Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
941
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / ЭФФЕКТИВНОЕ РАСХОДОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глотова Ирина Ивановна, Петросян Диана Владимировна

Целью исследования являются расходы федерального бюджета и актуальные проблемы его использования. Расходы бюджета федерации - это сумма финансовых ресурсов, которая формируется и перераспределяется федеральным бюджетом на реализацию финансового стимулирования поставленных перед государством всех целей и функций. Расходы бюджета федерального уровня допускается расценивать как независимую финансовую категорию, установление которой отражено в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Вместе с тем расходы федерального бюджета предназначены для использования властными государственными органами финансовых ресурсов в целях осуществления возложенных государственных полномочий. На сегодняшний день важным моментов считается увеличение производительности применения денежных средств бюджета федерального уровня Главной задачей данной статьи было выявить наиболее эффективные пути оптимизации расходов федерального бюджета, это необходимо для осуществления экономического роста. В результате проведённого исследования были выделены мероприятия по оптимизации бюджетных расходов, основными из которых являются: исследование случаев нерациональной финансовой эффективности расходов федерального бюджета, введение концепции бюджетирования, направленной на получение наибольшего эффекта, усовершенствование концепции предоставления государственных услуг, а также государственных покупок, распределения межбюджетных трансфертов, осуществление анализа эффективности расходования экономических ресурсов бюджета федерации, увеличение степени бюджетных вложений.The purpose of the study of this article is the federal budget expenditures and the actual problems of its use. Federal budget expenditures are the amount of financial resources that are formed and redistributed by the federal budget for the implementation of financial incentives for all goals and functions set for thestate. Federal budget expenditures may be regarded as an independent financial category, the establishment of which is reflected in the Budget Code of the Russian Federation. At the same time, federal budget expenditures are intended for the use of financial resources by state authorities in order to exercise the assigned state powers. To date, an important point is considered to be an increase in the productivity of using federal budget funds. The main task of this article was to identify the most effective ways to optimize federal budget expenditures, this is necessary for economic growth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глотова Ирина Ивановна, Петросян Диана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ»

УДК 336.5.018.12

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ

Глотова Ирина Ивановна, Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

E-mail: [email protected]

Петросян Диана Владимировна, Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

E-mail: [email protected]

Аннотация. Целью исследования являются расходы федерального бюджета и актуальные проблемы его использования. Расходы бюджета федерации - это сумма финансовых ресурсов, которая формируется и перераспределяется федеральным бюджетом на реализацию финансового стимулирования поставленных перед государством всех целей и функций. Расходы бюджета федерального уровня допускается расценивать как независимую финансовую категорию, установление которой отражено в Бюджетном кодексе Российской федерации. Вместе с тем расходы федерального бюджета предназначены для использования властными государственными органами финансовых ресурсов в целях осуществления возложенных государственных полномочий. На сегодняшний день важным моментов считается увеличение производительности применения денежных средств бюджета федерального уровня Главной задачей данной статьи было выявить наиболее эффективные пути оптимизации расходов федерального бюджета, это необходимо для осуществления экономического роста. В результате проведённого исследования были выделены мероприятия по оптимизации бюджетных расходов, основными из которых являются: исследование случаев нерациональной финансовой эффективности расходов федерального бюджета, введение концепции бюджетирования, направленной на получение наибольшего эффекта, усовершенствование концепции предоставления государственных услуг, а также государственных покупок, распределения межбюджетных трансфертов, осуществление анализа эффективности расходования экономических ресурсов бюджета федерации, увеличение степени бюджетных вложений.

Abstract. The purpose of the study of this article is the federal budget expenditures and the actual problems of its use. Federal budget expenditures are the amount of financial resources that are formed and redistributed by the federal budget for the implementation of financial incentives for all goals and functions set for the

state. Federal budget expenditures may be regarded as an independent financial category, the establishment of which is reflected in the Budget Code of the Russian Federation. At the same time, federal budget expenditures are intended for the use of financial resources by state authorities in order to exercise the assigned state powers. To date, an important point is considered to be an increase in the productivity of using federal budget funds. The main task of this article was to identify the most effective ways to optimize federal budget expenditures, this is necessary for economic growth.

Ключевые слова: оптимизация, государственный бюджет, расходы федерального бюджета, эффективное расходование, экономический рост, планирование расходов.

Key words: optimization, state budget, federal budget expenditures, efficient spending, economic growth, expenditure planning.

Одной из важных составляющих государственных и местных финансов являются бюджеты трёх уровней, в частности федеральный, региональный и муниципальный.

Бюджет государства - это модель аккумулирования и расходования денежных средств высшими органами государственной власти, сформированные для удовлетворения потребностей граждан данного государства.

В Российской Федерации, как и в большинстве других стран, государственный бюджет занимает значительное место среди элементов, оказывающих прямое влияние на социальное и экономическое развитие государства. Данное влияние проявляется в реформировании устройства социального воспроизводства, организации развития всевозможных направлений национального хозяйства, в следствии чего также оказывается воздействие на научно-технический прогресс. Помимо этого, посредством бюджета происходит распределение бюджетных ресурсов на специально определённые территории в соответствии с целями и задачами, обозначенными в бюджетной политики Российской Федерации.

Федеральный бюджет занимает главное место в бюджетной системе Российской Федерации. Так как федеральный бюджет является основным инструментом, благодаря которому осуществляется перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода. Помимо этого, важность бюджета федерального уровня измеряется в концентрации значительной массы финансовых ресурсов, нужных для осуществления социального и экономического развития страны, усиления обороноспособности и прочего [1].

В Российской Федерации на основании Конституции говорится, что наше государство может самостоятельно составлять федеральный бюджет, а план его разработки и реализации закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Бюджет федерации включает в себя две взаимосвязанные составляющие, такие как доходы и расходы.

Доходы федерального бюджета - это экономические ресурсы, поступающие в бюджет на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с законодательством государства.

Расходы федерального бюджета предполагают собой экономические средства, обязательно нужные для реализации органами государственной власти порученных им функций.

Расходы бюджета федерации - это сумма финансовых ресурсов, которая формируется и перераспределяется федеральным бюджетом на организацию финансового стимулирования поставленных перед государством всех целей и задач [2].

Всевозможные расходы бюджета федерального уровня предполагают финансовые средства, которые предоставляются из него для обеспечения расходов общего характера для государственной деятельности, составленных на фиксированный экономический период. Расходы федерального бюджета основываются на проявлении финансовых взаимоотношений, обусловленные аккумулированием и формированием национального дохода ы целях, определяемых нуждами государства.

Расходы бюджета федерации следует подразделять по следующим основаниям:

1. Финансовая сущность расходов федерального бюджета. В согласовании вместе с данным аспектом расходы федерального бюджета могут являться капитальными и текущими. В первой ситуации речь ведётся о таких затратах, которые относят на содержание инвестиционной, а также инновационной сферы, во второй ситуации говорится о затратах, которые обеспечивают реализацию деятельности органов правительственного управления, бюджетных органов, а также учреждений, обеспечивающих спонсирование дотаций, субсидий и субвенций;

2. Экономическая роль затрат при осуществлении воспроизводства. Основываясь на данном элементе, к расходам бюджета федерального уровня относятся затраты, сопряженные с финансовым спонсированием материального производства, а также затраты, отведённые на финансирование непроизводственного сектора;

3. Многофункциональное предназначение расходов бюджета федерального уровня. В согласовании вместе с данным аспектом затраты федерального бюджета содержат в себе расходы, обращаемые в сущность административного аппарата, содержание секторов национальных хозяйства, меры общественно-культурного направления, сохранение обороноспособности страны, реализация правоохранительной деятельности, осуществление базовых изучений и многое другое.

4. Бюджет федерального уровня нередко встречается вместе с феноменом исчерпания способностей наращивания совокупной величины расходов. В взаимосвязи с этим необходимо реализация оптимизации затрат бюджета федерации, складывающейся в обнаружение запасов, а также способностей перераспределения денежных средств в взаимоотношении более первенствующих бизнес-проектов, а также направлений [3].

Размер, а также объем затрат бюджетных денежных средств, находится в зависимости от множества условий, а именно от величины валового внутреннего продукта, доходов страны, обусловленные, безусловно, собираемостью налоговых, а также неналоговых поступлений.

Подчеркнем определенные условия, которые в значительной степени оказывают влияние на перемену расходной доли федерального бюджета страны:

A. Развитие экономики государства. Несомненно, у государств вместе с сформированной экономикой прибыльная доля бюджета увеличивается, то что в последствии дает возможность совершать крупные расходы;

Б. Демографическая, а также общественная развитость населения. Главными элементом при планировании расходов бюджета федерации в данном случае выступают такие элементы как: население с разной степенью прибыли, количество школьников и дошкольников, численность пациентов, имеющих всевозможные типы болезней и другое;

B. Научно-промышленный прогресс. Безусловно, значительная просвещенность населения в данном случае порождает возникновение новых типов социальных благ, а, из этого следует, что и других областей правительственного регулирования;

Г. Внешние обстоятельства. Возникновение различных чрезвычайных ситуаций (войны, стихийные бедствия) усиливает государственное регулирование экономики, что в свою очередь влечет рост расходов;

Д. Иные признаки, например, институциональные и политические. [4]

Таким образом, можно сделать вывод, что расходы бюджета федерального уровня допускается расценивать как независимую финансовую категорию, установление которой отражено в Бюджетном кодексе Российской федерации. Вместе с тем расходы федерального бюджета предназначены для использования властными государственными органами финансовых ресурсов в целях осуществления возложенных государственных полномочий.

На сегодняшний день важным моментов считается увеличение производительности применения денежных средств бюджета федерального уровня.

Цель оптимизации расходов федерального бюджета заключается в создании обстоятельств с целью экономического роста.

В качестве основных запасов оптимизации расходов федерального бюджета в настоящий период могут представлять:

а) предоставление на долговременной основе сбалансированной пенсионной концепции, сопровождаемой поэтапным уменьшением финансовой помощи в взаимоотношении Пенсионного фонда Российской федерации, выделяемой с бюджета федерации. Использование этого запаса допустимо только лишь в случае присутствия поочередного увеличения уровня жизни пенсионного возраста;

б) увеличение сроков реализации направлений общегосударственных проектов вооружения, учитывающей стремление оборонных организаций к осуществлению государственных контрактов;

в) увеличение адресности осуществления поддержки общественного характера в взаимоотношении людей. Использование аспекта нуждаемости жителей государства с целью предоставления максимума общественного эффекта от осуществления общегосударственной помощи из бюджетной системы Российской федерации;

г) реализация реформ структурного характера в области социального сектора.

Реализация повышения эффективности расходов федерального бюджета в целом, охватывая оптимизацию федеральных закупок, количества государственных сотрудников, а также бюджетной сети.

При исполнении оптимизации расходов бюджета федерации необходимо согласовывать темпы наращивания расходов в отношении наиболее важных направлений вместе с преобразованиями структурного характера определенных областей экономики [5].

Оптимизация расходов бюджета федерального уровня осуществляется в рамках бюджетной политической деятельности, что способно нести активизирующий, а также удерживающий характер. Оптимизация расходов федерального бюджета исполняется в рамках удерживающей бюджетной политической деятельности.

К количеству мероприятий оптимизации расходов бюджета федерального уровня следует причислить такие как:

- вовлечение индивидуальных вложений с целью исполнения функций правительственного управления;

- вложение государственных денежных средств в разнообразные программы;

- исследование случаев нерациональной финансовой эффективности расходов федерального бюджета;

- снижение расходов в субсидирование пенсионного фонда Российской Федерации;

- усовершенствование планирования расходов бюджета федерального уровня;

- предоставление эффективности расходов бюджета федерации за счет увеличения их адресности, рациональности, а также обоснованности;

Оптимизацию расходов бюджета федерального уровня в наиближайшей перспективе следует реализовывать с помощью осуществляемой бюджетной политической деятельностью. В соответствии с этим нормативным актом, главной целью в управлении государственными экономическими ресурсами является их результативное, а также рациональное применение, что кроме прочего посодействует улучшению качества жизнедеятельности населения Российской Федерации, а помимо прочего осуществлении задач социально-финансового реформирования. В данном случае требуется следующее:

1. Использовать методики, увеличивающие свойство экономического маркетинга в государственной сфере;

2. Применять в бюджетном процессе принцип прозрачности и открытости.

3. Усовершенствовать экономический надзор, при котором в главную очередь следует производить оценку результативность расходования экономических ресурсов федерального бюджета;

4. Ввести структуру управления общественными финансами в субъектах Российской Федерации, а также муниципалитетах;

5. Усовершенствовать экономический надзор, при котором в главную очередь следует производить оценку результативность расходования экономических ресурсов федерального бюджета;

6. Завершить введение программно-целевых способов финансирования, а также планирования в государственный бюджетный процесс;

7. Организовывать мероприятия, которые ориентированы на увеличение рентабельности расходов федерального бюджета [6].

Введение программно-целевого способа планирования затрат бюджета дает возможность гарантировать увеличение степени ответственности государственных органов правительства, а также муниципалитетов за результат поставленных целей и задач. Основываясь на этом, на наш взгляд следовало бы сформировать концепцию рассмотрения эффективности расходов бюджета федерации.

Исследование эффективности расходования экономических ресурсов федерального бюджета подразумевает реализовывать в период планирования учет связи фактических бюджетных затрат вместе с проектируемыми показателями. При осуществлении данного вида анализа рационально сравнивать предполагаемые показатели с фактически исполненными согласно единичным типам расходов. В этом случае все без исключения бюджетные расходы станут сгруппированы согласно стоимостным, а также объемным признакам.

Помимо этого, с целью выполнения такого исследования нужно вовлекать независимых лиц, в частности разных специалистов, а также негосударственных научных учреждений.

Следующее актуальное направление - увеличение эффективности кампании государственных закупок, для чего Правительством Российской Федерации запланировано осуществить следующие меры:

- с целью выполнения обязанностей соответственно договору обеспечивать исполнителю банковские кредиты взамен имеющегося авансирования;

- необходимо реформировать нормативно-правовую основу в сфере государственных закупок, а непосредственно обеспечить клиенту возможность выплачивать договор в соответствии с фактически реализованными затратами, принимая во внимание при этом такой показатель, как коэффициент рентабельности.

Повышение уровня эффективности осуществления государственных услуг предполагает как одно из наиболее важных направлений оптимизацию расходов бюджета федерального уровня [7].

Подчеркнем, то что на сегодняшний день завершается процедура реформирования функционирования государственных, а также муниципальных учреждений. А именно, им предоставлена значительная независимость, определены долговременные нормативы. Всё это привело к позитивным переменам: возросла заработная оплата сотрудников, увеличилась эффективность работы, поднялось качество применения денежных средств бюджета и многое другое.

Помимо этого, были обнаружены также и негативные стороны этого реформирования:

а) осуществление коммерческих типов деятельности, никак не соответствующих целям формирования предприятия;

б) осуществляемые услуги исполняются вопреки возможностями учредителя;

в) составление плана нормативных издержек соответственно индексации затрат предыдущих периодов.

Несомненно, с целью решения вышеописанных вопросов необходимо осуществить следующие меры:

- взаимоувязать государственные задачи и проекты;

- реализовать реорганизацию, либо устранение учреждений, где осуществляемые услуги, никак не отвечают профилю института;

- создать список реализуемых государственных услуг, а кроме того список тех из них, которые осуществляются государственными организациями коммерческим путём;

- создать способ расчета нормативных затрат на предоставление единицы общегосударственного обслуживания;

- обеспечить возможность торговым учреждениям на реализацию государственных услуг, тем самым создавая конкурентную борьбу, что в конечном результате повергнет к увеличению качества их осуществления;

- усовершенствовать концепцию оплаты заработной платы, внедрив при этом правило «эффективного контракта» [8].

С целью повышения уровня эффективности такого мероприятия, как увеличение бюджетных вложений, следует совершенствовать концепцию государственно-индивидуального партнерства. Для этого также важно формировать надлежащую нормативно-правовую базу. Помимо этого, рационально создавать технологии рассмотрения производительности спонсируемых бизнес-проектов, а, кроме того, и способы охраны прав участников.

В актуальной перспективе с целью формирования данной тенденции следует разрешение соответствующих вопросов:

1. Реформирование концепции предоставления государственных гарантий Российской Федерации.

2. Реализация увеличения производительности управления активами, которые сформированы вследствие взаимодействия между страной и частной сферой хозяйствования.

3. Уменьшение потенциальной опасности государственно-индивидуальных партнерств, особенно в рамках предоставления важных государству активов частным инвесторам.

4. Увеличение рентабельности распределения межбюджетных трансфертов. Основываясь на данных структуры расходов бюджета федерального уровня Российской Федерации, процент этой статьи расходования экономических ресурсов уменьшилась с 5,68 % в 2020 г. до 4,32% в 2022 г.

Тем не менее, в последующем важно продолжать увеличивать независимость региональных, а также местных бюджетов. Для этого рационально разделять их источники прибыли, а также расходные обязательства в законодательной сфере. Помимо этого, в данном направлении необходимо усовершенствовать концепцию развития, а также структуру межбюджетных трансфертов в пределах бюджетов субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что структурную основу межбюджетных трансфертов составляют дотации, затем важно отметить субсидии, субвенции и другие разновидности межбюджетных трансфертов. В кратчайший период в целях поддержания устойчивости региональных бюджетов Российской Федерации Правительством РФ намечается увеличить часть субсидий, а другие разновидности межбюджетных трансфертов устранить из Бюджетного кодекса Российской Федерации в будущем.

Касательно субсидий, подразумевается их использование исключительно в соответствии с проектами субъектов РФ, а процедура их осуществления обязана регламентироваться государственными проектами.

Помимо этого, предусмотрено сокращение размера субвенций по средствам передачи полномочий согласно экономическому спонсированию данных затрат органам власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с вышесказанным считаем важным реализацию следующих мер:

- образование единой информативной сферы в области управления социальными капиталами.

- осуществление перехода в целостные стандарты электронной экономической информации, что подразумевает представление единой информации в электронном варианте, формирование форматов документов, а также введение электронной подписи;

- введение общих стандартов для улучшения управления муниципальными, а также государственными капиталами;

На сегодняшний день в нашем государстве еще проходит формирование этой концепции вместе с поддержкой программно-целевого способа в соответствии с законодательством. Введение концепции даст возможность увеличить экономическую независимость, а, вследствие этого, также ответственность исполнительных органов государственной власти за осуществление установленных характеристик и задач.

Важнейшим элементом всей финансовой системы Российской Федерации выступает федеральный бюджет. Федеральный бюджет можно определить, как форму образования и расходования финансовых ресурсов государства. Кроме того, посредством федерального бюджета происходит перераспределение общественного продукта и национального дохода.

Напомним, что федеральный бюджет, как и бюджет любого другого уровня, состоит из доходной и расходной частей.

Доходы отражают финансовую базу для выполнения возложенных на государственные органы власти функций. Расходная же часть представляет собой финансовые ресурсы, направляемые на обеспечение этих функций.

Расходы федерального бюджета важны для экономического развития РФ, так как оказывают влияние на различные стороны хозяйствования, разработку и введение в производство передовых научных достижений.

Отметим также, что государство, укрепляя обороноспособность, участвуя в общественном воспроизводстве, повышении эффективности экономики, влечет разнообразие расходов федерального бюджета. Однако в этом случае все они служат одной цели - удовлетворению потребностей государства.

Именно по этой причине обязательны мероприятия по оптимизации бюджетных расходов, основными из которых являются:

- введение концепции бюджетирования, направленной на получение наибольшего эффекта;

- усовершенствование концепции предоставления государственных услуг, а также государственных покупок, распределения межбюджетных трансфертов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- осуществление анализа эффективности расходования экономических ресурсов бюджета федерации;

- увеличение степени бюджетных вложений.

Таким образом, при осуществлении оптимизации расходов федерального бюджета необходимо избегать неоправданного сокращения бюджетных расходов, отрицательно влияющих на динамику социально-экономического развития государства. Оптимизация расходов федерального бюджета не должна становиться причиной возникновения новых социально-экономических проблем.

Список использованных источников:

1. Барулин С.В. Финансы. - М.: КНОРУС, 2017. - 640 с.

2. Бюджет России: развитие и обеспечение экономической безопасности. / Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 256 с.

3. Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 416 с.

4. Данилина Е.И. Экономика государственного и муниципального сектора. - М.: Дашков и К, 2015. - 218 с.

5. Денежно-кредитная и финансовая системы. / Под ред. М.А. Абрамовой, Е.В. Маркиной. - М.: КНОРУС, 2019. - 448 с.

6. Золотарева Г.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: КНОРУС, 2020. - 232 с.

7. Кривов В.Д. Государственные и муниципальные финансы. - М.: ИФНРА -М, 2017. - 400 с.

8. Нечаев А.С., Антипин Д.А., Антипина О.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 265 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.