Научная статья на тему 'Логистика поставок нефтепродукта'

Логистика поставок нефтепродукта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1134
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТИРОВКА / ЭКСПОРТ / НЕФТЬ / ГАЗ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / ТРАНСПОРТ / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ / ТРАНСГРАНИЧНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баяндурьянц Яна Игоревна

Экспорт нефти, поставка нефтепродуктов в зарубежные страны и не только, является главным направлением и составляет основу экономики многих стран. Страны-потребители получают недостающие топливные и энергетические ресурсы. А для государств, поставляющих нефтегазовую продукцию, зачастую данная деятельность является ключевой и обеспечивает существенное пополнение их бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логистика поставок нефтепродукта»

ЛОГИСТИКА ПОСТАВОК НЕФТЕПРОДУКТА Баяндурьянц Я.И.

Баяндурьянц Яна Игоревна - студент, кафедра коммерции и логистики, факультет торгового дела,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону

Аннотация: экспорт нефти, поставка нефтепродуктов в зарубежные страны и не только, является главным направлением и составляет основу экономики многих стран. Страны-потребители получают недостающие топливные и энергетические ресурсы. А для государств, поставляющих нефтегазовую продукцию, зачастую данная деятельность является ключевой и обеспечивает существенное пополнение их бюджетов.

Ключевые слова: транспортировка, экспорт, нефть, газ, нефтепродукты, транспорт, энергоресурсы, международная, трансграничная и национальная логистика.

Экспорт нефти составляет основу экономики многих стран. Страны-потребители получают недостающие топливные и энергетические ресурсы. А для государств, поставляющих нефтегазовую продукцию, зачастую данная деятельность является ключевой и обеспечивает существенное пополнение их бюджетов.

Экспорт нефти и нефтепродуктов - основная статья товарных поставок из России на международные рынки. На протяжении всей современной истории наша страна выступает крупным экспортером, контролируя 12 - 14% мирового нефтяного рынка. Внутрироссийское расположение отраслей ТЭК определяется спецификой регионов и инвестициями советского периода (ГЭС в Сибири, АЭС в европейской части). Оптимизация экспортных поставок следует основным принципам:

- минимизация потерь при доставке;

- мощности, соответствующие региональному спросу;

- модальность (труба или СПГ), адекватная колебаниям спроса и характеру контрактной базы и т. п.

Качество производимых нефтепродуктов, главным образом бензина и дизтоплива, не удовлетворяла в полной мере заграничных потребителей по ряду показателей, включая экологические. Производство востребованных нефтепродуктов началось после реконструкции соответствующих установок и строительства, новых на целом ряде российских НПЗ. Выросли глубина переработки нефти и качество самой продукции [7].

Крупнейшие страны-покупатели российской нефти:

1. Китай (Объем поставок: 47,8 млн. тонн, сумма контрактов: 14,6 млрд. долл);

2. Нидерланды (Объем поставок: 49,8 млн. тонн, сумма контрактов: 13,9 млрд. долл);

3. Германия (Объем поставок: 23,6 млн. тонн, сумма контрактов: 6,6 млрд. долл);

4. Польша (Объем поставок: 19,3 млн. тонн, сумма контрактов: 5,4 млрд. долл);

5. Италия (Объем поставок: 15,6 млн. тонн, сумма контрактов: 4,5 млрд. долл);

6. Белоруссия (Объем поставок: 19,4 млн. тонн, сумма контрактов: 4,1 млрд. долл);

7. Южная Корея (Объем поставок: 12,4 млн. тонн, сумма контрактов: 4 млрд. долл);

8. Япония (Объем поставок: 10 млн. тонн, сумма контрактов: 3,2 млрд. долл);

9. Финляндия (Объем поставок: 9,7 млн. тонн, сумма контрактов: 2,7 млрд. долл);

10. Словакия (Объем поставок: 5,7 млн. тонн, сумма контрактов: 1,6 млрд. долл).[5]

Издержки при транспортировке, хранении, перевалке нефти и нефтепродуктов в России достаточно велики, однако не следует наивно полагать, что «где-то там, за рубежом», они гораздо ниже. Тем не менее, средние расстояния перевозки нефтегрузов в России больше, чем в других странах. Это обстоятельство заставляет нефтяников, газовиков, транспортников разрабатывать и внедрять новые логистические технологии, совершенствовать процессы доставки продукции до морских экспортных терминалов, до экспортных магистральных трубопроводов [10].

Сложно найти транспортное средство, которое человечество в своей истории не использовало бы для перевозки нефти и нефтепродуктов — от вьючных животных до самолетов. Современная же нефтетранспортная система — это в первую очередь танкерный флот и трубопроводы. Их наличие и доступность в регионе добычи влияет и на саму добычу, и на ситуацию на рынках сбыта, а порой становится и мощным политическим аргументом

Способы доставки нефти — трубы или танкеры — определяются географией добычи и переработки. Этот сложный бизнес (особенно строительство новых танкеров) зависит не только от текущей добычи, но и от прогнозов потребления нефтепродуктов [3; 6].

Рассмотрим на основе статистических данных положение с производством и поставками основных нефтегрузов на экспорт (таблица 1).

Таблица 1. Производство некоторых нефтепродуктов в России в 2011-2016 гг., млн. т

2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г.

Добыча нефти и ГКС 505,2 511,4 518,1 523,4 526,7 534,1

Первичная переработка нефти 250 256,5 265,4 274,5 288,9 282,4

Автомобильный бензин 36,1 36,7 38,1 38,7 38,3 39,2

Авиакеросин 9,1 9,3 9,9 10,4 10,9 9,6

Дизельное топливо 70,4 70,6 69,7 72,0 77,3 76,1

Топочный мазут 69,6 73,2 74,4 77,0 78,5 71,0

Как видно из данных таблицы 1, добыча нефти и газового конденсата (ГКС) в России за последние пять лет выросла на 29 млн. т. Наименьший прирост отмечался в 2015 году, а вопреки прогнозам многих экспертов, предвещавших дальнейшее падение добычи, в 2016 году нефтяники добыли на 7,4 млн т больше. Это наибольший прирост в абсолютном выражении за рассматриваемый период. В 2017 году производство автомобильного бензина, исходя из показателей 10 месяцев 2016 года, достигло 39,6-40 млн. т. Производство дизельного топлива составило примерно 75,876,2 млн. т, а топочного мазута - 56,2-57 млн. т. В связи с падением числа авиапассажиров логично допустить падение объемов производства авиакеросина, однако его производство может остаться на прошлогоднем уровне. Таким образом, общая грузовая база по нефти и нефтепродуктам на 2017 год, выглядит следующим образом (таблица 2) [8; 4].

Таблица 2. Оценка грузовой базы по нефтегрузам, млн. т

2015 2016 2017

Добыча нефти и ГКС 526,7 534,1 542

Первичная переработка нефти 288,9 282,4 273

Автомобильный бензин 38,3 39,2 39,6

Авиакеросин 10,9 9,6 9,5

Дизельное топливо 77,3 76,1 76

Топочный мазут 78,5 71,0 57

Оценивая показатели, приводимые в таблице 2, можно отметить, что при снижении переработки на 10 млн. т выходы светлых продуктов увеличились и практически в абсолютном выражении объемы снизились весьма незначительно. Кстати, это говорит о произошедшем техническом перевооружении российских НПЗ, а снижение производства топочного мазута также скорее свидетельствует об уменьшении поставок этой продукции в котельные или на экспорт.

Теперь рассмотрим положение, складывающееся с поставками нефтегрузов на экспорт. Основными поставщиками нефтегрузов на экспорт являются трубопроводный и железнодорожный транспорт.

В разное время Россия не единожды становилась мировым лидером по мощности нефтепроводного транспорта и к настоящему времени прочно закрепила за собой первенство: российская «Транснефть» сегодня владеет самой протяженной сетью нефтепроводов — свыше 70 тыс. км, по трубе проходит более 90 % всей добываемой российской нефти [7; 6].

По системе трубопроводов ПАО «Транснефть» в 2015 году было прокачано 481,4 млн т нефти, на 2016 год были запланированы объемы в 476,7 млн т. Прокачка нефтепродуктов достигла 32,2 млн т, в том числе на внутренние нужды - 8,7 млн т, на экспорт - 23,5 млн т.

По продуктам распределение следующее: дизтопливо - 28,5 млн т, бензин - 1,6 млн т, авиакеросин - 2,1 млн т. По данным ПАО «Транснефть», доля экспортных поставок светлых нефтепродуктов компанией составляет 47% всего российского экспорта светлых; 53% нефтепродуктов доставляют другие виды транспорта (таблица 3).

Таблица 3. Поставки нефти и нефтепродуктов по трубопроводам ПАО «Транснефть», 2011-2016 гг., млн т (данные Минэнерго РФ)

2011 2012 2013 2014 2015 2016

Всего нефти 459 464 457 457 466 481,4

В том числе поставки внутри РФ 207 213 220 220 230 250,2

За пределы РФ 252 251 237 237 236 231,2

Всего нефтепродуктов 27 27 31 30 31 32,2

В том числе поставки внутри РФ 10 11 13 11 9 8,7

За пределы РФ 17 17 18 20 22 23,5

Отметим, что прокачка светлых нефтепродуктов по продуктопроводам по объемам гораздо ниже, чем нефти, - всего 32 млн. т. В последнее время стали расти поставки на экспорт, все-таки был обеспечен рост на 6,5 млн. т, более чем в три раза, частично за счет снижения внутренних поставок.

Список литературы

1. Алафинов С.В. Прогнозирование и планирование в транснациональной нефтяной компании. М.: Изд. «Дело», 1999. 328 с.

2. Алекперов В.Ю. Основные тенденции в нефтяном бизнесе. М., 1998. 246 с.

3. Алекперов В.Ю. Стратегические направления системной реорганизации управления нефтяными компаниями. На примере ОАО «ЛУКОЙЛ». М., 1998.

4. Алекперов В.Ю. Нефтяной потенциал. Потребность в новой целевой модели экономики России // Нефть России, 2002. № 9. С. 6-13.

5. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М.: ИНФРА-М, 2002. 412 с.

6. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: Учебное пособие под ред. проф. Б.А. Аникина. М.: Инфра-М, 2003. 339 с.

7. Ахриев А.Ю. Корпоративные возможности повышения качества обеспечения отечественных потребителей моторными маслами и пути их реализации. // Риск, 2004. № 3. С. 18-21.

8. Ахриев А.Ю., Клепацкая И.Е. Региональные рынки нефтепродуктов / Под ред. Карнаухова С.Б. М.: «Маркетинг», 2002. 428 с.

9. Барков А.А. Как возродить былую славу // Нефть России, 1998. № 10

10. Барков А.А. Объединяться можно по-разному // Нефть России, 1999. № 12.

11. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок: Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2001. 640 с.

12. Белолипцев И.А., Митрофанова Н.В. Резервы ресурсосбережения в системе нефтепродуктообеспечения: научные разработки, опыт их внедрения / БНЦ УрО РАН. Уфа, 1992. 182 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.