Научная статья на тему 'Актуальные проблемы назначения принудительных мер воспитательного воздействия'

Актуальные проблемы назначения принудительных мер воспитательного воздействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
принудительные меры воспитательного воздействия / преступления небольшой или средней тяжести / правовая регламентация / несовершеннолетнее лицо / coercive measures of educational influence / crimes of minor or moderate severity / legal regulation / a minor

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидорова Екатерина Закариевна, Тарсакова Валерия Николаевна

В статье осуществлен анализ правовой регламентации принудительных мер воспитательного характера. При осуществлении уголовного судопроизводства в отношении лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, правоприменитель не имеет четкого перечня необходимых сведений для назначения воспитательных мер. Изучив законодательство, научные труды и статистические данные, авторы делают вывод о необходимости расширения исходных установленных законом понятий, задач и определенных алгоритмов действий при применении принудительных мер воспитательного характера в целях решения актуальных проблем указанного уголовно-правового института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сидорова Екатерина Закариевна, Тарсакова Валерия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual Problems of Prescribing Compulsory Measures of Educational Influence

The article analyzes the legal regulation of compulsory educational measures. When conducting criminal proceedings against persons under the age of majority, the law enforcement officer does not have a clear list of necessary information for the appointment of educational measures. Having studied the legislation, scientific works and statistical data, the authors conclude that it is necessary to expand the initial concepts, tasks and certain algorithms of actions established by law when applying compulsory educational measures in order to solve the urgent problems of the specified criminal law institute.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы назначения принудительных мер воспитательного воздействия»

Материалы Международной научно-практической конференции

«Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности» (издаются в авторской редакции)

Актуальные проблемы назначения принудительных мер воспитательного воздействия

СИДОРОВА ЕКАТЕРИНА ЗАКАРИЕВНА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Восточно-Сибирский институт МВД России Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 110 E-mail: ketrik6@mail.ru

ТАРСАКОВА ВАЛЕРИЯ НИКОЛАЕВНА,

курсант

Восточно-Сибирский институт МВД России Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 110 E-mail: valeriiatarsakova@mail.ru

Actual Problems of Prescribing Compulsory Measures

of Educational Influence

SIDOROVA EKATERINA ZAKARIEVNA,

Candidate of Law,

Associate Professor at the Department of Criminal Law and Criminology, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Russian Federation, 664074, Irkutsk, Lermontov St., 110 E-mail: ketrik6@mail.ru

TARSAKOVA VALERIIA NIKOLAEVNA,

Cadet

East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Russian Federation, 664074, Irkutsk, Lermontov St., 110 E-mail: valeriiatarsakova@mail.ru

Аннотация. В статье осуществлен анализ правовой регламентации принудительных мер воспитательного характера. При осуществлении уголовного судопроизводства в отношении лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, правоприменитель не имеет четкого перечня необходимых сведений для назначения воспитательных мер. Изучив законодательство, научные труды и статистические данные, авторы делают вывод о необходимости расширения исходных установленных законом понятий, задач и определенных алгоритмов действий при применении принудительных мер воспитательного характера в целях решения актуальных проблем указанного уголовно-правового института.

УДК 343.01

Annotation. The article analyzes the legal regulation of compulsory educational measures. When conducting criminal proceedings against persons under the age of majority, the law enforcement officer does not have a clear list of necessary information for the appointment of educational measures. Having studied the legislation, scientific works and statistical data, the authors conclude that it is necessary to expand the initial concepts, tasks and certain algorithms of actions established by law when applying compulsory educational measures in order to solve the urgent problems of the specified criminal law institute.

Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности»

(издаются в авторской редакции)

Ключевые слова и словосочетания: принудительные меры воспитательного воздействия; преступления небольшой или средней тяжести; правовая регламентация; несовершеннолетнее лицо.

Keywords and phrases: coercive measures of educational influence; crimes of minor or moderate severity; legal regulation; a minor.

Проблемам предупреждения подростковой преступности в научной литературе уделено пристальное внимание [7, с . 178; 6, с . 106]. И применение такого действенного уголовно-правового механизма, как принудительные меры воспитательного воздействия, является необходимым на современном этапе развития общества . Принудительные меры воспитательного воздействия применяются к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести (ст . 90 УК РФ)1 . Институт воспитательных мер является противоречивым с юридической точки зрения из-за неполной правовой регламентации, порождающей ряд вопросов применения и эффективности данных мер [3, с . 231] . В основе такого правового института, как принудительные меры воспитательного воздействия, лежат гуманистические идеи . Законодатель дает несовершеннолетнему шанс на исправление, перевоспитание и позитивную социализацию

Проблемы, связанные с назначением принудительных мер воспитательного воздействия, касаются как самих санкций, так и процесса их назначения . Во-первых, часто возникает вопрос о соответствии санкций принципам гуманизма российского права и защиты прав личности . Иногда жестокие меры могу повлечь за собой последствия, которые напрямую влияют на психологическое и физическое здоровье несовершеннолетних. Во-вторых, процессы назначения принудительных мер воспитательного воздействия также вызывают определенные вопросы Законодатель оставляет вопросы для размышления правоприменителю в отношении следующих аспектов: критерии, определяющие необходимость применения принудительных воспитательных мер; механизмы контроля за правомерностью и справедливостью таких решений; контроль за исполнением Все вышеуказанные тезисы требуют тщательного изучения и анализа для достижения баланса между защитой общественных интересов и правами личности

Следует заметить, что действующее в настоящее время уголовное законодательство

1 Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собр . законодательства Рос . Федерации . 1996. № 25 . Ст. 2954.

не определяет цели принудительных мер воспитательного воздействия, в отличие от наказания или принудительных мер медицинского характера

Так, участие несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве предполагает особый порядок и решение специфичных задач, которые возникают вследствие возраста подозреваемого и обвиняемого2. Принудительные меры воспитательного воздействия имеют особую значимость в современном обществе Они представляют собой инструменты, используемые для исправления поведения и развития у детей и подростков навыков, необходимых для успешной адаптации в обществе

Кроме того, следует обратить внимание на последствия использования принудительных мер для детей . Неконтролируемое использование таких методов может негативно сказаться на психическом и эмоциональном состоянии ребенка, а также привести его к социальной изоляции

Назначение принудительных мер воспитательного воздействия является одним из инструментов, которые используются для коррекции поведения и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей Однако существует ряд актуальных проблем, которые затрудняют эффективное и справедливое назначение таких мер

Первая проблема заключается в отсутствии четкого определения критериев и процедур выбора подходящей меры воспитательного характера Необходимо разработать единые стандарты и методики оценки поведения несовершеннолетних правонарушителей, чтобы избежать субъективизма при назначении мер . Второй проблемой является недостаточная координация работы различных участников системы исправительной деятельности. Это приводит к снижению эффективности данной меры

Правовой аспект играет важную роль в регулировании принудительных мер воспитательного воздействия . Законодательство определяет

2 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федер . закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собр . законодательства Рос . Федерации . 2001. № 52 (Ч . I) . Ст. 4921.

Материалы Международной научно-практической конференции

«Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности» (издаются в авторской редакции)

условия для назначения этих мер, а также ограничения и гарантии прав несовершеннолетних .

Обеспечение пресечения и профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, связано в первую очередь с изучением статистических данных о состоянии, динамике,

структуре и особенностей отдельных видов деяний [8, с . 32]. Представим данные официальной статистики [4], а также данные научных исследований [1, с . 62], демонстрирующие различные аспекты преступлений, совершаемых несовершеннолетними (таблица 1) .

Таблица 1

Показатели преступности несовершеннолетних в Российской Федерации

Наименование показателя Численный показатель

Доля преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в общем числе преступлений (средний показатель за последние 5 лет) 2,6 %

Количество несовершеннолетних, в отношении которых применены принудительные меры воспитательного воздействия:

предупреждение 41 %

передача под надзор родителям, законным представителям либо специализированного государственного органа 34 %

ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего 21 %

Количество несовершеннолетних, которым назначено уголовное наказание 4 %

Доля отмененных мер принудительного воздействия из числа ранее примененных судом 2,3 %

Так, исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, что принудительные меры медицинского воздействия применяются к большинству несовершеннолетних нарушителей, совершающих преступления небольшой и средней тяжести Такое решение обусловлено тем, что детская психика часто не устойчива и не сформирована, и в связи с этим жесткие меры наказания, к примеру лишение свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии, сказываются на психологическом здоровье несовершеннолетнего Говоря об эффективности принудительных мер воспитательного воздействия, стоит отметить, что преступления, совершаемые несовершеннолетними, имеют тенденцию к снижению Общее количество зарегистрированных в 2022 г . на территории Российской Федерации преступлений по сравнению с 2021 г . снизилось на 1,9 %, в том числе тяжких и особо тяжких — на 4,1 % [2]. Тенденция снижения подростковой преступности демонстрирует наглядно, что методы борьбы и профилактики в этом направлении выбраны верно .

Одной из актуальных проблем назначения принудительных мер воспитательного воздействия является правовая регламентация данного института . Например, в уголовном законодательстве нет четкого определения принудительных мер воспитательного воздействия, и это является пробелом в уголовно-правовом поле [5, с . 57]. Стоит отметить, что юридическое понятие из различных сфер

права аккумулирует в себе определенные признаки, что значительно упрощает его познание на практике . Институту принудительных мер воспитательного воздействия посвящено две статьи в Уголовном кодексе Российской Федерации (ст . 90, 91) . Безусловно, такая правовая регламентация не предоставляет исчерпывающий перечень необходимых положений . Следует законодательно закрепить цели вышеуказанных мер

Другой актуальной проблемой назначения принудительных мер воспитательного воздействия является непосредственно их эффективность Полагаем, необходимо закрепить в уголовном законодательстве следующее: различного рода принудительные меры воспитательного воздействия применяются к несовершеннолетнему лишь однажды . В случае, если воспитательные меры не дают должного результата или дают не в полной мере, то при повторном нарушении закона несовершеннолетнее лицо должно подвергаться более жесткому уголовно-правовому воздействию . Во-первых, такая практика создаст своего рода прецедент Несовершеннолетние правонарушители будут иметь возможность ознакомиться с серьезностью последствий нарушения закона. Предполагаем, что, имея такой опыт и должную осведомленность о последствиях, определенное количество правонарушителей до 18 лет откажутся от совершения преступлений Так будет выглядеть профилактика и предупреждение подростковой преступности

Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности»

(издаются в авторской редакции)

Во-вторых, существует необходимость контроля за позитивной социализацией и исправлением несовершеннолетнего . Данный аспект является вторым для подтверждения потребности применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении провинившегося несовершеннолетнего лишь однажды Вышеуказанные меры теряют свои смысл и эффективность в случае, если после прохождения воспитательной «терапии» лицо не достигает поставленных целей, то есть не понимает неправомерность своих деяний и совершает их повторно .

В свете актуальных проблем, связанных с назначением принудительных мер воспитательного воздействия, возникает необходимость разработки рекомендаций и перспективных подходов к их решению . Во-первых, следует усовершенствовать процедуру определения необходимости применения таких мер Для этого целесообразно проводить более детальное психологическое и социальное обследование ребенка или подростка, а также учитывать его мнение и пожелания Во-вторых, необходимо развивать альтернативные методы

Список литературы:

1 . Карпов К. Н, Николаев К. Д., Фисен-

ко Д. Ю. Практика применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних // Законодательство и практика . 2016 . № 2 .

2 . Краткая характеристика состояния пре-

ступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2022 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации: сайт . URL: Й^://мвд ^/reports/item/3539 6677/?ysclid=lk8ain1o4y665840574 (дата обращения: 31 .07 .2023) . 3. Николюк В. В., Марковичева Е. В. Решение судом вопросов, связанных с направлением несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа: уголовно-процессуальные и организационно-правовые проблемы // Вестник Томского государственного университета. 2018 . № 428 . 4 . Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2018—2022 годы // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федера-

воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями Одним из возможных направлений является использование программ психологической коррекции и социальной адаптации, которые помогут изменить поведение ребенка или подростка без применения мер уголовно-правового воздействия . Данный тип работы стоит проводить при минимальной общественной опасности деяний, совершенных несовершеннолетним лицом

Кроме того, следует активно работать над повышением компетентности специалистов, занимающихся назначением и осуществлением принудительных мер воспитательного воздействия Необходимо проводить систематические тренинги и обучение по эффективным методам работы с детьми и подростками, испытывающими проблемы в социуме .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что необходима более четкая правовая регламентация принудительных мер воспитательного воздействия с целью более грамотного назначения их правоприменителем

ции: сайт. URL: http://www.cdep .ru/index. php?id=79&item=2074 (дата обращения: 31 .07 .2023) .

5. Репьева al. М, Ермакова О. В. Принудительные меры воспитательного воздействия: проблемы правоприменения и перспективы совершенствования // Юридическая наука и правоохранительная практика . 2019 . № 3 (49) .

6. Сидорова Е. З, Литвинцева Е. al. Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступности среди несовершеннолетних в Иркутской области // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации . 2023 . № 1 (65) .

7. Сидорова Е. З. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъект криминологической безопасности системы образования // Ius Publicum et Privatum. 2023 . № 1 (21) .

8. Юдина И. Р. Динамика преступности несовершеннолетних в России // Отечественная юриспруденция . 2021 . № 2 (46) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.