Научная статья на тему 'Вклад старообрядцев в сохранение и развитие духовного стиха'

Вклад старообрядцев в сохранение и развитие духовного стиха Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
362
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовный стих / старообрядцы / каналы коммуникации / рукописные и печатные сборники / концерты / электронные ресурсы / spiritual verse / oldbelievers / channels of communication / manuscripts and printed collections / concerts / electronic resources

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Н С. Мурашова

В статье раскрывается ключевая роль старообрядцев в сохранении жанровой системы духовного стиха, сложившейся в древнерусский период, и ее актуализации в Новое время. Выявляются основные каналы передачи старообрядцами традиций внебогослужебного духовного пения. Характеризуется вклад старообрядцев в собирание и изучение духовных стихов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLD BELIEVERS CONTRIBUTION TO THE PERPETUATION AND DEVELOPMENT OF THE SPIRITUAL VERSE

The article reveals a key role of Oldbelievers in the perpetuation of the spiritual verse prevailing in the Old Russian culture and its actualization in the modern age. The main channels of transference of spiritual verse among Oldbelievers are identified. Oldbelievers’ contribution to the collection and study of spiritual verse are characterized.

Текст научной работы на тему «Вклад старообрядцев в сохранение и развитие духовного стиха»

УДК 28+398.88

Н. С. Мурашова

ВКЛАД СТАРООБРЯДЦЕВ В СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДУХОВНОГО СТИХА

В статье раскрывается ключевая роль старообрядцев в сохранении жанровой системы духовного стиха, сложившейся в древнерусский период, и ее актуализации в Новое время. Выявляются основные каналы передачи старообрядцами традиций внебогослужебного духовного пения. Характеризуется вклад старообрядцев в собирание и изучение духовных стихов.

Ключевые слова: духовный стих, старообрядцы, каналы коммуникации, рукописные и печатные сборники, концерты, электронные ресурсы

ереход от русского средневековья к отечественной культуре Нового времени был крайне сложным и противоречивым этапом. Во многом благодаря подвижнической деятельности старообрядцев в период смены культурных ориентиров древнерусское наследие было сохранено и актуализировано. Сберечь дореформенные традиции старообрядцам помог духовный опыт, накопленный за шесть с половиной веков существования христианства на Руси. Опыт этот формировался как за счет богослужебной практики, так и за счет различных форм внехрамового постижения ценностей Православия. В числе последних особое место занял духовный стих, ставший средством религиозного самовыражения русского народа.

К середине XVII в. жанровая система духовного стиха достигла расцвета. К этому времени она была представлена многочисленными фольклорными памятниками, древнейшие из которых восходят к раннехристианскому периоду на Руси; и произведениями книжного происхождения, репрезентированными покаянными стихами и псальмами. После XVII в. духовный стих постепенно выходит из общерусского обихода, его основными носителями становятся старообрядцы. Наряду с церковным искусством, духовный стих относился к художественным константам древлего православия,

© Н. С. Мурашова, 2013

что и определило отношение староверов к нему как к хранителю и носителю древнерусской культуры.

Устойчивость традиции внебогослужебного духовного пения была обусловлена несколькими факторами. Во-первых, исполнение духовного стиха имело долгую историю на Руси; к этому виду религиозного творчества уже привыкли, он был хорошо знаком и понятен. Во-вто-рых, духовный стих обладал стилистической гибкостью, позволявшей успешно приспосабливаться его образцам под меняющиеся художественные запросы. В-третьих, диглоссия духовного стиха, то есть одновременное оперирование церковнославянским и русским языками, способствовала на лигвистическом уровне его адаптации к новой культурной ситуации; при атом духовный стих становится средством освоения выходящей из активного употребления церковнославянской лексики и ее внедрения в речевую коммуникацию. Таким образом, духовный стих помог старообрядцам в условиях смены культурной парадигмы обеспечить развитие традиций средневековья.

Миграционный характер старообрядческого движения содействовал географическому распространению духовных стихов. Особенно ярко данная тенденция проявилась в Сибири. При отсутствии полноценного духовного окормления жителей Зауралья со стороны патриаршей церкви староверы, активно участвующие в русской колонизации сибирских зе-

п

мель, выступали в роли хранителей духовных традиций: обучали грамоте детей, в том числе из нестарообрядческих семей, распространяли традиции духовного песнетворчества (по свидетельству многих информантов-нестарообрядце в, пение духовных стихов они переняли от староверов).

Среди старообрядцев не только сохранялись старинные образцы внебогослу-жебного духовного пения, но и появилось много новых произведений. Репертуарный свод староверческих духовных стихов включает в себя общерусские памятники, бытовавшие повсеместно н не только среди хранителей древлего православия, а также образцы, возникшие и исполнявшиеся именно в старообрядческой среде. Первый тип стихов преобладает, к нему относятся произведения дораскольного происхождения и некоторые памятники Нового времени, не противоречащие идеологии старообрядчества (в частности, не связанные со святыми, канонизированными официальной православной церковью). И в наши дни основными носителями таких стихов являются старообрядцы. Среди прихожан Русской Православной церкви лишь в последнее время наблюдается интерес к внехрамовому духовному пению. Традиция же исполнения стихов у старообрядцев не прекращалась никогда.

Второй тип стиха — собственно старообрядческий — отличается публицистичностью, так как выступает средством выражения общественного мнения, сформировавшегося в старообрядческом социуме. Он представлен стихами, содержательно связанными с церковным расколом и обличением пороков Нового времени. В таких произведениях упоминаются имена участников событий, топонимы, с которыми события были связаны. К ним относятся цикл стихов о протопопе Аввакуме: «Укрепи меня, о Боже» по мотивам поэмы Д. С. Мережковского «Протопоп Аввакум», «Он погиб за великое дело» («Памяти Аввакума»), «В Даурии дикой, пустынной♦ («Аввакум и семья в изгнании»); стих о боярыне Морозовой «Снег белый укра-

сил светлицы»; стихи об осаде Соловецкого монастыря: созданный в XVII в. непосредственно под впечатлением о событиях Соловецкого стояния «Да Господь Бог прогневился, государь-царь воспалился» и Плач пустынных жителей (соловецких иноков) «По грехом нашим на нашу страну»; стих о разделении церкви при Никоне патриархе «Что за чудная перемена и во всех делах измена»; памятники, связанные с Выго-Лексинским общежительством («Стих воспомина-тельный о отце Андрее Дионисьевиче», «Стих об иеромонахе Неофите», сочиненный по случаю составления «Поморских ответов», «Псальма лексинских девиц», «Стих высокопочтеннейшей девице Наталии Кузьминичне», посвященный петербургской купчихе-старообрядке Н. К. Галашевской, решившей поселиться на Лексе и др.) [7, с. 281—350]; «Петрозаводская могила» (к кончине старообрядца федосеевского согласия Ф. А. Гучкова в 1853 г.); Плач по Иргизу («Боже, приидоша»), созданный во второй половине XIX в. по случаю выселения старообрядцев с Иргиза в Закавказье; «Помедли, путник, Христа ради», посвященный святым преподобномученикам Константину и Аркадию Шамарским чудотворцам и др.

Определить принадлежность текста к старообрядческим духовным стихам может помочь лексический анализ, направленный на выявление специфических для старообрядческого словаря лексем. Этой проблемой основательно занимается С. Е. Никитина [9; 10]. В качестве диагностических для старообрядческих стихов исследовательница определяет лексемы «антихрист», «старая вера», «никонианство». Кроме того, лексемы из общерусского репертуара могут обогащаться дополнительной семантической нагрузкой. Если принять во внимание доказанный Никитиной принцип лингвистического основания картины мира, то к старообрядческим относятся такие стихи, как: «Жизнь унылая настала», «Житейское море», «Незаметно век проходит», «Есть безумные на свете», многообразные интерпретации темы Страшного суда и кон-

чины мира («Всяк человек на земле живет», «Христос с учениками из храма выходит», «Пора тебе уж пробудиться, о бедная душа моя», «Гробик ты мой, гробе» «Конец веку приближается») и др.

Как отмечает И. В. Поздеева, основными элементами сохранения и воспроизводства традиционной культуры старообрядцев выступают личность, община и книга [12, с. 9]. В отношении духовных стихов эта триада образует синкретичное единство. Духовные стихи для старообрядцев всегда были средством выражения отношения личности к событиям. А поскольку личность у староверов интегрирована в общину, то это было не столько индивидуальное видение событий, сколько единый взгляд всего старообрядческого сообщества на происходящее.

В старообрядческой среде стали появляться авторы, создающие новые тексты. В большинстве своем они остались анонимными (в соответствии со средневековыми установками), хотя имена некоторых из них известны. В первую очередь, следует упомянуть авторов выго-лексинской школы. По мнению Г. В. Маркелова, атрибутировать как выговские по происхождению можно около 30 памятников, в которых поэтические тексты сопровождаются знаменными распевами [7, с. 11]. Из выго-легеенн ск их авторов известны: Андрей и Семен Денисовы, И. Москвитин, Трофим и Козма, Марина постница (Марфа Лукина). Среди других старообрядческих стихотворцев отметим пермского поэта П. Н. Шмакова, создавшего стихи об Аввакуме и боярыне Морозовой; Л. А. Гребнева, которому устная традиция Южной Вятки приписывает стих «О прекрасная весна»; современного алтайского автора А. К. Холмогорова.

Рассмотрим далее способы хранения и распространения старообрядцами духовных стихов. Помимо традиционной устной передачи, стихи начинают записываться и функционировать как письменные памятники. Стремление к фиксации текстов обусловлено грамотностью старообрядцев, в том числе крюковой, и их пиететным отношением к книге.

Стиховники поднимали значимость вне-богослужебного духовного пения до уровня богослужебной музыки и духовной литературы.

Традиция записи внебогослужебных музыкально-поэтических произведений уходит в XV век, будучи связанной с покаянными стихами, называемыми также прибыльными, то есть добавочными к богослужебным текстам и поначалу размещавшимися в конце певческих книг. Их стилистика приближалась к литургическому пению, основываясь на осмогласных попевках и поэтике мо-литвословного стиха.

После XVII в. стилистика внебогослу-жебного пения претерпевает изменения. Вследствие появления кантов и псальм распространяются силлабические рифмованные тексты, распетые независимыми от знаменного попевочного фонда мелодиями. Не попевка, а мотив становится интонационным ядром. Старообрядцы для записи мелодий, имеющих мотивное строение, начинают использовать пометную знаменную нотацию, приспосабливая ее под закономерности нового музыкального мышления: невма, подобно ноте, фиксирует высоту и длительность отдельного звука или краткого мотива. Начиная с XVIII в. старообрядческие знатоки духовного стиха стали создавать крюковые сборники, в которых помещались образцы, бытовавшие ранее в устной форме. Это были собрания смешанного состава, в которых стихи помещались вместе с другими произведениями, и специализированные стиховники, целиком состоящие из образцов внебогос-лужебного духовного пения.

По свидетельству Л. Игошева, первая известная запись крюкового духовного стиха «Плач Иосифа», ныне хранящаяся в Российской государственной библиотеке в фонде Е. В. Барсова, датируется 1720-1740 гг. [4, с. 65] (илл. 1). Сегодня в различных библиотеках, архивах и личных собраниях сосредоточены сотни рукописных стиховников. В старообрядческих семьях рукописные тетради с текстами внебогослужебного духовного пения передаются из поколения в поко-

Илл. 1. Стих «Плач Иосифа« [4]

прн-30-йу к ры-да-ни-ю ?

Н 1 01 "V

го ПСИ

'"V г '0 н+

ры Л л н и ю

пе-члль лю — ют

ко—го

ление, бережно сохраняясь и пополняясь новыми записями. Такие памятные тетради теперь уже и ксерокопируются в целях тиражирования среди своих единоверцев. Подобная практика консервации старинных образцов подтверждает неразрывное единство устной и письменной традиций в старообрядческой культуре, весьма характерное именно для духовного стиха.

Однако никакие записи не заменят живого исполнения. Реальное звучание

обладает наибольшей силой воздействия на слушателей. Поэтому в просветительских целях стараниями энтузиастов духовного пения в начале XX в. развернулась концертная деятельность старообрядческих любительских хоров. Во время их выступлений звучали не только богослужебные песнопения, но и духовные стихи. Наиболее известными певческими коллективами этого времени были: Морозовский хор, возникший при Богородско-Глуховской общине

в последней четверти XIX в., начавший концертную деятельность при П. В. Цветкове (1907-1911 гг.); хор Московского Братства Честнаго и Животворя щаго Креста Господня, созданный и руководимый Я. А, Богатепко (духовные стихи составляли основу концертного репертуара этого коллектива).

В 1927 г. И. Н. Заволоко инициировал создание «Кружка ревнителей русской старины» при Рижском обществе «Гребенщиковское училище» для пробуждения религиозно-нравственного и национального самосознания староверческой молодежи [16, с. 13]. В 1928— 1982 гг. филиалы Кружка были открыты в Митаве (Елгаве), Двжнске (Даугаэпил-се), Режице (Резекне). Во время собраний Кружка и в поездках по старообрядческим селениям обязательно исполнялись духовные стихи. Репертуар формировался за счет экспедиционных записей, сделанных в Латгалии, Печорском крае, Закарпатье, Польше. С 1930 (по другим данным 1934—1936 гг.) по 1940 тт. в деревне Федоришки Биржай-

ского района Литвы существовал старообрядческий духовный хор, основанный М. И. Терентьевым, исполнявший духовные стихи во время своих концертов в Биржайском и Рокишском районах [в, с. 131-136] (илл, 2).

Традиции концертного пения духовных стихов в наши дни продолжили тар кие старообрядческие коллективы, как: хор Кафедрального храма во имя Рожества Пресвятыя Богородицы г. Новосибирска, начавший свою концертную деятельность в 1990-е гг. под руководством В. А. Долгова; хор певчих старообрядческих приходов Сибири, сформированный в 2007 г. А. Н. Емельяновым; хор пос, Шамары Шалинского района Свердловской области Уральской епархжи РПСЦ под управлением Ю. Потеря ев ой; рижский любительский: хор «Грезиъ» под руководством М. Е. Селушинской (создан в 1993 г., в 1995 и 1996 гг. изданы два сборника духовных стихов, из которых состоит репертуар хора); Даугавпидсский молодежный хор «Воскресение», оргалжзо-

Илл. 2. Федоршпскжй старообрядческий хор, руководитель М, И. Терентъев, 19 августа 1935 г. Фото с сайта: Ыйр://samstar.ucoz.ru

веяный в 1997 г. Е. М. Григорьевой для концертного исполнения духовных стихов (основу репертуара составляет свыше 30 произведений) и др.

Современным каналом распространения внебогослужебного духовного пения выступает аудио- и видеофиксация. Данная практика не является повсеместной, тем не менее, она начала получать распространение с 1960-х гг. Старообрядцы записывали на магнитофон индивидуальное, семейное, общинное пение. Пленки с записями, подобно стиховни-кам, хранились как реликвии. Их прослушивали во время семейных и общинных соборов, подпевали исполнителям, запоминали прозвучавшие образцы.

В 1988 году по случаю 1000-летия крещения Руси всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия» был выпущен альбом пластинок «Старообрядческое церковное пение». В альбоме нашлось место духовному стиху «О числах» в исполнении И. А. Сергеева и руководимого им Стрельвжковск ого хора - старообрядческого певческого коллектива из села Стрельнжково Костромской области.

В настоящее время некоторые исполнители осуществляют студийную запись духовных стихов. В этой связи необходимо отметить деятельность сибирских певчих А. Емельянова и о. И. Мыльникова, которые с 1990-х гг. стали записывать сначала на кассеты, а позже на компакт-диски образцы, представляющие различные стилистические пласты б не богослужебного духовного пения (илл. 3). Их записи отличает высокий исполнительский уровень, особая задушевная манера пения, отвечающая природе духовного стиха. Оригинальную исполнительскую традицию представляют староверы американских штатов Орегон и Миннесота, чьи записи известны с 1990-х гг.

Еще один канал распространения духовных стихов силами старообрядцев — издательская деятельность. В начале XX в. поповские и беспоповские старообрядческие типографии Москвы издавали крюковые сборники стихов, которые имели широкое хождение в самых разных регионах. В «Книгоиздательстве В. 3. Як санов а» саратовских староверов-поморцев в 1910-е гг. издается три сбор-

Илл. 3. Сибирские исполнители духовных стихов Александр Емельянов и & Игорь Мыльников. Выступление в Большом концертном зале г. Томска

никл духовных стихов, большинство которых распето крюками; сборники были составлены Яксановым [17]. И. Н. Заволока публиковал тексты духовных стихов в журнале «Родная старина», выходившем в Риге с 1927 по 1933 гг. (всего 9 образцов), а затем издал два отдельных сборника «Духовные стихи старинные» (1933 и 1937 гг.)- В 1931 г. основатель Певческого общества староверов Латвии П. Ф. Фадеев издает в Риге сборник, состоящий из 24 духовных стихов. По утверждению Э. Мекша, публикации Заволоко и Фадеева стали репертуарной основой хоров «старообрядческих общин как в довоенной Латвии, так и в наши дни» [8]. В последние годы изданием духовных стихов занялись отдельные старообрядческие приходы [11; 16].

Таким образом, можно выделить пять коммуникационных каналов, обеспечивающих передачу традиций внебо-гослужебного духовного пения старообрядцами: 1) устная практика личного, семейного, общинного исполнения стихов; 2) рукописные сборники XVIII— XXI вв., которые делятся на поэтические (без фиксации напева) и музыкально* поэтические с крюковой пометной нотацией; 3) печатные издания, основанные на публикации устно бытующих, рукописных и ранее изданных памятников; 4) концертные выступления старообрядческих певческих коллективов; 5) аудио- и видеоносители: магнитофонные пленки, компакт-диски, сайты со звуковыми файлами, интернет-радио. Все они помогают успешно осуществлять хранение и распространение информации в наше время. Старинный способ устной передачи не утратил своих позиций; рукописные и печатные издания по-прежнему являются обиходными; все большую популярность набирают электронные ресурсы.

Отдельного внимания заслуживает вклад старообрядцев в собирание и изучение духовных стихов. В первые десятилетия XX в. развернулась исследовательская деятельность Я. А. Богатенко (илл. 4). М. П. Рахмановой удалась выяснить, что он подготовил диссертацию на

Илл. 4. Яков Алексеевич Богатенко.

Фото с сайта: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/starove

соискание звания ученого архивиста «Русские духовные стихи, канты и псальмы по устному преданию, рукописным источникам и крюковым певческим книгам» — 175 страниц текста, 288 нотных образцов [13]. К сожалению, полный текст диссертации утрачен, были опубликованы только ее фрагменты [1; 2; 3].

И. Н. Заволоко занимался исследованием духовных стихов, бытовавших среди прибалтийских старообрядцев (илл. 5).

И. М. Дуров — краевед, происходивший из старообрядческой семьи Кемско-го уезда Архангельской области, в 1910-

Илл. 5. Иван Никифорович Заволоко Фото с сайта: http: //samstar. ucoz.гu

1930-е гг. собрал большую коллекцию духовных стихов в селах Карельского Поморья. Его тетрадь «Стихи старообрядческие и нищей братии» хранится в Архиве Карельского научного центра РАН, часть из них была опубликована в разных изданиях [5, с. 243].

П. Н. Шмаков — поэт, фольклорист, собиравший этнографические материалы в старообрядческих деревнях Осинс-кого уезда Пермского края. В 1916 г. Шмаков издал брошюру «По лицу Земли. Очерки из жизни Прикамья», в приложении которой помещены духовные стихи [14, с. 154].

Итак, старообрядцы внесли огромный вклад в сохранение и развитие духовного стиха, сумев найти адекватные способы его адаптации к культуре Нового времени. К ним относятся: записи фольклорных памятников, создание новых образцов, расширение каналов передачи традиций внебогослужебиого духовного пения, собирание и изучение образцов духовного песнетворчества, просветительская деятельность. Во многом благодаря старообрядцам духовный стих сохранился до наших дней как яркое самобытное явление русской религиозной культуры и художественного творчества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богатенко Я. А. Напевы народных стихов и псалыи (В пении «нищей братии» и в крюковых старообрядческих сборниках) // Сб. работ этнографической секции. Вып. 1. — М., 1926. - С. 91-103.

2. Богатенко Я. А. Русские духовные стихи, псальмы и канты // Церковь. — 1913. - № 3.

3. Богатенко Я. А. Старообрядческие духовные стихи и псальмы. Лекция // Старая Русь. — 1912. - № 1. - С. 17-19.

4. Игошев Л. А, Упоение стихом // Родина. — 1990. - № 9. - С. 65.

б. Кузнецова В. П. Старообрядческие духовные стихи Карелии // «Калевала» в контексте региональной и мировой культуры. - Петрозаводск, 2010. - С. 241-248.

6. Лебедева Ж. Старообрядческий духовный хор деревни Федоришки // Старообрядцы Литвы: Материалы и исследования. 1996—1997 гг. — Вильнюс, 1908. - С. 131-135.

7. Маркелов Г. В. Писания выговцев: Сочинения поморских старообрядцев в Древлехранилище Пушкинского дома. — СПб., 2004.

8. Мекш Э. Б. Духовные стихи как феномен старообрядческой культуры // Староверие Латвии. — Рига, 2005. Режим доступа: www. starover .religare. ru

9. Никитина С. Е. О словаре старообрядческих духовных стихов // Старообрядчество: История, культура, современность: Материалы VI науч.-практ. конф. - М., 2002. - С. 348-355.

10. Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое самосознание. - М., 1993.

11. Ой вы, братья мои, сестры: Духовные стихи староверов Новгородской области / Сост. И. А. Мельников. — М.; Новгород: Археодок-сия, 2011.

12. Поздеева И. В. Возможности и задачи комплексного изучения традиционной культуры русского старообрядчества на современном этапе // Старообрядчество: история и современность, местные традиции. Русские и зарубежные связи. - Улан-Удэ, 2001. — С. 6—10.

13. Рахманова М. П. Яков Алексеевич Богатенко // Старообрядчество. История. Культура. Современность. Вып. в. - М.,1998. - С. 17-30.

14. Сапожникова Т. В. Этнографические изыскания в Осинском крае местными краеведами в конце XIX — начале XX века // Вестник Челябинского гос. ун-та. - 2011. - № 1. -С. 150-155.

15. Стихи (религиозного содержания) / Собрал и подготовил епископ Силуян (Килин). — Новосибирск, 1992.

16. Ягодкин А. Иван Никифорович Заволоко // Международные Заволокинские чтения: Сборник 1. -Рига, 2006. - С. 13-31.

17. Яксанов В. 3. Сборник стихов духовного содержания для старообрядческой семьи и школы. С распевами по знамени. В 3-х выпусках. - Саратов, 1912-1916.

Получено 21 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.