Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МЕДИЦИНСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МЕДИЦИНСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
232
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Область наук
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА / ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА / ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МЕДИЦИНСКИЕ ИЗДЕЛИЯ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецов Олег Юрьевич

Лечебно-диагностический процесс, являющийся основным в деятельности медицинской организации, не обходится без использования высокотехнологичного медицинского оборудования. Оборудование, используемое при оказании медицинской помощи, нуждается в промежуточном обслуживании и ремонте. При наличии большого числа единиц оборудования различного назначения от руководителя требуется рассмотреть задачу организацию гарантийного и постгарантийного обслуживания и ремонта. Целью статьи является анализ текущего состояния процесса организации технического ремонта и обслуживания медицинского оборудования. В статье описываются ключевые особенности организации процесса обслуживания, а также рассматривается задача ремонта с точки зрения предприятия, осуществляющего его. Выполнено построение функциональной модели предприятия технического обслуживания, а также выполнена декомпозиция на подзадачи с их описанием. Обоснована необходимость разработки программного обеспечения, а также перечень задач для реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецов Олег Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS AND SOLUTIONS TO THE ORGANIZATION OF MAINTENANCE AND REPAIR OF MEDICAL EQUIPMENT

The medical and diagnostic process, which is the main one in the activities of a medical organization, is not complete without the use of high-tech medical equipment. Equipment used in medical care needs intermediate maintenance and repair. In the presence of a large number of pieces of equipment for various purposes, the manager is required to consider the problem of organizing warranty and post-warranty service and repair. The purpose of the article is to analyze the current state of the process of organizing technical repair and maintenance of medical equipment. The article describes the key features of the organization of the maintenance process, and also considers the problem of repair from the point of view of the enterprise that carries it out. A functional model of a maintenance enterprise has been built, and decomposition into subtasks with their description has been performed. The necessity of software development has been substantiated, as well as a list of tasks for implementation.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МЕДИЦИНСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ»

УДК 004.04;658.58

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МЕДИЦИНСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Кузнецов Олег Юрьевич, аспирант, направление подготовки 09.06.01 Информатика и вычислительная техника, Оренбургский государственный университет, Оренбург email: mr.defix@gmail.com

Научный руководитель: Соловьев Николай Алексеевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем, Оренбургский государственный университет, Оренбург email: solovev_na_51@mail.ru

Аннотация. Лечебно-диагностический процесс, являющийся основным в деятельности медицинской организации, не обходится без использования высокотехнологичного медицинского оборудования. Оборудование, используемое при оказании медицинской помощи, нуждается в промежуточном обслуживании и ремонте. При наличии большого числа единиц оборудования различного назначения от руководителя требуется рассмотреть задачу организацию гарантийного и постгарантийного обслуживания и ремонта. Целью статьи является анализ текущего состояния процесса организации технического ремонта и обслуживания медицинского оборудования. В статье описываются ключевые особенности организации процесса обслуживания, а также рассматривается задача ремонта с точки зрения предприятия, осуществляющего его. Выполнено построение функциональной модели предприятия технического обслуживания, а также выполнена декомпозиция на подзадачи с их описанием. Обоснована необходимость разработки программного обеспечения, а также перечень задач для реализации.

Ключевые слова: высокотехнологичное медицинское оборудование, система технического обслуживания и ремонта, технология ремонта, лечебно-диагностический процесс, медицинские изделия, системный анализ.

Для цитирования: Кузнецов О. Ю. Актуальные проблемы и пути решения организации технического обслуживания и ремонта медицинского оборудования // Шаг в науку. - 2020. - № 4. - С. 38-41.

ACTUAL PROBLEMS AND SOLUTIONS TO THE ORGANIZATION OF MAINTENANCE AND REPAIR OF MEDICAL EQUIPMENT

Kuznetsov Oleg Yurievich, postgraduate student, training program 09.06.01 Informatics and computer technology, Orenburg State University, Orenburg email: mr.defix@gmail.com

Research advisor: Soloviev Nikolai Alekseevich, Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Department of Computer Engineering and Automated Systems Software, Orenburg State University, Orenburg email: solovev_na_51@mail.ru

Abstract. The medical and diagnostic process, which is the main one in the activities of a medical organization, is not complete without the use of high-tech medical equipment. Equipment used in medical care needs intermediate maintenance and repair. In the presence of a large number of pieces of equipment for various purposes, the manager is required to consider the problem of organizing warranty and post-warranty service and repair. The purpose of the article is to analyze the current state of the process of organizing technical repair and maintenance of medical equipment. The article describes the key features of the organization of the maintenance process, and also considers the problem of repair from the point of view of the enterprise that carries it out. A functional model of a maintenance enterprise has been built, and decomposition into subtasks with their description has been performed. The necessity of software development has been substantiated, as well as a list of tasks for implementation.

Key words: high-tech medical equipment, maintenance and repair system, repair technology, diagnostic and treatment process, medical devices, system analysis.

Cite as: Kuznetsov, O. Yu. (2020) [Actual problems and solutions to the organization of maintenance and repair of medical equipment]. Shag v nauku [Step into science]. Vol. 4, рр. 38-41.

Введение

Одной из проблем, влияющих на качество медицинской помощи, является недостаточная информированность руководителей медицинских организаций о состоянии материально-технического обеспечения лечебно-диагностического процесса, в том числе состояния высокотехнологичного медицинского оборудования (ВМО) [5]. Между тем, иметь объективную информацию о состоянии ВМО, означает правильно организовать процесс оказания медицинской помощи, т. е. соблюсти все обязательные этапы медицинской технологии [4].

В ходе лечебно-диагностического процесса (ЛДП), пациент проходит различные этапы обследования, в том числе с использованием высокотехнологичного оборудования. Например, согласно стандарту оказания первичной медико-санитарной помощи при «желудочковой тахикардии» для инструментальной диагностики используются1:

- эхокардиограф;

- электрокардиограф;

- рентген;

- компьютерный томограф;

- аппарат для суточного мониторинга сердечного ритма.

В случае если в медицинской организации по каким-либо причинам один из перечисленных аппаратов отсутствует, то диагностическая составляющая ЛДП становится нереализуемой. Таким образом, возникает необходимость в создании системы учета медицинского оборудования, которая позволит осуществлять планирование ремонтов оборудования, а также эффективно управлять ресурсами [3].

Основная часть

Оснащенность медицинской организации ВМО сильно варьируется: от полутора-двух десятков аппаратов в центральной районной больнице, до нескольких десятков и даже сотен в областных клинических больницах и крупных медицинских центрах2. Помимо различия в степени оснащенности наблюдается проблема, связанная с обслуживанием и ремонтом. Причем руководители медицинских организаций (МО) предпочитают списывать оборудование вместо того, чтобы организовывать его техническое обслуживание и ремонт [1].

Проблема обеспечения работоспособности лечебно-диагностического оборудования дополняет круг задач, стоящих перед врачами различного профессионального профиля и административного уровня3. Существует две альтернативы по ремонту ВМО: обращаться в сервисные подразделения дилеров, авторизованных производителями или получать услуги по техническому обслуживанию и ремонтам в региональных сервисных компаниях, а возможно создавать собственные штатные сервисные группы [2].

Согласно ГОСТу Р 57501-2017 «Техническое обслуживание медицинских изделий» процесс ремонта - совокупность отдельных технологических процессов, комплекса операций, осуществляемых на предприятии по восстановлению исправности, работоспособности4. Производственный процесс предприятия по ремонту ВМО включает в себя не только основные технологические операции, непосредственно связанные с ремонтом, но и такие как контроль качества, транспортировку, хранение, обеспечение инфраструктуры, финансово-экономическое сопровождение, охрану окружающей среды и др. Процесс ремонта регулируется соответствующими инструкциями, нормативными актами, лицензией на ремонт, а также мерами безопасности. В процессе ремонта принимают непосредственное участие специалисты по ремонту, а также ремонт-но-диагностическое оборудование. В случае замены поврежденных деталей, используются запасными части и расходные материалы.

Обобщение описанной структуры предприятия в виде структурно-функциональной модели, выполненной в нотации IDEF0 представлено на рисунке 1.

Процесс технического обслуживания и ремонта ВМО так же является комплексным процессом и состоит из следующих этапов:

- входной контроль;

- локализация неисправности;

- демонтаж элемента и его проверка;

- замена из запасных частей;

- технический контроль настройка и регулировка;

- технологическая тренировка;

- проверка на рабочем месте.

1 Приказ Минздрава России от 09.11.2012 № 711н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при наджелудочковой тахикардии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902391962 (дата обращения: 20.03.2020).

2 Структура больницы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: бахцрб.рф/о-больнице/структура-больницы (дата обращения: 20.03.2020).

3 Приказ Министерства здравоохранения Саратовской области № 510 от 27 апреля 2011 года «О плане закупок медицинского оборудования в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Саратовской области на 2011-2012 гг.». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minzdrav.saratov.gov.ru/modem_cat/cat/Plan_zakupok_oborudovaniya.doc (дата обращения: 20.03.2020).

4 ГОСТ Р 57501-2017 «Техническое обслуживание медицинских изделий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/1200145749 (дата обращения: 20.03.2020).

Рисунок 1. Функциональная модель предприятия Источник: разработано автором на основе [2].

На каждом из этапов выполняется определённый набор работ. На этапе входного контроля, выполняется осмотр предоставленного на ремонт оборудования, его первичная проверка на соответствие указанным недостаткам. Далее в случае подтверждения указанной неисправности, происходит поиск причины, вызвавшей неисправность, чаще всего она кроется в неисправности одного из элементов системы. После успешного демонтажа и проверки этого элемента, он заменяется вместе

технического обслуживания и ремонта ВМО

с настройкой оборудования, в противном случае выполняем поиск далее. После успешной настройки оборудования наступает этап тестовой работы оборудования в рабочем режиме, если тест пройден, выполняется возврат и установка исправного оборудования на рабочее место [6, 7].

На рисунке 2 представлена декомпозиция функциональной модели предприятия технического обслуживания и ремонта ВМО.

Рисунок 2. Декомпозиция функциональной модели предприятия технического обслуживания и ремонта ВМО

Источник: разработано автором на основе [2].

Обсуждение

Представленные модели детально описывают различные этапы ремонта ВМО и характеризуют его, как сложную систему, в которой принимают участие люди, оборудования, транспорт, финансовые средства. В роли обобщенного критерия эффективности процесса ремонта медицинского оборудования, может выступать качество оказанных медицинских услуг. А в случае локальной системы оценки, в качестве критерия может выступать доля работоспособного оборудования участвующего в медицинской технологии, как например, при диагностировании желудочковой тахикардии.

Таким образом, проанализировав структуру ВМО в медицинской организации, можно подвести следующие итоги. Медицинское оборудование используется при лечении всех нозологий на различных этапах, начиная с посещения пациентом медицинской организации и заканчивая полным излечением от болезни. В качестве примера было рассмотрено оборудование, используемое при ле-

чении и диагностике желудочковой тахикардии, но помимо него в медицинской организации существует большое количество оборудования, которое так же необходимо восстанавливать в случае утраты его работоспособности. А в случае долговременного восстановления медицинского оборудования падает качество медицинской помощи, поскольку основным показателем является время.

Выводы

Проведенный анализ показывает актуальность и практическую значимость решения проблем организации обслуживания и ремонта ВМО. Кроме того, необходимо структурировать процесс ремонта по уровню сложности, доверяя мелкий ремонт инженерно-технической службе медицинской организации, а более сложный - специализированному предприятию. Решение данных задач требует разработки соответствующего математического и программного обеспечения и создания автоматизированной системы управления предприятием ТО и ремонта медицинского оборудования.

Литература

1. Астапенко Е. М., Герцик Ю. Г. Обращение медицинских изделий в лечебно-профилактических учреждениях: актуальные вопросы // Управление качеством в медицинской организации. - 2014. - №. 3. -С. 21-27.

2. Организационно-технические аспекты технологии технического обслуживания и ремонта медицинского оборудования / Горбачев Д. В. и др. // Менеджер здравоохранения. - 2014. - № 12. - С. 25-29.

3. Комплексный подход к модернизации муниципального здравоохранения / Квасов С. Е. и др. // Главврач. - 2011. - № 5. - С. 41-45.

4. Книжников В. Н. Актуальные вопросы технического обслуживания медицинской техники // Медицинские изделия для здравоохранения России: материалы второго Всероссийского форума. - 2003. - № 1. -С. 30-32.

5. Орлов А. Е. Современные проблемы качества медицинской помощи // Вестник новых медицинских технологий. - 2015. - № 1. - С. 4-1.

6. Фоломеев Н. В. Медицинская помощь и ее техническое обеспечение // Менеджер здравоохранения. - 2007. - № 2. - С. 35-39.

7. Шулаев А. В., Мазитов М. Р., Гатауллин М. Р. Клинико-экономическая эффективность использования медицинского оборудования в муниципальных учреждениях здравоохранения мегаполиса // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2011. - № 4. - С. 779-783.

Статья поступила в редакцию: 27.04.2020; принята в печать: 15.12.2020.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.