ОШ МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИНИН ЖАРЧЫСЫ
ВЕСТНИК ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА BULLETIN OF OSH STATE UNIVERSITY
ISSN: 1694-7452 e-ISSN: 1694-8610
№2/2024, 318-327
ПЕДАГОГИКА
УДК: 37.016
DOI: 10.52754/16948610 2024 2 31
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОСЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ДИСЦИПЛИНАМ «РУССКИЙ И АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫКИ» (НА ПРИМЕРЕ ТЕХНОЛОГИИ TEXTTOSPEACH.RU)
СТУДЕНТТЕРДИ "ОРУС ЖАНА АНГЛИС ТИЛДЕРИ" ДИСЦИПЛИНАЛАРЫНА ОКУТУУДА НЕЙРО ТАРМАКТАРДЫ КОЛДОНУУНУН АКТУАЛДУУ ПРОБЛЕМАЛАРЫ (TEXTTOSPEACH.RU ТЕХНОЛОГИЯНЫН МИСАЛЫНДА)
ACTUAL PROBLEMS OF USING NEURAL NETWORKS IN TEACHING STUDENTS THE DISCIPLINE «RUSSIAN AND ENGLISH LANGUAGES" (USING THE EXAMPLE OF
TECHNOLOGY TEXTTOSPEACH.RU)
Кочконбаева Сонаим Исмаиловна
Кочконбаева Сонаим Исмаиловна Kochkonbaeva Sonaim Ismailovna
доцент, Ошский государственный университет
доцент, Ош мамлекеттик университеты Associate Professor, Osh State University [email protected]
_ORCID: 0000-0002-2230-924X_
Садыкова Айгуль Кудайбергеновна
Садыкова Айгуль Кудайбергеновна Sadykova Aigul Kudaibergenovna
PhD, старший преподаватель, Евразийский национальный университет им.Л.Н. Гумилева, Казахстан, Астана
PhD, улук окутуучу, Л.Н. Гумилев атындагы Евразияулуттукуниверситети,
Казакстан, Астана PhD, Senior Lecturer, L.N. Gumilyov Eurasian National University Kazakhstan, Astana [email protected]
_ORCID: 0000-0001-8418-0552_
Дуйшоева Бактыгул Сеитбековна
Дуйшоева Бактыгул Сеитбековна Duishoeva Baktygul Seitbekovna
старший преподаватель, Ошский государственный университет
улук окутуучу, Ош мамлекеттик университети Senior Lecturer, Osh State University [email protected] ORCID: 0000-0002-5445-6877
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕИРОСЕТЕИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ДИСЦИПЛИНАМ «РУССКИЙ И АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫКИ» (НА ПРИМЕРЕ ТЕХНОЛОГИИ TEXTTOSPEACH.RU)
Аннотация
Развитие цифровых технологий дает новый импульс для проведения педагогических исследований, в том числе связанных теорией и методикой преподавания русского и иностранных языков. В статье проанализированы возможности технологии texttospeeach.ru и особенности использования в педагогических целях инструмент D-ID. Делается вывод о расширении возможностей мультимедиа посредством искусственного интеллекта.
Ключевые слова: язык, texttospeeach.ru нейросеть, академическая непорядочность, инструмент D-ID.
СТУДЕНТТЕРДИ "ОРУС ЖАНА АНГЛИС ТИЛДЕРИ" ДИСЦИПЛИНАЛАРЫНА ОКУТУУДА НЕЙРО ТАРМАКТАРДЫ КОЛДОНУУНУН АКТУАЛДУУ ПРОБЛЕМАЛАРЫ (TEXTTOSPEACH.RU ТЕХНОЛОГИЯНЫН МИСАЛЫНДА)
Аннотация
Санариптик технологияларды енуктуруу
педагогикалык изилдеелерду, анын ичинде орус жана чет тилдерин окутуунун теориясы жана методикасы менен байланышкан изилдеелерду жургузууге жацы дем берет. Макалада texttospeeach.ru технологиясынын мумкунчулуктеру жана D-ID куралын педагогикалык максаттарда колдонуунун езгечелуктеру талданат. Жасалма интеллект аркылуу мультимедиянын мумкунчулуктерун кенейтуу женYнде тыянак чыгарылды.
ACTUAL PROBLEMS OF USING NEURAL NETWORKS IN TEACHING STUDENTS THE
DISCIPLINE «RUSSIAN AND ENGLISH LANGUAGES" (USING THE EXAMPLE OF TECHNOLOGY TEXTTOSPEACH.RU)
Abstract
The development of digital technologies gives a new impetus to pedagogical research, including those related to the theory and methodology of teaching Russian and foreign languages. The article analyses the possibilities of texttospeeach.ru technology and the peculiarities of using the D-ID tool for pedagogical purposes. It concludes that the expansion of multimedia capabilities through artificial intelligence is possible.
Ачкыч свздвр: тил, texttospeeach.ru нейросети, академиялык абийирсиздик, D-ID инструмента.
Keywords: language, texttospeeach.ru neural network, academic dishonesty, D-ID tool.
Введение
Актуальность. Ключевым критерием подготовки студентов и школьников выступает формирование иноязычной компетенции. Решение этой непростой задачи требует комбинирования, как традиционных форм и методов обучения, так и инновационных, чаще всего представленных на современном этапе мультимедийными технологиями, нейронными сетями, мобильными технологиями и интернетом. В связи с этим набирает обороты дистанционное и мобильное обучение. На основе анализа зарубежного и кыргызского опыта установлено, что данные технологии обладают значительным дидактическим потенциалом. Посредством нейросетей создается образовательный контент, генерируются тексты. Искусственный интеллект анализирует загруженный материал, предлагает различные форматы упражнений.
На современном этапе бытует мнение о том, что распространение искусственного интеллекта формирует риски, угрожающие большому ряду профессий. И в данном контексте преподаватели иностранных языков не являются каким-то исключением. Без уверенного владения возможностями ИИ у преподавателей вузов нет будущего. Искусственный интеллект уже оказывает и будет продолжать оказывать влияние на рынок труда. На данный момент человеческий труд дешевле качественных моделей на основе нейросетей и во многих областях сохраняет свою уникальность.
Особенно сильно эти проблемы проявляются при обучении студентов и школьников английскому языку. В настоящее время существует третье поколение обработки естественных языков на основе АЬ, возможности которых позволяют решать задачи на английском языке. Вероятность наступления подобных рисков в лингвистическом образовании небезосновательна. Анализ зарубежного опыта обучения английскому языку в странах Азии показывает, что в учебном процессе в ходе изучения английского языка активно задействованы А1-цифровые ассистенты, специализирующиеся на обучении английскому языку. Развитие данных технологий в настоящее время позволяет применять их для проверки письменных работ учащихся на предмет грамматических ошибок, оставляя оценку за учителем. В частности, в Южной Корее в 2024 г. уже планируется роботизация обучения английскому языку. Именно с помощью роботов учащиеся будут вести англоязычные диалоги на уровне носителя иностранного языка, а также способны осуществлять корректировку произношения учащихся на основе индивидуального подхода.
Еще недавно в качестве одного из основных рисков потерять работу для преподавателя иностранного языка в вузе рассматривались недостаточное владение цифровыми технологиями и внедрение EМI (применение английского языка как средства обучения) -тенденция вводить в вузах преподавание специальных дисциплин на иностранном языке в ущерб дисциплинам «Иностранный язык», «Деловой иностранный язык» и «Иностранный язык для специальных целей» [6; 7].
Динамичное распространение цифровых технологий во всех областях жизнедеятельности выводит проблему применения искусственного интеллекта в образовании на новый уровень. Искусственный интеллект в настоящее время оказывает серьёзное влияние на изменения в структуре рынка труда и сектора услуг, образовательные услуги не являются исключением. Особенное значение данная группа технологий имеет при изучении дисциплин русского и английского языков. Благодаря искусственному интеллекту появились большие
языковые модели, оказавшие влияние на многие отрасли жизнедеятельности (поисковые системы, чат-боты, перевод текстов, биометрия, персональные ассистенты и др.). В частности, у студентов особой популярностью пользуется ChtatGPT, способный генерировать оригинальные тексты. В то же время, по свидетельству ученых, не все цифровые инновации получили широкую популярность[1].
В то же время нельзя не обратить внимание на тот факт, что при использовании искусственного интеллекта существуют и определенные недостатки. Обращает на себя внимание такая проблема, как недостоверность и ненадёжность данных, так как искусственный интеллект на современном этапе не способен учитывать контекст, представленный в тексте. Участились случаи распространения ложного контента, который генерируют чат-боты, что для обучения студентов английскому языку является тревожным индикатором. Эксперты полагают, что полный запрет на использование в образовательной сфере нейросетей будет малоэффективной мерой. Следует учитывать тот факт, что искусственный интеллект на основе представленных в интернете данных способен генерировать уникальный контент. Однако, выработка выводов и интерпретация систематизированного материала с последующими оригинальными суждениями как, следствие мыслительных операций сознания, определяет способности человека. Возлагать на искусственный интеллект подобные задачи преждевременно.
Обобщение существующего мирового опыта применения в образовательной сфере нейросетей показывает, что данная группа технологий успешно зарекомендовала себя в дистанционном онлайн-обучении. Важно особо подчеркнуть, что работа в таком формате построена на учете индивидуального подхода в работе с учащимися. Это в равной степени касается и изучения английского языка, когда особенно важно учитывать индивидуальный уровень владения английским языком каждого учащегося и особенности его потребностно-мотивационной сферы. Большинство дидактических платформ, специализирующихся на обучении учащихся английскому языку, активно применяют адаптивные возможности данных технологий, так как они позволяют экономить время, сравнивать исходный уровень и фактический, давая объективную оценку лингвистическим компетенциями. При таком подходе значительно экономится время преподавателя. Отдельно следует остановиться на способности адаптивных платформ устанавливать пробелы в знаниях, и проблемные зоны, и устранять их. Таким образом, дидактические платформы (VirtualTalk, Duolingo), благодаря искусственному интеллекту, способны к выполнению широкой номенклатурой дидактических функций, а именно: персонализация дистанционного обучения, обеспечение индивидуальных траекторий обучения, обеспечение быстрой обратной связи, мониторинг изменения уровня навыков, способность к составлению расписания уроков, организация практических занятий по английскому языку посредством мультимедийных материалов, как устно, так и письменно.
Необходимо признать, основным достоинством нейросетей в обучении английскому языку является тот факт, что эта группа технологий усиливает адаптивность процесса обучения английскому языку, и оказывает сильное влияние на повышение мотивации учащихся к изучению английского языка. Важно подчеркнуть, что нейросетями учитывается и когнитивный стиль каждого из учащихся. Кроме того, данная группа технологий в значительно степени сокращает время, потраченное учителями английского языка на подготовку к занятиям. Отдельно следует остановиться на таком моменте, как персонализация дидактической среды. Нейросети позволяют обеспечить комфортные условия для изучения
английского языка школьниками и студентами, и одновременно формировать у них позитивное ценностное отношение к изучению английского языка. Вследствие этих процессов формируются предпосылки для повышения результативности обучения английскому языку: результаты усвоения английского языка значительно выше исходных, которые наблюдались на начальном уровне подготовки. Повышение уровня мотивации к изучению английского языка требует вовлечения учащихся посредством использования личностно значимого контента, на разработку которого требуются значительные ресурсы времени. Именно нейросеть успешно решает подобные проблемы, создавая в короткие сроки сюжетные дидактические истории с персонажами. Нередко учащиеся испытывают сложности с усвоением лексического материала из учебных пособий. Подобных проблем невозможно избежать при использовании традиционных учебников. С помощью нейросетей обеспечивается возможность создания в короткие сроки можно сгенерировать дидактические задания для обучения английскому языку.
Таким образом, нейросети открывают для преподавателей английского языка широкие креативные возможности в обучении студентов и школьников, определяя конкурентоспособность педагогических кадров, умеющих использовать данные технологии, над теми, кто придерживается консервативных взглядов на обучение английскому языку. Тем самым в современных условиях искусственный интеллект становится привычным элементом языковых курсов, необходимым для генерации курсов и заданий.
В высшей школе у преподавателей-лингвистов широкое практическое применение в дидактических целях получило использование такого инструмента, как texttospeeach.ru, возможности которого в условиях университетского образования имеют значительный дидактический потенциал.
В то же время в отношении подобных технологий со стороны ученых и педагогического сообщества проявляется немало скептицизма и критики [2; 3]. Благодаря подобным технологиям сформировался феномен академической непорядочности студентов, которые не хотят писать своими силами учебные работы.
Целью статьи является анализ дидактических возможностей цифровой технологии texttospeeach.ru в процессе изучения дисциплин русского и английского языков.
Обращение к научной литературе показывает, что по заявленной в статье проблеме в научном пространстве публикаций статей недостаточно, чтобы в полной мере оценить дидактический потенциал texttospeeach.ru. Поэтому исследование будет строиться, как на теоретическом анализе научной литературы, так и на основе личного практического опыта применения этой технологии.
Применение нейросетей в высшем образовании является активно развивающейся областью, способной предложить уникальные возможности для повышения качества обучения студентов в университетах в целом, и развития инновационных методик обучения русскому и английскому языкам, в частности. Возможности искусственного интеллекта позволяют создавать оригинальные презентации, картинки-изображения, создавать и обрабатывать аудиозаписи, генерировать текст и создавать видео. Выделяют несколько способов, как нейросети могут быть использованы для этой цели [4]:
1. Автоматизированная проверка грамматики и правописания: Нейросети могут быть обучены для автоматической проверки грамматики и правописания текстов на русском и английском языках. Это поможет студентам исправлять ошибки в своих работах и улучшать письменный русский и английский языки.
2. Предложение индивидуализированных учебных материалов: На основе данных обучения студентов нейросети могут создавать персонализированные учебные материалы, учитывая их уровень знаний, потребности и стиль обучения.
3. Развитие навыков разговорной практики: С помощью нейросетей можно создавать виртуальных собеседников или чат-ботов, с которыми студенты могут тренировать разговорные навыки на русском и английском языках.
4. Автоматизированные тесты и оценки: Нейросети могут использоваться для создания автоматизированных тестов и проверки знаний студентов по русскому и английскому языкам, что поможет преподавателям быстрее оценивать успеваемость и прогресс каждого студента.
5. Машинный перевод и понимание текста: Современные нейросети обладают возможностью машинного перевода и понимания текста. Это может быть полезно для студентов, изучающих русский и английский как второй язык, чтобы быстрее понимать иноязычные тексты.
6. Обратная связь и рекомендации: Нейросети могут анализировать работу студентов и предоставлять им обратную связь по их успехам и ошибках, а также рекомендации по улучшению навыков.
Однако важно помнить, что хотя нейросети могут быть мощным инструментом для обучения, они не могут полностью заменить человеческих преподавателей. Оптимальный подход заключается в комбинации технологий и человеческого взаимодействия для достижения лучших результатов в обучении русскому и английскому языкам.
С помощью искусственного интеллекта у учащихся и преподавателей появляется возможности для решения упражнения и работы с опросниками. Можно создавать уникальный дидактический контент и видео. Иллюстрирующим примером подобных технологических решений для обучения английскому является дидактический сервис syntesys. Его работа построена на сценарии, в рамках которого алгоритм способен трансформировать применяемый текст в видео либо в речь. Особенно ценным для задач обучения английскому языку студентов и школьников является возможность выбора языка и голоса озвучки, а также редактирование результата на свое усмотрение. В дидактических приложениях технологии искусственного интеллекта обеспечивают общение с чат-ботами и персонализацию контента. Например, в приложениях для изучения языков, таких как Duolingo, искусственный интеллект позволяет распознавать речь ученика. Алгоритм анализирует грамматические конструкции, лексику, произношение слов и в случае ошибок показывает правильный вариант.
Достоинством чат-ботов является их способность понимать иностранный язык и команды. Существующие генеративные приложения успешно создают тексты и уникальный контент. Кроме того, они могут отвечать на вопросы пользователей, анализировать запросы на естественном иностранном языке, подсказывать наилучший ответ. В настоящее время наработано немало подобных генеративных приложений, построенных на искусственном
интеллекте, между которыми в переделённом смысле существует конкуренция а пользователя. Чат-боты не только помогают учащимся, но преподавателям иностранных языков при разработке учебных и методических материалов, при составлении плана урока, при подборе фактов и новостей, при составлении заданий, вопросом и ответов, при перефразировании текстов и др.
По свидетельству современных ученых, возможности технологий искусственного интеллекта позволяют в ограниченной степени формировать мягкие навыки. Особенно тесно эти ограничения касаются коммуникативных навыков. Чат-боты используются для симуляции общения, что особенно важно лишь на начальном этапе, когда у учащихся существует психологические барьеры, связанные с зажатостью. Для этих целей активное использование получили симуляторы интервью на английском языке. В то же время специалисты в области дидактики предъявляют и определенные претензии в отношении чат-ботов. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что они явно не способствуют формированию навыков критического мышления. Основываясь на запросах пользователей, чат-боты нередко дают несколько вариантов ответов-сценариев, которые носят альтернативный характер. Подобные ответы требуют дополнительной критической оценки пользователя. Отсюда вытекает целый ряд актуальных проблем использования нейросетей при обучении учащихся английскому языку. Прежде всего, речь идет об академическом мошенничестве в процессе применения нейросетей учащимися. Недобросовестное и применение искусственного интеллекта в значительной степени ослабляет компетенции учащихся, связанные с самостоятельным написанием текста, снижает степень оригинальности критического мышления в силу того обстоятельства, что запросы и письменные работы студентов генерируются в очень короткие сроки. Это обстоятельство ставит под сомнение необходимость выполнения письменных контрольных работ. Поэтому на первый план выходят этические аспекты использования искусственного интеллекта в обучении студентов английскому языку. Актуальную повестку высшей школы составляют вопрос, связанные с качественной разработкой методических указаний для педагогических кадров по дисциплине английский язык, которые предусматривают использование искусственного интеллекта и нейросетей. В силу того, что нейросети не стандартизируют систему обучения, рассматривать ее в качестве педагогической технологии в современных условиях преждевременно.
Отдельную группу проблем составляет организация устной коммуникации. Обращение к зарубежному опыту показывает, что эта группа проблем решается также посредством искусственного интеллекта.
Что касается устного перевода и устной коммуникации, то усовершенствованные наушники и другие гаджеты для автоматического синхронного перевода уже существуют, и студенты пытаются их использовать на устных экзаменах по иностранному языку. Такие устройства сложно обнаружить. Например, устройство AI Pin, работающее на базе ChatGPT-4, представляет собой небольшую «брошку» с микрофоном, камерой и проектором для вывода информации на ладонь. Компания Solos выпустила умные очки, которые могут переводить разговор в режиме реального времени за счет интегрированного бота ChatGPT. Выглядят как аксессуар, линзы заказываются под потребителя. Очки реализуют автоматическое воспроизведение с разных платформ, включая WhatsApp.
Более того, возможности искусственного интеллекта позволяют напоминать, в каких случаях следует повторить материал. А в приложении Memrise технология позволяет узнать, как объект реального мира называется на изучаемом языке. Нестандартный подход к возможностям использования искусственного интеллекта заключается в его способности выступать в роли интернет-тьютора, дополняющего работу преподавателя английского языка. При ведении лекции и зачитывании учащимся материалы, искусственный интеллект способен генерировать визуальные образы, слова с целью объяснения терминов, демонстрации иллюстраций и инфографики. В данном случае речь идет не о заготовленных иллюстрациях и примерах, которые применяются для преподавания английского языка последние лет 20 и лишены актуальности. Возможности искусственного интеллекта позволяют готовить и предоставлять сопроводительные материалы непосредственно в ходе проведения занятия.
И они будут доступны каждому ученику в его интерфейсе. Ученик сможет такой материал приблизить, покрутить, убрать — в общем, решить, что делать с этой сопроводительной информацией. Все, что сгенерирует искусственный интеллект, будет сразу сохраняться в архив занятия, и к этому контенту можно будет вернуться
Применение для задач обучения учащихся английскому языку нейросетей позволяет преодолевать дидактические барьеры, препятствующие эффективной работе студентов и преподавателей. До внедрения дистанционных и мультимедийных технологий в образовательный критерий доступности образования имел другой практический смысл, реализация которого требовала обязательного посещения занятий. На современном этапе возможности нейросетей применяются для создания онлайн-курсов и дистанционного обучения, обеспечивая доступ учащихся в любое время и не привязан к географии. Важное значение в работе с учащимися с применение искусственного интеллекта является способность последнего обеспечить индивидуальный подход ко всем учащимся. Нейросети применяются с целью формирования персональных образовательных курсов и дидактических программ, способных учитывать индивидуальные потребности учащихся, а также уровень знания английского языка. Применение нейросетей позволяет эффективно оценивать знания и отслеживать успеваемость учащихся, обеспечивая непредвзятость и объективность оценивания. Отдельно следует остановиться на способности искусственного интеллекта преодолеть проблему дефицита кадров, необходимых для обучения английскому языку. Речь идет прежде всего о способности нейросетей к созданию учебных материалов и автоматизации обучения английскому языку. Тем самым у преподавателей высвобождаются резервы свободного времени, которые можно направить на решение более сложных задач. Следовательно, можно констатировать, нейросети отличаются широким спектром инструментов, позволяющих создавать инновационные дидактические форматы, способные повысить эффективность и результативность обучения учащихся английскому языку
Иллюстрирующим примером подобных технологий является использование в практике высшей лингвистической школы texttospeeach.ru (Рис.1).
Рис. 1. - направления применения инструментов искусственного интеллекта в образовании [Источник: составлено автором на основе совместного использования
возможностей Л1].
Непосредственно возможности texttospeeach.ru позволяют трансформировать речь в текст, создавать аудио презентации и голосовые новости, формировать образовательный контент. Кроме того, возможности texttospeeach.ru позволяют преодолевать барьеры, связанные с иностранными языками: у студентов появляется возможность выбрать, к примеру, русскоязычного, либо англоязычного робота, настроить высоту и темп его голоса, а также выбрать формат и сохранить выбранную запись на компьютере. Примером в данном контексте служит Б-ГО - А1-инструмент, возможности которого позволяют сгенерировать видео на основе текстового запроса либо аудиофайлы, добавленного в проект. Сказанное позволяет предположить, что инструмент Б-ГО предоставляет новые возможностями студентам для организации их проектного обучения. Использование данного инструмента происходит на платформе с мультиязычной поддержкой. С учетом того, что в университетах Республики Кыргызстан обучается много иностранных студентов, педагогический потенциал Б-ГОдля изучения иностранных языков в неязыковых университетах значительный. Текст можно озвучивать на разных языках. Однако, есть и некоторые ограничения (в кредитах доступа). Организация доступа на платформу требует обязательной регистрации студентов. Созданные в Б-ГО можно использовать в файлах МР4-формата, которым можно делиться, либо совместно использовать. Например, можно организовать видеоурок с виртуальным диктором, либо его использование с демонстрацией экрана, либо вложить аудиозаписи в уста виртуальных дикторов[5]. Учебное видео можно создать, используя всего пять строк.
Именно в 0-10 искусственный интеллект применяется к синтетическим аватарам, которые могут на основе изображений говорит и передвигаться. Возможности этого приложения посредством искусственного интеллекта позволяют преобразовать обычные портреты в движущиеся и говорящие головы. Потенциал платформы Б-ГО позволяет создавать образы, адаптировать под персональные требования выработанный аватар для конкретных
ситуаций. Более того, D-ID позволяет осуществить выбор пола, возраста языка, интонации, акцента, этническую принадлежность конкретной личности, которую тоже можно выбрать. Несмотря на подчеркнутые возможности D-ID для задач обучения учащихся английскому языку, это технология применяется в любой сфере жизнедеятельности, где существует необходимость создания контента, что делает ее универсальной. Поэтому достаточно записи голоса и изображения человека, чтобы восполнить дефицит педагогических кадров для обучения английскому языку.
Подведение итогов статьи позволяет констатировать, что применение искусственного интеллекта значительно расширяет возможности технологий мультимедиа в дидактических и лингвистических целях. На основе анализа зарубежной образовательной практики установлено, что благодаря искусственному интеллекту мультимедийные возможности для решения образовательных задач в высшей лингвистической школе преумножаются: особенно это важно при международном обмене студентами, которые как правило не владеют языком принимающей страны. Можно создавать многочисленные видеоролики, контент которых производится без особых затрат на дорогие постановки и организацию работы студий на необходимом языке.
Список использованной литературы
1. Арзютова С.Н. Использование ChatGTP в обучении английскому языку / С.Н. Арзютова // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. - 2023. - №16. -С.39-47.
2. Лавриненко И.Ю. Использование чат-ботов GPT в процессе обучения английскому языку в неязыковом вузе: теоретический аспект / И.Ю. Лавриненко // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2023. - №2. - С.18-25.
3. Сысоев П.В., Филатов Е.М. ChatGPT в исследовательской работе студентов: запрещать или обучать? / П.В. Сысоев // Вестник Тамбовского университета. - 2023. - №2. - С.276-301.
4. OpenAI. (2024). ChatGPT (версия от 22 февраля) [большая языковая модель]. https://gpt-chatbot.ru
5. D-IDAPI - LiveCodingSession / YouTube. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=nz ur8x6dJY&list=TLGGYfbliYBa96MvMjAyMjAyN A&t=152s (дата обращения: 22.02.2024).
6. Мирзакматова, О. Новые технологии обучения английскому языку / О. Мирзакматова, Г. Т. Жээнбекова // Вестник Ошского государственного университета. - 2021. - Т. 4, № 4. - С. 90-95. - DOI: 10.52754/16947452_2021_4_4_90. - EDN: GGOPVK.
7. Карабаева, Э. С. Студенттердин маалыматтык-коммуникациялык технологияларды колдонуунун педагогикалык аспектилери / Э. С. Карабаева, Ж. Т. Ражаматова // Вестник Ошского государственного университета. - 2021. - Vol. 4, No. 4. - P. 73-80. -DOI: 10.52754/16947452 2021 4 4 73. - EDN: FEAFTK.