Научная статья на тему 'Актуальные проблемы инновационного подхода повышения качества образования студентов'

Актуальные проблемы инновационного подхода повышения качества образования студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА "БОЛАШАККА БАГДАР: РУХАНИ ЖАңГЫРУ" / АКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE METHODS OF EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / QUALIFIED SPECIALIST / "БОЛАШАККА БАГДАР: РУХАНИ ЖАңГЫРУ" / ОқЫТУДЫң БЕЛСЕНДі әДіСТЕРі / КәСіПТіК ОқЫТУ / БіЛіМДіЛіК ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ / БіЛіКТі МАМАН / EDUCATIONAL PROGRAM "БО-ЛАИГАГЩА БАГДАР: РУХАНИ ЖАЦГЫРУ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанова К. Т., Баймухамбетова З. А.

В статье рассмотрены проблемы инновационного подхода повышения качества образования студентов колледжа на занятиях «Основы экономики», уроках казахского языка и казахской литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current problems of innovative approach to students’education quality improvement

This article considers the problem of innovative approach to increasing the quality of college students education at the lessons of «Economic fundamentals». Kazakh language and Kazakh literature.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы инновационного подхода повышения качества образования студентов»

К. Т. Султанова,

преподаватель экономики, высшей категории;

З.А. Баймухамбетова,

преподаватель казахского языка и казахского литературы, второй категории, ГККП «Рудненский горно-технологический колледж»

g He?ii?i свздер: «Болаишцца багдар,

I рухани жацгыру» багдарламасы, оцы-

и тудыц белсендi ddicmepi, кэсттт оцы-м ту, бшмдшк технологиялары, 6i:m<mi

^ маман. О

к; Ключевые слова: программа «Бола-

u шаща багдар: рухани жацгыру», ак-§ тивные методики обучения, профессио-§ налъное образование, образовательные

щ технологии, квалифицированный специ-

^ алист.

К Keywords: educational program «Бо-О лашацца багдар: рухани жацгыру»,

н active methods of education, professional education, educational technologies, qualified specialist.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

Ацдатпа

Макалада «Экономика непздерЬ), «К^азак тш1 мен казак; эдебиеп» сабактарында колледж студенттершщ бш1м сапасын кетеру бойынша инновацияльщ козкарас мэселелер1 карал ды.

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы инновационного подхода повышения качества образования студентов колледжа на занятиях «Основы экономики», уроках казахского языка и казахской литературы.

Annotation

This article considers the problem of innovative approach to increasing the quality of college students education at the lessons of «Economic fundamentals». Kazakh language and Kazakh literature.

«Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для казахстанцев. Развитая страна в XXI веке - это активность, образование и здоровье граждан», - пишет

H.A. Назарбаев .

В современных условиях глобализации образовательных рынков актуальным становится повышение качества подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров, обладающих широкими фундаментальными знаниями, способных самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость профессиональной деятельности, нести ответственность за ее результаты.

Из программной статьи Н.Назарбаева «Болашакка багдар: рухани жацгыру». Президент акцентирует внимание на том, что для молодого человека образование должно стать «самым фундаментальным фактором

успеха в будущем»[1]. Сегодня образование призвано формировать ценностные приоритеты молодежи, ориентировать молодых людей в динамичном мире, обеспечивать их профессиональную и информационную мобильность.

Основная цель такого образования заключается в развитии личности, способной ставить и достигать достойные жизненные цели, гибко и эффективно действовать в новых условиях.

Базовые предпосылки конкурентоспособности, определяемые Президентом, - это компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость. [1]

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований.

Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды.

Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в современном Казахстане обусловила необходимость модернизации образования, переосмысление теоретических подходов и накопившейся практики работы учебных заведений.

Реализации таких приоритетных требований образования, как доступность, качество, эффективность способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности - это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что боль-

шинство нововведении посвящены разработке технологий.

В последние десятилетия в педагогической практике начали широко применяться различные образовательные технологии, хотя мысль о технологизации процесса обучения высказывал ещё Я. А. Коменский почти 400 лет назад. Он призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы всё, чему учат, имело успех [2].

Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.

С целью повышения качества подготовки специалиста, активизации познавательной деятельности студентов и раскрытия творческого потенциала в Рудненском горно-технологическом колледже мы применяем в работе следующие образовательные технологии:

• личностно-ориентированные обучение,

проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, блочно-модульное обучение, метод проектов, деловые игры, обучение в сотрудничестве.

Преимущества применения образовательных технологий:

1. Меняются функции преподавателя и студента; преподаватель становится консультантом-координатором (а не выполняет информирующе-контролирующую функцию), а студенту предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.

2. Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.

3. Результат применения образовательных технологий в меньшей степени

в; К х

т

о

СП

я

ш О в; х

и

О §

X X ш Е-

к

в; X Рч

о

ш Е-

зависит от мастерства преподавателя, он определяется всей совокупностью её компонентов.

4. Образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса - это подготовка высококвалифицированных специалистов.

На своих занятиях «Основы экономики» применяю такие методы обучения как проблемная лекция, конференция, публичная защита рефератов. В условиях проблемной лекции происходит устное изложение материала в виде диалога. С помощью соответствующих диалогических приемов по ходу лекции на тех этапах, где это целесообразно, стараюсь побудить студентов к совместному размышлению, дискуссии, которая может начаться непосредственно на лекции или на последующем семинаре.

А также использую активные методы обучения, такие как деловые игры. С их помощью студенты получают и усваивают существенно больше экономической информации, необходимой для грамотного принятия решений. Деловая игра актуализирует усвоенные ранее экономические знания, позволяет разобраться в них достаточно глубоко, так как по мере необходимости ее можно провост дить несколько раз с новым информаци-щ онным обеспечением, и Технологию проведения деловой м игры по теме «Бизнес и предпринимаЙ тельство» по дисциплине «Основы ры-о

цн ночной экономики» успешно использую ^ на занятиях.

§ Цель деловой игры, сформировать О

щ практическое представление о плани-

V

и ровании в сфере бизнеса, ознакомить

¡5 студентов с содержанием и способом

^ разработки бизнес-плана. Планы пред-

§ принимательской деятельности, осу-

н ществления бизнес-операций, сделок, реализации бизнес - проектов именует-

ся бизнес - планами.

Полученный опыт может использоваться студентами для анализа условий, создающих предпосылки для открытия своего бизнеса [4].

Для повышения качества подготовки студентов привлекаю к совместному выполнению научно - исследовательских работ, и для популяризации города, где рассматриваем преимущества и недостатки экономики Рудного мы со студентами написали такие научные работы как: «Некоторые проблемы инвестирования по городу Рудному», «Исследование проблем малого среднего бизнеса в сфере сельского хозяйства города Рудного». «Исследование проблем безработицы по городу Рудному», «Рудный каласынын тургын уй гимараттарын калпына кел-т1ру мэселерЬ) заняли 1,2,3 места по городу и области.

Данные научные работы раскрывали сферы развития МСБ, реализации «Дорожной карта занятости-2020», Инвестиционной программы города, включающей 45 проектов на сумму 147 млрд. тенге, из них реализовано 19 проектов на сумму 4 млрд. тенге, создано 216 новых рабочих мест[3].

Научно-исследовательская деятельность повышает уровень мотивации студентов к активному участию в научных программах, овладение методами научного исследования, непрерывному совершенствованию и применение полученных знаний на практике.

В преподавании казахского языка и казахской литературы, на уроках используется активные методики обучения: ролевые игры, интересные лекции, диалоги.

Одной из технологий образования являются дебаты. Они развивают: умение задавать вопросы; умение критически осмысливать полученную информацию; умение аргументировать точку зрения и представлять ее; учитывать точки зрения

других, толераитио относиться к чужому мнению; умение работать в команде, участвовать в совместном принятии решения. Результаты использования этой технологии в нашем успешном участии в открытых городских дебатных турнирах, где занимаем 1,2,3 места.

Обучение казахскому языку и литературе, основанное на формировании устойчивого интереса к изучаемому предмету, применении современных технологий, позволяет добиваться стабильности и роста успеваемости студентов.

По предмету казахская литература по теме: «Абай», важное место отводим обучению языкам. Через родной язык впервые открывается окно в мир, в «Словах назидания» Абай ведет речь о способах достижения жизненных целей. Призывает к честности и достоинству, ибо «ещё не было случая, чтобы недостойный отец смог воспитать сына великим человеком», советы мыслителя актуальны и сейчас. Поэтическое наследие Абая дорого для потомков не только полезными советами и поучительными назиданиями [5]. О важности знания философии Абая говорит H.A. Назарбаев.

«Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха - это часть нашей духовной культуры»,- пишет в стратегической статье наш Президент [1].

В Казахстане действует государственная программа «Триединство языков», которая стимулирует развитие трех языков - казахского, русского и английского.

Таким образом, для реализации программы Главы Государства Казахстана «Болашакка багдар: рухани жацгыру»

высокое качество образования и подготовки специалистов - это основная задача в области образования, которая позволит нашим студентам успешно конкурировать на мировых рынках труда.

Мы думаем, что применение различных активных методов обучения делает проводимые нами занятия более интересными, разнообразными, побуждает студентов к активному участию, активизирует мыслительную деятельность, а также способствуют формированию профессиональных умений и навыков.

Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность. На наш взгляд, это позволит укрепить гуманитарную сферу общества, воспитать новое поколение казахстанцев, способных успешно «конкурировать в мире глобального знания».

ЛИТЕРАТУРА

1. Назарбаев H.A. Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания. www.akorda.kz

2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология /В.В. Гузеев . М: Народное образование, 2001, - 240с.

3. Инвестиционные программы. Городской отдел экономики и планирования акимата г.Рудного.

4. Кожабергенова, Г. Экономика и планирование: учебное пособие /Г. Кожабергенова, - Астана: Фолиант, 2014. - 176с.

5. Кунанбаев Абай. Слова назидания. Алма-Ата: Жазуши, 1992. - 121.

в; S х

m

о

СП

W О в; s

I—

О §

X X ш Е-

S в;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s

Рч

о

ш Е-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.