Научная статья на тему 'Актуальные проблемы качества подготовки студентов специальности "Физическая культура и спорт" по дисциплине "Гимнастика"'

Актуальные проблемы качества подготовки студентов специальности "Физическая культура и спорт" по дисциплине "Гимнастика" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клинова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы качества подготовки студентов специальности "Физическая культура и спорт" по дисциплине "Гимнастика"»

Список литературы

1.Легкая атлетика.Учебник для инст.физ.культуры /Под ред.Н.Г.Озоли-на, В.И.Воронкина, Ю.Н.Примакова.-Изд. 4-е, доп. и перераб. -М.:ФиС, 1989.

2.Легкая атлетика.Учебник для студ.инст.по спец.№2114 "Физ.воспит." /А.Н.Макаров, П.З.Сирис, В.П.Тенников и др; Под ред.А.Н.Мака-рова. -2-е изд.,перераб.и доп. - М.:Просвещение,1987.

3. Гойхман П.Н., Трофимов О.Н. Легкая атлетика в школе. -

М.:ФиС, 1972.

4. Основы легкой атлетики/Сост. А. Ф. Бойко. - М.:ФиС,1976.

5. Озолин Н.Г. Путь к успеху.-Изд.2-е, доп. -М.:ФиС, 1985.

6. Легкая атлетика: Учеб.пособие/А.Н. Остапенко,В.И. Селиверствова,

Ю.Н. Чистяков, -М.:Высш.шк.,1979.

7.Школа легкой атлетики: Обучение технике легкой атлетики/ Под общ.ред.О.В.Колодия, Е.М.Лутковского, В.В.Ухова.-М.: ФиС,1968.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ГИМНАСТИКА"

О.А. Клинова

Современное образование в области физической культуры и спорта нуждается в качественном пересмотре, что связано с социально-экономическими изменениями на уровне государства, общества и личности, вхождением российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство. Проблема нашла своё отражение в концепции модернизации российского образования на период до 2010 г

Модернизация содержания физкультурного образования - комплексный процесс, осуществление которого требует концептуального переосмысления целей и принципов его обновления, сбалансированности основных компонентов, создания соответствующего культурно-информационного пространства, разработки критериев качества образования.В связи с этим повышаются требования к личности будущего специалиста, его профессиональной культуре [1].

Государственным образовательным стандартом (ГОС - 2000) определён нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 032101 - "Физическая культура и спорт' при очной форме обучения 5 лет.

Устанавливается, что за этот период времени специалист по физической культуре и спорту подготовлен:

- к педагогической и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности, в сборных командах по видам спорта;

- к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях;

- к выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристических, лечебных, реабилитационных и профилактических учреждениях любой формы собственности.

Основная образовательная программа специалиста по физической культуре и спорту формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.

Физкультурно-спортивная деятельность является главной составляющей профессиональной подготовки студентов профильных факультетов, основой для форми-

рования совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных специальных и профессионально-педагогических знаний и умений, что вызывает активность и креативность в решении профессионально и личностно значимых задач. Овладение содержанием физкультурно-спортивной деятельности в процессе освоения базовых видов спорта - необходимое условие эффективности профессиональной деятельности будущих специалистов, способствующее формированию у них потребности в проектировании инновационных технологий физкультурно-спортивной деятельности. Это требует пересмотра содержательного наполнения и технологической составляющей базовых курсов спортивных дисциплин [1].

А.Фурсенко - министр образования и науки РФ заявил: "Года через два появятся образовательные стандарты третьего поколения, которые будут кардинально отличаться от существующих сегодня. Необходимо использовать знания, полученные всем человечеством. Главное, что мы должны сделать, - научить людей учиться. Учиться надо всё время..."

Большинство аналитиков образования однозначно утверждают, что качество образования выпускников школ, поступающих в вузы, снизилось. Весьма ощутимо недостаточное общекультурное развитие личности и интеллекта выпускников школ [2].

О состоянии здоровья современных школьников можно сказать, что по данным Министерства здравоохранения и социального развития, только 30% российских школьников остаются относительно здоровыми. Десять лет назад здоровых школьников было 50%. Именно в школьные годы увеличивается на 20% число детей, имеющих хронические заболевания. Снизился и уровень физической подготовленности школьников. Это связано с недостаточной двигательной активностью школьников и качеством преподавания физической культуры в школе. Содержание и структура школьного физического воспитания, квалификация учителей физической культуры не позволяют в полной мере решать образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед образовательными учреждениями. Не всегда используется в полной мере комплексная программа по физической культуре, особенно игнорируется учителями раздел "Гимнастика". На это есть объективные и субъективные причины:

а) высокая травмоопасность занятий по гимнастике;

б) низкий уровень подготовки преподавателей по разделу "Гимнастика";

в) малая моторная плотность урока;

г) недостаточная укомплектованность школ гимнастическим оборудованием;

д) юридическая незащищённость учителей физической культуры, несущих ответственность за травматизм на уроке.

Зачастую, не используя средства гимнастики, преподаватель сводит уроки физической культуры к освоению примитивных двигательных норм, упуская момент формирования культуры движений, не используя сензи-тивные периоды развития определённых двигательных качеств ребёнка. Кроме того, имеются трудности в воспитании сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом, норм поведения учащихся. В связи с этим, при поступлении в вуз абитуриенты и студенты испытывают сложности при сдаче гимнастических тестов и освоении программного материала по базовой дисциплине "Гимнастика".

Данному предмету нет альтернативы в подготовке специалиста по физическому воспитанию. Именно её содержание представляет стержень в решении комплекса всесторонних задач физической культуры. Она присут-

ствует в своём спортивно-прикладном значении во многих видах спорта, являясь, как показала практика, базой для достижения мастерства [2].

Однако учебные планы в последние годы отражаются на ведении базовых дисциплин в виде общего сокращения объёма учебных часов, упразднения курса "Урок гимнастики в школе", "Музыкально-ритмическое воспитание", в качестве подготовки студентов к школьной педагогической практике. Но не только эти вышеперечисленные причины влияют на качество образовательного процесса, немаловажное значение имеет тот факт, что в связи с коммерциализацией образовательных услуг в вузы поступают люди с очень низким уровнем общей и специальной подготовленности. Об этой проблеме говорил А.Фурсенко при обсуждении вопроса об основных мероприятиях по развитию высшей школы на 2006-2010 гг Он заявил: "При приёме на платные места в вузах необходим жёсткий контроль за уровнем знаний абитуриентов. В том, что двоечников нельзя принимать ни на платные, ни на бесплатные места, мы абсолютно уверены, так как такие студенты в целом понижают уровень образования в учебном заведении".

С целью повышения качества образовательного процесса по дисциплине "Гимнастика" на факультете психологии, валеологии и спорта Курганского государственного университета был разработан и проведен мониторинг качества усвоения программного материала по данной дисциплине студентами 1-3 курсов.

Применение в учебно-воспитательном процессе дидактических средств и методов было обусловлено педагогической ситуацией и решаемыми педагогическими задачами.

Процесс обучения гимнастическим элементам содержит три этапа:

1) формирование ориентировочной основы действия;

2) формирование двигательного навыка;

3) контроль уровня усвоения гимнастического материала.

Поскольку специфика физкультурно-спортивной деятельности обусловливает необходимость обучения на двух уровнях: теоретическом - в виде создания умственной модели рационального действия и практическом -формирование двигательного умения, реализующего замысел в действии, главная дидактическая цель преподавателя заключается в построении процесса обучения таким образом, чтобы он способствовал мысленной активности, учил целесообразной деятельности, воспитывал специализированные ощущения и восприятия, развивал физические качества, необходимые для овладения техникой гимнастических упражнений. В обобщённом виде этот процесс сводится к созданию предварительной мотивации и ориентировочной основы действия (ООД). С целью его лучшего усвоения нами использовалось "проговаривание вслух", направленное на анализ двигательного действия и формирование его общей структуры, что способствует созданию школы движений. Кроме того, согласно содержанию программы по гимнастике, систематически проводится текущий контроль знаний исходных положений для общеразвивающих упражнений, строевых приёмов, методики описания общеразвивающих упражнений по показу и правильности подачи команд при организации занятий. Это позволило формировать двигательные умения как один из способов решения учебных задач. Однако овладение техникой гимнастических упражнений является наиболее сложным. Для усвоения нового требуется не только приобретение новых знаний, активизации внимания, определённого

уровня развития двигательных качеств, но и реорганизация ранее освоенных двигательных схем [1].

Цель работы - провести мониторинг уровня освоения программного материала по гимнастике студентами 1-3 курсов специальности "Физическая культура и спорт".

В работе были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу.

2. Разработать тесты по оценке уровня теоретических знаний студентов 1-3 курсов.

3. Провести тестирование.

4. Провести мониторинг качества освоения практического материала по гимнастике студентами 1-3 курсов.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В нашем исследовании приняли участие 85 студентов факультета психологии, валеологии и спорта, специальности "Физическая культура и спорт" Курганского государственного университета.

Диагностирование качества образованности студентов по дисциплине "Гимнастика" осуществлялось с помощью тестирования уровня знаний и практического выполнения зачётных комбинаций, состоящих из элементов, предусмотренных программой по каждому курсу и выполняемых на снарядах мужского и женского многоборья в конце 1,3,4 семестров. Практический зачёт проводится в виде соревнований. В конце 5 семестра студенты сдают экзамен по всему курсу "Гимнастики", который осуществляется в два этапа: практическая часть экзамена проводится в виде соревнований по программе, составленной кафедрой ТОФВ, теоретическая - в соответствии с требованиями к учебному процессу.

Для проведения тестирования была разработана система тестовых заданий, использовались четыре формы тестовых заданий:

1 - задание с выбором правильного ответа - одного или нескольких из множества представленных;

2 - задание на установление соответствия, где элементы одного множества требуется привести в соответствие с элементами другого множества;

3 - задание на определение правильной последовательности хаотично представленных объектов;

4 - вопросы из истории развития гимнастики.

Мониторинг уровня освоения практического материала по гимнастике проводился по итогам соревнований на каждом курсе. Оценка качества выполнения зачетных комбинаций осуществлялась из 10 баллов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

По итогам проведённого тестирования качества теоретической подготовленности студентов 1-3 курсов по дисциплине "Гимнастика" были получены следующие результаты:

1 курс - 91% студентов, освоивших объём теоретического материала согласно зачетным требованиям. Такой высокий процент усвоения теоретического раздела программы объясняется, во-первых, сжатостью по времени в изучении программного материала (материал 1 курса выдаётся за первый семестр), во-вторых, достаточно большим объёмом часов (70 часов практических занятий и 6 часов лекционных), в третьих - в использовании системности и чёткой организации учебного процесса с использованием контроля знаний как одного из разделов зачётных требований.

2 курс - 52 %, столь низкий процент усвоивших программный материал объясняется незавершённостью курса, т.к. тестирование проводилось в конце третьего семестра;

3 курс - 85 % респондентов освоили программный материал за данный курс. Кроме тестирования, которое

проводилось в середине 5 семестра и явилось текущим контролем уровня теоретической подготовленности студентов по данному курсу, они сдавали теоретическую часть экзамена, показав качественную успеваемость 3,5.

Мониторинг усвоения теоретического раздела программы по гимнастике студентами 1-3 курсов специальности 032101 "Физическая культура и спорт". Количество заданий в тесте: 20. Критериальное значение показателя освоения дисциплины (для студента): 50%.

Таблица 1

Контингент студентов Опрошенных Освоивших

Абс. % Абс. %

1 курс (38 чел) 33 87% 30 91%

2 курс (35 чел) 25 73% 13 52%

3 курс (37чел) 27 73% 23 85%

Диагностирование качества освоения практического материала по дисциплине "Гимнастика" проводилось в виде соревнований по женскому и мужскому гимнастическому многоборью. Студенты выполняли зачётные комбинации, составленные на основе пройденного материала программы. Судейство осуществлялось согласно правилам соревнований из 10-балльной системы. Критериальное значение показателя освоения дисциплины: 8 баллов, полученных на каждом виде многоборья.

Процентная успеваемость студентов 1 курса по видам многоборья следующая: женское многоборье

- акробатика - 66%; средний бал - 7,25;

- брусья разной высоты - 66%; средний бал - 8,2;

- бревно - 66%; средний бал - 8,13;

- опорный прыжок - 66%; средний бал - 8,02; мужское многоборье

- акробатика - 53%; средний бал - 7,15;

- брусья - 46,8%; средний бал - 6,86;

- кольца - 37,5%; средний бал - 6,55;

- низкая перекладина - 37,5% ; средний бал - 6,81;

- конь с ручками - 25%; средний бал - 6,13;

- опорный прыжок - 81%; средний бал -7,65; Процентная успеваемость студентов 2 курса по гимнастике:

женское многоборье

- акробатика - 50%; средний бал - 8,15;

- брусья разной высоты - 50%; средний бал - 7,46;

- бревно - 66%; средний бал - 8,15;

- опорный прыжок - 83,4%; средний бал - 8,05; мужское многоборье

- акробатика - 24%; средний бал - 8,0;

- брусья - 27,5%; средний бал - 6,56;

- кольца - 51.7%; средний бал - 6,43;

- низкая перекладина - 34.5%; средний бал - 6,05;

- конь с ручками - 48%; средний бал - 6,07;

- опорный прыжок - 38%; средний бал - 7,23; Процентная успеваемость студентов 3 курса по гимнастике:

женское многоборье

- акробатика - 59%; средний бал - 8,0;

- брусья разной высоты - 25%; средний бал - 7,33;

- бревно - 75%; средний бал - 8,0;

- опорный прыжок - 83%; средний бал - 7,59; мужское многоборье

- акробатика - 37,5%; средний бал - 7,42;

- брусья - 31%; средний бал - 6,2;

- кольца - 31,2%; средний бал - 5,45;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- высокая перекладина - 18,7%; средний бал - 3,66;

- конь с ручками - 18,7%; средний бал - 5,06;

- опорный прыжок - 68,7%; средний бал - 6,1.

Результаты мониторинга уровня освоения программного практического материала по гимнастике низкие, причём по мере увеличения сложности элементов, включённых в программу, процент успеваемости снижается, т.к. уровень общей и специальной физической подготовленности не позволяет качественно овладевать техникой гимнастических элементов, особенно тех, которые не включены в школьную программу по гимнастике. Кроме того, очень мало часов отведено на данную профильную дисциплину на 2 и 3 курсах, студенты не успевают освоить сложные в техническом плане двигательные действия, особенно на таких снарядах как кольца, конь с ручками, высокая перекладина, которые не изучаются в школе. Более высокая процентная успеваемость на 1 курсе объясняется содержанием программы, базирующейся на школьной гимнастике, достаточным количеством часов в семестре (76 ч.), чёткой организацией всего учебного процесса, начиная с вводного занятия и заканчивая контролем знаний и умений студентов.

ВЫВОДЫ

1. Применение тестирования при оценке качества знаний свидетельствует о том, что применение грамотно разработанных тестов способствует повышению познавательной активности студентов и, как следствие, повышает качество образовательного процесса. Использование разработанной технологии облегчает контроль знаний студентов по теоретическому разделу программы и способствует ускорению процесса освоения двигательной деятельности, развитию личности, формированию у неё потребности и способности к самостоятельному проектированию и реализации технологий физкультурно-спортивной деятельности.

2. Низкий уровень освоения практического материала по гимнастике на 2 и 3 курсах свидетельствует о низкой базовой гимнастической подготовке студентов, слабом уровне развития физических качеств, не позволяющих порой выполнить даже несложные по координации гимнастические упражнения, а также о низком уровне развития двигательной памяти.

3. Назрела необходимость пересмотра содержания программы по гимнастике с упором на более доступный уровень сложности упражнений (исходя из количества часов, отведённых на данный курс), личностно ориентированную систему обучения и здоровьесберегающие технологии.

Список литературы

1. Вучева В.В., Мещерякова О.Н. Технология обучения игровой

деятельности// Теория и практика физ. культуры.- 2007.- № 6.-

С. 15-18.

2. Григорьянц И.А. Актуальные проблемы совершенствования качества

профессионального педагогического образования специалистов

по физической культуре и спорту // Теория и практика физ.

культуры.- 2007.- №12.- С. 53-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.