Научная статья на тему 'Актуальные проблемы обеспечения пенсионных прав трудоустроенных осужденных в иу'

Актуальные проблемы обеспечения пенсионных прав трудоустроенных осужденных в иу Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
351
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы обеспечения пенсионных прав трудоустроенных осужденных в иу»

Подполковник внутренней службы А. В. ПЕРЕВОЗЧИКОВ, слушатель Академии ФСИН России,

кандидат юридических наук

актуальные проблемы обеспечения пенсионных прав трудоустроенных осужденных в иу

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года поставлены задачи создания условий для трудовой занятости осужденных и дополнительных рабочих мест, обеспечения гарантий, связанных с их трудовой деятельностью [1]. Следовательно, отказа от оплачиваемого труда спецконтингента в свете реформирования УИС не предполагается, что обусловливает в настоящем и будущем актуальность задачи защиты пенсионных прав работающих осужденных, возложенной законом на администрацию исправительных учреждений, в целях их успешной постпенитенциарной адаптации.

Краткая историческая ретроспектива. Проблема учета трудового стажа осужденных встала в 1992 году. Действовавшее ранее исправительно-трудовое законодательство, как правило, не позволяло засчитывать в общий и непрерывный трудовой страж периоды работы во время отбывания уголовного наказания, что приводило к ущемлению осужденных в пенсионных правах.

Законом Российской Федерации от 12.06.1992 № 2988-1 «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный ко-

декс РСФСР и Уголовнопроцессуальный кодекс РСФСР» внесены изменения в ст. 38 и 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР. Согласно ч. 6 ст. 38 этого кодекса, «время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж». Часть 4 ст. 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР также была изложена в новой редакции, согласно которой время отбывания исправительных работ тоже засчитывается в общий трудовой стаж [2].

Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от

12.06.1992 № 2989-1 указанный Закон вводится в действие с момента его опубликования (21 июля 1992 года), а «части пятая, шестая и седьмая статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР вступают в силу с 1 сентября 1992 года». Обратной силы указанному закону не придавалось.

Таким образом, время оплачиваемой работы в период отбывания уголовного наказания осужденным к лишению свободы засчитывается в общий трудовой стаж с 1 сентября 1992 года, осужденным к исправительным работам -с 21 июля 1992 года. Периоды работы осужденных

без оплаты в их трудовой стаж не включаются.

В целях реализации вышеназванного закона было принято Указание Министерства социальной защиты населения РФ от 02.11.1992 № 1-94-У «О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж». Им утверждены Инструкция и образцы документов по учету трудового стажа осужденных (справка и карта учета рабочего времени), которые применяются и сегодня. Справка учета времени работы осужденного в период отбывания им наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж, является юридически равноценным аналогом трудовой книжки. Большинство осужденных не желает, чтобы в их трудовой книжке была запись о работе в ИУ, и такая справка для них предпочтительна. Она выдается им на руки при освобождении, прикладывается к личному делу при этапировании и т. д.

С 25 октября 1999 года вступило в силу Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 01.10.1999 № 36 «О внесении изменения в разъяснение Министерства труда РФ от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 781 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет». Оно существенно расширило пенсионные права осужденных к лишению свободы. Теперь учету подлежал не только общий, но и специальный трудовой стаж, дающий право на льготную пенсию в связи с особыми условиями труда. К сожалению, дополнительных документов, регламентирующих правила учета специального трудового стажа предусмотрено

не было, в картах учета рабочего времени позиция относительно специального стажа отсутствует.

С 1 января 2002 года вступил в силу ключевой Федеральный закон от

17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с ним учету подлежит не общий трудовой, а страховой стаж. Это означает, что законодатель назначение пенсии связывает не просто с продолжительностью работы будущего пенсионера, а с периодами работы, когда из его заработной платы производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, и с другими специально предусмотренными законом периодами. Например, с периодами временной нетрудоспособности, если осужденному официально выдавались (оплачивались) листы нетрудоспособности. Данные периоды учитываются только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды трудовой деятельности, независимо от продолжительности последних. Они включаются в страховой стаж осужденного, несмотря на отсутствие отчислений в Пенсионный фонд РФ.

Выдача листов временной нетрудоспособности осужденным на практике была сопряжена с определенными трудностями. Постановление Правительства РФ от

15.10.2001 № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду» предполагало разработку Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность. Такой порядок был утвержден приказом Минздрава России № 316, Минюста России № 185, ФСС России № 180 от 14 июля 2003 года. Он, в свою очередь, предусматривал,

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

что «ЛПУ УИС (ЛПУ), осуществляющие проведение экспертизы временной нетрудоспособности осужденных... и выдачу им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, должны иметь лицензию на данный вид медицинской деятельности». Лицензирование потребовало времени и средств. На сегодня медицинские учреждения практически всех ИУ имеют право официально выдавать осужденным листки нетрудоспособности.

Некоторые сложности методического характера, возникающие в ходе работы специалистов по учету трудового стажа осужденных. В целом состояние работы по учету страхового стажа осужденных в УИС следует признать запущенным. За последние 10 лет на ведомственном уровне не было принято ни одного серьезного нормативного или методического документа по данным вопросам. Сложности на практике может вызывать ряд следующих моментов.

Если имела место работа в течение неполного рабочего дня, то применяется правило ст. 93 Трудового кодекса РФ: «Работа на условиях неполного рабочего дня не влечет для работников каких-либо ограничений. исчисления трудового стажа», то есть учету подлежит один отработанный день. То же правило действует, если имела место работа за пределами (сверх) нормальной продолжительности рабочего времени в рамках одного рабочего дня.

В силу п. 69 ПВР ИУ, «осужденные, как правило, освобождаются от работы на период длительных свиданий с последующей или предшествующей отработ-кой»[3]. Поэтому дни пребывания работников на длительных свиданиях, как правило, подлежат зачету в страховой стаж как рабочие дни. Те же правила должны применяться и по отношению к краткосрочным свиданиям.

Включению в страховой стаж подлежат все виды оплачиваемых отпусков, при

условии, что эти отпуска были должным образом оформлены и отражены в документах по учету рабочего времени. Отпуска без сохранения заработной платы в страховой стаж не включаются (поскольку за эти периоды страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не выплачиваются).

Периоды пребывания осужденного в условиях изоляции (безопасное место, ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ) включаются в страховой стаж в той мере, в которой он привлекался в это время к оплачиваемому труду.

В силу ст. 157 Трудового кодекса РФ «время простоя по вине работника не оплачивается» и соответственно не включается в страховой стаж осужденного. Не должны включаться в стаж и другие неоплачиваемые дни (периоды дисциплинарной изоляции без привлечения к труду) при условии их надлежащего юридического оформления.

В страховой стаж включается количество дней получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Бухгалтерия учреждения ежеквартально представляет в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ персональные и накопительные сведения на всех осужденных для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. При этом формы квартальной отчетности, утвержденные постановлением правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению», содержательно дублируют сведения, отражаемые в Картах учета рабочего времени осужденных.

Дополнительно в бухгалтерских отчетах содержатся позиции и о специальном страховом стаже осужденных. Перечень производств и профессий, работа на ко-

торых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда, установлен ст. 27 и 28 Закона РФ от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также нормативными правовыми актами Правительства РФ. Расчет специального трудового стажа осуществляется отдельно (параллельно с общим) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”».

Наиболее сложной в организационном плане является проблема достоверности первичного учета рабочего времени осужденных на производственных объектах УИС. Решить ее на местах пока не могут. Как правило, такой учет осуществляют сами осужденные (табельщики, нарядчики), подпись сотрудника на табелях учета рабочего времени нередко носит формальный характер, поскольку у него нет реальной возможности самому в полном объеме контролировать использование рабочего времени большим количеством осужденных. В некоторых случаях начальник цеха (мастер), отработавший только рабочий день, подписывает табели учета рабочего времени осужденных, вышедших на работу в первую, вторую и третью смены.

В целях совершенствования работы по учету страхового стажа осужденных в ИУ предлагаются следующие мероприятия.

1. Первое, что обращает на себя внимание, это серьезное отставание уголовноисполнительного законодательства от изменений в сфере трудового права и права социального обеспечения. Согласно ст. 104 УИК РФ, «время привлечения осужденных

к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж». Но, во-первых, уже 12 лет время привлечения осужденных к труду засчитывается не только в общий, но и специальный стаж. Во-вторых, уже 10 лет как не в «трудовой», а в «страховой». В-третьих, в стаж засчитывается не только «время привлечения к оплачиваемому труду», но и другие периоды, установленные законом. Таким образом, УИК РФ в соответствующей части нуждается в серьезных изменениях и дополнениях.

Нуждается в дополнениях и пенсионное законодательство, поскольку в нем о страховом стаже осужденных к лишению свободы (как основании назначения трудовой пенсии) в прямой постановке также не сказано.

2. Очевидно, устарела и основная форма по учету трудового стажа осужденного - Карта учета рабочего времени, утвержденная в Указании Министерства социальной защиты населения РФ от

02.11.1992 № 1-94-У «О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж». Во-первых, поскольку Указание было принято еще в 1992 году, в нем не предусматривался учет специального трудового стажа. Во-вторых, в нем не предусмотрено позиций по переводу отработанного времени в календарные единицы исчисления, когда это необходимо. В-третьих, карта предполагает ежемесячное ознакомление подучетных с накопленным стажем, что представляется крайне трудоемким, на практике выполняется редко и только в тех учреждениях, где имеется относительно небольшой штат работающих осужденных.

3. В соответствии со ст. 104 УИК РФ «при систематическом уклонении осужденного от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации исправитель-

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ного учреждения из его общего трудового стажа». На практике эта норма практически не применяется. В научной литературе обоснованно дискутируется целесообразность отмены данной нормы УИК РФ вообще, поскольку при налаженном учете рабочего времени что-либо исключать из него дополнительно просто не потребуется [4]. Мы присоединяемся к данной точке зрения как наиболее последовательной и логичной несмотря на существующие сложности с достоверностью первичного учета рабочего времени осужденных.

4. В настоящее время в организационном отношении не определено, какое структурное подразделение ИУ должно проводить работу по учету страхового стажа осужденных.

Согласно Инструкции о порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж, утвержденной приказом ГУИН Минюста России от 26.12.2001 № 261, этой работой должны были заниматься группы по социальной защите и учету трудового стажа осужденных. В настоящее время действует приказ Минюста России от 30.12.2005 № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы», уже из названия которого следует, что функция по учету трудового стажа на эти подразделения более не возлагается.

Приказ ФСИН России от 17.03.2008 № 154 «Об утверждении примерных

структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и методических рекомендаций по разработке их штатных расписаний» предлагает идти путем создания в ИУ самостоятельных групп учета

трудового стажа осужденных, но «в пределах утвержденных учреждению лимитов численности персонала и бюджетных ассигнований». В условиях повсеместного сокращения численности персонала УИС реализовать такой подход практически невозможно.

Другой вариант, связанный с введением штатных единиц для реализации функций учета страхового стажа осужденных за счет средств, полученных от приносящей доходы деятельности, повлечет за собой увеличение себестоимости продукции и возможен только в отношении должностных единиц гражданского персонала. Нам представляется, такое решение было бы неоптимальным в силу самой сути данной должностной единицы, призванной выполнять социальные, а не производственные функции (как внутриведомственный аналог органов социальной защиты населения). Из этого вытекает, что расходы на выполнение таких функций должно нести государство, а не работодатель (подобно тому, как финансируются обычные органы социальной защиты населения).

Сегодня на местах обязанности по учету страхового стажа осужденных произвольно передаются или группам социальной защиты, или бухгалтерии, а кое-где даже сотрудникам кадрового аппарата ИУ, выполняющим схожие функции в отношении вольнонаемного состава. И вся работа по учету трудового стажа нивелирует до тех возможностей, которые позволяет решать персональный состав исполнителей, то есть нередко ограничивается подготовкой совместно с бухгалтерией справок и квартальных отчетов. При этом достоверность данных первичного учета исполнителями не проверяется, ежемесячное ознакомление самих осужденных с данными об их трудовом стаже не производится, исключения необоснованно внесенных периодов из трудового стажа

не осуществляется, методический дефицит порождает большое число ошибок непосредственно в самой процедуре учета (исчисления) страхового стажа.

В этих условиях важно принципиально определиться на федеральном (нормативном) уровне: либо серьезно заниматься работой по учету страхового стажа осужденных (то есть обязать выделить для этих целей в крупных подразделениях, где имеются ЦТАО, штатную единицу из числа начсостава, разработать согласованный с Пенсионным фондом РФ методический инструментарий и программные продукты), либо пока отказаться от идеи учета страхового стажа спецконтингента как второстепенной. Последний вариант юридически несостоятелен, поскольку будет означать серьезное ущемление конституционных прав будущих пенсионеров из числа осужденных (ст. 7 и 39 Конституции РФ). ф

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р) // Собр. законодательства РФ. - 2010. № 43. Ст. 5544.

2. Ранее действовавший порядок допускал возможность в качестве поощрения «при условии добросовестной работы и примерного поведения» в период отбывания исправительных работ без лишения свободы включать это время в общий трудовой стаж лица, отбывающего наказание, на основании определения суда.

3. Приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Кузнецова И. А., Матвеева Т. П. Место и значение трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении в осуществлении исполнения наказаний в местах лишения свободы // Трудовое право в России и за рубежом. - 2011. № 2. - С. 62.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.