Научная статья на тему 'Актуальные проблемы национальной безопасности в сфере образования России'

Актуальные проблемы национальной безопасности в сфере образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Румянцева И.М.

На рубеже ХХ-ХХI веков в отечественном образовании проявился кризис, обусловленный не только накопившимися проблемами и недавней сменой социальных приоритетов, но и целым рядом факторов, которые можно назвать вызовами нового времени. Подобное явление, надо отметить, характерно и для мировой образовательной системы, хотя и имеет там свои специфические особенности. Нас интересует, однако, кризис отечественной системы образования, его глубина и опасность для настоящего и будущего России, наших национальных интересов и даже национальной безопасности, которая при этом, несомненно, затрагивается. А если насущные проблемы образовательной сферы не будут осознаны как актуальные проблемы национальной безопасности, не будут эффективно решаться, то ей будет нанесён непоправимый ущерб, причём с трудно предсказуемыми последствиями. Статья посвящена анализу этого кризиса, его опасности, а также перспективам и конкретным путям выхода из него...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы национальной безопасности в сфере образования России»

актуальные проблемы национальной безопасности

в сфере образования россии

И. М. РУМЯНЦЕВА, доктор психологических наук, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института языкознания РАН

На рубеже ХХ — XXI вв. в отечественном образовании проявился кризис, обусловленный не только накопившимися проблемами и недавней сменой социальных приоритетов, но и целым рядом факторов, которые можно назвать вызовами нового времени. Подобное явление, надо отметить, характерно и для мировой образовательной системы, хотя и имеет там свои специфические особенности. Нас интересует, однако, кризис отечественной системы образования, его глубина и опасность для настоящего и будущего России, наших национальных интересов и даже национальной безопасности, которая при этом, несомненно, затрагивается. А если насущные проблемы образовательной сферы не будут осознаны как актуальные проблемы национальной безопасности, не будут эффективно решаться, то ей будет нанесен непоправимый ущерб, причем с трудно предсказуемыми последствиями.

Итак, какие же факторы можно назвать вызовами нового времени? Прежде всего, это информационное пресыщение людей, вызванное беспрерывно нарастающим потоком новой информации, которую человек просто вынужден воспринимать и перерабатывать. Оно приводит к таким перегрузкам людей в процессе обучения, на которые их организм отвечает естественным блокированием каналов восприятия даже нужной и полезной информации.

К тому же, все продолжающийся процесс урбанизации населения, отрыв человека от природы также ведут к существенному недоразвитию и сужению каналов восприятия человека, связанных с его органами чувств. Это усугубляется катастрофическим ухудшением экологической среды обитания

людей, что выражается в необратимых потерях их здоровья, снижении физических и умственных возможностей.

В настоящее время стремительно нарастает масс-медийный прессинг, в том числе рекламы, под психологическим давлением которого находится каждый человек. С одной стороны, он неминуемо приводит к воздействию на эмоциональную сферу людей, которая либо притупляется, теряя чувствительность, либо, наоборот, переполняется агрессией, а с другой стороны — к включению защитных механизмов блокировки от любых воздействий, даже положительных.

Этот прессинг прививает также потребительское отношение человека к жизни, к труду и обучению («выиграю в казино — и все, зачем трудиться!»), что тоже тормозит развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер.

Современный человек буквально пресыщается всевозможными продуктами потребления, его трудно чем-либо удивить, заинтересовать. А это также чревато сужением каналов восприятия, ослаблением эмоционально-волевой сферы и остановкой роста сферы интеллектуальной (ведь только «голь на выдумку хитра»).

В современном открытом информационном обществе поиск нужных и полезных человеку сведений не облегчается, а наоборот, затрудняется обилием псевдо- и лжеинформации, отвечающей чьим-то корыстным интересам, что подрывает доверие к любой информации вообще. Человек буквально тонет в информационном море, не имея возможности получить то, что ему действительно нужно, захлебывается вредоносной информационной пеной, в которой теряются ценные сведения.

Он остро нуждается в проводнике, но не техническом, а человеческом, который помог бы ему не только добраться до берега, но и найти свой дальнейший путь.

Кроме того, глобализация общества, быстрый научно-технический прогресс заставляют человека не только учиться, а постоянно переучиваться, чтобы быть «наплаву». Общество требует все более узкой специализации профессионалов, но, с другой стороны, ему все больше нужны универсалы, способные интегрировать достижения разных отраслей науки и техники, творчески и неординарно мыслить.

Наконец, существующие традиционные способы обучения в школах и вузах приводят к большой перегрузке левого «логического» полушария и «недогрузке» правого «творческого» полушария. При этом нарушается механизм нормального взаимодействия полушарий. Левое полушарие не разгружается от привычных актов, накапливающееся левополушарное утомление проявляется в виде психоневрозов, замедления психического развития, потери интереса к обучению, девиантного поведения. Обучаемый индивид утрачивает свою целостность и зачастую здоровье, о чем свидетельствует статистика. Данный процесс охватывает все типы современных учебных заведений.

Если не решать этих назревших проблем, не отвечать на вызовы времени, то мы неминуемо рискуем одновременно потерять как высокий уровень образования, интеллекта и творчества, так и здоровье уже ближайших поколений россиян. При этом может утратиться преемственность поколений в интеллектуальной и духовной сферах, ибо последующие поколения просто окажутся неспособными воспринять в полной мере передаваемое им научное и культурное наследие. Могут разрушиться веками складывавшиеся научные, образовательные и культурные традиции нашего общества, а самобытная российская интеллектуальная элита, составляющая «золотой фонд» нации, — оказаться безвозвратно потерянной, что нанесет национальной безопасности урон не меньший, чем утрата богатейших природных ресурсов России. Получить в качестве национальной элиты России не лучших и достойнейших представителей интеллектуальной, творческой, культурной сферы, а «куршевельских клоунов-нуворишей» — такое еще недавно могло присниться лишь в кошмарном сне, а ныне постепенно становится явью.

Указанные выше факторы требуют перестройки традиционных программ обучения, причем необходимость внедрения в обучающий, образовательный, процесс новых высоких и тонких технологий, адек-

ватных времени и современным условиям, совершенно очевидна. Эти технологии называются высокими, поскольку основаны на высших достижениях науки и научно-технического прогресса, а тонкими — поскольку основаны на тонких эффектах, обеспечивающих высокую результативность обучения. Такие технологии вместе с тщательно продуманной модернизацией содержания образования позволят перейти к эффективной здоровьесберегающей, отвечающей нуждам общества системе образования. И внедрением только современных технических и информационных средств (компьютеров и Интернета, на которые делается главный упор во всех программах и планах развития образования, в том числе и в Национальном проекте «Образование») здесь не обойтись. Инструментарий, даже самый передовой, не решает проблемы, а только помогает ее решить. К тому же компьютеры, Интернет, мобильные телефоны и т. п. цивилизационные блага кроме положительного влияния на процесс обучения и воспитания новых поколений, оказывают на этот процесс и большой негативный эффект, не только усугубляя те вызовы нового времени, о которых говорилось выше, но и внося в обучение и воспитание свою специфическую лепту: например, обеспечивая уход от реального мира в мир суррогатный — виртуальный, нарушая веками складывавшийся естественный процесс формирования человеческой личности и порождая этим целый ворох новых разнокалиберных проблем.

Ключ же к решению проблем лежит в инновационных научных психолого-педагогических технологиях, в отходе от устаревшей дидактической образовательной парадигмы и переходе к адекватной XXI веку парадигме психотехнологической. Сегодня недостаточно подать ученику информацию и знания по какому-либо предмету — в современном открытом информационном обществе человек может найти их и сам. Необходимо научить человека учиться, творчески и критически мыслить, ориентироваться в современном мире, адаптироваться к нему. Для этого нужно ослабить блоки психологической защиты, изменив устаревшие стереотипы мышления, мешающие восприятию нового, а также расширить у учащегося каналы восприятия информации. Надо возбудить у человека интерес к знаниям, создать у него мотивацию к учебе, пробудить осознание того, что эти знания непременно помогут ему в жизни. Необходимо утвердить веру человека в свои возможности, наконец, развить его как личность, скорректировать имеющиеся недостатки.

Сейчас, чтобы убедить человека в чем-либо, недостаточно дидактических нотаций — они скорее

- 53

приведут к противоположным результатам. Современные психолого-педагогические технологии, относящиеся к классу высоких и тонких, состоят в благотворном недирективном воздействии на сознание и подсознание человека средствами психотерапии и психокоррекции, обеспечивающими эффективное обучение и развитие личности. Психотерапия и психокоррекция в своей педагогической модели становятся действенным инструментом в образовательном процессе XXI в. Более того, можно сказать, что педагогика сегодняшнего дня — это здоровьесберегающая, психотерапевтическая педагогика, основы которой уже заложены1 и, несомненно, будут развиваться дальше, как только общество осознает, что именно в ней состоит адекватный ответ на вызовы нового времени.

Подчеркнем, что термин «психотерапия» употребляется здесь не в традиционном — узко медицинском значении, а в современном, расширенном, т. е. не как лечебный метод влияния на психическое и физическое состояние и функционирование организма (медицинская модель), а как метод, приводящий в действие процесс научения (психолого-педагогическая модель) и как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия и общения людей (философс-ко-психологическая модель). В этом смысле термин имеет право применяться и психологией, и педагогикой. В данном мнении мы опираемся на идеи таких психологов и психотерапевтов, как В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев, С. Ледер, В. Е. Каган, М. И. Буянов, В. В. Макаров, М. Е. Литвак, Г. Лозанов и ряда других. Солидаризуясь с ними, мы считаем, что современная жизнь меняет педагогическую концепцию: современного человека нужно научить не только чему-то конкретному, но и научить оперативно отказываться от всего устаревшего, развивать и воспитывать психологическую гибкость. Психотерапия же — это, пожалуй, единственная наука, которая владеет методами и техникой изменения отношения личности к себе, к другим людям, к труду, к обучению; в этом, собственно, и состоит ее основная задача. Именно поэтому современная психотерапия воплощается в ряд немедицинских моделей: психологическую, педагогическую, социологическую, философскую и их симбиозы. Кроме того, современная психотерапия становится интегративной, с успехом использующей новые разработки и достижения различных психологических школ.

В качестве примера психотерапии в обучении приведем разработанные нами здоровьесберегаю-

1 См. Румянцева И. М.«Психология речи и лингвопедагогическая психология», М., 2004.

54 -

щие технологии в области обучения иностранным языкам, которые применяются уже свыше 20 лет. Это целостная инновационная психолого-педагогическая система, основанная на групповой психотерапии и психокоррекции под названием Интегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ). Эта система позволяет добиваться значительных результатов в обучении иностранным языкам: за два месяца без напряжения и перегрузок люди овладевают иноязычной речью практически так же и в той же степени свободы, как если бы она была для них родной (в среднем — это 3 — 5 тыс. лексических единиц на основе всей нормативной грамматики). Метод прошел апробацию в нашей стране и на международном уровне, получив признание в США, Великобритании, Австралии, Германии, Франции, Нидерландах, и значительно опережает научно-практические разработки ученых и педагогов этих стран.

Мы называем эту систему обучения психотерапевтической потому, что в ходе обучения иноязычной речи людям оказывается психологическая помощь, а само обучение обладает здоровьесбе-регающим эффектом. В настоящее время, пройдя длительный этап научных разработок, практического использования, а также опытного внедрения, эта психолого-педагогическая система полностью готова к широкому внедрению в отечественную систему образования.

Следует подчеркнуть, что хотя исходно наши разработки были направлены на интенсивное обучение иностранным языкам взрослых, заложенные в них принципы, механизмы, методы, технологии, техники, приемы и «ноу-хау» оказались универсальными. Они могут быть применены и во многих других образовательных областях: от обучения родному языку до обучения литературе, истории, культуре и даже другим дисциплинам, причем на всех ступенях системы образования: от дошкольного до послевузовского (естественно, с соответствующей адаптацией и модернизацией).

Внедряться такая система может поэтапно, начиная с применения некоторых общих психологических принципов и механизмов, а также конкретных техник и приемов в рамках уже существующих методик (даже традиционных) с целью повышения их эффективности и кончая внедрением полностью разработанных нами методик и курсов. В любом случае такое внедрение потребует определенной переподготовки преподавательских кадров и, в первую очередь, коренного пересмотра роли психологии в образовательном процессе.

Психология образования XXI в. должна, на наш взгляд, коренным образом изменить свои

функции: от пассивных, вспомогательных, сопровождающих образование—до активного внедрения непосредственно в процесс обучения. Психология должна тесно и неразрывно интегрироваться с методикой преподавания для создания инновационных образовательных технологий.

Преподаватель-педагог просто обязан быть психологом или, по крайней мере, он должен получить необходимую психологическую подготовку, чтобы в учебном процессе осмысленно работать в содружестве с профессиональным психологом. Для этого необходимо пересмотреть программы педвузов в сторону усиления их психологической составляющей. Требует также пересмотра и подготовка профессиональных психологов для образовательной системы: необходимо усилить их возможности в педагогическом применении различных психологических средств и психотехник, в создании новых психолого-педагогических технологий и методик. Перед вызовами нового века педагогика и психология должны многое пересмотреть и в научном плане, вплоть до смены превалирующих научных парадигм. Особенно назрели коренные перемены в педагогической психологии. (В качестве примера можно привести развитую нами концепцию линг-вопедагогической психологии.)

Ключевым моментом назревшей модернизации образования в сторону его интенсификации (а не экстенсивного развития, которое полностью исчерпало свои возможности) является тщательный пересмотр самого содержания образования, а также структурных форм его компоновки и подачи учащимся. Сейчас получаемые знания, как правило, бывают эклектичными и бессвязными (сгруппированными строго по предметному принципу, не интегрированными в единую целостную систему). И здесь лежит громадный резерв интенсификации процесса обучения — в междисциплинарном и ин-тегративном подходе к преподаванию дисциплин. Предметному обучению должна сопутствовать в той или иной степени и форме межпредметная (междисциплинарная) интеграция и сопоставление. Это приведет к более полному задействованию правого полушария и гармонизации работы мозга в учебном процессе, что не только будет способствовать более глубокому усвоению учебного материала, его более широкому осмыслению, творческой переработке и созданию в сознании учеников целостной картины мира, но и открывает неисчерпаемые возможности повышения интереса к учебе, а, следовательно, и повышения учебной мотивации, раскрытия и развития личности обучаемых. Особенно, если это будет происходить с использованием современных

психолого-педагогических технологий, т. е. в игровой и театрализованной форме с применением психотерапии и психокоррекции.

Новое время настоятельно требует инновационных подходов в сфере образования. А существующие в этой области традиционные общественные и государственные институты, как научные и учебно-образовательные, так и осуществляющие управленческие и распределительные функции, с этой задачей в полной мере не справляются. Зачастую они решают не самые востребованные обществом проблемы, а свои собственные задачи, живут своей жизнью и собственными интересами. Государственная образовательная система слишком неповоротлива и консервативна, не заинтересована в должной степени в проведении необходимых инновационных изменений, в силу чего ей трудно поддерживать эффективные инновации — легче похоронить их в обобщениях и согласованиях, что она неоднократно и делала. Свидетельством тому является и тот факт, что долгое время вопросы образования и необходимости его качественной модернизации находились на периферии общественных и государственных интересов.

Сейчас ситуация изменилась. Общество стало рассматривать проблемы образования как приоритетные, а финансовые вложения в образовательную сферу (наряду с медицинской) рассматриваются как наиболее перспективные. Недавно это еще раз подчеркнул, в частности, Билл Гейтс во время своего визита в Россию, а его чутье на перспективные проекты, сулящие большую прибыль, как известно, общепризнанно. Возможно, и наш крупный бизнес последует мировым тенденциям и начнет вкладывать средства в инновации в сфере образования — пока не поздно. Ведь и здесь можно быстро отстать и безнадежно «плестись в хвосте» мирового образовательного процесса, не заняв своей ниши на мировом рынке учебно-образовательных продуктов — программ, методик и технологий. А рынок этот будет в XXI в. стремительно развиваться.

Приоритетный национальный проект «Образование» по направлению «Внедрение современных образовательных технологий» может способствовать как привлечению внимания общественности и бизнеса, так и частных инвестиций в эту важнейшую сферу педагогических инноваций, путем поддержки ряда конкретных проектов, уже прошедших апробацию и готовых к широкому внедрению.

В преддверии предстоящих выборов в Государственную Думу хочется надеяться, что найдутся политические силы и партии, ответственные за

55

судьбы России, способные реально действовать в наших национальных интересах и обеспечить национальную безопасность страны, в том числе и в научной и образовательной сферах. Включить в той или иной степени в свои политические программы развития России насущные вопросы ее системы образования и необходимости широких и глубоких инновационных изменений в ней — по сути дела прямой долг всех патриотически настроенных сил, рассчитывающих в первую очередь на собственные ресурсы нации и страны, а не на эфемерную помощь Запада (у которого, кстати, проблем в области образования не меньше, а даже больше, чем в России). И поддержка этих инноваций не словом, а делом, оказание им реальной помощи, привлечение в эту необходимую и перспективную отрасль внимания и финансовых инвестиций бизнес-структур может служить определенным мерилом политической зрелости и ответственности кандидатов в депутаты.

Мы можем предложить свое собственное видение решения этой проблемы и свою программу действий, как широкую и долгосрочную, так и конкретную, включающую ряд проектов, готовых к немедленному внедрению. Хотя, несомненно, могут (да и должны) существовать другие взгляды, другие решения и другие проекты, ведь впереди лежит огромное поле образовательной деятельности, по существу, еще «не паханное» (на современном уровне понимания проблемы и развития научных технологий). На этом поле хватит места всем эффективным педагогическим новациям, достойным поддержки в рамках приоритетного национального проекта, и которые вряд ли найдут поддержку все еще неповоротливой системы образования, способной поглотить любые бюджетные вливания без адекватных конечных результатов.

Прежде всего, как уже отмечалось, надо в корне пересмотреть роль и задачи психологии в обучении на всех уровнях образовательной системы. Сопровождающая, констатирующая и в общем пассивная (с тестирующими и рекомендательными функциями) роль психологии в настоящее время должна преобразоваться в активную и деятельно-результативную роль в учебном процессе, с непосредственным внедрением в него, с переплетением с педагогическими методиками, что сделает последние гораздо более эффективными. Современный педагог просто обязан быть одновременно и психологом, поскольку технологии обучения сегодняшнего дня перестают быть дидактическими, а становятся психотехнологическими. О том, что в современной школе не хватает психологии и педагогов-психологов, говорила

56 -

на недавнем «круглом столе» по вопросам языкового образования в Сочи и Людмила Путина. Нельзя сказать, что наша система образования полностью готова к такой перемене. Поэтому потребуется широкая и активная просветительская деятельность в этом направлении, новые подходы и технологии требуют активного и эффективного информационного обеспечения.

Далее необходимо активно внедрять в систему образования конкретные инновационные психолого-педагогические технологии и разработки, доведенные до уровня детально проработанных методик, снабженных всем необходимым учебно-методическим комплексом, вспомогательными материалами и средствами. А также развивать и разрабатывать все новые подобные технологии и методики во всех учебных областях. Здесь велика роль науки и особенно педагогической психологии в новом понимании стоящих перед ней задач.

Наконец, надо осознать, что внедрение современных инновационных обучающих технологий требует применения адекватных инновационных организационных и финансовых методов и решений. Сама существующая система образования может только поддерживать свой уровень, воспроизводить сама себя, производя только количественные, а не качественные изменения. В ее традиции и привычные методы управления развитие и внедрение коренных инноваций не вписывается, и какие бы средства на это ни были брошены — они бесследно растворятся в общем потоке финансирования образовательной сферы, в лучшем случае пойдут на «латание дыр» или псевдоинновационную «бумажную деятельность» без реальных результатов.

Для эффективного развития и внедрения педагогических инноваций требуется выделить эту задачу как отдельный самостоятельный проект, нацеленный на конкретные и значимые результаты, которые должны быть достигнуты в заданные реальные сроки при участии и ответственности самых лучших и талантливейших научных и педагогических кадров страны с привлечением не только государственных средств, но и финансовых ресурсов передового отечественного капитала и различных общественных фондов. Сделать такой целевой проект эффективным, дающим максимальную отдачу при минимальных затратах — задача непростая, но на современном этапе вполне посильная для общества. Ее можно сравнить с современной военной технологией точечных бомбардировок по выбранным целям, пришедшей на смену тактике «ковровых» бомбардировок «по площадям» (аналог усредненного бюджетного финансирования).

В качестве мер по реализации предлагаемой программы можно предложить:

1. Создание специального независимого от бюрократической машины «Центра психолого-педагогических инноваций», который бы под научным руководством авторитетных и доказавших делом свою эффективность лидеров — генераторов идей осуществлял и интегрировал в единую систему научно-исследовательские, научно-методические, учебно-образовательные, экспертно-оценочные, издательско-просвети-тельские, внедренческие и прочие функции. Такой Инновационный центр, главной и единственной задачей которого стало бы только развитие и внедрение психолого-педагогических инноваций, мобильный и свободный от груза прошлых ошибок, а также от инерции традиций и сомнительного опыта, при поддержке и контроле общественности, бизнеса и государства (в рамках национального проекта «Образование») мог бы эффективно и продуктивно осуществлять многогранную инновационную деятельность:

а) проводить научно-исследовательскую работу, направленную на создание научной базы для разработки высоких и тонких учебных технологий, закреплять полученные научные результаты научно-методической проработкой, выводя их на уровень методик, применимых на практике;

б) собирать для этих целей под своей эгидой и в развитие своих идей временные мобильные творческие исследовательские коллективы — межведомственные междисциплинарные проблемные группы, что позволит не только сконцентрировать на актуальных направлениях лучшие и самые активные творческие силы, но и экономить при этом ресурсы и средства, избегая дублирования и «мелкотемья»;

в) не только разрабатывать, апробировать и внедрять собственные новые учебные технологии, но и искать, поддерживать и развивать другие авторские психолого-педагогические инновации; для этого также можно эффективно использовать механизм создания межведомственных проблемных групп;

г) создавать учебные и развивающие программно-методические продукты, готовые к конкуренции и реализации на быстро растущем мировом рынке образовательных продуктов и услуг;

д) заниматься подготовкой и переподготовкой преподавательских кадров на уровне современных требований к ним, а также их обеспечением необходимыми инновационными учебно-методическими материалами;

е) заниматься издательской и просветительской деятельностью в этой сфере; объяснять обществу необходимость и эффективность педагогических инноваций;

ж) привлекать общественное внимания и поддержку вместе с финансовыми ресурсами частных бизнес-структур, заинтересованных в перспективных инновационных вложениях.

2. Создание адекватных времени учебных телевизионных программ (в перспективе специального Образовательного телевизионного канала), произведенных в новом, современном ключе, с задачей сделать эти учебные программы более «рейтинговыми», чем чисто развлекательные программы, не дающие пищи для ума. Например, учебных телешоу, делающих сам процесс обучения интересным и увлекательным для массовой аудитории, и в то же время познавательным и полезным. (Существующие сейчас несколько подобных программ еще остро нуждаются в существенной корректировке как с позиций науки, в первую очередь психологии и педагогики, так и с позиций зрелищности.)

3. Поддержка издательского проекта по выпуску книг, учебников и пособий по инновационным обучающим технологиям XXI в. и связанными с ними научными, педагогическими и психологическими проблемами.

4. Поддержка инновационных разработок по созданию компьютерных учебно-образовательных программ (на компакт-дисках и в сети Интернет) нового поколения с применением современных научных психолого-педагогических подходов, способных качественно изменить эффективность и расширить возможности самостоятельного и дистантного обучения.

5. Поддержка интеграции современной передовой научной мысли с реальной образовательной системой, особенно региональной, в форме организации выездов ученых — носителей инновационных идей в региональные университеты для чтения лекций, проведения мастер-классов и т. п. в целях популяризации и внедрения новейших обучающих технологий по всей стране. Эти выезды (своего рода «научные десанты») могли бы сопровождаться распространением новейших учебных материалов.

6. Поддержка международного сотрудничества в сфере психолого-педагогических инноваций; обмен опытом и совместное развитие инновационной деятельности в кооперации с ведущими мировыми университетами и научными центрами. Учитывая имеющиеся отечественные наработки и достижения в этой области, упоминавшийся выше Инновационный центр мог бы достойно представлять

- 57

Россию в этом международном сотрудничестве, более того, он имел бы все возможности занять в нем лидирующие, ведущие позиции.

7. Отдельным пунктом можно выделить поддержку коренной модернизации языкового образования: преподавание иностранных языков (в первую очередь английского как языка международного общения) и русского языка как иностранного (как в ближнем, так и в дальнем зарубежье) происходит в основном по «лекалам» даже не прошлого, а позапрошлого века. И это при наличии современных научных инновационных обучающих технологий! Как известно, 2007 г. объявлен Президентом России В. В. Путиным годом русского языка в мире и хотелось бы отметить его выпуском современных учебных материалов (например, учебного лингафонного курса, построенного на современных научных принципах и выполненного на высоком художественном уровне), облегчающих овладение русским языком и значительно повышающим интерес к его изучению.

В заключение хотелось бы сказать, что мы смотрим в будущее отечественной образовательной системы с определенной долей оптимизма, несмотря на ее очевидный кризис, проблемы и недостатки. И оптимизм этот основывается, во-первых, на не исчерпанном до конца стремлении российской

молодежи к образованию и сохранной пока ее генетически заложенной способности к эффективной учебе, а во-вторых, на нерастраченном полностью богатейшем потенциале российской науки и культуры, на том «золотом фонде» нации, который все еще позволяет России удерживать отдельные передовые позиции на научном, образовательном и культурном фронте, несмотря на те трудные и порой унизительные условия выживания, в которые были поставлены до последнего времени даже лучшие ученые и педагоги нашей страны, условия, которые сейчас государство пытается изменить к лучшему, в том числе и с помощью национального проекта «Образование». Однако государство и общество пока еще не в полной мере осознали ту очевидную угрозу национальной безопасности России, которую несут обсуждаемые выше накопившиеся проблемы и негативные тенденции в сфере образования, никто не предпринимает адекватных мер по их устранению. Мы рискуем опять (как уже было в нашей истории неоднократно) не только недооценить опасность, но и более того, упустить редко выпадающий шанс оказаться в авангарде мирового инновационного процесса в образовательной сфере. Будущее России сейчас зависит от нас самих, от наших оперативных решений и конкретных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.