Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ АКЦИЗАМИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ АКЦИЗАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АКЦИЗ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / ОБРАТНЫЙ АКЦИЗ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ЗЕЛЕНАЯ ПОВЕСТКА / НЕОБОСНОВАННАЯ НАЛОГОВАЯ ВЫГОДА / НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чурилова С.А., Райлян В.А., Клоницкая А.Ю.

На протяжении десятилетий налогообложение нефтепродуктов является важным элементом ВВП страны ввиду ориентации российской экономики на работу топливно-энергетического комплекса. В работе рассмотрены актуальные проблемы и особенности акцизного налогообложения нефтепродуктов, в частности, обратный акциз (демпфер), а также представлены возможные пути решения актуальных проблем акцизного налогообложения нефтепродуктов в России. Данный механизм является нововведением для налоговой системы не только России, но и всего мира, поэтому необходимо уделить особое внимание его влиянию на плательщиков акцизов и потребителей нефтепродуктов. Для выделения основных проблем акцизного налогообложения авторы опираются на материалы научных работ и судебной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF TAXATION OF PETROLEUM PRODUCTS BY EXCISE TAXES

For decades, the taxation of petroleum products has been an important element of the country's GDP due to the orientation of the Russian economy to the operation of the fuel and energy complex. The paper considers the current problems and features of excise taxation of petroleum products, in particular, reverse excise (damper), and also presents possible ways to solve the current problems of excise taxation of petroleum products in Russia. This mechanism is an innovation for the tax system not only in Russia, but also around the world, so it is necessary to pay special attention to its impact on excise tax payers and consumers of petroleum products. To highlight the main problems of excise taxation, the authors rely on the materials of scientific papers and judicial practice.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ АКЦИЗАМИ»

Актуальные проблемы и перспективы развития налогообложения нефтепродуктов акцизами

со см о см

О Ш

т

X

<

т О X X

Чурилова Софья Александровна

студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, curilovasofa@gmail.com

Райлян Вероника Андреевна

студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Rnika2003@yandex.ru

Клоницкая Анна Юрьевна

к.э.н., доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, anna_klonitskaya@mail.ru

На протяжении десятилетий налогообложение нефтепродуктов является важным элементом ВВП страны ввиду ориентации российской экономики на работу топливно-энергетического комплекса. В работе рассмотрены актуальные проблемы и особенности акцизного налогообложения нефтепродуктов, в частности, обратный акциз (демпфер), а также представлены возможные пути решения актуальных проблем акцизного налогообложения нефтепродуктов в России. Данный механизм является нововведением для налоговой системы не только России, но и всего мира, поэтому необходимо уделить особое внимание его влиянию на плательщиков акцизов и потребителей нефтепродуктов. Для выделения основных проблем акцизного налогообложения авторы опираются на материалы научных работ и судебной практики. Ключевые слова: акциз, нефтепродукты, обратный акциз, налогообложение, зеленая повестка, необоснованная налоговая выгода, налоговый вычет

Одним из наиболее развитых секторов российской экономики является нефтяная отрасль (добыча и переработка нефти, реализация нефти и нефтепродуктов на экспорт). Основными налогами для данной отрасли являются не только налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на дополнительных доход от добычи углеводородного сырья (НДД), но и акцизы на нефтепродукты.

При всей развитости налоговой системы в России механизм исчисления акцизов на нефтепродукты сопровождается определенными проблемами, которые требуют тщательной проработки.

Целью работы является определение путей совершенствования акцизного налогообложения нефтепродуктов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть природу акцизного налогообложения нефтепродуктов;

2) выявить особенности акцизного налогообложения нефтепродуктов через механизм демпфера;

3) определить основные проблемы акцизного налогообложения нефтепродуктов в современной экономике России.

В основу работы положены труды российских ученых и исследователей, среди которых Валишвили М. А., Гордеев Д. С., Галеева Е. А., Джафарова З. К., Ирагелова У. А., Калабин К. Ю., Мандрощенко О. В., Пляскина Н. И. и др. Информационной базой выступают данные Росстата, сайт ФНС России. Нормативно-правовая база- Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ), письма и разъяснения ФНС России и Минфина России, Постановления Арбитражных судов.

Экономическая политика любого государства ставит перед собой цели по обеспечению государственного аппарата финансовыми ресурсами, регулированию хозяйственной деятельности страны в целом, снижению экономического неравенства за счет корректировки уровня дифференциации доходов населения. Косвенное налогообложение является наиболее эффективным инструментом для реализации данных целей. [5]

Акциз, как старейшая форма косвенного налогообложения, позволяет в полной мере осуществлять фискальную и регулирующую функции налога. Также акцизное налогообложение ограничивает потребление подакцизных товаров. Акциз устанавливается на товары, которые имеют риск вреда здоровью граждан, на авто- и мототехнику, а также на природные ресурсы и минеральное сырье, добычу и использование которых необходимо ограничить с позиции сверхпотребления и нанесения ущерба природе. Таким образом, назначение акциза состоит не только в его экономической, но и в социальной роли. [7]

К началу 2000-х годов основными подакцизными товарами в России становятся нефть, нефтепродукты, природный газ. Это было обусловлено сырьевой направленностью экономики России. По сей день нефтепродукты являются одними из основных подакцизных товаров.

После вступления России в ВТО встал вопрос о том, чтобы реформировать текущую налоговую систему для постепенного снижения ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, что компенсировалось бы увеличением НДПИ. Для реализации цели с 2015 г. в России начался налоговый маневр.

К 2014 году ситуация на мировом рынке энергоносителей характеризовалась резким падением цен, что также негативно отражалось на доходах государственного бюджета. Для того, чтобы государство смогло компенсировать свои потери и компании нефтегазового сектора смогли перестроиться на новый уровень цен, был введен данный инструмент стимулирования нефтегазовой отрасли. [9]

На начальных этапах введения налогового маневра его цель состояла в снижении предельной ставки экспортной пошлины на нефть с 59% до 30% к 2017 г. Одновременно с этим должна была увеличиваться ставка по НДПИ на нефть с 493 руб./т. до 919 руб./т. к 2017 г., ставки экспортных пошлин на нефтепродукты и также должна была снижаться ставка акцизов на моторные масла.

К 2018 г. налоговый маневр был пересмотрен и его основные цели состояли в том, чтобы поэтапно снизить экспортные пошлины и к 2024 г. вовсе свести их к нулю, а также в том, чтобы повышать ставки по НДПИ с сохранением различных льгот. В 2019 г. для отдельных участков недр был введен налог на дополнительный доход (НДД). НДД позволил изменить налогообложение нефтегазового сектора, так как под налогообложение стали попадать не валовые показатели, а итоговый финансовый результат.

По итогам проведения налогового маневра был введен демпфирующий компонент системы налогообложения нефтегазового сектора. Целью его было покрытие выпадающих доходов из-за стагнации цен на топливо на внутреннем рынке. Основным демпфирующим компонентом стал обратный акциз на нефть. В мире не существует его аналогов, это полностью отечественная разработка в сфере налогообложения. С одной стороны, это инновационный механизм поддержки нефтегазовой отрасли, с другой стороны, учитывая отсутствие практики и результатов его использования, делать выводы об эффективности его применения можно будет только постфактум. [18]

Внедрение такого механизма было обосновано еще той причиной, что на внутреннем рынке наблюдалось сильное колебание цен на нефть, падал потребительский спрос на нефтепродукты (в частности, на бензин) и в конечном итоге само производство бензина характеризовалось низкой прибыльностью. Демпфирующий механизм подразумевает под собой специальную надбавку, которая формируется в зависимости от разницы средней экспортной цены на нефть и стоимости бензина марки Аи-92 и дизельного топлива на внутреннем рынке. Одна из особенностей демпфера - возможность уплаты дополнительных средств в бюджет, если экспортная альтернатива ниже ограничительной планки. Экспортная альтернатива - это нетбек (пе^аск), то есть принцип, согласно которому цена нефти на внутреннем рынке рассчитывается путем вычитания из мировой цены на нефть ставки экспортной пошлины на нефть и затрат на ее транспортировку до границы РФ [11]

Механизм исчисления и уплаты акцизов достаточно подробно раскрыт в нормах налогового законодательства, многие процессы автоматизированы, что, казалось бы, должно облегчить весь процесс исчисления, уплаты и администрирования. Однако на сегодняшний день в различных научных работах поднимается вопрос о наличии серьезных проблем, которые связаны именно с исчислением и уплатой акцизов, в частности - при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива.

В рамках данной работы было рассмотрено несколько актуальных научных работ на данную тему. Например, это работа Пивоварова М. П. «Проблемы, связанные с исчислением и уплатой акцизов при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива». Основная проблема исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты, по мнению автора, связана с занижением подлежащей уплате суммы акциза со стороны налогоплательщика. В большей степени это обусловлено ежегодным увеличением ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо, что объективно ввиду общего роста цен. Однако увеличение акциза вызывает еще большее повышение цен на потребительском рынке и порождает стремления налогоплательщиков к получению необоснованной налоговой выгоды.

Для формирования выводов о возможных способах получения необоснованной налоговой выгоды авторы проанализировали контекстную арбитражную практику. Среди путей получения необоснованной налоговой выгоды могут быть выделены следующие:

- предоставление недостоверных сведений налогового или бухгалтерского учета об операциях и технологических процессах, формирующих искаженное представление о реальном виде создаваемой подакцизной продукции и сумме акцизных платежей [3];

- подмена производства подакцизной продукции продукцией, не подлежащей обложению акцизами [2];

- выстраивание цепочки контрагентов с включением в нее номинальных транзитных организаций, предназначенных для перевода или обналичивания денежных средств [4];

- возврат уплаченных сумм акцизов через вычеты путем предоставления поддельных документов и заключений о лабораторных анализах образцов топлива.

Механизм получения вычета является достаточно сложным. Это, с одной стороны, помогает сразу выявить недобросовестных налогоплательщиков и улучшить налоговый контроль, а с другой стороны, - даже добросовестные налогоплательщики отмечают чрезмерный бюрократизм в данном процессе, что провоцирует желание обойти требования закона с целью упрощения получения вычетов. [14]

Если говорить об акцизе на автомобильный бензин и дизельное топливо, то может возникнуть предположение, что в отношении проблемы со сложным механизмом исчисления и администрирования можно перенести часть обязанностей по уплате акцизов на автозаправочные станции. С точки зрения контроля, на этапе реализации это делать проще, чем отслеживать всю цепочку до реализации. Такое нововведение было введено на непродолжительный срок в 2003 г., однако в тот период возникли сложности с документооборотом, взаиморасчетами, контролем и уплатой. В конечном итоге такой механизм может еще больше осложнить процесс контроля, поскольку в рамках нефтеперерабатывающих заводов весь процесс производства, закупки, оприходования, реализации и др. детально отслеживается: прилагаются все документы первичного учета, лабораторные анализы, иные оценки и документы. На этапе реализации автомобильного бензина и дизельного топлива на автозаправочных станциях, к примеру, нет возможности проверить подмен топлива.

Еще один научный подход к администрированию налогообложения акцизами нефтепродуктов - статья Овчара О. В. «Пути совершенствования налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков нефтегазового сектора». В большей степени данная работа направлена на анализ работы налоговой инспекции и показатели налоговых отчислений крупнейших компаний нефтегазового сектора, однако ав-

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м

Сл>

со см о см

О Ш

т

X

3

<

т О X X

тор также выделяет ряд проблем налогообложения нефтепродуктов, основными среди которых являются: налогообложение нефтегазовой отрасли без цели рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы, нестабильность ставок на акцизы (ввиду налогового маневра, в том числе). [13]

Проблемы администрирования акцизного налогообложения нефтепродуктов поднимаются в работе Жильцовой Ю. В. и Березиной О. В. «Социально-экономические аспекты акцизного налогообложения в России». К числу сложностей начисления акцизов авторы относят регулярное повышение ставок, вариативность налоговой базы и отсутствие стабильности (курс дискреционной фискальной политики). [17]

Особенное внимание уделяется проблемам акцизного налогообложения во время пандемии COVID -19. Государство реализовало меры, направленные на предоставление налоговых каникул, различных освобождений и льгот для уплаты налогов. На фоне общего спада темпов экономического роста повышение ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо стало бы одним из факторов еще большей стагнации экономики, поскольку затраты на обслуживание личного транспорта итак выросли, а повышение цен на топливо стало бы весьма тяжелым бременем для большинства населения. Повышение цен может привести к повышению издержек и транспортных пассажирских компаний, «в результате чего появится необходимость повышения оплаты за проезд или же создания государственных программ, осуществляющих поддержку данной деятельности». [17].

Одной из ключевых особенностей акцизного налогообложения нефтепродуктов является повестка зеленой экономики. Несмотря на санкционные ограничения, спрос на российскую нефть есть, но это достаточно сложный вопрос в перспективе, поскольку страны Европейского Союза ставят перед собой цель отказа от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, что, безусловно, приведет к падению мирового спроса на нефть, в т. ч. и российскую. А это потенциальная угроза для национальной экономики России.

Россия является страной-участником Парижского соглашения по климату, которое направлено на борьбу с выбросами углерода и парниковых газов в атмосферу. В связи с чем увеличение акцизов на топливо - это мера улучшения экологии в стране [12]. Введение дифференцированных ставок акцизов в зависимости от экологического класса бензина позволяет реализовать регулирующую функцию налогообложения. Осуществление налогового маневра, в рамках которого был введен демпфер, является одной из составляющих экологизации экономики России.

Как отмечалось ранее, в основном акцизное налогообложение связано именно с применением механизма обратного акциза. Обратный акциз - это составная часть крайнего налогового маневра (всего в истории российского налогообложения их было несколько). Главной целью данного налогового маневра выступало повышение эффективности нефтеперерабатывающих заводов - но данная цель значительно отличается от той, которая закладывалась в основу налогового маневра. Первоначально стояла необходимость в сокращении ставки акцизов на нефтепродукты, чтобы обеспечить сбалансированный рост цен на бензин и дизельное топливо, что было вызвано ростом ставок НДПИ и снижение экспортных пошлин на нефть. Но, к сожалению, российская экономика переживает непростой санкционный период, что не позволяет в полной мере реализовывать весь свой экономический потенциал. В итоге бюджет терпит недополучение доходов, что пришлось компенсировать ростом акцизов на нефтепродукты, чтобы нивелировать падение мировых цен на нефть. [16, 6]

Ранее говорилось о том, что демпфер - это новейший механизм российской налоговой системы, которому нет аналогов в мире. С одной стороны, это достояние нашей налоговой системы, с другой стороны, нет предыдущего опыта и анализа работы над ошибками. [8] Эксперты выделяют следующие наиболее актуальные вопросы, связанные с демпфером, который требуют тщательной проработки:

Величина демпфера рассчитывается на основе цен текущего месяца, что вызывает сложности в ценообразовании - на момент формирования цены величина демпфера неизвестна. Таким образом, предприятия могут опираться только на прогнозы демпфера, в отличие от ставок акциза и таможенных пошлин, которые известны и установлены заранее.

Величина демпфера не коррелирует с ценами на внутреннем рынке (помимо 10% ограничений), что вызывает сложности при резком росте цен и неизменности демпфера.

На сегодняшний день отмечаются сильные скачки демпфера, что противоречит практике налогообложения. [15]

Повышение акцизов на нефтепродукты напрямую коррелирует с климатической повесткой. На сегодняшний день экологизация экономики («зеленая экономика») - основной тренд для развивающихся и развитых стран. С одной стороны, Россия поддерживает это направление (например, подписав Парижское соглашение о климате), но, с другой стороны, сырьевая отрасль является ведущей в экономике нашей страны и ей нужна поддержка.

На текущий момент в России отмечается масштабная модернизация нефтеперерабатывающей отрасли ввиду четырехстороннего соглашения (от 2011 г.) между ФАС России, Ро-стехнадзором, Росстандартом и крупными нефтяными компаниями. Помимо этого, в 2019 г. было подписано еще одно соглашение о модернизации нефтяной отрасли, но уже между Министерством энергетики и нефтяными компаниями.

Данные соглашения направлены на обновление установок вторичной переработки, а также в отношении некоторых установок - их реконструкцию. По итогам 2021 г. эксперты отмечали, что в рамках данных соглашений реализовано уже порядка 134 проектов, а общий объем инвестиций составил более 1,4 трлн руб. Помимо этого, государство разработало и внедрило новый стимулирующий механизм - инвестиционную надбавку. Инвестиционная надбавка предусмотрена для тех нефтеперерабатывающих заводов, которые ввели в работу дополнительные установки вторичной нефтепереработки. Цель предоставления данной инвестиционной надбавки состоит в том, чтобы стимулировать еще большее количество НПЗ модернизировать свое производство и вводить в работу новые мощности.

Ввиду модернизации нефтеперерабатывающей отрасли улучшится не только общая экологическая ситуация, но и сократиться доля некачественных НПЗ, увеличится мощность действующих заводов и выход светлых нефтепродуктов. Выход светлых нефтепродуктов также является одной из актуальных проблем для нефтяной отрасли России, в связи с чем были подписаны упомянутые ранее соглашения (так, до 2011 г. выход светлых нефтепродуктов в России был отмечен на уровне не более 56%; к 2030-2035 гг. планируем выход светлых нефтепродуктов отмечается на уровне до 72%). [10]

Таким образом, по итогам данной главы стоит сделать вывод о том, что исчисление акцизов на нефтепродукты являются достаточно развитым механизмом, особенно это касается применения вычетов и демпфера. В статье обозначены возможные пути решения данных проблем:

- адекватное регулирование и повышение ставок акцизов ввиду того, что чрезмерное увеличение приводит к замедлению экономического роста, спаду потребительского спроса, падению цен на нефтепродукты;

- ужесточение налогового контроля и администрирования в отношении отчетности и документации нефтеперерабатывающих заводов и иных плательщиков акцизов на нефтепродукты;

- проработка спорных моментов демпфирующего механизма (в частности, согласование демпфера с изменением цен на топливо вне рамок 10% ограничения, также демпфирующий механизм в каждом конкретном случае должен быть рассчитан с учетом конкретных действий НПЗ, а не с учетом того, что один НПЗ установил цены выше положенного, что стало бременем для других НПЗ).

По итогам проделанной работы была достигнута цель исследования - определены пути совершенствования акцизного налогообложения нефтепродуктов. Для достижения данной цели были реализованы следующие задачи:

Рассмотрены особенности акцизного налогообложения нефтепродуктов через механизм демпфера.

Помимо того, что налогоплательщики акцизов на нефтепродукты имеют право на применение вычетов в отношении отдельных нефтепродуктов, что позволяет стимулировать нефтеперерабатывающее и нефтехимическое производство, в России действует демпфирующий механизм, благодаря которому налогоплательщики могут получить дополнительные средства из бюджета.

Демпфирующий механизм реализуется через применение обратного акциза. Для этого рассчитывается дополнительное слагаемое, которое представляет собой разницу между экспортным нетбэком в «морских портах Северо-Западного ФО» и базовой цены нефти. Если базовая цена выше экспортного нетбека, то механизм рассчитывается в обратную сторону -сама компания выплачивает долю от разницы в бюджет. С 2020 г. доля от разницы установлена в размере 50%. При отклонении оптовой цены на внутреннем рынке от установленного уровня базовой цены более чем на 10% демпфер становится равным 0. [15]

Определены основные проблемы акцизного налогообложения нефтепродуктов и возможные пути их решения. Основными проблемами акцизного налогообложения нефтепродуктов остаются: постоянное повышение ставок на нефтепродукты, подмена топлива по данным отчетности с целью налоговой оптимизации, недостаточная проработка спорных моментов применения демпфера. В работе авторы отмечают важность доработки вопросов, касающихся механизма демпфера, поскольку изначально его введение в рамках налогового маневра планировалось несколько в ином виде, но введение санкций против России и упадок доходов бюджета вынудили внести корректировки, которые на практике обернулись сложностями для нефтеперерабатывающих заводов как плательщиков акцизов на нефтепродукты, налога на добычу полезных ископаемых и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.04.2023) / [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/12a8 d9320665d331f4c6648eca2667e7cf8dfdd6/

2. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.10.2018 г. по делу №А27-7372/2017.

3. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.09.2018 г. по делу №А32-1334/2017.

4. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.08.2018 г. по делу №А57-28222/2017.

5. Ряховский Д.И., Балакин М.С. Анализ влияния уровня налоговой нагрузки на экономический рост: теоретический и

эмпирический аспекты. Экономика устойчивого развития. -2022. № 3 (51). - С. 119-122.

6. Гордеев Д. С. Влияние повышения акцизов на нефтепродукты на доходы бюджета / Экономическое развитие России. Макроэкономика. - 2020. - №2 (27). - С.9-14.

7. Джафарова З. К., Курбанов С. А. Проблемы системы акцизного налогообложения в России и перспективы совершенствования / Научно-практический журнал «Журнал прикладных исследований». - 2021. - № (8)7 - С.791-797.

8. Мандрощенко О. В. Развитие акцизного налогообложения нефтепродуктов: проблемы и перспективы / Актуальные проблемы менеджмента и экономики в России и за рубежом. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №7, г. Новосибирск. - НН: ИЦРОН. - 2020. - 22 с.

9. Пляскина Н. И. Нефтяной налоговый маневр: анализ последствий и прогноз влияния на развитие компании / Проблемы прогнозирования. - 2022. - №4. - С.33-44.

10. Тыртов Е., Демидова Е. Российская нефтепереработка: выживут сильнейшие / Энергетическая политика. -

2021. - №7 (161). - С.38-47.

11. Демпфер - российское ноу-хау налоговой политики / Общественно-деловой научный журнал «Энергетическая политика». Нефтяной раздел. - 2019. - №1. - С.42-45.

12. Тихонова А. В. Проблемы и перспективы экологического налогообложения в России / Самоуправление. - 2021. -№ 5 (127). - С. 420-423.

13. Овчар О. В. Пути совершенствования налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков нефтегазового сектора / Финансы и кредит. - 2017. - №13 (23). - С.780-790. - [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-sovershenstvovaniya-nalogovogo-administrirovaniya-krupneyshih-nalogoplatelschikov-neftegazovogo-sektora/viewer

14. Пивоваров М. П. Проблемы, связанные с исчислением и уплатой акцизов при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива / [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-svyazannye-s-ischisleniem-i-uplatoy-aktsizov-pri-realizatsii-avtomobilnogo-benzina-i-dizelnogo-topliva

15. Завершение налогового маневра. Эпизод первый -демпфер / Vygon consulting. - Ноябрь 2018 г. - [Электронный ресурс] URL: https://vygon.consulting/upload/iblock/7e7/vygon_consulting_end _of_tax_maneur_ep1 .pdf

16. Юмаев М.М. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и налог на добычу полезных ископаемых: проблемы методологии / Финансы. -2021. - № 6. - С. 30-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Жильцова О. В., Березина О. В. Социально-экономические аспекты акцизного налогообложения в России / Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. -

2022. - №4 (532). - С.2-12. - [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48013201&ysclid=lhdaliknea2 6016892

18. Валишвили М. А. Налоговая нагрузка на компании нефтегазовой отрасли Российской Федерации: демпфирующий механизм vs налоговый маневр/ Вестник университета. -2019. - № 11. - С.116-123

Current problems and prospects for the development of taxation of petroleum

products by excise taxes Churilova S.A., Raylyan V.A., Klonitskaya A.Yu.

Financial University under the Government of the Russian Federation

JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34

For decades, the taxation of petroleum products has been an important element of the country's GDP due to the orientation of the Russian economy to the operation of

X X

О

го А

с.

X

го m

о

О

to

M

the fuel and energy complex. The paper considers the current problems and features of excise taxation of petroleum products, in particular, reverse excise (damper), and also presents possible ways to solve the current problems of excise taxation of petroleum products in Russia. This mechanism is an innovation for the tax system not only in Russia, but also around the world, so it is necessary to pay special attention to its impact on excise tax payers and consumers of petroleum products. To highlight the main problems of excise taxation, the authors rely on the materials of scientific papers and judicial practice. Keywords: Excise duty, petroleum products, reverse excise duty, taxation, green

agenda, unjustified tax benefit, tax deduction References

1. The Tax Code of the Russian Federation (part two) of 05.08.2000 No. 117-FZ (ed.

of 28.04.2023) / [Electronic resource] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/12a8d9320665d33 1f4c6648eca2667e7cf8dfdd6/

2. Resolution of the Arbitration Court of the West Siberian District of 25.10.2018 in

case no.A27-7372/2017.

3. Resolution of the Arbitration Court of the North Caucasus District of 25.09.2018 in

case no.A32-1334/2017.

4. Resolution of the Arbitration Court of the Volga District of 29.08.2018 in case

no.A57-28222/2017.

5. Ryakhovsky D.I., Balakin M.S. Analysis of the impact of the level of tax burden on

economic growth: theoretical and empirical aspects. Economics of sustainable development. - 2022. № 3 (51). - Pp. 119-122.

6. Gordeev D. S. The impact of increasing excise taxes on petroleum products on

budget revenues / Economic development of Russia. Macroeconomics. - 2020. - №2 (27). - Pp.9-14.

7. Jafarova Z. K., Kurbanov S. A. Problems of the excise taxation system in Russia

and prospects for improvement / Scientific and Practical Journal "Journal of Applied Research"". - 2021. - № (8)7 - Pp.791-797.

8. Mandroshchenko O. V. Development of excise taxation of petroleum products:

problems and prospects / Actual problems of management and economics in Russia and abroad. Collection of scientific papers on the results of the international scientific and practical conference. No. 7, Novosibirsk. - NN: ICRON. - 2020. - 22 p.

9. Plyaskina N. I. Oil tax maneuver: analysis of the consequences and forecast of the

impact on the development of the company / Problems of forecasting. - 2022. -No. 4. - pp.33-44.

10. Tyrtov E., Demidova E. Russian oil refining: the strongest will survive / Energy

Policy. - 2021. - №7 (161). - Pp.38-47.

11. Damper - Russian know-how of tax policy / Socio-business scientific journal "Energy Policy". Oil section. - 2019. - No. 1. - pp.42-45.

12. Tikhonova A.V. Problems and prospects of environmental taxation in Russia / Self-

government. - 2021. - № 5 (127). - Pp. 420-423.

13. Ovchar O. V. Ways to improve tax administration of the largest taxpayers of the oil

and gas sector / Finance and credit. - 2017. - №13 (23). - P.780-790. -[Electronic resource] URL: https://cyberleninka. ru/article/n/puti-sovershenstvovaniya-nalogovogo-administrirovaniya-krupneyshih-nalogoplatelschikov-neftegazovogo-sektora/viewer

14. Pivovarov M. P. Problems related to the calculation and payment of excise taxes

on the sale of motor gasoline and diesel fuel / [Electronic resource] URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-svyazannye-s-ischisleniem-i-uplatoy-

aktsizov-pri-realizatsii-avtomobilnogo-benzina-i-dizelnogo-topliva

15. Completion of the tax maneuver. Episode one - damper / Vygon consulting. -

November 2018 - [Electronic resource] URL: https://vygon.consulting/upload/iblock/7e7/vygon_consulting_end_of_tax_mane ur_ep1.pdf

16. Yumaev M.M. The tax on additional income from the extraction of hydrocarbons

and the tax on the extraction of minerals: problems of methodology / Finance. -2021. - No. 6. - pp. 30-37.

17. Zhiltsova O. V., Berezina O. V. Socio-economic aspects of excise taxation in

Russia / Accounting in budgetary and non-profit organizations. - 2022. - №4 (532). - P.2-12. - [Electronic resource] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48013201&ysclid=lhdaliknea26016892

18. Valishvili M. A. Tax burden on companies of the oil and gas industry of the Russian

Federation: damping mechanism vs tax maneuver/ Bulletin of the University. -2019. - No. 11. - pp. 116-123

CO CS

o

CS

in

O HI

m

X

3

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.