АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЫНКА ПЕРЕВОЗОК НЕФТЕПРОДУКТОВ РЕЧНЫМ ТРАНСПОРТОМ
© Максимов И.Д.*
Волжская государственная академия водного транспорта, г. Нижний Новгород
В статье рассматриваются актуальные проблемы маркетинговых исследований рынка перевозок нефтепродуктов речным транспортом.
Проблемы маркетинговых исследований рынка перевозок нефтепродуктов речным транспортом имеют важное народнохозяйственное значение. Актуальность данного вопроса связана с тем, что в ближайшие годы планируется списание большей части речного нефтеналивного флота. В соответствии с [1], после 01.01.2015 г. не смогут эксплуатироваться в морских бассейнах, включая выходы в прибрежные морские районы, танкера, не отвечающие требованиям Правила 21 Приложения I МК МАРПОЛ 73/78 (более 200 единиц флота). В связи с этим, многие судоходные компании (ООО «В.Ф. Танкер», Московское речное пароходство и др.) начинают заказывать танкерный флот, пригодный для работы на внутренних водных путях в течение навигационного периода с возможностью выхода в прибрежные морские районы (до Высоцка (Финский залив) и до порта Кавказ (Черное море)). При этом, несмотря на то, что заказываются в основном танкера класса «река-море», акцент делается именно на слове «река», заказываемые суда характеризуются максимальной грузоподъемностью именно в реке за счет уменьшения грузоподъемности в море. Таким образом, при принятии решения о новом танкерном судостроении, важно правильно оценить перспективы рынка.
Информация о рынке также необходима внешним пользователям - банкам при рассмотрении кредитной заявки на новое судостроение, лизинговым компаниям, аудиторам, консалтинговым компаниям и др.
Согласно [2], маркетинговые исследования - это сбор данных и информации о рынке. На практике применяют различные формы проведения маркетинговых исследований [3]:
- по виду объекта исследования - исследование рынков сбыта, рынков производительных сил, рынков капиталов;
- по территориальному признаку - региональное, национальное, интернациональное исследование;
- по временному признаку - ретроспективное, оперативное, прогнозное исследование;
* Доцент, кандидат технических наук.
- по способу получения данных и информации - первичные (полевые) и вторичные (кабинетные) и т.д.
В данной статье рассматриваются проблемы маркетинговых исследований перевозок нефтепродуктов в Европейской части РФ. Географические границы рынка перевозок нефтепродуктов в Европейской части России включают территории Северо-Запада (включая Волго-Балтийский водный канал, Ладожское и Онежское озера), Центрального, Волжского, Камского и Бельского бассейнов (включая территории Приволжского и Центрального федеральных округов), Азово-Донского бассейна (включая выход в прибрежные районы Азовского и Черного морей), Южного бассейна (прибрежные районы Каспийского моря).
Основными направлениями экспорта нефтеналивных грузов речным транспортом в Европейской части РФ являются страны Северо-Запада Европы и страны Средиземноморья. Общий объем речного экспорта нефтепродуктов складывается из объема перевозок мазута, вакуумного газойля, печного и дизельного топлива на рейдовые накопители С.-Петербурга (стивидорная компания ЗАО «Ин-Транзит»), ОАО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ) и «РПК-Лукойл II» в Высоцке, а также объема грузов, доставленных на Юг (порты Керчь, Кавказ) для перевалки и дальнейшей доставки в страны Западной Европы.
При проведении маркетинговых исследований данного рынка можно обозначить следующие проблемы:
1. Проблема определения емкости рынка.
В соответствии с [4], емкость рынка характеризуется объемом продаж определенного товара в течение какого-то периода времени (обычно в течение года). Потенциальная емкость рынка учитывает наличие скрытого спроса на товар и поэтому может отличаться от реальной.
Применительно к перевозкам нефтепродуктов речным транспортом, емкость рынка можно определить как объем реализации транспортных услуг компаниями внутреннего водного транспорта за навигационный период. Причем емкость рынка можно определять в натуральном либо в стоимостном выражении по формуле:
ЕР = I О, ■/, -к, руб. (1)
где Ер - емкость рынка;
О, - объем нефтегруза, отправленного в ,-м направлении за навигацию, т;
/ - фрахтовая ставка на ,-м направлении перевозок, долл./т; к - курс доллара, руб./долл.
Информация об объемах отправления нефтегрузов из внутренних пунктов РФ содержится в специализированных изданиях, таких, например, как
«Argus Нефтетранспорт». Так, информация об объеме нефтегрузов, отправленных в 2010 г. на экспорт, систематизирована автором и представлена в табл. 1.
Таблица 1
Объемы речного экспорта нефтепродуктов в 2010 г.
Направление перевозки Наименование НПЗ (ресурс) Перевозчик Груз Объем перевозки по реке в 2010 г, тыс. т
Северное направление
Н. Муллы - С.-Петербург / Высоцк ООО «ЛУКОИЛ-Пермнефтеоргсин-тез» В.Ф. Танкер Мазут 194
Кстово - С.-Петербург / Высоцк ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» В.Ф. Танкер Мазут 152
Самара / Кашпир - С.-Петербург Куйбышевский НПЗ, Новокуйбышевский НПЗ (ОАО «Роснефть») Башволготанкер и др. Мазут 3 000
Уфа - С.-Петербург Новоуфимский НПЗ (ОАО «Башнефть») Башволго-танкер ВГО, мазут 584
Нижнекамск -С.-Петербург Нижнекамский НПЗ (ОАО «ТАИФ-НК»), Новоуфимский НПЗ (ОАО «Башнефть») В.Ф. Танкер, Баш-волго-танкер ВГО, мазут 490
Итого в северном направлении 5 020
Южное направление
Саратов - Керчь Саратовский НПЗ (НК «ТНК-ВР») Навига-торъ, Прайм Шиппинг и др Мазут, ВГО, дизтопливо 1 520
Октябрьск - Кавказ Орскоргсинтез (НК «Русснефть») Навига-торъ, Транс-петрочарт Мазут 432
Татьянка-2 - Керчь ООО «ЛУКОИЛ-Волгограднефте-переработка» Palmali Мазут, ВГО 1 800
Астрахань - Керчь Туркмения Palmali Мазут 410
Туркмения - Азов Туркмения Меллорд Дизтопливо 182
Сызрань - Керчь /Турция Сызранский НПЗ (НК «Роснефть») Oil Marine Group, Волго-транс Дизтопливо 95
Кашпир - Турция / Керчь Куйбышевский НПЗ, Новокуйбышевский НПЗ (ОАО «Роснефть») Oil Marine Group, Волготранс и др. Мазут 161
Нариманов - Турция / Керчь Астраханский ГПЗ Oil Marine Group, Волготранс Дизтопливо 130
Итого в южном направлении 4 730
ИТОГО 9 750
Также в специализированных изданиях публикуется информация о текущих фрахтовых ставках по данным участников рынка. В случае если по отдельным направлениям перевозок фрахтовые ставки не указаны, можно рассчитать фрахтовые ставки с использованием тайм-чартерного эквивалента по формуле:
/ = (ТЧЭ, -Гоб1 + Эт, + Энд) / а, (2)
где / - искомая ставка фрахта на ,-м направлении перевозок, долл./т;
ТЧЭj - тайм-чартерный эквивалент, рассчитанный для /-го направления перевозок исходя из известной ставки фрахта /, долл./сут.;
- рейсооборот судна на ,-м направлении перевозок, сут.;
Эт, - затраты на топливо за рейсооборот на ,-м направлении перевозок, долл.;
Энд, - навигационные и дисбурсментские затраты за рейсооборот судна на ,-м направлении перевозок, долл.;
Qi - загрузка судна в рейсе на ,-м направлении перевозок, т.
Исходя из указанных посылок, была рассчитана емкость рынка речных нефтеперевозок в Европейской части РФ. Она составила в 2010 г. 400 млн. долл.
Особый интерес представляет расчет перспективной емкости рынка. Экспорт продукции нефтеперерабатывающих заводов России обеспечивается трубопроводным, железнодорожным и водным транспортом. В логистике светлых нефтепродуктов (дизельного топлива, бензина, керосина) значительную роль играет «Транснефтепродукт». По трубопроводной системе этой дочерней компании «Транснефти» перемещается до 57 % производимых в России нефтепродуктов.
Основной сферой конкуренции железнодорожного и речного транспорта является перевозка мазута, вязкость которого не позволяет транспортировать его по системе трубопроводов без подогрева.
Часть объемов мазута нефтетрейдеры отгружают железнодорожным транспортом. Однако ограниченные пропускные способности железнодорожных перегрузочных комплексов в морских портах, рост ставок аренды железнодорожных цистерн, рост тарифов на железнодорожном транспорте подталкивает экспортеров нефтепродуктов к поиску эффективных логистических схем транспортировки и активному использованию речного транспорта, как более экономичного по сравнению с железнодорожным. В итоге, традиционным является переключение объемов отправления нефтепродуктов с железной дороги на реку с началом навигации.
Ежегодное переключение грузопотоков с железной дороги на реку с началом навигации свидетельствует:
- о заинтересованности грузоотправителей в услугах речного транспорта в части перевозок нефтепродуктов, связанной со стремлением нефтяных компаний снизить свои транспортные издержки;
- о наличии стабильной ниши, локального рынка транспортных услуг, на котором работают речные судоходные компании - операторы нефтеперевозок.
Крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании в условиях роста экспорта нефтепродуктов при благоприятной конъюнктуре активизируют деятельность по развитию портовой инфраструктуры (например, строительство нефтяного терминала «РПК-ЛУКОЙЛ II» в Высоц-ке), инвестируют средства в модернизацию и строительство танкерного флота, заключают долгосрочные контракты на перевозку продукции реч-
ным транспортом («ТНК-ВР»), что является хорошим залогом дальнейшего развития воднотранспортной отрасли.
Перспективы рынка внутренних речных перевозок нефтепродуктов связаны также с планами реконструкции, модернизации и увеличения мощности существующих НПЗ, а также строительства новых заводов, в том числе независимых от вертикально интегрированных нефтяных компаний.
Крупнейшим объектом строительства, с которым связываются перспективы расширения грузовой базы речного транспорта в Европейской части России в ближайшее время, является комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов «ТАНЕКО» в Нижнекамске. В октябре 2010 г. введена в эксплуатацию установка первичной переработки нефти мощностью 7 млн. т первой очереди данного комплекса. Годовой объем производства приоритетных для перевозок речным транспортом видов продукции оценивается 3,6 млн. т в год.
Перспективная емкость внутреннего рынка речных перевозок нефтепродуктов может быть экспертно оценена 23,2 млн. т грузов в год при условии отгрузки на реку 100 % производимого с апреля по октябрь мазута, 50 % ВГО и 5 % дизельного топлива с нефтеперерабатывающих заводов Европейской части России, тяготеющих к водным магистралям. В настоящее время рост рынка сдерживается нехваткой современных танкеров, отвечающих требованиям грузоотправителей. В стоимостном выражении перспективная емкость рынка приближается к 1 млрд. долл.
2. Проблема анализа конкурентной среды.
Анализ доли конкурентов на рынке можно провести исходя из натуральных показателей (объем нефтепродукта, отгруженного на реку в суда конкурентов) и стоимостных показателей (объем нефтепродукта, перевезенного флотов конкурентов на определенном направлении перевозок, умноженный на ставку фрахта на данном направлении перевозок).
В настоящее время на рынке речных перевозок нефтепродуктов в Европейской части России действует более 20 судоходных компаний. Однако основной объем перевозок (более 75 %) выполняют 6 крупнейших перевозчиков - ЗАО «Башволготанкер», «Palmali», ООО «В.Ф. Танкер», ООО «На-вигаторъ», ООО «Прайм Шиппинг», ООО «Oil Marine Group».
Кроме этого, на рынке также оперирует большое количество мелких танкерных судоходных компаний, имеющих долю на рынке менее 3 %, такие как ООО «Транспетрочарт», ООО «Волготранс», ООО «Трансфлот» и др.
Рынок перевозок нефтепродуктов речным транспортом является немо-нополизированным и конкурентным. Крупнейшие игроки рынка имеют постоянных клиентов и из года в год осваивают традиционные грузопотоки.
Для определения уровня концентрации рынка, определялся индекс Хар-финдала-Хиршмана, представляющий сумму квадратов долей всех фирм, действующих на рынке. Данный индекс равен 0,1618, т.е. уровень концентрации рынка - 16 %.
Таблица 2
Конкурентная среда рынка речных перевозок нефтепродуктов в 2010 г.
Судовладелец Доля рынка в 2010 г., % Доля рынка на направлении «Север» в 2010 г., %
Башволготанкер 29 47
Palmali 17 О
В. Ф. Танкер 12 23
Навигаторъ 9 О
Oil Marine Group б О
Прайм шиппинг 4 О
Транслайн 3 7
Транспетрочарт 3 1
Трансфлот 3 5
Saturn Shipping 2 О
Прочие 12 17
ИТОГО 100 100
Уход с рынка нефтеналивного пароходства «Волготанкер» повлек за собой резкое падение общероссийского объема речных перевозок нефтепродуктов в 2006 г. С уходом «Волготанкера» на южном направлении перевозок рынок заняли компании Palmali, Prime Shipping и Навигаторъ, на северном направлении перевозок - компании «Башволготанкер» и «В.Ф. Танкер».
3. Необходимость учета требований, предъявляемых крупнейшими фрахтователями / грузоотправителями к танкерным компаниям.
Крупнейшие грузоотправители / фрахтователи, обеспечивающие отгрузку нефтепродуктов на речной транспорт, предъявляют в настоящее время следующие жесткие требования, которым должна соответствовать танкерная компания:
- наличие флота, способного осуществлять полный цикл доставки нефтепродуктов из внутренних пунктов РФ на экспорт;
- соответствие флота требованиям международных конвенций;
- для перевозки акцептуются суда с возрастом не более 30 лет, а с реновацией корпуса - не более 35 лет (НК «Лукойл»);
- наличие большого опыта работы на рынке;
- надежность соблюдения графика доставки;
- наличие судов, способных осуществлять перевозки широкой номенклатуры нефтегрузов (мазут, вакуумный газойль, дизтопливо);
- частота отправлений, обеспечивающая своевременный вывоз груза из пунктов отправления, а также соблюдение сроков доставки в конечные пункты;
- стоимость транспортировки, обеспечивающая высокую эффективность экспорта нефтепродуктов по реке по сравнению с железнодорожным транспортом.
Анализ данных факторов позволяет сделать вывод, что в настоящее время вероятность появления на рынке речных нефтеперевозок новых крупных
игроков достаточно мала. Большинство перевозчиков эксплуатируют суда, средний возраст которых приближается или превышает 30 лет. В основном это танкера типа «Волгонефть», приобретенные на аукционах в рамках процедуры банкротства пароходства «Волготанкер». Лишь немногие перевозчики имеют возможность приступить к строительству новых танкеров, востребованных на рынке грузовладельцами.
Список литературы:
1. Протокол совещания по вопросу эксплуатации нефтяных танкеров смешанного (река-море) плавания, имеющих двухкорпусную конструкцию, но не отвечающих требованиям Приложения I МК МАРПОЛ у заместителя Министра транспорта Российской Федерации В.А. Олерского. - М., 09.12.09, № ОВ-29.
2. Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга: учеб. пособие. - М.: Вильямс, 2000. - 688 с.
3. Черенков В.И. Международный маркетинг: учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2003. - 848 с.
4. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 519 с.