Научная статья на тему 'Влияние повышения акцизов на нефтепродукты на доходы бюджета'

Влияние повышения акцизов на нефтепродукты на доходы бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
766
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕПРОДУКТЫ / АКЦИЗЫ / БЕНЗИН / ТРАНСПОРТ / НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР / PETROLEUM PRODUCTS / EXCISE / GASOLINE / TRANSPORT / TAX MANEUVER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордеев Дмитрий Сергеевич

На основании оценок ценовой эластичности потребления автомобильного бензина в российском транспортном секторе в статье анализируются последствия от повышения ставки акцизов на нефтепродукты на доходы бюджета. В работе показано, что повышение акцизов в краткосрочном периоде позволит увеличить доходы бюджета, однако в долгосрочном периоде будет наблюдаться нейтральный или отрицательный эффект от этой меры для бюджета и экономики РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Petroleum Products Excise Increase on Budget Revenue

In this paper influence of petroleum products excise increase on budget revenue are analyzed. Author shows that in short term budget revenue based on excise and mineral extraction tax will increase, but in long term budget revenue will be neutral to negative, as consumption of gasoline is elastic to price.

Текст научной работы на тему «Влияние повышения акцизов на нефтепродукты на доходы бюджета»

ВЛИЯНИЕ ПОВЫШЕНИЯ АКЦИЗОВ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ НА ДОХОДЫ БЮДЖЕТА

Д. С. ГОРДЕЕВ

На основании оценок ценовой эластичности потребления автомобильного бензина в российском транспортном секторе в статье анализируются последствия от повышения ставки акцизов на нефтепродукты на доходы бюджета. В работе показано, что повышение акцизов в краткосрочном периоде позволит увеличить доходы бюджета, однако в долгосрочном периоде будет наблюдаться нейтральный или отрицательный эффект от этой меры для бюджета и экономики РФ.

Ключевые слова: нефтепродукты, акцизы, бензин, транспорт, налоговый маневр.

29 сентября 2019 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ1. Согласно данному закону ставка акцизов на автомобильные бензины 5-го класса начиная с 2020 г. составит 12 752 руб./т., с 2021 г. - 13 262 руб./т, а с 2022 г. - 13 793 руб./т. Принятие закона направлено на компенсацию выпадающих доходов бюджета в связи с нестабильной экономической обстановкой и взаимной санкционной политикой между государствами.

В соответствии с проводимым в настоящее время в РФ налоговым маневром, в результате которого снижается экспортная пошлина и повышается налог на добычу полезных ископаемых на нефть, внутренняя цена на нефть будет увеличиваться, так как она формируется по принципу ценообразования нетбэк2. Повышение внутренней цены на нефть неизбежно приведет к росту оптовых и розничных цен на нефтепродукты, так как возрастут издержки нефтеперерабатывающих заводов, связанные с закупкой сырья.

Подобная ситуация дополнительно усугубляется неэффективностью отечественного сек-

тора нефтепереработки. Этот факт подтверждается тем, что глубина переработки нефти в РФ заметно ниже, чем в других странах: согласно статистике ЦДУ ТЭК3 в России в 2010 г. глубина переработки нефти составляла 70,9%, в 2017 г. - 81,3%, а в 2018 г. - 83,4%. Несмотря на рост глубины переработки за последние несколько лет, данный показатель остается в РФ существенно ниже значений в наиболее технологически развитых странах. Например, в США средняя глубина переработки нефти составляет 90-95%, в странах-членах ОПЕК -85%, в странах ЕС - 85-90%, а на наиболее продвинутых НПЗ достигает 98%.

Аналогичная ситуация наблюдается и с выходом светлых нефтепродуктов из тонны нефти: в России он увеличился с 55,7% в 2010 г. до 62,2% в 2018 г. (для сравнения: на наиболее технологически оснащенных НПЗ достигается 90-95% выхода светлых нефтепродуктов из тонны нефти [1]). В результате цены на нефтепродукты в России будут продолжать увеличиваться, оказывая негативное влияние на все сектора экономики РФ, ограничивая конкурентоспособность производств, разгоняя инфляцию и ограничивая мобильность населения.

Гордеев Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; научный сотрудник Института международной экономики и финансов ВАВТ Минэкономразвития России, канд. экон. наук (Москва), е-таИ; gordeev@ranepa.ru

1 Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 326-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федера-

2 Согласно данному принципу цена нефти на внутреннем рынке рассчитывается путем вычитания из мировой цены на нефть ставки экспортной пошлины на нефть и затрат на транспортировку нефти до границы РФ.

3 ШЬ: http://www.cdu.rU/tek_russia/articles/2/556/

На рис. 1 представлены поступления в федеральный и региональные бюджеты Российской Федерации от акцизных платежей за автомобильный бензин и дизельное топливо в ежемесячной детализации за период с января 2014 по август 2019 гг. Как видно из рисунка, существенное увеличение доходов бюджета из этих источников наблюдалось в 2016 г. Рост доходов в этот период был обеспечен двойным повышением ставок акцизов: 1 января 2016 г. ставки выросли на 2 руб./л на бензин и на 0,7 руб./л на дизтопливо, а с 1 апреля они дополнительно выросли на 2 руб./л на бензин и на 1 руб./л на дизтопливо4. В результате доходы от акцизов из этих источников в 2016 г. увеличились до 472.9 млрд. руб. по сравнению с 303.1 млрд. руб. в 2015 г. В дальнейшем суммарные поступления от акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо росли гораздо медленнее, составив за 2017 и 2018 гг. 574.4 и 567.4 млрд. руб. соответственно.

Приведенная статистика свидетельствует о том, что потенциал для увеличения ставки акцизов на нефтепродукты в данный момент практически исчерпан, так как розничные цены превышают психологически значимую грани-

цу, а покупательная способность населения падает. Иными словами, рост цен вследствие повышения ставки акцизов приводит к сокращению потребления нефтепродуктов, а доход от акцизов практически не меняется. В частности, из-за чрезмерного роста цен на нефтепродукты в июне 2018 г. правительство было вынуждено снизить ставку акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо на 3000 и 2000 руб./т соответственно, а цены на нефтепродукты были заморожены на период с 1 июня 2018 по 1 июля 2019 гг. Тогда как за данный период предполагалось разработать механизм компенсации роста затрат нефтяных компаний в связи с увеличением внутренней цены на нефть, однако суть механизма на практике свелась к выделению субсидий. Согласно расчетам в 2019 г. из Фонда национального благосостояния на такую компенсацию будет выделено около 400-450 млрд. руб.5.

Влияние повышения акцизов на автомобильный бензин на его потребление уже наблюдается на практике. (На рис. 2 и в табл. 1 представлена динамика отгрузки автомобильных бензинов и дизельного топлива на внутренний рынок РФ.) Из рисунка видно, что в

Рис. 1. Динамика доходов бюджета от акцизных платежей за автомобильный бензин и дизельное топливо, млрд. руб.

Годы

-Акцизы на автомобильный бензин -Акцизы на дизельное топливо

Источник Федеральное казначейство.

4 1Ж1_: https://tass.ru/ekonomika/3168400

5 1Ж1_: https://tass.ru/ekonomika/6370209

2015 г. фиксировалось увеличение отгрузки (потребления) бензина, однако в 2015 г. произошло значительное ее сокращение, связанное с ухудшением экономической ситуации в стране после введения взаимных торговых санкций. В 2016 г. произошло восстановление потребления бензина, однако вследствие вклю-

чения в состав России Республики Крым и отсутствия детализированной статистики на данный момент невозможно сделать однозначного вывода о том, чем объясняется увеличение его потребления - учетом в статистике потребления нефтепродуктов транспортными средствами, зарегистрированными в Респуб-

Рис. 2. Динамика отгрузки нефтепродуктов на внутренний рынок РФ, тыс. т

Автомобильный бензин

3500 -

2000 ......................................................................................................

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Годы

-Фактические поставки -Аппроксимация методом ARMA

Дизельное топливо 3800 -

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Годы

-Фактические поставки -Аппроксимация методом ARMA

Источник Софист ВШЭ, расчеты автора.

Таблица 1

Общие объемы отгрузки нефтепродуктов на внутренний рынок РФ по годам, млн. т

Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Дизельное топливо 34,2 35,9 35,1 35,0 36,7 31,8 36,0 37,1

Автомобильный бензин 32,6 32,5 33,8 33,7 34,3 31,6 35,0 35,3

Источник: Софист ВШЭ.

лике Крым, или ростом их удельного потребления транспортными средствами вне территории Крымского полуострова.

Однако в 2019 г. было отмечено сокращение потребления бензина. Согласно оценкам исследовательской группы «Петромаркет» и агентства «Аналитика товарных рынков» с января по сентябрь 2019 г. потребление автомобильного бензина уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. на 1%6, а по статистике Министерства энергетики РФ - на 0,4%. Вместе с тем эти данные не в полной мере отражают потребление, так как учитывают изменения и в запасах компаний.

Отследить замещение бензина на дизельное топливо в настоящее время не представляется возможным, так как в открытых источниках нет детализированной статистики по данному показателю. Однако, исходя из имеющейся статистики, можно сделать вывод, что потребление дизельного топлива легковым транспортом в РФ на сегодня существенно меньше, чем бензина, - согласно информации «Российской газеты» в 2018 г. доля легковых автомобилей с дизельным двигателем составляла всего 8,2%7. Кроме того, в 2019 г. наметилась тенденция к снижению продаж легковых автомобилей с дизельным двигателем, что связывают с ростом цен на дизтопливо и с разницей в цене и стоимости обслуживания между бензиновыми и дизельными транспортными средствами.

В перспективе, в условиях низкого темпа экономического роста в РФ, практика повышения ставок акцизов на нефтепродукты для «сиюминутных» потребностей балансировки бюджета приведет к стагнации всего транспортного сектора отечественной экономики, поскольку затраты на владение личным транспортом станут неподъемными для большинства населения. Издержки компаний, оказывающих пассажирские транспортные услуги, также будут увеличиваться. В такой ситуации

для поддержания их финансовой стабильности потребуется повышение цен за проезд или выделение субсидий на их деятельность со стороны государства.

С целью выявления последствий для бюджета дальнейшего повышения ставок акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо в настоящей работе были использованы результаты, полученные в исследовании, выполненном в рамках государственного задания РАНХиГС. Как следует из исследования, в краткосрочном периоде ценовая эластичность потребления автомобильного бензина в России составляет около -1,5. Это означает, что с увеличением цены на бензин на 1% его потребление сокращается на 1,5%. В целях исследования использовались следующие предпосылки:

• доля акциза в розничной цене бензина составляет 20%;

• выход светлых нефтепродуктов из тонны нефти составляет 62%;

• в одной тонне нефти содержится 1333 л бензина;

• отгрузка бензинов на внутренний рынок соответствует потреблению, поскольку уровень средних запасов за год не подвержен значительному изменению;

• потребление дизельного топлива не изменяется при изменении ставки акцизов. Те потребители, которые переходят с личного транспорта с дизельным двигателем на общественный, замещаются потребителями, которые вместо автомобилей с бензиновым двигателем начинают использовать автомобили с дизельным двигателем. Согласно подписанному закону в 2022 г.

ставки акцизов на автомобильный бензин класса ЕВРО-5 увеличатся по сравнению со средним уровнем 2018 г. на 44%, а цена на бензин, при прочих равных условиях, вырастет на 3,2 руб./л, или на 7%. Исходя из объемов отгрузки автомобильных бензинов на внутренний рынок, которые составили в 2018 г. около 35,3

6 Газета «Известия». URL: https://iz.ru/934666/2019-10-22/v-rossii-rekordno-upal-spros-na-benzin

7 Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/06/01/pochemu-rossiiane-otkazyvaiutsia-ot-dizelnyh-avtomobilej.html

Таблица 2

Прогноз доходов бюджета от НДПИ и акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо, млрд. руб.

Статья доходов бюджета 2018 г. 2022 г. Долгосрочный эффект (условно до 2023 г.)

Акцизы на автомобильный бензин 337 438 390

Акцизы на дизтопливо 230 363 363

НДПИ на нефть 5232 5178 5125

Итого 5799 5980 5877

Источник: Федеральное казначейство, расчеты автора.

млн. т, повышение акцизов в условиях стагнации экономики приведет к сокращению потребления данного продукта на 10-11% - до 31,8 млн т. (Прогнозы доходов бюджета от НДПИ и акцизов на нефтепродукты, которыми облагается нефтегазовый сектор, представлены в табл. 2.)

Из расчетов, приведенных в табл. 2, видно: в результате повышения акцизов, запланированных в ближайшие три года, увеличение доходов бюджета от них в 2022 г. не превысит 181 млрд. руб. Однако с учетом адаптации потребителей в долгосрочном периоде, которая приведет к еще большему сокращению потребления бензина, итоговый прирост дохода составит к этому времени 78 млрд. руб., преимущественно за счет роста уплаты акцизов за дизельное топливо. Следует отметить, что данные расчеты не учитывают сокращения доходов бюджета, которые возникнут вследствие снижения доходов от таких налогов, как налог на прибыль нефтегазовых компаний и НДС. Это означает, что на практике увеличение доходов от деятельности нефтегазового сектора будет еще меньше.

На наш взгляд, сложившаяся практика повышения акцизов для балансировки бюджета

в настоящее время является контрпродуктивной. Увеличение акцизов на бензин и дизельное топливо приводит к стагнации нефтегазовой отрасли, так как рост розничных цен на нефтепродукты в условиях стагнирующей экономики вызывает сокращение потребления и снижение мобильности населения. Повышение цен на нефтепродукты напрямую переносится на прочие товары и услуги, так как доля затрат на транспортировку увеличивается. Сокращение покупательной способности населения относительно нефтепродуктов ограничивает или сокращает его потребность в личных транспортных средствах, что сказывается на развитии отечественной автомобильной промышленности.

Кроме того, сокращение потребления нефтепродуктов ограничивает стимулы нефтегазовых компаний к реализации новых инвестиционных проектов, особенно в сфере нефтепереработки. Вместо повышения акцизов на нефтепродукты для балансировки бюджета необходимо проводить их снижение согласно изначальному проекту «налогового маневра», что позволит компенсировать рост внутренней цены на нефть и будет способствовать стабилизации нефтяного сектора экономики. ■

Литература / References

1. Baltagi B.G.J. Gasoline demand in OECD: An Application of Pooling and Testing Procedures // European Economic Review. 1983. No. 2. Pp. 117-137.

2. Dahl C.A. Consumer adjustment to a gasoline tax // The Review of Economics and Statistics. 1979. No. 63 (1).

3. Espey M. Gasoline demand revisited: an international meta-analysis of elasticities // Energy Economics. 1998. Vol. 20. Pp. 273-295.

4. Pock M. Gasoline demand in Europe: New insights // Energy Economics. 2010. Vol. 32. Pp. 54-62.

5. Sentenac-Chemin E. Is the price effect on fuel consumption symmetric? Some evidence from an empirical study // Energy Policy. 2012. Vol. 41. Pp. 59-65.

Influence of Petroleum Products Excise Increase on Budget Revenue

Dmitry S. Gordeev — Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Senior Researcher of the Institute of International Economics and Finance, Russian Foreign Trade Academy, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: gordeev@ranepa.ru

In this paper influence of petroleum products excise increase on budget revenue are analyzed. Author shows that in short term budget revenue based on excise and mineral extraction tax will increase, but in long term budget revenue will be neutral to negative, as consumption of gasoline is elastic to price.

Key words: petroleum products, excise, gasoline, transport, tax maneuver.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.