Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ОСВОЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ В ДИАЛОГАХ НАУЧНОГО, ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ОСВОЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ В ДИАЛОГАХ НАУЧНОГО, ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ / РЕЦЕНЗИЯ / ИНСТИТУТ НАСЛЕДИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петренко Ольга Владимировна

Предлагается рецензия на сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической конференции, состоявшейся 23-26 сентября 2021 г. в рамках VII Международного научного форума «Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия». Проанализированы структура и содержание сборника, выделены основные проблемные блоки, подходы авторов к осмыслению проблем изучения, сохранения, развития народных культурных промыслов. Актуальность и преемственность тематики, научно-практическая направленность, уникальные документальные и визуальные источники, нацеленность на диалог с властью, обеспечат востребованность издания не только учеными, преподавателями и студентами, но и представителями профессиональных союзов, органов исполнительной и законодательной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CTUAL PROBLEMS OF STUDYING, PRESERVING, DEVELOPING AND MASTERING THE SOCIO-CULTURAL POTENTIAL OF RUSSIAN FOLK ARTS AND CRAFTS IN THE DIALOGUES OF THE SCIENTIFIC, PEDAGOGICAL AND PROFESSIONAL COMMUNITY

A review of the collection of materials based on the results of the All-Russian Scientific and Practical Conference held on September 23-26, 2021 within the framework of the VII International Scientific Forum "Cultural Heritage of the North Caucasus as a resource of interethnic harmony" is proposed. The structure and content of the collection are analyzed, the main problem blocks are highlighted, the authors' approaches to understanding the problems of studying, preserving, and developing folk cultural crafts. The relevance and continuity of the topic, scientific and practical orientation, unique documentary and visual sources, focus on dialogue with the authorities, will ensure that the publication is in demand not only by scientists, teachers and students, but also by representatives of trade unions, executive and legislative authorities.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ОСВОЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ В ДИАЛОГАХ НАУЧНОГО, ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 008 ББК 71

Б01 10.34685/Н1.2022.39.4.014

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ОСВОЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ В ДИАЛОГАХ НАУЧНОГО, ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА

Рецензия на книгу: Сохранение национальных духовно-эстетических традиций и народные художественные промыслы России : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции [Электронное сетевое издание] / Составитель, научный редактор и автор предисловия Ю. А. Закунов. — М. : Институт Наследия, 2022. — 156 с.

Петренко Ольга Владимировна,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Сибирский филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева,

olgap26g12@mail.ru

Аннотация

Предлагается рецензия на сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической конференции, состоявшейся 23-26 сентября 2021 г. в рамках VII Международного научного форума «Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия». Проанализированы структура и содержание сборника, выделены основные проблемные блоки, подходы авторов к осмыслению проблем изучения, сохранения, развития народных культурных промыслов. Актуальность и преемственность тематики, научно-практическая направленность, уникальные документальные и визуальные источники, нацеленность на диалог с властью, обеспечат востребованность издания не только учеными, преподавателями и студентами, но и представителями профессиональных союзов, органов исполнительной и законодательной власти.

Ключевые слова

Культурное наследие, народные художественные промыслы России, рецензия, Институт Наследия.

Современная политическая и социально-экономическая ситуация, сложившаяся на фоне короновирусной пандемии и очередного противостояния мировых держав, привела к нарушению установившегося на рубеже веков единого политического, экономического, социокультурного и информационного пространства. Усилились негативные тенденции в процессах самоидентификации как отдельных личностей, так и социальных групп — культурных, профессиональных, возрастных, этнических. На первый план выходят проблемы патриотизма, циви-лизационной и национальной идентичности, а также единства многонационального народа России. Все это актуализирует поиск путей и инструментов преодоления и решения отмеченных тенденций и проблем. Одним из действенных средств справедливо признается культурное наследие. Огромным потенциалом в этом плане обладают народные художественные промыслы (НХП).

Проблемы осмысления сущности, изучения проблем, сохранения и продвижения народных художественных промыслов России впервые стали предметом научного анализа (искусствоведческого, философского и исторического) и практического решения в конце 1980-х — 1990-е гг. В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, защиты и представительства их интересов в федеральных и региональных органах исполнительной власти созданы и ведут активную представительскую, популяризаторскую, просветительскую, выставочную и коммуникативную (конференции, семинары) деятельность комиссия по народному искусству Союза художников России, негосударственные некоммерческие организации — ассоциация «Народные художественные промыслы России» (1990), Национальный союз народных художественных промыслов (2003), Академия народного искусства (2011), и др. В 2020-2021 гг. нерешенные старые и вновь появившиеся проблемы в законодательной и практической сфере народных художественных промыслов России потребовали совместного, комплексного решения. Актуальная тема «Сохранения национальных духовно-эстетических традиций и народных художественных промыслов России» стала объектом внимания и обсуждения организаторов (Российский НИИ культурного и природного

наследия им. Д.С. Лихачёва, и др.) и участников (представителей различных творческих специальностей и научных дисциплин гуманитарного цикла, власти, образования и музеев, Союза художников России и некоммерческих организаций/ассоциаций НХП) всероссийской научно-практической конференции организованной в рамках VII Международного научного форума "Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия" (23-26 сентября 2021 г., г. Геленджик).

По итогам прошедшей конференции составлен рецензируемый сборник материалов, в который вошли 11 текстов по докладам и сообщениям участников из городов центральной России и Кавказа. Статьи логически можно распределить по трем проблемным блокам: к постановке проблемы (Ю.А. Закунов, А.Н. Коваль-чук, В.Г. Долгов, Т.Н. Атюшева, Д.А. Грекова), теоретический (М.В. Логинова, Д.Р. Лакунова) и практический (Г.Н. Керцева, К.М. Магомедов, Н.А. Гущин, И.А. Колобкова). Однако структура сборника выдержана по-другому тематическому принципу, включает предисловие, основную часть, приложение. Приложение содержит лишь один текст («Заключение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О народных художественных промыслах»). Два важных источника по проблемам НХП помещено в предисловии (Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение национальных духовно-эстетических традиций и народные художественные промыслы России») и в статье В.Г. Долгова (письмо Национального союза народных художественных промыслов Министру промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурову). На наш взгляд, эти тексты целесообразнее поместить в Приложение, что сделало бы доступнее и нагляднее уникальные источники, свидетельствующие не только о диапазоне активности научного и профессионального сообщества в сфере изучения, созидания и сохранения народного искусства, но и о стремлении наладить диалог с руководством страны, участвовать в создании законодательной базы НХП.

Также в структуре сборника не хватает разделов «Сведения об авторах» и «Список сокращений». Тексты практиков (художников)

позиционируются как «тезисы выступления» и несколько выбиваются из общего оформления.

Обратимся к содержанию рукописи, рассмотрим его в порядке выделенных нами проблемных блоков. В предисловии, которое мы можем отнести к первому блоку, кандидат философских наук, руководитель отдела наследования культуры Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва Ю.А. Закунов, опираясь на ценностно-цивилизационную парадигму и идеи известного отечественного искусствоведа М.А. Некрасовой подчеркивает социокультурную, научную и практическую актуальность проблематики, раскрывает концептуальную специфику конференции и сборника. Автор подчеркивает, что «сохранение традиционных НХП России предстает как культуронаследование, т.е. процесс актуализации культурного наследия в современных условиях с опорой на духовно-эстетическую народную традицию, предполагает целостную государственную культурную политику в этом вопросе»1.

Председатель Союза художников России, Народный художник России А.Н. Ковальчук в своем выступлении «Проблемы сохранения и развития народного искусства и художественных промыслов России» высоко оценил роль НХП в сохранении взаимосвязи коренных народов со славянским этносом, в развитии регионов, в формировании духовно- нравственных основ искусства. Автор выделил современные проблемы сохранения и развития НХП, определил место коммуникативной, выставочной, популяризаторской деятельности Союза Художников России в их решении. Обратил внимание на позитивные примеры существующей господдержкки НХП в виде федеральных и региональных грантов. Ковальчук справедливо охарактеризовал опыт состоявшейся конференции «важной составляющей в обсуждении остро стоящих вопросов сохранения и развития творчества мастеров художественных промыслов, необходимой ступенью на пути принятия государственных решений,

1 Предисловие // Сохранение национальных духовно-эстетических традиций и народные художественные промыслы России : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции [Электронное сетевое издание] / Составитель, научный редактор и автор предисловия Ю. А. Закунов. — М. : Институт Наследия, 2022. — С. 6.

преобразований в мире культуры и искусства Российской Федерации»2.

Председатель правления некоммерческой организации «Национальный союз народных художественных промыслов», заместитель генерального директора ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура», член Экспертного совета Минпромторга РФ по НХП, почетный член Российской академии художеств В.Г. Долгов в своей статье обратился к проблемам сохранения народных художественных промыслов России, критике законодательной инициативы Минпромторга РФ, экспертной оценке и предложениям по улучшению законодательной и практической сферы НХТ. Автор подчеркнул, что для сохранения НХТ России «на всех уровнях власти РФ прежде всего должен быть однозначно разъяснен концептуальный вопрос, имеющий фундаментальное значение: что такое НХП, к какой сфере деятельности они относятся. Он подчеркивает, что ответ на этот давно получен: «Народные художественные промыслы — это сфера культурной деятельности, а не промышленной (поэтому следует выделить НХП из ведения Минпромторга — ОВП). <.. .> Это часть отечественного Народного искусства, а вся художественная изобразительная стилистика изделий НХП есть изображенные на изделиях культурные коды народов нашей страны, средство их самоидентификации в окружающем глобальном мире. Наконец, народные художественные промыслы — это не просто часть культуры РФ, а именно традиционной культуры РФ»3. Автор подчеркнул, что основная задача (культурная миссия) предприятий НХП — воспроизводство образцов традиционных изделий промыслов через наследование художественной традиции их созидания.

Председатель Комиссии по народному искусству секретариата Союза художников России Т.Н. Атюшева в статье «Народное искусство России — назад в будущее» определяет современ-

2 Ковальчук А.Н. Проблемы сохранения и развития народного искусства и художественных промыслов России // Сохранение национальных духовно-эстетических традиций и народные художественные промыслы России... С. 25.

3 Долгов В.Г. Сохранение народных художественных про-

мыслов России и законодательная инициатива Мин-промторга РФ // Сохранение национальных духовно-эстетических традиций и народные художественные промыслы России. С. 54.

ную ситуацию в народном искусстве в России как время стагнации и смуты. Выход видит в отказе от громоздких фабричных структур и переходе к малым организационным формам — артелям, семейным предприятиям и индивидуальным мастерским. Особое внимание уделяет ответственности мастеров, художников и исследователей народных художественных промыслов в трансляции народного искусства в будущее. Атюшева призывает приложить максимум усилий в возрождении, сохранении и популяризации народного искусства и НХП, подчеркивает роль выставочной деятельности Союза художников России и его комиссии по народному искусству в этом деле.

Искусствовед, ведущий специалист по стратегическому развитию частного учреждения «Музей Игрушек Александра Грекова» (Сергиев Посад) Д.А. Грекова, поднимает проблемы истории и современности народного искусства Дагестана, которое «отражает веками сложившиеся художественные традиции и опыт народа, его мировоззрение, мировосприятие и сохраняют непрерывную связь поколений»4. Среди древнейших видов декоративно-прикладного искусства региона выделяет: ручное ковроткачество, художественную обработку металла, производство медночеканной посуды и ювелирных изделий, художественную обработку дерева. Сегодня, как пишет автор, мастера в своих произведениях воплощают традиции своих знаменитых предшественников, а в Республике сохраняют и пропагандируют национальную культуру посредством разнообразных мероприятий: фестивалей, выставок, присуждения премии. Автор подчеркивает необходимость приобщения молодого поколения к истокам народной культуры, в целях эстетического и нравственного воспитания. Подчеркивает советский опыт профессиональной подготовки школьников на основе изучения национальных художественных традиций локальных школ по месту их расположения. С конца 1960-х гг. и до 1990-х гг. на уроках трудового обучения в школах Дагестана, расположенных в центрах народных промыслов, преподавались: основы кубачинского искусства, художествен-

4 Грекова Д.А. Народное искусство Дагестана. традиции и современность // Сохранение национальных духовно-эстетических традиций и народные художественные промыслы России... С. 33.

ная керамика, унцукульская насечка, основы ручного ковроткачества, резьба по дереву и камню. А «в ряде школ — Кубачинской, Микрахской, Унцукульской, Балхарской и др. — работа проводилась на таком высоком уровне, что школьники неоднократно участвовали на республиканских, всероссийских выставках и получали дипломы, грамоты и медали»5.

Выделенный нами теоретический блок открывает статья доктора философских наук, профессора, заведующей кафедрой культурологии и библиотечно-информационных ресурсов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им Н.П. Огарева М.В. Логиновой «Этноэстетические ценности в системе этнокультуры». Автор раскрывает «теоретико-методологические основания этноэсте-тики как «культурного кода» этноса посредством системного подхода при решении проблемы соотношения этнокультуры и этноэстетики»6, что способствует определению смыслового потенциала символического капитала этнической культуры. Философ оперирует концептами «дух народа», этноэстетические ценности, эстетическая онтология этноса, выделяет следующие уровни существования этноэстетики в этнокультуре: предметно-субстанциональный (эстетическое сознание, эстетические ценности, отражающие/ выражающие «дух народа»/этноса); функционально-исторический (трансформирующаяся система эстетических отношений и эстетический опыт этноса).

«Обряды и ритуалы как системообразующий фактор традиционной культуры» рассматривает Д.Р. Лакунова, представительница Кабардино-Балкарский научного центра РАН (г. Нальчик). Автор, демонстрирует существующие теоретические подходы и историю изучения культов, обрядов, архаичных верований, останавливается на светско-религиозном подходе и методологии феноменологической редукции, раскрывает проблему в на примере культа огня

5 Грекова Д.А. Народное искусство Дагестана. традиции и современность // Сохранение национальных духовно-эстетических традиций и народные художественные промыслы России. С. 39.

6 Логинова М.В. Этноэстетические ценности в системе этнокультуры// Сохранение национальных духовно-эстетических традиций и народные художественные промыслы России. С. 123.

(«домашнего очага», а также связанных с ним солярного культа, почитания молнии и кузницы») в культуре адыгов.

Статья кандидата исторических наук, доцента, старшего научного сотрудника Отдела археологии Института истории и археологии Республики Северная Осетия — Алания (г. Владикавказ) Г.Н. Керцевой (Вольной) позволяет сделать плавный переход от теоретического к практическому блоку текстов. Автор анализирует историю бытования и специфику понимания/трактовки образа змеи в традиционном искусстве северокавказских народов (с середины II тыс. л. до н.э. до наших дней). Приходит к выводу, что этот образ характерен для оседлых народов, является отражением офилатрии и космологических представлений народов в древности, некоторые из мифологем сохранились у народов Северного Кавказа до сегодняшнего дня.

Заслуженный художник РФ и РД, Член-корреспондент РАХ К.М. Магомедов развивает поднятую в первом блоке тему сохранения традиционного народного искусства Дагестана в современных условиях, под влиянием глобализации. Автор отмечает активное участие в этом деле наряду с знаменитыми мастерами выпускников графического факультета Дагестанского педунивер-ситета и художественного училища (посредством творчества в технике филигрань, гравировка, эмаль, выпиловка, и т.д., участия в выставках), художников Дагестанского отделения Союза художников России.

Народный художник Российской Федерации, Академик Российской академии художеств, Лауреат премии Правительства РФ в области культуры, член комиссии по народному искусству СХР, член художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Нижегородской области, директор Нижегородского художественного училища Н.А. Гущин в своей статье раскрыл проблемы народных художественных промыслов России и пути их решения на примере истории фабрики «Хохломский художник» (д. Се-мино Ковернинского района Нижегородской области). Проанализировав собственный экспертный опыт и современное состояние НХП, автор приходит к важным выводам: «Если исчезнут традиционные народные искусства, наш народ потеряет нечто гораздо более важное, чем свою историю. Он потеряет свою душу. В федеральных законах и постановлениях эта важная тема,

конечно, затрагивается, но благородные мысли и сохранение культурного наследия пока остаются лишь на бумаге. А ведь закон живет только тогда, когда он исполняется»7. Н.А. Гущин видит пути решения назревших проблем: в адекватной государственной программе поддержки и развития народных художественных промыслов в целом, т.е. не только предприятий отдельного списка; в создании компетентной комиссию для проверки предприятий, прикрывающихся вывеской НХ; в рассмотрении вопроса подготовки кадров не только в плане мастеров (художников, резчиков, токарей и т.д.), но и технологов, экономистов, бухгалтеров, руководителей; в повышении авторитет Мастеров, что в свою очередь позволит привлечь в отрасль молодежь; в необходимости разработки и внедрения государственного национального проекта для народных художественных промыслов.

Завершает практический блок кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела народного искусства Государственного Русского музея (г. Санкт-Петербург) И.А. Колоб-кова, продолжившая поднятую Н.А. Гущиным тему истории и современной угрозы утраты одного из самых известных традиционных промыслов России — Кавернинской Хохломы. Автор анализирует историографию изучения, научно-практический опыт осмысления проблем и сохранения искусства Хохломы, источники личного происхождения (воспоминания старейшего хох-ломского мастера А.В. Красильникова «Золотая Хохлома). Искусствовед отмечает потенциал подхода в области современной теории народного искусства, определяющего очаги традиционных художественных промыслов как уникальные эко-этно-системы. Обращает внимание на необходимость обратиться к старой действенной практике госпомощи с учетом современных социально-экономических условий — прямая инвестиционная поддержка при восстановления начальной системы обучения хохломской росписи в школах, восстановления практики творческих семинаров, развития рациональной формы про-

7 Гущин Н.А. Проблемы народных художественных промыслов России и пути их решения (на примере фабрики «Хохломский художник», д. Сёмино Ковернинского района Нижегородской области) // Сохранение национальных духовно-эстетических традиций и народные художественные промыслы России. С. 48.

мысла в виде небольших домашних мастерских , объединяющих опытного а мастера и 3-4 учеников. И.А. Колобкова подчеркивает, что сегодня среди первоочередных задач восстановления промысла стоит необходимость его тщательного изучения и мониторинга: «анализа фактического состояния и проблем существующих предприятий, учета ячеек домашнего производства, выявления списка мастеров, готовых возглавить локальные мастерские и стать наставниками молодежи. Проведенные исследования позволят определить перечень конкретных мер, разработать целостный проект его поддержки и восстановления»8.

В заключении отметим, что сборник «Сохранение национальных духовно-эстетических традиций и народные художественные промыслы России» отражает современное состояние

практики изучения сохранения и актуализации культурного наследия совместными усилиями научного, педагогического и профессионального сообщества. Актуальность и преемственность тематики «сохранения национальных духовно-эстетических традиций и народных художественных промыслов России», научно-практическая направленность сборника, уникальные документальные и иллюстрирующие отдельные статьи визуальные источники, апробация и продвижение действенных средств преодоления существующих проблем, нацеленность на диалог с властью, безусловно, будут востребованы не только учеными, преподавателями и студентами, но представителями профессиональных союзов, органов исполнительной и законодательной власти.

8 Колобкова И.А. Ковернинская хохлома. Угроза утраты промысла // Сохранение национальных духовно-эстетических традиций и народные художественные промыслы России. С. 106.

CTUAL PROBLEMS OF STUDYING, PRESERVING, DEVELOPING AND MASTERING THE SOCIO-CULTURAL POTENTIAL OF RUSSIAN FOLK ARTS AND CRAFTS IN THE DIALOGUES OF THE SCIENTIFIC, PEDAGOGICAL AND PROFESSIONAL COMMUNITY

Book review: Preservation of national spiritual and aesthetic traditions and folk art crafts of Russia : collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference [Electronic online edition] / Compiler, scientific editor and author of the preface Yu. A. Zakunov. — M. : Heritage Institute, 2022. — 156 p.

Petrenko Olga Vladimirovna

Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher Siberian Branch of the Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage

named after D.S. Likhachev, olgap26g12@mail.ru

Abstract

A review of the collection of materials based on the results of the All-Russian Scientific and Practical Conference held on September 23-26, 2021 within the framework of the VII International Scientific Forum "Cultural Heritage of the North Caucasus as a resource of interethnic harmony" is proposed. The structure and content of the collection are analyzed, the main problem blocks are highlighted, the authors' approaches to understanding the problems of studying, preserving, and developing folk cultural crafts. The relevance and continuity of the topic, scientific and practical orientation, unique documentary and visual sources, focus on dialogue with the authorities, will ensure that the publication is in demand not only by scientists, teachers and students, but also by representatives of trade unions, executive and legislative authorities. Keywords

Cultural heritage, folk arts and crafts of Russia, review, Heritage Institute.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.