Научная статья на тему 'Организационно-технические аспекты технологии технического обслуживания и ремонта медицинского оборудования'

Организационно-технические аспекты технологии технического обслуживания и ремонта медицинского оборудования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1020
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА / SYSTEM OF MAINTENANCE AND REPAIR (SMAR) / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА / ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ / ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ / MEDICAL EQUIPMENT / MEDICAL TECHNOLOGIES / MODELING / TECHNOLOGICAL TRAINING / INCOMING CONTROL / OUTGOING CONTROL / REPAIR TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горбачев Д. В., Кононова М. В., Кислинский А. Н., Кислинский Н. Г.

СТОиР представляет собой систему, реализующую технологию ремонта как совокупность приемов и способов восстановления работоспособности (исправности) медицинского оборудования, а также операции определения состояния оборудования и его составных частей, принятия решения на их восстановление, локализации неисправности до элемента замены, обращения к ЗИП, замены неисправного изделия и контроля работоспособности. В статье описываются организационно-технические аспекты построения и технологии работы системы технического обслуживания и ремонта (СТОиР) медицинского оборудования. Обоснована высокая значимость готовности медицинского оборудования и его влияние на эффективность медицинской технологии и качество медицинской помощи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горбачев Д. В., Кононова М. В., Кислинский А. Н., Кислинский Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and technical aspects of technologies for the maintenance and for the medical equipment repair works

The System of Maintenance and Repair is a system realizing the repair technologies as the complex of methods and ways of restoration of the operating capacity (operability) of medical equipment, as well as the determination of the state of equipment and its parts, making decision to repair it, localization of the malfunction before replacement; spare parts, tools and accessories; replacement of defective unit and control of operability. The article describes the organizational and technical aspects of the construction and technologies of work of the System of Maintenance and Repair (SMaR) of medical equipment. The high significance of the readiness of medical equipment and its influence on the efficiency of medical technologies and quality of medical care has been proved

Текст научной работы на тему «Организационно-технические аспекты технологии технического обслуживания и ремонта медицинского оборудования»

От редакции:

Порядки оказания медицинской помощи содержат рекомендуемые штатные расписания. При этом штаты по одним и тем же должностям в различных порядках оказания медицинской помощи зачастую различаются между собой. Особенно наглядно это проявляется на примере анестезиолого-реанимационной службы. Сегодня мы публикуем материал по этой теме.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова Д.В. Горбачев,

к.т.н., доцент кафедры ИиИТ ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный институт менеджмента», г. Оренбург, Россия М.В. Кононова,

старший преподаватель кафедры ИиИТ ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный институт менеджмента», г. Оренбург, Россия Н.Г. Кислинский,

директор ООО «ЭЛИНС», г. Москва, Россия А.Н. Кислинский,

специалист ООО «ЭЛИНС», г. Москва, Россия

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МЕДИЦИНСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

УДК 61:658.7

Горбачев Д.В, Кононова М.В., Кислинский Н.Г, Кислинский А.Н. Организационно-технические аспекты технологии технического обслуживания и ремонта медицинского оборудования (ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный институт менеджмента», г. Оренбург, Россия; ООО «ЭЛИНС», г. Москва, Россия) Аннотация. СТОиР представляет собой систему, реализующую технологию ремонта как совокупность приемов и способов восстановления работоспособности (исправности) медицинского оборудования, а также операции определения состояния оборудования и его составных частей, принятия решения на их восстановление, локализации неисправности до элемента замены, обращения к ЗИП, замены неисправного изделия и контроля работоспособности. В статье описываются организационно-технические аспекты построения и технологии работы системы технического обслуживания и ремонта (СТОиР) медицинского оборудования. Обоснована высокая значимость готовности медицинского оборудования и его влияние на эффективность медицинской технологии и качество медицинской помощи.

Ключевые слова: медицинское оборудование, медицинские технологии, система технического обслуживания и ремонта, моделирование, технология ремонта, технологическая тренировка, входной контроль, выходной контроль.

с

овременная медицинская организация (областная клиническая больница, центральная районная больница, диспансер) представляет собой сложную эрготехническую систему, содержащую большое количество различной техники и устройств медицинского назначения, персонал, приборы и инструменты.

Д.В. Горбачев, М.В. Кононова, Н.Г. Кислинский, А.Н. Кислинский, 2014 г.

N"12

3014

Менедже1

шшъ Технологический менеджмент

Pff

В соответствии со Стратегией развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и проектом Государственной программы развития здравоохранения РФ медицинские организации будут еще более интенсивно оснащаться оборудованием, в том числе и для оказания высокотехнологичной медицинской помощи [1,2].

Основной процесс, реализуемый в медицинской организации, — лечебно-диагностический (ЛДП). Ключевой особенностью ЛДП является применение медицинского оборудования на всех стадиях и этапах оказания медицинской помощи: диагностике, лечении, реабилитации. Структура ЛДП в каждом конкретном случае определяется соответствующим стандартом и порядком оказания медицинской помощи, который можно рассматривать как определенную медицинскую технологию. Эффективность медицинской технологии чаще всего в настоящее время оценивается экономико-финансовыми либо абсолютными количественными показателями пролеченных пациентов.

Как и в любой технологии, в медицинской технологии во многих случаях ведущую роль играет лечебно-диагностическое оборудование (ЛДО), поскольку именно с его помощью врач может получить всю необходимую информацию о состоянии пациента, поддержку в принимаемых решениях, а также реализовать операции лечения и последующего мониторинга и реабилитации здоровья пациента. Это означает, что техническое состояние ЛДО, то есть его готовность к применению в медицинской технологии, является одним из ключевых факторов, определяющих успешность лечения с позиции предпочтительного конечного состояния пациента — выздоровление.

Обеспечение постоянной технической готовности ЛДО к немедленному применению в медицинской технологии достигается путем проведения мероприятий по контролю технического состояния, техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники.

При этом ремонт и обслуживание медицинского оборудования — это практически всегда сверхсрочная задача, так как работоспособное медицинское оборудование с нетерпением ждут и пациенты, и персонал.

Анализ современного состояния проблемы обеспечения необходимого уровня технической готовности ЛДО показывает, что системного подхода в ее решении не применяется. Как правило, поддержание ЛДО в работоспособном состоянии осуществляется силами медицинских организаций, в которых в лучшем случае имеются один—два инженера, способных самостоятельно освоить отдельные операции технического обслуживания и ремонта (ТОиР). В отдельных случаях руководство медицинских организаций обращается в специализированные предприятия для восстановления высокотехнологичного и дорогостоящего оборудования. При этом время от момента отказа мед-техники до ее восстановления составляет от нескольких дней до нескольких месяцев.

Например, анализ процесса ремонта компьютерного томографа BrightSpeed Elite (рис. 1) показывает, что для его ремонта может привлекаться: до 17 документов; 3 специалистов; от 2 до 14 унифицированных приборов; до 9 блоков контроля; до 2 приспособлений и элементов коммутации (переходные панели, кабели и т.д.). При этом продолжительность цикла проверки и ремонта составляет от 2 до 240 часов, при этом время на организацию ремонта оборудования при стоимости ремонта менее 100 000 руб. занимает 2-14 рабочих дней, а в случае дорогостоящего ремонта (более 100 тыс. руб.) — до 190 дней.

Перечисленные факторы обуславливают актуальность скорейшего решения задачи создания системы технического обслуживания и ремонта ЛДО.

Наиболее перспективным направлением решения указанной задачи является создание уровневой системы ТО и ремонта медицинского оборудования (рис. 2): {медицинская

менеджер

здравоохранения

№12

3014 .

Ремонтируемое

Специольные организации по ремонту медицинского оборудования

Предприятие-изготовитель,

Рис. 1. Технология ремонта компьютерного томографа BrightSpeed Elite

организация} ^ {специализированная организация} ^ {предприятие-изготовитель} [3].

Исходя из схемы, представляется целесообразным создание инженерной службы в медицинской организации с задачей проведения необходимых регламентов по поддержанию работоспособного состояния медицинского оборудования, а это, как правило, около 60% от всех выполняемых работ. Естественно, персонал инженерной службы должен обладать необходимой квалификацией и иметь допуск к выполнению работ с медицинским оборудованием.

И здесь представляется интересным зарубежный опыт, в частности, США. Система подготовки кадров для обслуживания высокотехнологичного медицинского оборудования в США включает в себя около 200 колледжей, готовящих специалистов по работе с медицинским оборудованием. Весь подготовленный персонал проходит обязательную периодическую сертификацию на допуск к работам по техническому обслуживания и ремонту конкретного оборудования. Так называемый «широкий профиль», то есть допуск к работам на всем оборудовании больницы, в Америке запрещен. В специали-

зированную организацию, осуществляющую работы по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники, в США могут быть приняты только специалисты, имеющие соответствующие диплом и допуск.

Интересным представляется и тот факт, что врач перед каждым применением высокотехнологичного медицинского оборудования получает заключение о его готовности от инженерного персонала, и без такого заключения врач не может использовать данное оборудование. Иначе говоря, перед каждой операцией или диагностическими процедурами оборудование должно быть протестировано и обслужено специалистом медицинской организации и только после этого его можно включать и использовать по назначению.

Конечно, большинство из медицинских организаций регионального уровня, например, центральная районная больница, не смогут в обозримой перспективе подобрать в штат такого инженера. Выходом из этой ситуации является заключение аутсорсинго-вых договоров с четко прописанными требованиями к лицензиям и сертификатам на выполнение работ с медицинским оборудованием, временем реакции обслуживающей

№12 Менеджер

. SD14 здравоохранения /

Э-

Предприятие—изготовитель

Специализированное предприятие ТО и Р

Сертифицированные специалисты

ЗИП-Г ЗИП-Р

Министерство здравоохранения региона

Учет

лдон

II

Медицинская организация

Инженер-электроник

ЗИП-О

Рис. 2. Иерархия уровней СТОиР медицинского оборудования

организации, порядку отчетности по выполненным работам и финансовым отношениям.

Немаловажную роль в создании СТОиР медицинского оборудования играет нормативно-правовое обеспечение взаимодействия органов управления здравоохранением, медицинских организаций, специализированных предприятий ТО и ремонта и предприятий-изготовителей. Частично эта проблема будет решаться обсуждаемым в настоящее время Законом РФ «Об обращении медицинских изделий» [4]. Однако, на наш взгляд, в целях унификации работ, выполняемых на отдельных видах медицинского оборудования, необходимы как минимум региональные стандарты, которые будут устанавливать требова-

ния к качеству выполняемых работ и гарантии на результаты ТО и ремонта. Введение стандартов, кроме того, позволит исключить из участия в процедурах выбора и заключения контрактов предприятия, потенциально не соответствующие требованиям, а для предприятий, отвечающих требованиям, — повысить ответственность за выполненные работы и установить четкие критерии качества и, следовательно, обосновать цену работ.

Определенный положительный вклад в эффективность использования медицинского оборудования может внести создание единой консалтинговой службы. Предоставление консалтинговых услуг по выполнению отдель-

1енеджер

здравоохранения

№12

3014 .

ных операций ТО и ремонта медицинского оборудования может осуществляться посредством информационного портала, содержащего как текстовый, так и графический и видеоконтент, прикрепляемый к конкретному оборудованию.

Таким образом, системный подход к решению проблемы создания системы технического обслуживания и ремонта медицинского оборудования позволит ликвидировать разрыв финансово-экономических связей

между медицинскими организациями и предприятиями ТО и ремонта медицинского оборудования, повысить персональную ответственность менеджмента медицинской организации за техническое состояние оборудования, автоматизировать процессы учета, сбора, обработки информации о состоянии медицинского оборудования и в конечном итоге будет способствовать повышению качества и эффективности медицинской помощи.

1. Приказ Минпромторга России от 31.01.2013 № 118 «Об утверждении Стратегии развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» (31 января 2013 г.)//[электронный документ]: веб-сайт <http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_145833/> (01.11.2014).

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохране-ния»//[электронный документ]: веб-сайт http://www.rosminzdrav.ru/news/2014/ /01/30/1686-gosudarstvennaya-programma-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii (01.11.2014).

3. Горбачев Д.В., Кононова M.B. Видение проекта системы технического обслуживания и ремонта лечебно-диагностического оборудования//В кн. Материалы Международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы юриспруденции, филологии, социологии, политологии, философии, педагогики, психологии, истории, математики, медицины, искусства и архитектуры». — М. : ООО «Буки Веди», 2013. — С. 278-285.

4. Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения//[электронный ресурс]: веб-сайт http://regu-lation.gov.ru/project/18612.html (01.11.2014).

UDC 61:658.7

Gorbachev D.V., Konononva M.V., Kislinski N.G., Kislinski A.N. Organizational and technical aspects of the technologies of the maintenance and repair of medical equipment (Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education Orenburg State Institute of Management, Orenburg, Russia; LLC «ELINS», Moscow, Russia)

Abstract. The System of Maintenance and Repair is a system realizing the repair technologies as the complex of methods and ways of restoration of the operating capacity (operability) of medical equipment, as well as the determination of the state of equipment and its parts, making decision to repair it, localization of the malfunction before replacement; spare parts, tools and accessories; replacement of defective unit and control of operability. The article describes the organizational and technical aspects of the construction and technologies of work of the System of Maintenance and Repair (SMaR) of medical equipment. The high significance of the readiness of medical equipment and its influence on the efficiency of medical technologies and quality of medical care has been proved.

Keywords: medical equipment, medical technologies, System of Maintenance and Repair (SMaR), modeling, repair technologies, technological training, incoming control, outgoing control.

N"12

3014

Менеджер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.