УДК 783.658+398.88
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО ДУХОВНОГО СТИХА
Н.С. МУРАШОВА,
кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой социально-культурной и библиотечной деятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, Вилюйская, 28, тел. +7 (383) 244-13-50, e-mail: [email protected]
Аннотация
Мурашова Н.С. Актуальные проблемы изучения старообрядческого духовного стиха.
Цель работы - определить актуальные проблемы изучения старообрядческого духовного стиха на основе существующих информационных источников и с учетом сложившихся методологических подходов. Старообрядческий духовный стих рассматривается в качестве самостоятельного научного объекта, в изучении которого выявляются следующие ключевые задачи: исследование региональных традиций; определение источников сюжетов; реконструкция старообрядческой картины мира по духовным стихам; характеристика способов хранения и распространения старообрядцами духовных стихов; просветительская деятельность староверов, нацеленная на распространение внебогослужебного духовного пения. Решение данных задач позволит целостно осмыслить духовный стих как своеобразный феномен старообрядческой культуры, выявив специфические отличительные признаки на уровне сюжетов, особенностей бытования и исполнения, поэтической и музыкальной стилистики.
Ключевые слова: духовный стих, старообрядцы, исследование внебогослужебного духовного пения.
Summary
Murashova N.S. Current Problems of Studying of Spiritual Verse.
A goal of this paper is to determine current problems of studying the spiritual verse of Old Believers based on existing informational sources taking into account established methodological approaches. The Old Believers' spiritual verse is reckoned as a separated research object with the following aims in its studying: studying of regional traditions, determination of plots sources, reconstruction of Old Believers' worldview using spiritual verses, characterization of methods of keeping and expansion of spiritual verse by Old Believers, Old Believers' outreach activities aiming an expansion of outliturgical spiritual singing. Solving the problems by identification of specific distinctive features on the levels of plots, particularities of existence and execution as well as poetic and musical stylistics will lead to a
© Н. С. Мурашова, 2016
comprehensive understanding of the spiritual verse as a unique phenomenon of Old Believers' culture.
Keywords: spiritual verse, Old Believers, studying of outliturgical spiritual singing.
В последние годы заметно активизировался интерес к духовному стиху со стороны исследователей. К настоящему времени накоплены материалы, представляющие различные региональные коллекции памятников разновременного и разностилевого происхождения из репертуара старообрядцев, что обусловливает необходимость заняться целенаправленным изучением старообрядческого духовного песнетворчества как самодостаточного явления внутри жанровой системы внебогослужебного духовного пения.
Выделение старообрядческого духовного стиха в качестве самостоятельного научного объекта актуализирует необходимость формирования методологической системы его изучения, поскольку внебогослужебное духовное пение староверов отличается, во-первых, своим содержательным наполнением; во-вторых, специфическими особенностями бытования как на уровне функционирования, так и на уровне стиля; в-третьих, остается современным явлением, отразив при этом сложные перипетии культурной динамики старообрядчества.
Необходимо осмыслить актуальные проблемы и сформулировать конкретные задачи, направленные на их решение в соответствии с возможностями текущего состояния дел в изучаемой области. С одной стороны, они должны опираться на уже сложившиеся принципы, доказавшие свою эффективность, с другой стороны, следует их расширять и обогащать. Развитие возможно на основе адекватных концептуальных установок и соответствующего им методического инструментария. Именно с этих позиций и будет изложено авторское видение подходов к изучению старообрядческого духовного стиха.
Интерес исследователей к духовному стиху старообрядцев формируется в середине XIX в. Вторую половину данного столетия можно определить как период собирания памятников духовного песнетворчества. Особое значение в систематизации старообрядческого репертуара имеют труды В.Г. Варенцова [5] и С.В. Максимова [9].
Кульминационным этапом в истории изучения старообрядческих стихов стали 1900130-е гг., что нашло отражение в публикации
текстов в сборниках В.Д. Бонч-Бруевича [10], Т.С. Рождественского [11], А.В. Маркова [1], И.Н. Заволоко [7; 8], В.З. Яксанова [13]; появлении краеведческих заметок; создании исследовательских работ Я.А. Богатенко [2; 3; 4], А.М. Селищева [12]; издании каталога В.Г. Дружинина [6]. На данном этапе осмысливается роль старообрядцев в сохранении и развитии традиций внебогослужеб-ного духовного пения.
С 1940-х гг. в связи с началом археографической деятельности В.И. Малышева собираются и описываются старообрядческие рукописи с духовными стихами. Несмотря на то, что в советское время по идеологическим соображениям духовные стихи не могли стать привлекательным объектом изучения, была создана объемная источниковая база, составившая фундамент для исследований следующего, постсоветского, этапа.
Современный период изучения духовных стихов старообрядцев начинается с 1990-х гг. С этого времени опубликовано около 200 работ, представляющих широкую географию исследовательских школ. В них репрезентированы различные региональные и субконфессиональные традиции старообрядцев.
Выделим ключевые проблемы изысканий последнего времени в области старообрядческого духовного стиха.
1. Исследование региональных традиций внебогослужебного духовного пения староверов. В поле зрения исследователей попали духовные стихи старообрядцев Вятки, Ветки, Карелии, Нов-городчины, Верхокамья, Латгалии и Причудья, Приморья, Урала, румынских и астраханских липован, алтайских поляков и каменщиков, семейских Забайкалья, филипповцев Удмуртии, донских старообрядцев, староверов Курганской, Нижегородской, Кемеровской областей, республики Коми.
2. Привлекательным объектом изучения являются выго-лексин-ские памятники духовного виршетворчества.
3. Сравнение репертуара, особенностей бытования и стилистики образцов,распространенных в старообрядческой и православной среде Т еще одна исследовательская проблема.
4. Вызывают интерес и вопросы определения источников сюжетов старообрядческих стихов; реконструкции старообрядческой картины мира по духовным стихам.
5. Археографические изыскания направлены на выявление состава старообрядческих стиховников в указателях рукописей, гектографов, книжных изданиях.
В работах, посвященных старообрядческому духовному стиху, как правило, освещаются отдельные конкретные проблемы. Однако назрела необходимость целостно осмыслить духовный стих как своеобразный феномен старообрядческой культуры, выявив специфические отличительные признаки, которые обнаруживаются на уровне сюжетов, особенностей бытования и исполнения, поэтической и музыкальной стилистики. При этом образцы старообрядческого духовного песнетворчества невозможно рассматривать вне контекстного изучения внебогослужебного духовного пения как общерусского культурного явления. Важно найти типологические черты, присущие духовному стиху как жанровой системе и определить изменения, обусловленные его переходом в старообрядческую среду.
В настоящее время староверы являются основными носителями духовного стиха, который, наряду с богослужебным пением, относится к важным репрезентантам их певческой культуры, отражая специфическую картину мира, а также аккумулируя интонационный тезаурус. Их репертуарный свод отличается сюжетным разнообразием и жанрово-стилистическим богатством, включая образцы фольклорного происхождения, покаянные, псальмы, современные авторские сочинения. Среди староверов не только сохранились памятники внебогослужебного духовного пения из общерусского репертуара, но и появилось много новых произведений. Собственно старообрядческие стихи зачастую выступают средством выражения общественного мнения, сформировавшегося в старообрядческом социуме, что делает их незаменимым источником в исследовании мировоззрения представителей поповских и беспоповских толков.
В староверческой среде внебогослужебное духовное пение занимает очень большое место, выполняя просветительскую, дидактическую, аксиологическую функции; выступая средством культурной (в частности, религиозной) идентификации, эмоционального постижения веры, лирического художественного высказывания; являясь хранителем русской традиционной интонационности,
а также способом адаптации христианских ценностей к изменяющимся историческим и социально-культурным ситуациям.
Значимое место духовного стиха в современной старообрядческой культуре обусловливает необходимость дальнейшего собирания его образцов. Их изучение позволяет проследить развитие системы внебогослужебного духовного пения и раскрыть механизмы ее эволюции.
Вокруг старообрядческого духовного стиха сформировалось несколько ключевых исследовательских задач, нуждающихся в решении. Одна из них - систематизация источниковой базы. Результаты источниковедческих изысканий могут быть представлены в виде репертуарного свода, каталога мотивов и сюжетно-те-матического указателя стихов, представляющих различные региональные и субконфессиональные традиции. Отдельное внимание необходимо уделить стихам старообрядческого происхождения.
Работа с источниками поможет определить специфику старообрядческого духовного песнетворчества на уровне сюжетов, жанровых предпочтений, стилистических особенностей и специфики исполнения; представить целостную картину функционирования духовного стиха в традиционной культуре староверов; наконец, определить место старообрядческого духовного стиха в развитии внебогослужебного духовного пения и обнаружить механизмы включения того или иного текста в исполнительскую практику представителей различных толков и согласий.
Имеет смысл рассмотреть способы хранения и распространения старообрядцами духовных стихов. Помимо традиционной устной передачи, стихи начинают записываться и функционировать как письменные памятники. Для записи мелодий старообрядцы используют пометную знаменную нотацию. Подобная практика консервации старинных образцов, их адаптации под меняющиеся формы музыкального мышления позволяет по-новому взглянуть на проблему взаимодействия устной и письменной традиций, которая получает своеобразное преломление в различных жанрах народного и профессионального творчества и является весьма востребованной в современной фольклористике и медиевистике.
Отдельного интереса заслуживает просветительская деятельность старообрядцев, нацеленная на распространение духовных
стихов. Она связана с концертными выступлениями любительских хоров начала XX в., собирательской, издательской, исследовательской деятельностью Я.А. Богатенко, В.З. Яксанова, И.Н. -Заволоко и др. Эти традиции продолжаются в наши дни. Следует уделить внимание современным старообрядческим исполнительским коллективам; издательской деятельности старообрядческих приходов.
Миграционный характер старообрядческого движения способствовал географическому распространению духовных стихов. Выявление отдельных региональных репертуаров и ареала распространения стилистических особенностей поможет выяснить пути странствия сюжетов и установить характерные интонационные закономерности. Для этого следует создавать региональные музыкально-поэтические инципитарии и разрабатывать подходы к составлению сюжетно-тематического указателя духовного стиха, как наиболее действенных методов его типологии.
Накопленные к настоящему времени материалы дают возможность комплексно исследовать духовный стих как музыкально-поэтическое явление и как важнейший компонент религиозной культуры, возникший в древнерусский период, а затем получивший у старообрядцев дальнейшее развитие, что позволит определить предпосылки перехода духовного стиха в старообрядческую среду и представить эволюцию внебогослужебного духовного пения староверов на протяжении XVIIÏXXI вв.
В основу исследования явлений старообрядческой культуры должно быть положено представление о том, что старообрядчество Ï это феномен религиозной культуры, относящийся к русской традиционной православной системе. Из этого вытекают такие его свойства, как: догматизм, консерватизм, каноничность, ориентированность на средневековье, стремление сохранить национальную самобытность. Для старообрядчества характерно широкое распространение книжности и профессиональных форм культуры. Данные особенности необходимо учитывать при работе с образцами внебогослужебного духовного пения.
В свою очередь, духовные стихи дают полноценное представление о старообрядческой картине мира, которая базируется на развитых эсхатологических представлениях, учении о единствен-
ности русского православия, представлении о незыблемости обрядов и вере в то, что условием спасения души является пребывание в лоне старообрядческой церкви.
При работе с духовными стихами непременно должна учитываться субконфессиональная дробность староверия, так как идейные и догматические разногласия между поповцами и беспоповцами, а также между представителями отдельных толков внутри согласий (например, вопрос о браке) получили отражение в ряде текстов. Заслуживают внимания исторические факты, связанные с появлением общин в определенных местах, отражающие пути миграции старообрядцев, деятельность отдельных представителей староверия, гонения, поскольку данные события, с одной стороны, получали отражение в духовных стихах, а с другой стороны, обусловливали распространение репертуара и оказывали влияние на особенности бытования и исполнения тех или иных произведений.
Для получения разностороннего целостного представления о старообрядческом духовном стихе необходимо опираться на системный методологический принцип, предполагающий:
- всестороннее рассмотрение духовного стиха в контексте старообрядческой культуры, ее исторической и социокультурной динамики;
- использование материалов различных региональных коллекций, включающих памятники устного и книжного происхождения для репрезентативости результатов исследования.
Комплексный характер материала обусловливает выбор методов. Их можно объединить в две группы:
1. Методы сбора информации: экспедиционная фиксация текстов и расшифровка записей, работа с коллекциями, содержащими записи старообрядческих духовных стихов (архивными источниками и опубликованными материалами); выборка старообрядческих стихов из коллекций смешанного состава.
2. Методы обработки и анализа информации, включающие:
- систематизацию исследовательских представлений о происхождении и периодизации духовного стиха, об особенностях его бытования в разные исторические периоды среди различных групп носителей;
- выявление старообрядческих по происхождению памятников, в том числе, с использованием приемов лексического анализа, направленного на определение специфических для старообрядческого словаря лексем, а также лексем из общерусского репертуара, обогащенных дополнительной семантической нагрузкой;
- картографирование материала, позволяющее проследить особенности формирования репертуара и ареал распространения сюжетных мотивов и музыкально-поэтических особенностей с учетом миграционного характера распространения старообрядчества;
- стилистический анализ на уровне поэтики (анализ сюжетно-композиционного строения, языка, образной системы); на уровне мелодики (мелодико-семантический, слогоритмический, ладовый анализ), который должен базироваться на триединстве жанрового (фольклорный эпический и лирический стих, покаянный стих, псальма), исторического (стихи старшей и младшей традиции) и регионального подходов;
- текстологический и палеографический анализ памятников книжного происхождения.
В результате многостороннего междисциплинарного исследования можно дать объективную оценку вклада старообрядцев в сохранение жанровой системы духовного стиха до наших дней и ее обогащения новыми памятниками, соединившими традиции древнерусского песнетворчества и внебогослужебного духовного пения Нового времени; выявить способы адаптации старообрядческого духовного песнетворчества к изменившимся социокультурным условиям;определить место старообрядческого духовного стиха в русской религиозной культуре и художественном творчестве. Кроме того, духовный стих предстанет как важный компонент старообрядческой культуры в контексте ее развития на протяжении XVIIÏXXI вв. в своем жанрово-стилистическом разнообразии с учетом региональных и субконфессиональных особенностей бытования. Таким образом, определятся типологические закономерности в развитии духовного стиха как явления общерусской культуры и выявятся специфические особенности бытования духовных стихов в старообрядческой среде.
Всестороннее рассмотрение духовного стиха как важнейшего компонента старообрядческой певческой культуры способствует:
1) осмыслению вклада старообрядцев в сохранение и развитие жанровой системы духовного стиха (внешний аспект, раскрывающий взаимодействие интровертной культуры старообрядчества с культурными формами, сложившимися за ее пределами);
2) оценке духовного стиха как средства отражения старообрядческой картины мира (внутренний аспект, позволяющий раскрыть механизмы формирования и развития имманентных культурных ценностей).
Работа выполнена в рамках проекта № 15-04-00113 «Духовный стих в традиционной культуре старообрядцев» Российского гуманитарного научного фонда.
Список использованных источников
1. Беломорские старины и духовные стихи: собрание А. В. Маркова / Изд. подгот. С. Н. Азбелев, Ю. И. Марченко; Отв. ред. Т. Г. Иванова. СПб. : Дмитрий Буланин, 2002. 1079 с. (Памятники русского фольклора).
2. Богатенко Я.А. Напевы народных стихов и псальм (В пении «нищей братии» и в крюковых старообрядческих сборниках) // Сб. работ этнографической секции. М., 1926. Вып. 1. С. 911103.
3. Богатенко Я.А. Русские духовные стихи, псальмы и канты / / Церковь. 1913. № 3. С. 66167.
4. Богатенко Я.А. Старообрядческие духовные стихи и псальмы // Старая Русь. 1912. № 1. С 17119.
5. Варенцов В.Г. Сборник русских духовных стихов. СПб.: Издательство Д.Е Кожанчикова, 1860. 251 с.
6. Дружинин В.Г. Писания русских старообрядцев. СПб.: Типография М.А. Александрова, 1912. 534 с.
7. Духовные стихи старинные / Текст и мелодия записаны в Латгалии и Причудском крае И.Н. Заволоко. Рига: Риж. кружок ревнителей старины, 1933. Вып.1. 24 с.
8. Духовные стихи старинные / Слова и напевы записаны И.Н-. Заволоко в старообрядческом женском монастыре у дер. Войно-во (Восточная Пруссия) 20 июля 1936 г. Рига: Изд. М. Дидковско-го, 1937. 12 с.
9. Максимов С.В. Бродячая Русь Христа-ради. СПБ.: Общественная польза, 1877. 467 с.
10. Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола / Под ред. В. Д. Бонч-Бруевича. СПб.: Типография Б. М. Вольфа, 1908. Вып. 1. 315 с.
11. Рождественский Т.С. Памятники старообрядческой поэзии. М.: Печатня Снегиревой, 1909. 191 с.
12. Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск: Сибирское Книжное Дело, 1920. 81 с.
13. Яксанов В.З. Сборник стихов духовного содержания для старообрядческой семьи и школы. С распевами по знамени. Саратов, 1912. 120 с.