АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА ЗАКУПОК ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ Д.Ю. Степанов, студент
Российский государственный гуманитарный университет (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-11-3-97-100
Аннотация. В этой научно-исследовательской работе рассмотрены ключевые недостатки и проблемы реализации механизма закупок в Российской Федерации в соответствие с положениями ФЗ РФ №44 и ФЗ РФ №223, при этом выделены перспективные направления реформирования сферы государственных закупок с целью устранения имеющихся сложностей (в контексте регулирования, контроля и управления); также изучен порядок взаимодействия заказчиков и поставщиков, функционирование единой информационной системы и основные нормы по контрактной системе закупок; предложение рекомендации по сглаживанию проблем подготовлены с учетом актуальных экономических условий.
Ключевые слова: проблемы, контрактная система, механизм закупок, государственные закупки, заказчики, поставщики, ФЗ РФ №44, ФЗ РФ №223, законодательное регулирование, повышение эффективности закупок.
Сейчас все виды закупок товаров, услуг и работ, осуществляемые юридическими лицами и государством регулируются нормами федерального законодательства. Основные положения указаны в ФЗ РФ №44 и ФЗ РФ №223. В этих нормативно-правовых актах установлены принципы, требования, правила, стандарты и процедуры проведения сделок по закупке разных объектов с учетом контрактной системы. Так, например, важным преимуществом регулируемой предпринимательской деятельности является то - что законодатель делает их максимально точными, прозрачными и открытыми. Победитель закупок выбирается по заранее известным правилам. Снижены риски ошибок в выборе наиболее подходящего субъекта для осуществления конкретного вида деятельности. Однако важно учитывать, что законопослушные поставщики имеют понимание порядка закупок, но не все участники готовы в точности придерживаться этих правил. В последние несколько лет нормы ФЗ РФ №44 и ФЗ РФ №223 существенно усложнили жизнь многим заказчикам и поставщикам. Важно изучить все проблемные аспекты и найти способ повысить эффективность контрактной системы.
Сложности реализации механизма закупок в Российской Федерации
Стратегическое развитие рыночной экономики страны невозможно без постоянного совершенствования института контрактных гос-
ударственных закупок. При этом рассматриваемая система обладает как неоспоримыми преимуществами, так и яркими недостатками. Вопрос эффективного распределения федерального, регионального бюджетов активно обсуждается научным сообществом (а также участниками государственных закупок). Целью контрактной системы заключения сделок на получение конкретных товаров, услуг или работ является удовлетворение нужд государства. Помимо этого, важной задачей становится рациональное использование материальных активов из бюджета страны.
Некоторые исследователи считают контрактную систему государственных закупок неотъемлемым элементом рациональной экономии (оптимального соотношения между стоимостью и качеством предоставляемых товаров, услуг или работ). Однако несмотря на все преимущества этого подхода, он обладает и некоторыми недостатками. Существуют проблемы в реализации механизма государственных закупок по нормам ФЗ РФ №44 [1] и ФЗ РФ №223. В первую очередь стоит отметить, что за последние несколько лет были исключены риски, связанные с ошибочными техническими заданиями. Сейчас эксперты в сфере государственных закупок подготавливаются точные ТЗ, которые обозначают для поставщиков и заказчиков главные характеристики объектов и защищают участников сделок от получения несоответ-
ствующих правилам товаров, работ или услуг [2].
Согласно положениям действующего законодательства Российской Федерации, механизм закупок представителей государства и юридических лиц (компаний, в уставном капитале которых более 50% - это доля государства) предполагает полное исполнение заказчиками доводимых до них бюджетных обязательств. Исключены риски нецелевого использования денежных средств, выбора несоответствующих стандартам товаров, работ или услуг. Можно сделать вывод, что каждая закупка должна быть обоснована, доказана ее необходимость и фактор рациональной экономии (без превышения нормативных значений количества, стоимости объектов). Эти преимущества позволяют минимизировать коррупционную деятельность. Все меры направлены на формирование прозрачной, структурированной и открытой контрактной системы закупок, на исключение вероятности хищения бюджетных средств [3]. Главным
нормативно-правовым актом, регулирующим эту сферу отношений в Российской Федерации, является ФЗ РФ №44 от 05.04.2013 года.
Его положения дополняет ФЗ РФ №223 от 18.07.2011 года, который устанавливает основные цели контроля - удовлетворение интересов заказчиков, эффективное использование денежных средств и другие. Эти два нормативно-правовых акта позволили сформировать единую контрактную систему государственных закупок [4]. Однако до сих пор сохраняются негативные тенденции, которые расширяют возможности незаконопослушных граждан на коррупционную деятельность. Одной из главных проблем в реализации этого механизма является сложность выбора способа определения исполнителя. По положениям ФЗ РФ №44 выделяют конкурентные и неконкурентные варианты заключения сделок с поставщиками. Ниже на рисунке 1 показано распределение подписанных контрактов государственных закупок при использовании разных способов.
Рис. 1. Распределение заключенных контрактов по нормам ФЗ РФ №44 о закупках
К общим рекомендациям совершенствования законодательного регулирования государственных закупок в Российской Федерации относятся следующие решения ФАС РФ по механизмам ФЗ РФ №44 и ФЗ РФ №223:
1. Стандартизация и упрощение процедур правоприменительной практики ФАС РФ, а также региональных и муниципальных органов государственного контроля;
2. Отказ от проведения торгов по закупке объектов недвижимости разного назначения;
3. Формирование системы осуществления закупок у учреждений ФСИН по нормам ФЗ РФ №44;
4. Отказ от возможности указания единственного поставщика в конкурентном секторе рынка, принятием соответствующего документа;
5. Отказ от установления произвольных требований к участникам государственных закупок (совершенствование положений порядка оценки ФЗ РФ №223) [5].
Помимо этого, остается актуальной проблема, связанная с неизмеримыми требованиями к участникам государственных закупок. ФАС РФ рекомендует унифицировать правила проверки коммерческих организаций и предприятий, однако не препятствовать оцен-
ке опыта компаний (выносить решение на основании прошлых проектов, взаимодействия с федеральными, региональными или муниципальными учреждениями) [6]. Ниже на ри-
сунке 2 представлены ключевые проблемы механизма закупок юридических лиц по нормам ФЗ РФ №44 и ФЗ РФ №223.
Идентификация Необходимость
потреоностеи закупки
Требованияк Обоснованность
продукции треоованнн
Закупочная Правила
документация закупки
Объективность Закупочная
выбора, правила процедура
Соответствие Заключение
проекту контракта
Правильность и Исполнение
эффективность контракта
Рис. 2. Уязвимости системы закупок в Российской Федерации [7]
или работ. Для устранения этих недостатков требуется провести комплекс мероприятий, в том числе и внести поправки в содержание нормативно-правовых актов ФЗ РФ №44 и ФЗ РФ №223 [8]. Важно уделить внимание проблеме коррупционных возможностей в сфере государственных закупок, а также созданию условий по обеспечению рациональной экономии бюджетных денежных средств.
Заключение. Подводя итог, стоит отметить, что анализ законодательства Российской Федерации по вопросам осуществления государственных закупок показан на существование десятка разных проблем, приводящих к развитию коррупции в стране. Сложности участия в контрактной системе возникают как у заказчиков, так и у исполнителей. А проблемы характерны для всех направлений, предоставления уникальных товаров, услуг
Библиографический список
1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ // Консультант-Плюс: правовая справочная система [сайт]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.
2. Зайцева, Г.Г. Закупки в период ограничительных мер, вызванных пандемией / Г.Г. Зайцева // Руководитель автономного учреждения. - 2020. - № 5. - С. 20-28.
3. Мельников, И.Н. Актуальные вопросы совершенствования контрактной системы государственных закупок в Российской Федерации на современном этапе / И.Н. Мельников, А.Ю. Климова // Вестник Костромского государственного университета. - 2020. - № 1. - С. 217220.
4. Стырин, Е.М. Единая информационная система в сфере закупок как государственная цифровая платформа: современное состояние и перспективы / Е.М. Стырин, Ю.Д. Росионова // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2020. - № 3. - С. 49-70.
loo
5. Шацкий, Д.Е. Совершенствование государственной контрактной системы: причины возникновения проблем и пути их решения / Д.Е. Шацкий // Вестник ГУУ. - 2018. - № 2. - С. 120125.
6. Юдин А.А., Тарабукина Т.В. Понятие, принципы и правовое регулирование контрактной системы // Московский экономический журнал. - 2021. - № 8.
7. Бобров, А.В. Государственные и муниципальные закупки как инструмент повышения эффективности национальной экономики / А.В. Бобров // Студенческий вестник. - 2021. - № 232 (168). - С. 39-41.
8. Гоненко, Д.В. Современная система государственных закупок Российской Федерации: основные проблемы и их решение / Д.В. Гоненко, А.Н. Новичихин // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2021. - Т. 2. - № 5 (113). - С. 14-20.
CURRENT ISSUES OF THE PROCUREMENT MECHANISM UNDER 44-FL AND 223-FL
D.Yu. Stepanov, Student
Russian State Humanitarian University
(Russia, Moscow)
Abstract. This research paper examines the key shortcomings and problems of implementing the procurement mechanism in the Russian Federation in accordance with the provisions of Federal Law N 44 and Federal Law N 223, while highlighting promising areas of reform in the field of public procurement in order to eliminate existing difficulties (in the context of regulation, control and management); also studied the procedure interaction between customers and suppliers, the functioning of a unified information system and the basic rules for the contract procurement system; The proposal and recommendations for smoothing out problems have been prepared taking into account the current economic conditions.
Keywords: problems, contract system, procurement mechanism, public procurement, customers, suppliers, Federal Law of the Russian Federation N 44, Federal Law of the Russian Federation N 223, legislative regulation, improving procurement efficiency.