безупречную семью, престижную работу, высокий статус в социальной иерархии, модные вещи и услуги - все то, что символизирует обывательский успех, увеличатся. В реальности женщина-личность может получить все имманентно семантическим парадигмам Программы I, так как ее неординарные каче-

ства мобилизуются для их материализации в конкретной действительности в заданные временные параметры. Женщину вдохновляет вера в социальный миф о некоем локусе бытия, где конституируется индивидуальное человеческое счастье, тем более ей с детства внушено, что он реально обозначен на ее онтологическом горизонте, стоит только приложить определенные усилия, чтобы оказаться в заданной точке, где вектор успеха постоянен в своей динамике. Так «власть общества проникает в «сознание» и в бессознательное индивида и оказывает влияние на его желания, моральные мотивы и поступки. При «нормальном» развитии индивид «свободно» изживает вытесненное как собственную жизнь: он желает того, что ему положено желать, удовлетворяя себя, он приносит выгоду себе и другим и обретает умеренное, а порой даже более чем умеренное счастье» [15; с. 40].

ДУХОВНОЕ СОВЕРШЕНСТВО

ДУХОВНОСТЬ ,

Схема: саморазвитие и самоактуализация

Действительно, в социальных коммуникациях субъект шлифует свою индивидуальность. Однако женщины-личности, чьи действия преимущественно направлены на достижения извне субъекта, женщины, ориентированные на внешний успех, не только желают производить впечатление на иных индивидуумов, но и испытывают обеспокоенность при недостатке внимания как знака их личностной состоятельности, при этом несколько отчуждаясь от развития своего аутентичного «Я». Итак «маска» успеха в конечном счете провоцирует энтропию личности, так как стремление к успеху - это стремление к безопасности. Согласно А,Маслоу, потребность в безопасности оказывает сильное негативное влияние и является даже препятствием для самоактуализации. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества.... Реализация потребности в самоактуализации требует открытости

новым идеям и опыту [25; с. 496], Исходя из теории систем пролонгированная стабильность бытия, к которой в конечном счете, стремится женщина, верная Программе I, есть энтропия, и ее процесс схематично представлен в откорректированной автором диаграмме М.С.Пека [18; с, 256] (см. рисунок). Программа I -это проект утверждения женщины во всех значимых для нее аспектах бытия. И этим утверждением она как бы подтверждает свою истинность. Ж.Деррида говорил о том, что «Становление - женщиной есть процесс, продвижения идеи. Идея есть форма самоопределения истины» [9; с. 135].

Рано или поздно, но исследуемый субъект, наконец осознает, что перманентный успех, счастье - это мираж, так как вещи и события ограничены другими вещами и событиями, а следовательно, «все суета сует», которая уводит не только от вожделенного счастья, но и нивелирует простое удовольствие от результатов внешней деятельности. Многие современные философы и психологи утверждают, что материальные успехи современной цивилизации не только не дают импульсов к внутреннему развитию личности, но, наоборот, приводят ее к ощущению дисгармонии и расщепления. Так, К.Хорни, например, усматривала основную причину внутриличностных конфликтов в негативном воздействии культуры (цивилизации), которая нестабильна, подвержена постоянным трансформациям [24; с. 5-190]. «В современном мире, - констатирует гуманист Вайнцвайг П., - где нагромождаются искусственно создаваемые сложности, и где игнорируются принципы творческого отношения к жизни, возникла благодатная почва для разрушения личности» [5; с. 44].

Но не стоит забывать того факта, что именно в онтологических трудностях, переживаниях творится высокая личность. Каждое новое испытание дает пищу уму и способствует онтогенезу. Именно проблемы и боль, которую они генерируют, интенсивные переживания провоцируют интеллектуальный и духовный прогресс. Согласно М.Хайдеггеру, «Боль, которую надо еще сначала испытать и осилить, есть прозрение и знание, что обеспеченность есть высшая и скрытнейшая нужда, принуждающая лишь из самой далекой дали» [23; с. 187]. И Н.Бердяев полагал, что «Главное в существовании личности совсем не то, что оно целесообразно, главное, что оно есть, причиняющая боль судьба, антиномическое сопряжение свободы и предназначения неотвратимости» [2; с. 298]. «Избавление от страданий и боли достигается отказом от личного бытия, ибо, личность есть боль, и борьба за личность болезненна» [1; с. 438]. Шошана Фельман вслед за Маргерит Дюрас в книге «Чего хочет женщина» пишет о том, что боль и ощущение боли были важнейшей частью ее творческой жизни [10; с. 160].

Постепенно некоторые женщины-личности приходят к выводу о том, что главной сутью их экзистенции

должна стать максима «Быть», не «Иметь». Оказывается, что все самое важное для женщины находится не извне, а внутри нее самой. «Если вы хотите посмотреть на благодать - смотрите в себя, - учит нас Пек М.С., - если вам нужна мудрость более высокая, чем ваша, опять же обратитесь к самому себе» [18; с, 286]. Однако женщина-личность, реализуясь в Программе I, исходит из своей недостаточности, генераторами ее социальной динамики выступают комплексы неполноценности, которыми социум заклеймил исследуемый субъект, а также, деспотия тендерных стандартов.

Однажды наступает момент, когда личность женщины стабилизируется в своей самореализации, а ее эволюция затормаживается5, следовательно, субъект вовлекается в энтропийную тенденцию и, чтобы затормозить ее или остановить, существует только один способ - дальнейшее перманентное личностное саморазвитие, а это уже исходный момент Программы II. И чтобы выступить ее конструктором, женщина должна подвергнуть себя генеральной рефлексии. Это не то, что Лакан Ж. называет «экраном», то есть восприятие себя через призму культуры, а усилие сознания в отношении сохранения и становления себя как Личности - некого идеала Homo Sapiens, посредством дистан-ционирования от своего Я, постановкой под вопрос своего прежнего проекта бытия (Программы I). Эта рефлексия есть трансцендирование. В результате чего женщина, возможно, окажется способной пробиться через случайные, второстепенные стороны своего существования к глубине «Я», жаждущему единства с универсумом, посредством трансцендирования. Страждущая женская душа, одаренная, но обреченная существовать и лавировать в культурных энергоинформационных потоках, может найти силы, чтобы выйти из их водоворотов, чтобы обрести иной имманентный себе мир.

Н.А.Бердяев указывал на то, что самосовершенствование есть процесс бесконечный, ибо, он по своей сути космичен: «...Личность не может быть закончена, она не дана, как объект, она творится, создает себя, она динамична. Личность есть, прежде всего, антиномическое сочетание конечного и бесконечного. Личность потерялась бы, если бы в ней исчезли границы и сдерживающие формы, если бы она расплылась в космической бесконечности, Но личность не была бы образом и подобием Божьим, если бы она не вмещала в себе бесконечного содержания» [2; с. 303].

Гегель Г.В.Ф. совершенно справедливо связывал личностный феномен с духовностью: «Понятие личности включает в себя особенность Я или же отдельность как

5 Здесь имеет место быть комплекс Ионы, то есть уход от своего предназначения, величия. Данный комплекс достаточно распространен среди женщин. Термин А.Маслоу [25; с-496|. _______________

нечто свободное и всеобщее. Люди обладают личностью, В силу своей духовной природы» [8; с, 37],

Духовность есть особый, идеальный, благородный мир изнутри человека. Гармоничный синтез разумного и эмоционального в женской природе. Подлинная духовность императивна, она пытается имманентно воздействовать на внешний мир женщины, регулируя ее поступочную деятельность с точки зрения красоты, блага, радости и объективной справедливости. Благодаря духовности женщина-личность способна вносить в субъектно-субъектные отношения горячее стремление к чистоте, более высоким нравственным принципам. И самосовершенствование женской личности есть становление духовности в соответствии с концептуальной моделью «Я-пространства» как микромира и идеей (проектом) идеальной личности. «Самоформирование предполагает, что существует идея и образ человека, и что последний должен единственно и неповторимо этот образ осуществить» [13; с. 110]. «Личность есть образ, имеет образ, образ же целостен, и не может быть частью. Личность есть реализация в природном индивидууме его идеи, Божьего замысла в нем. Личность предполагает творчество и борьбу за себя» [2; с. 298]. Стало быть, сутью Программы II выступает духовный рост женской личности и самоактуализация, что является, по сути, синтезом всех аспектов бытия и смыслом последнего. А духовный рост имеет векторную направленность из микрокосма к макрокосму, поскольку движение к идеальному образу подразумевает освобождение от показного (демонстративного), суетного, мелочного, эгоистичного, циничного, то есть всего того, что не вписывается, диссонирует с обликом идеального Homo Sapiens или, согласно с теософскими представлениями - Человека Шестой Расы.

Из переживаний о несоответствии того, кто она есть и кем должна стать, женщина-личность черпает созидательную энергию. Духовность предполагает рафинированное сознание, очищенное от обывательских стереотипов, сформированных при помощи неадекватной духовной парадигмы, воспитания и манипуляций mass media. Саморазвивающаяся и самоактуализую-щаяся женская личность активно сопротивляется прессингу массовой культуры, социальному манипулированию сознанием в отношении тендерных стандартов и пытается выступить в качестве сознательного автора своего аутентичного мира. И это та область бытия, где она полностью отвечает сама за себя. А чем лучше организована личность, тем больше она несет в себе содержания. Исследуемый субъект нуждается в пище духовной и потому ищет знания, новые идеи. Духовное знание представляет возможности для регуляции экзистенции женского индивида. Оно одновременно реминисценция трансцендентного и аккумулятивный опыт человечества. Таким образом, женщина становится посредником между реальным миром и трансцендентным. «Личность предполагает существование сверхлич-

ного. Личности нет, если нет ничего выше личности.

Тогда личность лишается своего ценностного содержания, которое связано с сверхличным» [2; с. 297]. Из слов Н.А.Бердяева явствует, во-первых, что личность как действительность предполагает высшую реальность Бога, а во-вторых, то, почему предназначение женщины не есть только монотонная эмпирическая обыденность, но оно требует трансцендирования как связи с космосом, с Абсолютом. А «Транскоммуникация - это процессы, состояния, синтезы, объединяющие разные виды, уровни, формы, миры общения человека, проявляющиеся в изменениях, предельных, «пиковых» душевных процессах и состояниях - экстатических и эмпати-ческих, катарктических и инсайтных. Отчетливо и качественно отличных от приглушенных «нормальных» переживаний нормальных коммуникаций, именно эти изменчивые душевные состояния помогают человечеству, высвобождаясь из «старого», обретая новые более совершенные сферы осмысленного существования, не сжигать мостов к прошлому, а делать их более эффективными» [12; с. 230].

Так возникает духовный «Я-мир» исследуемого субъекта с определенной степенью энергоинформационной напряженности. Духовность создает конкретное и одновременно универсальное содержание личности женщины, выводя ее за параметры времени и пространства. В идеале, главным содержанием человека вне зависимости от пола являются производные Разума и Души, которые просветленны и космичны, Но несовершенным Разуму и Душе недоступна полнота истины, поэтому они должны стать Сверхразумом и совершенной Душой, чтобы обрести истину. Это есть путь от животной Природы к Божественному Космосу. Завершение пути личности в космичности сознания, духовной полноте, свободном трансцендировании. Очевидно, далее следует растворение личности в некоем космическом единстве. Например, К.Уилбер (Wil-ber К. The Spectrum of Consciousness) считает, что последним этапом развития личности является трансперсональный уровень, то есть расширяющееся сознание личности выходит за пределы конвенциональных границ организма, расширяя при этом чувство тождественности, охватывая «коллективное Бессознательное», объединяя индивидуальное чувствование с космической цельностью, превосходящее логическое мышление, интеллектуальный анализ, приближаясь к прямому, мистическому восприятию реальности. Это есть духовное, космическое сознание, тождественное универсуму, растворяющему личность [12; с. 38].

Библиографический список

1. Бердяев Н, Дух и реальность II Бердяев Н.А. Философия Свободного Духа, М.: Республика, 1994. - С, 364-462.

2. Бердяев Н, Я и мир объектов// Бердяев Н.А. Философия Свободного Духа. М.: Республика, 1994, - С, 230-317.

3. Березовчук Л У феминизма не женское лицо // Октябрь, - 2002, - № 1, - С, 104-129,

4. Боэций, Против Евтихия и Нестора II Боэций, Утешение философией и другие трактаты. - М,; Наука, 1990, - С, 170-175.

5. Вайнцвайг П, Десять заповедей творческой личности, -М.: Прогресс, 1990.

6. Вейнингер О, Пол и характер. - М.: ТЕРРА, 1992,

7. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - М,: Наука, 2000,

8. Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика // Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет в двух томах. - М.: Мысль, 1971. - Т. 2. - С, 5-212,

9. Деррида Ж, Шпоры: Стили Ницше II Философские науки.

- 1991. - № 2. - С. 118-142.

10. Жеребкина И, «Прочти мое желание...», Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. - М.: Идея-Пресс, 2000.

11. Ильин И, Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М,: Интрада, 1998,

12. Кабрин В,И. Транскоммуникации и личностное развитие,

- Томск, 1992.

13. Козловски П. Культура постмодерна, - М.: Республика, 1997.

14. Лэмброзо Ч„ Ферреро Г. Женщина преступница и проститутка II Лэмброзо Ч. Гениальность и помешательство. -М.: Республика, 1996.

15. Маркузе Г. Эрос и цивилизация, - Киев, 1995.

16. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999,

17. Михайлова Т, В постели с «Огоньком», (Визуальная репродукция женщин в российских СМИ 1990-х гг.) II Жен-

щина и визуальные знаки, /Под ред. А.Альчук. - М,: Идея-Пресс, 2000. - С. 144-154.

18. Пек М.С, Нехоженые тропы, Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного роста. - М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996,

19. Рассел Б, История Западной философии. - Новосибирск, 1997.

20. Рис Н. Тендерные стереотипы в Российском обществе, взгляд американского этнографа // Этнографическое обозрение, - 1994, - № 5, - С. 44-49. ,

21. Розанов В,В, Мимолетное 19Д5 год II Розанов В,В. Мимолетное, - М,: 1994,

22. Фрейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно ориентированной психологии, - М„ 1996, - Т. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Хайдеггер М, Преодоление метафизики II Хайдеггер М, Время и бытие. - М.: Республика, 1994, - С, 177-192,

24. Хорни К, Наши внутренние конфликты II Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма, - М„ 1995.

25. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности, - Спб.: Питер, 1997,

26. Шеллинг Ф.В.Й, Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах II Немецкая классическая философия, - М.-Харьков, 2000, -Т, 1,

27. Ясперс К, Смысл и назначение истории, - М,: Республика, 1994,

28. Gerson К. Hard Choices, How Women Decide about Work, Career and Motherhood, Berkery. Los Angeles, London; 1985,

А. И. Шафоростов

Роль доверия Другому в процессе самоидентификации личности

В понятии самоидентичности можно выделить два различных содержания. Во-первых, самоидентичность понимается как результат сознательного отождествления человеком себя с определенной социальной реальностью. В этом случае слово «само» означает, что «я сам признаю себя соответствующим чему-то внешнему, объективному». В качестве этого внешнего, объективно существующего могут выступать самые различные реальности - от группы спортивных фанатов до безличного морального закона в восточной культуре. Во-вторых, самоидентичность понимается как отождествление своего "Я" с содержанием своей самости, в этом случае за словом «само» стоит самость. Следует отметить существование определенной общности содержания названных значений понятия самости. Эта общность объясняется тем, что в обоих случаях исходным условием самоидентификации выступает дихотомия «Свой - чужой», которая является одной из первых форм осознания мира и самого себя.

Структура идентичности при самом общем определении включает в себя три основных компонента:

эмоциональный, когнитивный, оценочный. Так как для понимания природы идентичности в первую очередь используется понятие ощущения, то вполне естественно утверждать, что центральное место в структуре идентичности занимает эмоциональный компонент. Эмоциональное содержание идентичности - это чувство соответствия, чувство уверенности, чувство принадлежности, ощущение доверия тому порядку вещей, который воплощен в действиях группы людей, с которой идентифицирует себя личность, а также желание субъекта принадлежать именно этой группе.

Доверие по своей природе относимо к «естественным» феноменам, обнаруживающим себя в сознании человека, начиная с детского этапа его жизни. Естественность доверия проявляется в том, что оно часто устанавливается непосредственно и непроизвольно, - доверие как то, что понимается как само собой разумеющееся [12, с.50]. Доверие понимается как некое фундаментальное элементарное отношение человека к бытию, доверие как таковое, еще без определенного предмета, которому доверяют [2, с.58].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.