Научная статья на тему 'Актуальные проблемы международной миграции (на примере Республики Мордовия)'

Актуальные проблемы международной миграции (на примере Республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баршова Оксана Анатольевна, Борисова Ксения Владимировна

В статье анализируются актуальные современные вопросы международно-правового регулирования миграции, исследованы международно-правовые акты по данному вопросу, изучены статистические данные в области международной миграции. Проанализированы доклады о миграционной ситуации в Республике Мордовия и основных результатах деятельности УФМС России по Республике Мордовия. В данной статье была определена система факторов, влияющих на современные миграционные процессы, выявлены ее специфические особенности. Нами был сделан вывод о том, что необходима модернизация механизма интеграции иммигрантов в принимающие общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы международной миграции (на примере Республики Мордовия)»

УДК 341.95

Баршова Оксана Анатольевна

кандидат исторических наук,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин.

Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского

государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

oxanabarshova@yandex.ru

Борисова Ксения Владимировна

Студентка.

Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) ksyu.borisova.95@mail .ru Oxana A. Barshova

Ph. D. in History, docent of Middle-Volga The Russian Law Academy of the Russian Federation Ministry of Justice oxanabarshova@yandex.ru Ksenia V. Borisova

Student of Middle-Volga The Russian Law Academy of the Russian Federation Ministry of Justice ksyu.borisova.95@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

ACTUAL PROBLEMS OF INTERNATIONAL MIGRATION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA)

Аннотация: В статье анализируются актуальные современные вопросы международно-правового регулирования миграции, исследованы международно-правовые акты по данному вопросу, изучены статистические данные в области международной миграции. Проанализированы доклады о миграционной ситуации в Республике Мордовия и основных результатах деятельности УФМС России по Республике Мордовия. В данной статье была определена система факторов, влияющих на современные миграционные процессы, выявлены ее специфические особенности. Нами был сделан вывод о том, что необходима модернизация механизма интеграции иммигрантов в принимающие общества.

Ключевые слова: миграция; международное право; Республика Мордовия; международно-правовое регулирование; миграционная ситуация; международные стандарты; интеграция; права человека.

Abstract: Current topical issues of international legal regulation of migration are analyzed in the article, international legal acts on this issue are studied, statistical data in the field of international migration are studied. The reports on the migration situation in the Republic of Mordovia and the main results of the activities

i

of the Federal Migration Service of Russia in the Republic of Mordovia are analyzed. In this article, the system of factors influencing modern migration processes was determined, its specific features were revealed. We concluded that it is necessary to modernize the mechanism for integrating immigrants into host societies.

Key words: migration; international law; The Republic of Mordovia; international legal regulation; migration situation; international standards; integration; human rights.

На современном этапе развития общества существует ряд международных нормативно-правовых документов, которые касаются политико-правового регулирования различных аспектов миграции, а также определения социально-экономического и политического статуса мигрантов. Они бывают как обязательного, так и рекомендательного характера. Вместе с тем некоторые обладают ограниченной географической применимостью, так как были приняты региональными международными организациями. Акты, которые принимаются межправительственными организациями, являются своеобразными юридическими ориентирами с целью развития миграционной политики в целом.

Всеобщая декларация прав человека и гражданина содержит в общем виде положения о правах человека. Относительно международных мигрантов Декларация устанавливает то, что абсолютно каждый вправе покидать любую страну, в том числе и собственную, а также возвращаться в свою страну и то, что все вправе иметь гражданство. При этом «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его» [1].

Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, закрепляет позицию, согласно которой от иностранных граждан требуется соблюдение местного законодательства, а также уважение обычаев и традиций принимающего государства [2].

На наш взгляд вполне обоснованной представляется точка зрения Ходусова А.А., который считает одним из важнейших документов в области международно-правового регулирования миграции Конвенцию об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне [3]. Преамбула данного нормативного акта гласит, что проживание иностранных граждан на национальной территории представляет собой неизменную черту европейских обществ [4]. Отсюда следует, что сегодня требуется существенная модернизация механизма интеграции иммигрантов в принимающие общества посредством увеличения их возможностей на участие в местных общественных делах. Необходимо проведение мероприятий, направленных на укрепление межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений, более тщательная разработка мер для наиболее эффективной адаптации иммигрантов, с этой целью использование национальных обычаев и традиций. Полагаем, что одним из возможных вариантов подобных мероприятий в России может стать знакомство с историей православной культуры, культурными и историческими

традициями, открытие региональных отделений общественных движений по вопросам межнациональных отношений среди молодежи.

Важен тот факт, что различные международные стандарты в миграционной сфере - это необязательные условия для стран в обеспечении прав и свобод мигрантов, а также в противодействии нелегальной или нежелательной миграции. Стандарты закрепляются в международных актах, в виде принципов обеспечения миграционных процессов, утверждающих конкретные рекомендации. Сандугей А.Н. предлагает следующую классификацию международных стандартов, закрепляющих: принципы обеспечения прав и свобод мигрантов; принципы администрирования в области вынужденной миграции; рекомендации относительно управления в области международной трудовой миграции; принципы противодействия нелегальной миграции, а также преступных деяний, связанных с ней [5]. Данная классификация наиболее полно и точно отражает современные реалии, при этом требуется детальная проработка и реализация принципов на практике.

В последние годы многими учеными проводятся исследования в области управления международной миграции. К примеру, Алешковский И.А. подтверждает, что одной из характеристик комплекса мер в сфере управления межгосударственными территориальными перемещениями населения стал ее двойственный характер. Вместе с тем, на сегодняшний день двойственность может проявляться на таких уровнях, как:

1) глобальный. Он выступает в качестве результата противоречий между интересами разного рода факторов системы международных отношений;

2) региональный. Представляет собой существование противодействующих тенденций либерализации миграционных режимов внутри интеграционных объединений, а также ужесточения политики в области миграции относительно граждан третьих стран;

3) национальный. Наблюдаются противоречия среди социально-демографических и экономических интересов и соблюдение национальной безопасности [6].

Ряд правоведов выделили специфические особенности современной международной миграции [7]. Новожилова Е.О. определила следующие черты: изменение направлений основных потоков; отсутствие связи, как с колонизацией, так и с завоеваниями; распад синхронности технологического развития; сегодняшние международные миграции - это массовые межкультурные перемещения, когда раньше они представляли собой перераспределение населения в рамках одной культурной области [8].

Черняк А.В. определяет систему факторов, которые влияют на миграцию. Одним из основополагающих представляется экономический фактор. При этом миграция также стала влиять на экономику, социальную и политическую жизнь каждого государства [9].

Помимо этого, можно выделить ряд юридических оснований международно-правовой ответственности стран относительно вынужденной миграции. К ним можно отнести положения международных нормативно-правовых актов как универсального, так и регионального уровней. Это

3

обуславливается тем, что они устанавливают обязанность государства не осуществлять высылку иностранцев. Также сюда можно отнести положения, которые закрепляют права на поиск убежища и пользование им. К сожалению, современная судебная практика по данному вопросу бедна [10].

Некоторые ученые изучают миграционные процессы в контексте международного публичного права [7]. Обоснованной представляется точка зрения А. Божкараулы: система миграционного права включает в себя такие основные составляющие, как, например, право убежища, право на свободу перемещения и т.д. [11].

В связи с этим обратимся к анализу статистических данных в области отдельных вопросов международной миграции в Республике Мордовия, представленных в Докладах о миграционной ситуации в Республике Мордовия и основных результатах деятельности УФМС России по РМ. Объемы международной миграции в Республике Мордовия имеют устойчивую тенденцию роста. Ее доля в 2015 году составила 19,9% в общем республиканском миграционном потоке (+11,1%; аналогичный период прошлого года - 8,8%).

Динамика въезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Республики в течение последних пяти лет оставалась стабильной. Вместе с тем, с начала 2015 года начинается небольшое снижение въезда иностранных граждан в Республику Мордовия. В 2016 году процесс снижения притока в Республику иностранных граждан и лиц без гражданства продолжился. За 12 месяцев 2016 года на миграционный учет по месту пребывания поставлено 22836 (-6,0%; 24316 - 2015 г.) человек из 109 стран дальнего и ближнего зарубежья. Въехали на территорию региона первично 12754 (-18,8%; 15706 - 2015 г.) иностранных граждан и лиц без гражданства, продлевали срок временного пребывания - 10082 (+17,3%; 8610 - 2015 г.). Падение количества поставленных на миграционный учет по месту пребывания, в основном, состоялось за счет граждан Украины, въезд которых на территорию Республики снизился на 36,4% (с 2208 до 1403). Основная доля мигрантов, въехавших и первично поставленных на миграционный учет на территории Республики, - граждане государств участников СНГ (75,3%). Дальнее зарубежье в 2016 году представлено в основном гражданами Ирака (405), Германии (337), Индии (245), Китая (134), Финляндии (102), Италии (94), Литвы (91) и Латвии (81).

Анализ миграционных потоков свидетельствует о том, что в 2016 году иностранные мигранты въезжали на территорию Республики, главным образом, с целью трудоустройства - 46,1% (5891 чел.) от общего количества поставленных на учет по месту пребывания (первично), а также с частной целью - 17,3% (2208 чел.) и целью обучения 14,1% (1809 чел.). Количество поставленных на миграционный учет по месту пребывания с целью «туризм» незначительно и составляет от общего количества 3,9% соответственно. Иные цели въезда: «деловая», «служебная», «гуманитарная», «коммерческая» и т.д. в общем количестве заявленных составляют менее 1%. Следует отметить, что по сравнению с 2015 годом количество прибывающих в Республику иностранных

4

граждан с целью «работа по найму» и «частная» заметно снизилось: на 28,1% и 27,3%. Одновременно, в 2016 году значительно увеличилось (на 36,9%) количество иностранцев поставленных на миграционный учет по месту пребывания с целью «учеба».

Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, зарегистрированных на территории Республики по месту жительства по сравнению с прошлым годом снизилось на 30,6% и составило 1 683 (2 426) человека. По странам исхода это граждане Украины (546 чел.), Таджикистана (371 чел.), Узбекистана (272 чел.), Азербайджана (136 чел.) и др.

За 12 месяцев 2016 года принято к рассмотрению 901 (-51,2%; 1846) заявление о выдаче разрешений на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, из них в пределах установленной квоты -525 (-38,5%; 854), что составляет 58,3% от общего количества принятых заявлений от иностранцев. Квота на 2016 год реализована на 131,3%.

Отраслевая занятость трудовых мигрантов на протяжении последних лет не претерпела значительных изменений. Доля трудовых мигрантов, задействованных на обрабатывающих производствах, в сельском хозяйстве и в сфере услуг - незначительна, при этом привлечение иностранных работников в строительной сфере характеризуется высокими показателями регистрируемой занятости иностранной рабочей силы (35,0%). Иностранным работникам оформлено 3037 патентов, в том числе: 1627 документов для работы у юридических лиц и 1257 - у физических лиц, продлено - 153. Фактически выдано 3017 патентов. Полагаем, что в связи с завершением строительства объектов инфраструктуры, приуроченных к Чемпионату мира по футболу 2018 года в Республике Мордовия, а также увеличением на территории республики стоимости патента, возможно дальнейшее снижение количества обращений со стороны иностранных работников за получением разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности.

Анализ совершенных в Республике преступлений иностранными гражданами и лицами без гражданства за период 2015-2016 годов свидетельствует, что основная масса преступлений совершается гражданами Республик: Узбекистан (8), Беларусь (8), Украина (7) и Армения (4). Наибольшее количество преступлений иностранными гражданами совершено в сфере собственности (19), против жизни и здоровья (14), против здоровья населения и общественной нравственности (8). Ситуация по преступлениям, совершенным в отношении иностранных граждан, характеризуется уменьшением их числа с 28 до 24. Наибольшее число указанных преступлений приходится на преступления против собственности (12) и против жизни и здоровья (6).

На примере одного из субъектов Российской Федерации мы показали, что нынешняя международная миграция с каждым днем оказывает влияние на политические и социальные процессы в мировом сообществе. Противодействие незаконной миграции и усиление иммиграционного контроля за соблюдением режима пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами остается важной задачей. Чтобы сформировать четкие

5

представления о современных миграционных процессах нужно понимать, что основной их предпосылкой представляется глобализация, которая изменила саму сущность миграции. Вследствие глобализации произошли фундаментальные изменения во взаимоотношениях мигрантов и принимающего общества.

Подводя итоги, следует отметить, что международная миграция становится с каждым днем более интенсивной, а также не прекращает набирать обороты. Существенно расширяются масштабы географии международной миграции, и в значительной степени увеличивается влияние на политические и социальные мировые процессы.

Литература:

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. //Рос.газ. № 67. 1995. (статья 15).

2. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. Принята 13 дек. 1985 г. Резолюцией 40/144 на 116-ом пленарном заседании 40-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 255-259.

3. Ходусов А.А. Международно-правовые стандарты регулирования миграционных процессов //Безопасность бизнеса. 2016. № 4. С. 26-30.

4. Конвенция об участии иностранцев в общественной жизни при решении вопросов местного значения // Документ опубликован не был. Доступ из справ.- прав. системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.10.2017 г.).

5. Сандугей А.Н. О международных стандартах административной деятельности в сфере миграции //Миграционное право. 2016. № 2. С. 35-40.

6. Алешковский И.А., Ионцев В.А. Управление международной миграцией в условиях глобализации //Век глобализации. 2015. № 1. С. 75-87.

7. Sengupta S. U.N. Drafts Agreement on Refugees and Migrants. N.Y. Times, Aug. 3, 2016. P. 3 [Electronic resource]. Available at: http://www.nytimes.com/2016/08/03/world/un-united-nations-refugees-migrants-agreement.html?_r=0 (дата обращения: 05.10.2017 г.).

8. Новожилова Е.О. Современные международные миграции: причины, особенности, последствия // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2013. № 1. С. 101-105.

9. Черняк А.В., Огнева В.В. Современные тенденции международных миграций // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 1. С. 207-212.

10. Кривенкова М.В. Юридические основания международно-правовой ответственности государств в сфере вынужденной миграции // Миграционное право. 2017. № 2. С. 6-9.

11. Божкараулы А. История развития норм миграционного права в системе международного публичного права // Миграционное право. 2016. № 3. С. 14-17.

References:

1. The Universal Declaration of Human Rights. Adopted by the UN General Assembly on 10 December. 1948 //Ros.Gaz. No. 67. 1995. (Article 15).

2. Declaration on the human rights of persons who are not citizens of the country in which they live. Adopted Dec. 13 1985 Resolution 40/144 at the 116th plenary meeting of the 40th session of the UN General Assembly // Acting international law. T. 1. Moscow: Moscow Independent Institute of International Law, 1996. pp. 255-259.

3. Khodusov A.A. International legal standards for the regulation of migration processes // Business security. 2016. № 4. P. 26-30.

4. Convention on the participation of foreigners in public life in addressing issues of local importance / / The document was not published. Access from the right. system «ConsultantPlus» (date of circulation: 05.10.2017).

5. Sandugui A.N. On international standards of administrative activities in the field of migration / / Migration Law. 2016. № 2. P. 35-40.

6. Aleshkovsky IA, Iontsev VA Management of international migration in the context of globalization // The age of globalization. 2015. No. 1. P. 75-87.

7. Sengupta S. U.N. Drafts Agreement on Refugees and Migrants. N.Y. Times, Aug. 3, 2016. P. 3 [Electronic resource]. Available at: http://www.nytimes.com/2016/08/03/world/un-united-nations-refugees-migrants-agreement.html?_r=0 (дата обращения: 05.10.2017 г.).

8. Novozhilova E.O. Modern international migration: causes, features, consequences // Society. Wednesday. Development (Terra Humana). 2013. No. 1. P. 101-105.

9. Chernyak AV, Ogneva VVModern trends in international migration // Srednerussky herald of social sciences. 2012. № 1. P. 207-212.

10. M.V. Krivenkova. Legal foundations of the international legal responsibility of states in the sphere of forced migration // Migration Law. 2017. № 2. P. 6-9.

11. Bozhkarauli A. History of the development of the norms of migration law in the system of international public law // Migration Law. 2016. № 3. P. 14-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.