Научная статья на тему 'Актуальные проблемы контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок'

Актуальные проблемы контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1422
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ЗАКУПОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / АУКЦИОН / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОРРУПЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / CONTRACT SYSTEM / PROCUREMENT PROCEDURES / PUBLIC PROCUREMENT / MUNICIPAL PROCUREMENT / AUCTION / UNIFIED INFORMATION SYSTEM / FINANCIAL CONTROL / COMPETITION / CORRUPTION / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврова О.В.

Государственные и муниципальные закупки являются одним из приоритетных направлений развития экономического процесса в последние годы. В данной статье рассматриваются ряд актуальных проблем контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок, среди которых особое место занимают проблемы в законодательстве о контрактной системе, системные ошибки официального портала закупок, а также наличие коррупционного фактора. Затрагиваются актуальные вопросы формирования единого информационного пространства и применения новейших технологий в закупочном процессе. Уделяется внимание проблеме финансового контроля государственных и муниципальных закупок. Предложены варианты решения данных проблем.State and municipal procurements are one of the priority areas for the development of the economic process in recent years. This article discusses a number of pressing problems of the contract system in the field of state and municipal procurement, among which problems in the legislation on the contract system, system errors of the official procurement portal, and the presence of a corruption factor occupy a special place. Topical issues of the formation of a single information space and the application of the latest technologies in the procurement process are discussed. Attention is paid to the problem of financial control of state and municipal procurements. Suggested solutions to these problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК

ACTUAL PROBLEMS OF THE CONTRACT SYSTEM IN THE SPHERE OF STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT

УДК 347.73

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-1090

Лаврова О.В.,

магистрант 2 курса,

Волгоградский государственный университет, Россия, г. Волгоград

Lavrova O. V.,

2nd year master's student, Volgograd state University, Volgograd, Russia

e-mail: lavrovaolga1997@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

Государственные и муниципальные закупки являются одним из приоритетных направлений развития экономического процесса в последние годы. В данной статье рассматриваются ряд актуальных проблем контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок, среди которых особое место занимают проблемы в законодательстве о контрактной системе, системные ошибки официального портала закупок, а также наличие коррупционного фактора. Затрагиваются актуальные вопросы формирования единого информационного пространства и применения новейших технологий в закупочном процессе. Уделяется внимание проблеме финансового контроля государственных и муниципальных закупок. Предложены варианты решения данных проблем.

ANNOTATION

State and municipal procurements are one of the priority areas for the development of the economic process in recent years. This article discusses a number of pressing problems of the contract system in the field of state and municipal procurement, among which problems in the legislation on the contract system, system errors of the official procurement portal, and the presence of a

corruption factor occupy a special place. Topical issues of the formation of a single information space and the application of the latest technologies in the procurement process are discussed. Attention is paid to the problem of financial control of state and municipal procurements. Suggested solutions to these problems.

Ключевые слова: контрактная система, закупочные процедуры, государственные закупки, муниципальные закупки, аукцион, единая информационная система, финансовый контроль, конкуренция, коррупция, цифровизация.

Keywords: contract system, procurement procedures, public procurement, municipal procurement, auction, unified information system, financial control, competition, corruption, digitalization.

Основным закупщиком продукции на рынках является государство. Полагаясь на мировой опыт, можно сделать вывод о том, что проведение аукционов и конкурсов является отличной формой проведения закупочных процедур, способствующее здоровой конкуренции между участниками данных процедур. На сегодняшний день считается, что более прозрачной и чистой альтернативы существующему закупочному процессу еще не существует. Актуальность данной темы обусловлена тем, что относительно новое законодательство о контрактной системе, не в достаточной степени разработано, требует дополнительного исследования, внесения практически значимых изменений.

В связи с этим, особое значение имеет выявление и решение существующих на практике проблем в контрактной отечественной системе. Закон о контрактной системе, а также иные акты в данной сфере, требуют существенных доработок и внесения конструктивных изменений со стороны законодателя. Начиная с 2017 года законодательство в сфере государственных и муниципальных закупок начало видоизменяться, посредством внесения нововведений (переход на электронные закупки, обязательная регистрация в ЕИС и т.д.).

В контрактной системе можно выделять два блока проблемных аспектов: организационные и технологические.

К первой группе следует отнести проблему несовершенства финансового контроля в контрактной системе [15]. По мнению А.А. Строганова, причина заключается в отсутствии систематизированного и последовательного контроля, а также в отсутствии со стороны государства профилактического контроля[16]. Становление системы финансового контроля происходило достаточно долго и продолжается до настоящего

времени. Понятие термина «государственный финансовый контроль» не нашло своего закрепления в законодательстве. В правовой доктрине также не сложилось единого мнения относительно данного термина[10]. Э.С. Карпов отмечает, что финансовый контроль - это достаточно сложное явление, четкое единообразное определение которому дать невозможно[7]. Е.Ю. Грачева, внесшая весомый вклад в изучение развития финансового контроля определяет данный термин как деятельность государственных, муниципальных органов, общественных организаций, направленная на отслеживание правильности планирования, обоснованности проведения закупок, поступления, расходования денежных средств заказчиков[4].

Финансовый контроль в сфере закупок в настоящий момент представляет собой громоздкую систему органов, осуществляющих контрольные функции, отсутствует четкая регламентация их задач, происходит излишнее дублирование их полномочий[14].

На сегодняшний момент отсутствует нормативно-правовой акт, регулирующий аспекты финансового контроля государственных и муниципальных закупок. Следует отметить, что со стороны законодателя была некая попытка закрепить некоторые вопросы финансового контроля, внеся изменения в Бюджетный кодекс, однако, представляется, что этого недостаточно[21]. Требуется закрепить на законодательном уровне понятие «финансового контроля», его принципы, цели, виды и методы. Исходя из вышеизложенного, приходим к выводу о том, что следует согласиться с позициями многочисленных представителей науки в необходимости разработки отдельного законодательного акта в сфере финансового контроля[2].

Следующая проблема заключается в несовершенстве законодательства о контрактной системе. Следует отметить, что нормативно-правовая база в данной сфере значительно «ослаблена», по сравнению с предшествующим законом о контрактной системе[6], с разработанными к нему многочисленными подзаконными актами. В настоящий момент, законодателем разработан ряд подзаконных актов, однако, не в достаточной мере, участники закупок иногда вынуждены толковать нормы права на свое рассмотрение, т.к. никаких дополнительных разъяснений со стороны законодателя нет[1].

Одной из существенных проблем в данной сфере являются технологические проблемы закупочного процесса, в том числе, функционирование и интеграция официальных закупочных порталов, площадок. В последние годы происходит активная цифровизация закупочного

процесса, что вынуждает участников государственных и муниципальных закупок осваивать новые технологии, например, такие как чат-боты, блокчейн и др. В настоящее время все конкурентные способы закупок производятся в электронной форме, а также, с 2019 года закупки у единственного поставщика федеральными заказчиками производятся в электронном магазине - ЕАТ «Березка».

Информационное обеспечение закупочной деятельности в настоящий момент представляет собой 3 блока:

1) информационная система бюджетного планирования;

2) единая информационная система (Zakupki.gov.ru.);

3) иные вспомогательные системы.

ЕИС был запущен еще в далеком 2008 году, однако, стоит заметить, что его работа до сих пор не наложена в той степени, чтобы у участников и заказчиков не возникало никаких проблем при его использовании. Данный портал оптимизировал в себе как перечень всех закупочных процедур, размещаемых государственными и муниципальными заказчиками по всей стране, так и представляет собой источник справочной информации по вопросам проведения закупочных процедур[3]. В настоящий момент, на данном сайте в общеобязательном порядке размещаются все виды конкурентных закупочных процедур. Данная обязанность регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 №2 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[4] и Федеральным законом от 18.07.2011 №2 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»[5], а также соответствующими подзаконными актами.

Порталы в сфере закупок постоянно совершенствуются разработчиками и расширяют свой функционал, в связи с этим, почти ежедневно, проводятся регламентные работы, которые влекут за собой ряд системных ошибок[3]. На практике, часто встречаются жалобы заказчиков, участников на неисправную работу портала, из-за которой у его пользователей возникают сложности с размещением документации.

Налаживание бесперебойной работы официального портала государственных и муниципальных закупок позволит сократить риски нарушений процедуры размещения документации со стороны заказчиков, обеспечит более комфортный интерфейс для пользователей, что повысит качество и количество размещаемых конкурентных закупок.

Внедрение новых технологий в систему государственных и муниципальных закупок приводит к изменению всех бизнес-процессов. К

таким инновация стоит отнести технологию блокчейн. Технология является инновационным способом хранения данных, основанным на программных шифрах и цифровых записях, и представляет собой непрерывную цепь блоков, выстроенных по строгим правилам. Преимуществом использования блокчейна является то, что специальные криптографические средства служат целостности конструируемой субъектами цепи информационных блоков, то есть невозможно вмешательство в цепь извне, а также невозможно произвольное изменение цепи ее участниками. Однократно зарегистрированные факты невозможно исключить из цепи или изменить их содержание[6]. К другим, не менее серьезным инновациям следует отнести внедрение смарт-контрактов, в настоящий момент данная технология используется в пробном режиме в ряде компаний [22].

Представляется, что к подобным технологическим новшествам в закупочном процессе должно быть готово не только государство, но и профессиональное сообщество. Так, специалисту по закупкам необходимо разбираться не только в законодательстве о контрактной системе, но и в информационных технологиях. В связи с чем, видится необходимым дополнить на законодательном уровне требования к профессиональной подготовке кадров в сфере закупок.

Следующая проблема состоит в том, что в закупках по-прежнему продолжает присутствовать коррупционный фактор, не смотря на всю открытость и гласность проводимых конкурентных процедур[13].

Так, ФЗ-44 устанавливает единые требования по отношению к заказчикам всех уровней, что представляется не совсем верным, в виду различного уровня их финансовой растраты. В виду этого, действия не всех заказчиков ограничиваются рамками закона, в закупочных процедурах появляются третьи лица, так называемые «подставные фирмы», выигрывающие торги, посредством содействия действий заказчика[12]. Таким образом, происходит реализация незаконной схемы проведения закупочных процедур, в обход норм закона. Участники процедур наравне с развитием электрификации контрактной системы «приспосабливаются» к подобным условиям, практика показывает, что количество подобных схем увеличивается, что влечет нарушение здоровой конкуренции на отечественном рынке товаров, работ и услуг [11].

В связи с этим, видится целесообразным дополнение закона о контрактной системе разделом по борьбе с коррупцией. Например, ввести в общеобязательном порядке ряд психологических, репрессивных, технических

и регламентных способов влияния на участников закупочной процесса в целях

борьбы с коррупцией.

Литература:

1. Балтутите И.В. Давудов Д.А. Современные проблемы в сфере контрактной системы государственных и муниципальных закупок // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2019. - Т. 18, № 1. - С. 105-111. - DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2019.1.14

2. Богданова А.В. Актуальные проблемы осуществления внешнего государственного финансового контроля за состоянием и управлением государственным долгом субъекта Российской Федерации // Финансовое право. 2012. № 6. С. 30;

3. Бойко А.Р. Ельникова Е.В. Осуществление государственных и муниципальных закупок в условиях цифровизации// Вестник науки. 2020.№5(26).с.62-65.

4. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: учебник для средних специальных учебных заведений. 3-е изд., испр. и доп. М., 2010.

5. Зырьянова Т.В. Ведомственный финансовый контроль на современном этапе // Бюджет. 2012. № 6. С. 19);

6. Иваненко О. С., Иншакова А. О. Значение блокчейн-технологий и смарт-контрактов для регулирования внешнеэкономических сделок // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 7 (июль). - С. 110-115. - URL: http://e-koncept.ru/2019/193050.htm.

7. Карпов Э.С. Бюджетный контроль в Российской Федерации. М., 2012. С. 7.

8. Клещенко Ю.Г., Савченко М.М. Финансовый контроль как один из факторов обеспечения финансовой безопасности // Финансовое право. 2009. № 5. С. 14;

9. Коррупция в тендерах: как ее обойти // «Первый тендерный центр» М. 2016-2019. URL: https://tender1.ru/contacts

10. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 123);

11. Кузнецова М.В. Коррупция в сфере государственных (муниципальных) закупок//Вестник Уральского финансово-юридического института. 2016. №1(3). С.34-39.

12. Мельцова Д. А. Противодействие коррупции в государственных и муниципальных закупках // Научный электронный журнал «Молодой ученый». М. 2019. URL:http:// moluch.ru/archive/241/55748

13. Министерство финансов РФ признало ведомственный контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд в отношении своих подведомственных ФГУ коррупционно-опасной функцией //Минфин России. URL: https: //www. minfin.ru/ru/document/?id_4=104613&area_id=4&page_id=210 4&popup=Y#.

14. Паулов П.А. Понамаренко С.С. Актуальные проблемы государственного регулирования в сфере закупок // Современные научные исследования и разработки. 2017. №8 (16). С. 427-428.

15. Склярова Ю.А. К вопросу организации взаимодействия участников контрактации продукции / Ю.А. Склярова, Н.Б Рыжова, А.С. Черный // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2019. — № 7 (214). — С. 13-21.

16. Строганов А.А. Госзаказ и контроль за его размещением. М., 2010. С. 48.

17. Украинцев В.Б., Лепетикова И.Ю. Особенности функционирования информационного портала государственных закупок и его роль в оптимизации деятельности государственных и муниципальных органов// Повышение эффективности форм и методов распространения среди населения знаний по вопросам экономической и финансовой безопасности России, борьбы с теневыми доходами, противодействия финансирования терроризма, экстремизма, антигосударственной и деструктивной детельности. 2017. С.260-264.

18. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Компьютерная справочная правовая система -КонсультантПлюс.

19. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-Ф3. Компьютерная справочная правовая система - КонсультантПлюс.

20. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ. Компьютерная справочная правовая система - КонсультантПлюс.

21. Хисматуллин О.Ю. Некоторые финансовые аспекты повышения эффективности государственных закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд// Аграрное и земельное право. 2017. №4. С.125-129.

22. Центр электронных торгов. URL: https://www.b2b-

center.ru/news/?id=18140 (дата обращения: 30.05.2020).

Literature

1. Baltutite I.V. Davudov D.A. Current issues in the contract system of state and municipal procurement // Legal Concept = Legal Paradigm. - 2019 .-- T. 18, No. 1. - S. 105-111. - DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2019.1.14

2. Bogdanova A.V. Actual problems of implementing external state financial control over the state and management of public debt of a subject of the Russian Federation // Financial Law. 2012. No. 6. S. 30;

3. Boyko A.R. Elnikova E.V. Implementation of state and municipal procurement in the context of digitalization // Herald of science. 2020.№5 (26) .p. 62-65.

4. Gracheva E.Yu., Sokolova E.D. Financial law: a textbook for secondary specialized educational institutions. 3rd ed., Rev. and add. M., 2010.

5. Zyryanova T.V. Departmental financial control at the present stage // Budget. 2012. No. 6. P. 19);

6. Ivanenko O. S., Inshakova A. O. The value of blockchain technologies and smart contracts for regulating foreign economic transactions // Scientific and methodical electronic journal "Concept". - 2019 .-- No. 7 (July). - S. 110-115. - URL: http://e-koncept.ru/2019/193050.htm.

7. Karpov E.S. Budget control in the Russian Federation. M., 2012.S. 7.

8. Kleshenko Yu.G., Savchenko M.M. Financial control as one of the factors of ensuring financial security // Financial Law. 2009. No. 5. P. 14;

9. Corruption in tenders: how to get around it // "First Tender Center" M. 20162019. URL: https://tender1.ru/contacts

10. Krokhina Yu.A. The financial law of Russia: a textbook. 4th ed., Rev. and add. M., 2011.S. 123);

11. Kuznetsova M.V. Corruption in the field of state (municipal) procurement // Bulletin of the Ural Institute of Finance and Law. 2016. No1 (3). S.34-39.

12. Meltsova D. A. Anti-corruption in state and municipal procurements // Scientific electronic journal "Young Scientist". M. 2019. URL: http: // moluch.ru/archive/241/55748

13. The Ministry of Finance of the Russian Federation recognized departmental control in the field of procurement of goods, works, services to meet federal needs in relation to its subordinate FSU corruption-hazardous function // Ministry of Finance of Russia. URL: https : //www. minfin.ru/en/document/?id_4=104613&area_id=4&page_id=210 4&popup=Y#.

14. Paulov P.A. Ponamarenko S.S. Actual problems of state regulation in the field of procurement // Modern research and development. 2017. No8 (16). S. 427428.

15. Sklyarova Yu.A. To the question of the organization of interaction of participants in product contracting / Yu.A. Sklyarova, N.B. Ryzhova, A.S. Black // Property relations in the Russian Federation. - 2019 .-- No. 7 (214). -S. 13-21.

16. Stroganov A.A. State order and control over its placement. M., 2010.S. 48.

17. Ukraintsev VB, Lepetikova I.Yu. Features of the functioning of the public procurement information portal and its role in optimizing the activities of state and municipal bodies // Improving the effectiveness of forms and methods for disseminating knowledge among the population on the economic and financial security of Russia, combating shadow income, countering the financing of terrorism, extremism, anti-state and destructive detail . 2017. S.260-264.

18. Federal law dated 05.04.2013 N 44-03 "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to ensure state and municipal needs". Computer help legal system - ConsultantPlus.

19. The federal law "On the procurement of goods, works, services by certain types of legal entities" dated July 18, 2011 N 223-03. Computer help legal system -ConsultantPlus.

20. Federal law "On the placement of orders for the supply of goods, performance of work, and the provision of services for state and municipal needs" dated July 21, 2005 No. 94-03. Computer help legal system - ConsultantPlus.

21. Khismatullin O.YU. Some financial aspects of improving the efficiency of public procurement, goods, works, services to ensure state and municipal needs // Agricultural and land law. 2017. No4. S.125-129.

22. The center of electronic bidding. URL: https://www.b2b-center.ru/news/?id=18140 (accessed date: 05/30/2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.