Научная статья на тему 'Актуальные проблемы международного сотрудничества в сфере стандартизации'

Актуальные проблемы международного сотрудничества в сфере стандартизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
495
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СТАНДАРТ / ПРОИЗВОДСТВО / КАЧЕСТВО / ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьев Павел Андреевич

В статье раскрываются проблемы и перспективы внедрения международных стандартов в России. Акцентируется внимание на применении стандартов серии ISO 9001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы международного сотрудничества в сфере стандартизации»

УДК 62-05

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ Афанасьев Павел Андреевич, студент (e-mail:pavelaf@gmail.com) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

В статье раскрываются проблемы и перспективы внедрения международных стандартов в России. Акцентируется внимание на применении стандартов серии ISO 9001.

Ключевые слова: стандартизация, стандарт, производство, качество, продукция.

Согласно федеральному закону «О техническом регулировании» одним из принципов стандартизации является применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Исключение должны составлять лишь те случаи, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и технологическим особенностям или по иным основаниям.

Абсолютно все зарубежные и большая часть российских потребителей требует от поставщиков сертификатов на системы качества по ISO 9001, который является внешним независимым подтверждением достижения требований стандарта. Так же здесь необходимо отметить, что, с точки зрения владельцев и управляющих современных компаний соответствие требования стандарта ISO 9001 - минимальный уровень, дающий возможность вхождения на рынок.

Однако в современной российской действительности сто процентное выполнение возможно разве что для фундаментального стандарта ISO 9000 «ISO 9000:2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», который закладывает основу для понимания основных элементов системы менеджмента качества, определяет восемь принципов менеджмента качества, а также использование процессного подхода для постоянного улучшения качества продукции. Но и здесь российская промышленность сталкивается с проблемами - в частности проблемой перевода стандарта на русский язык.

Для оценки того, насколько трудно решаемой является эта проблема необходимо отметить то, что задержка создания российского эквивалента стандартам серии ISO 9000 составила от одного до четырех лет. Эта задержка, на первый взгляд, может показаться понятной, ведь для выпуска нового стандарта в печатном варианте необходимо осуществить ряд шагов:

- включить эту работу в государственный план по стандартизации;

- осуществить поиск профессиональных переводчиков и заключить с ними соответствующий договор;

- осуществить научно-техническое редактирование перевода специалистами;

- оформить перевод в соответствии с требованиями к государственным стандартам;

- внести на рассмотрение в Росстандарт;

- подготовить и выпустить приказ об утверждении стандарта;

- внести новый стандарт в базу стандартов и выпустить официальное извещение о его принятии;

- включить в план издание стандарта на твердом носителе;

- осуществить непосредственно выпуск стандарта.

Выполнение каждого из этих пунктов - задача довольно трудная, требующая значительных затрат труда и времени, но даже несмотря на это перевод и внедрение иностранных стандартов можно выполнять в гораздо меньшие сроки. Это возможно благодаря тому, что о разработке любого международного стандарта (особенно разрабатываемого ИСО) известно за несколько лет. Это делает возможным выполнение, как минимум, трех первых пунктов в срок, совпадающий с принятием международного стандарта или даже досрочно. Это позволяет осуществить выпуск национального стандарта фактически в том же году и даже месяце, что и выпуск международного. Тем более, что положительный опыт в этом вопросе у нас уже есть: ГОСТ Р ИСО 14050-2009 был принят Росстандартом в том же году, что и ISO 14050:2009, а ГОСТ Р ИСО 9001-2008 - даже в том же месяце, что и ISO 9001:2008.

Несвоевременность работ по переводу, адаптации к российским условиям и выпуску стандартов не столько вредят отечественной системе менеджмента качества, сколько неточность перевода, вызванная не профессионализмом переводчиков и специалистов, осуществляющих научно-техническое редактирование перевода. Например, в ГОСТ Р 9001-2001, принятым в соответствии со стандартом ISO 9001:2000 В. А. Качаловым обнаружено 18 неточностей перевода. При этом при адаптации стандарта допущены не только смысловые ошибки или неточность перевода терминов, но и сужение (реже расширение) требований по отношению к требованиям, изложенным в международном стандарте, а также внесение в текст (иногда исключение из него) некоторых оригинальных пунктов.

Ситуация в значительной мере осложняется еще и тем, что Росстандарт, как правило, не признает ошибки своих специалистов при переводе международных стандартов. Например, при переводе и адаптации все тех же стандартов серии ИСО 9000 национальный орган по стандартизации признал ошибки только по отношению к ГОСТ Р ИСО 9001-2001 путем выпуска к нему в 2002 году изменения № 1. [1]

Еще одна проблема внедрения иностранных стандартов в России - «бю-

рократическая», для понятия сути которой снова разберем пример внедрения стандартов ISO 9000. Эта проблема заключается в том, что, использование стандартов этой серии во многом опирается на принцип: «Документируй то, что делаешь, делай то, что задокументированное

Если нарушить этот принцип, то построенная на предприятии или фирме системе менеджмента качества теряет свою приспособленность к проверкам. Проще говоря, аудиторы по факту занимаются проверкой документации документов и, следя за тем, чтобы реальная работа предприятия не отличалась от задокументированой. В тоже время, если составить документацию с учетом желаний руководства улучшить систему обеспечения качества, то между реальной и отраженной в документах системой образуется брешь, которая будет мешать руководству в осуществлении деятельности по улучшению качества продукции.

Возможно, это противоречие и является весьма прозрачным, недаром некоторые специалисты предлагают не обращать внимания на эту проблему. Да и альтернатив для российских компаний практически не существует. Для правильного анализа этой проблемы необходимо отметить, что если документировать существующую систему, то хотя и документированная и реальная системы совпадут, уровень эффективности может все равно остаться слишком низким. Кроме того, для всё большего числа консультационных компаний и сертифицирующих организаций, причем не только отечественных, но и зарубежных особенно, это невыгодно, так как может привести к потере клиентов, а то и просто к разрушению бизнеса. [2]

Не менее актуальна и проблема конфликта культур. В большинстве случаев сотрудники и управляющие российских предприятий ориентируются не правила и нормы, а на силу власти. Из-за такого отношения система улучшения качества в нашей стране, главным образом, основывается на поиске виноватых и их наказании.

Смена такого базиса - задача очень сложная и для ее решения необходимы не столько исследования в технической сфере, сколько в области психологии. И переход предстоит не простой. При этом необходимо помнить, что попытки изменить это основу уже предпринимались неоднократно, но почти всегда они приводили к нежелательным изменениям. По этому, упомянутую выше проблему конфликта культур, в некотором смысле, можно считать исторической. Наша страна в своем развитии пропустила некоторые этапы развития менеджмента качества и, в первую очередь, статистические методы управления качеством.

Таким образом, построение системы статистического управления менеджмента качествам и адаптация ее к особенностям российского менталитета и прочим реалиям является одним из основных вопросов развития российских компаний всех уровней. Без его решения невозможно перейти к применению качественно новых международных стандартов. В качестве методом по его решению целесообразно организовывать кружки и группы качества, деятельность которых должна быть прочно связана со статисти-

ческим управлением и улучшением качества.

Последней проблемой на пути внедрения международных стандартов российскими предприятиями является «лечение без диагноза». Директорам у управляющим фирм необходимо понимать, что от внедрения все тех же стандартов серии ISO 9000 все болезни системы менеджмента качества не пройдут сами собой. Для их лечения, возможно, требуются совершенно другие методы. А между тем, реформы, которые вывели Японию в мировые лидеры, начались с изучения проблем экономики, в том числе с анализа недостатков менеджмента. Аналогичные исследования следует провести и в России. Кроме того, многие руководители поручают подготовку документации по системе менеджмента качества рядовым сотрудникам отделов технического контроля, которые могут быть и не знакомы с тонкостями производственных процессов и операций. Решения проблем такого уровня, возможно, следовало бы решать коллегиально, консультируясь, в первую очередь, с той частью инженерно-конструкторского персонала, которая непосредственно участвует в производственных процессах. [3]

Подводя итог, хотелось бы заметить, что внедрение на российских предприятиях международных стандартов, в частности серии ISO 9000, должно осуществляться путем проведения более общего и непрерывного цикла работ, чем сейчас и построена на принципах TQM. При этом необходимо улучшить работу как сотрудников Росстандарта по переводу и адаптации, так и работу на местах по составлению соответствующей документации предприятия. Такой подход обеспечит максимальную эффективность затраченных усилий и обеспечит предприятию долговременное стратегическое преимущество перед конкурентами.

Список литературы

1. Качалов В. А. Качество перевода стандартов: ситуацию надо менять// Стандарты и качества - 2012 - № 11 - с. 61-64.

2. Афанасьева Ю.Л. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций// Научная дискуссия: вопросы юриспруденции - 2015 - №6-7 (35) - с. 46-51.

3. Д. Дьяконов. Проблемы внедрения стандартов ИСО семейства 9000 на российских предприятиях// Сайт Консалтинговая группа БИГ-Петербург [Электронный ресурс] -http://big.spb.ru/publications/bigspb /qualiti/problem_iso_russia.shtml.

4. Стандартизация в наукоемких отраслях промышленности // Афанасьев П.А., Шитиков А.Н. В сборнике: Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор: Павлов Е.В.. 2015. С. 61-64.

5. Стандарт ISO 9001:2015 - новые возможности? // Бояринцева Е.С., Шитиков А.Н. В сборнике: Качество в производственных и социально-экономических системах сборник научных трудов 3-й Международной научно-технической конференции. Е.В. Павлов (отв. редактор), А.Г. Ивахненко, В.В. Куц, А.А.Горохов Д.Н. Крюков, Е.В. Солнцева. Курск, 2015. С. 5053.

6. Внедрение стандарта ISO 9001:2015 на ОАО "Электроагрегат" // Рябыкина И.О., Шитиков А.Н. В сборнике: Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор: Павлов Е.В. 2015. С. 221-224.

7. Крюков Д.Н., Стародубцева А.Е. Развитие научных основ стандартизации. // Крюков Д.Н., Стародубцева А.Е., Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции:

в 2-х томах. Ответственный редактор: Павлов Е.В.. 2015. С. 297-301.

8. Крюков, Д.Н. Стандартизация норм точности малогабаритного металлообрабатывающего оборудования // Д.Н. Крюков, Проблемы и достижения в инновационных материалах и технологиях машиностроения Материалы Международной научно-технической конференции. 2015.С. 135-138.

9. Пути совершенствования инновационной деятельности промышленных предприятий г. Курска и Курской области // Шитиков А.Н., Пузанов В.Е. Качество и жизнь. 2015. № 3 (7). С. 811.

10. Машиностроительная отрасль - объект внедрения инноваций // Шитиков А.Н., Артемьев Г.В., Пузанов В.Е. В сборнике: Новые материалы и технологии в машиностроении Сборник научных трудов по итогам международной научно-технической конференции. Под общей редакцией Памфилова Е.А.. 2010. С. 123-127.

11. Шитиков, А.Н. Инновационная деятельность: мировая практика /А.Н. Шитиков, Г.В. Артемьев, В.Е. Пузанов / Инноватика -2010: Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных с элементами научной школы/Томск: ТМЛ-Пресс, 2010. -Т. 1. С. 328-333.

12. Инновационная деятельность: Китай и Россия // Шитиков А.Н., Артемьев Г.В., Пузанов В.Е. В сборнике: Инноватика - 2010 Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с элементами научной школы. Министерство образования и науки РФ, Томский государственный университет; под редакцией А.Н. Солдатова, С.Л. Минькова. 2010. С. 334-338.

13. Сотникова А.А. Особенности активного автоматического контроля // Шитиков А.Н. В сборнике: Качество в производственных и социально-экономических системах сборник научных трудов 3-й Международной научно-технической конференции. Е.В. Павлов (отв. редактор), А.Г. Ивахненко, В.В. Куц, А.А.Горохов Д.Н. Крюков, Е.В. Солнцева. Курск, 2015. С. 159162.

14. Крюков, Д.Н. Стандартизация малогабаритного металлообрабатывающего оборудования // Д.Н. Крюков, Л.М. Червяков/Качество и жизнь. 2015. № 3 (7). С. 72-76.

15. Современные подходы в управлении организационными системами // Белоброва Е.С., Рябыкина И.О., Гладких О.А., Шитиков А.Н. В сборнике: Качество в производственных и социально-экономических системах сборник научных трудов 3-й Международной научно-технической конференции. Е.В. Павлов (отв. редактор), А.Г. Ивахненко, В.В. Куц, А.А.Горохов Д.Н. Крюков, Е.В. Солнцева. Курск, 2015. С. 40-43.

16. Крюков Д.Н., Ивахненко А.Г. Основы разработки стандартов на нормы точности агрегатных станков // Крюков Д.Н., Ивахненко А.Г., Интеграция науки и практики как условие экономического роста V Международная научно-практическая конференция. Экономико-математический факультет, 2013. С. 19-23.

17. Рост качества в приоритетных отраслях экономики России // Долженков В.А. Шитиков А.Н. Высшая школа и студенчество сегодня: материалы всерос. научн. конф., Курск: ООО «Мечта», 2012. - С. 380-384.

Afanasev Pavel Andreevich, student

(e-mail: pavelaf@gmail.com)

Southwest state university, Kursk, Russia

CURRENT PROBLEMS OF INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF STANDARDIZATION

Abstract. The article reveals the problems and prospects of implementation of international standards in Russia. The attention is focused on the application of ISO 9001 standards.

Keywords: standardization, standard, production, quality, products.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.