Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСЧИСЛЕНИЕМ И УПЛАТОЙ АКЦИЗОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА'

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСЧИСЛЕНИЕМ И УПЛАТОЙ АКЦИЗОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ПРАВО / НАЛОГИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / АКЦИЗ / НЕФТЬ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ БЕНЗИН / ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пивоваров Максим Павлович

В статье автор рассматривает проблемы, связанные с исчислением и уплатой акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо, опираясь на анализ судебной практики по спорам налогоплательщиков с налоговой службой, приводя возможные способы разрешения существующих проблем в сфере акцизного налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS RELATED TO THE CALCULATION AND PAYMENT OF EXCISES WHEN SALE OF AUTOMOTIVE GASOLINE AND DIESEL FUEL

In the article, the author examines the problems related to the calculation and payment of excise taxes on gasoline and diesel fuel, based on an analysis of judicial practice in disputes between taxpayers and the tax service, giving possible ways to resolve existing problems in the field of excise taxation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСЧИСЛЕНИЕМ И УПЛАТОЙ АКЦИЗОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА»

Пивоваров Максим Павлович МГЮА им. О.Е. Кутафина Институт бизнес права Россия, Москва pivovarov. mx@mail. ru Pivovarov Maksim Kutafin Moscow State Law University Institute of Business Law Russia, Moscow

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСЧИСЛЕНИЕМ И УПЛАТОЙ АКЦИЗОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА И

ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Аннотация: в статье автор рассматривает проблемы, связанные с исчислением и уплатой акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо, опираясь на анализ судебной практики по спорам налогоплательщиков с налоговой службой, приводя возможные способы разрешения существующих проблем в сфере акцизного налогообложения.

Ключевые слова: налоговое право, налоги, налогообложение, акциз, нефть, автомобильный бензин, дизельное топливо, доходы бюджета.

PROBLEMS RELATED TO THE CALCULATION AND PAYMENT OF EXCISES WHEN SALE OF AUTOMOTIVE GASOLINE AND DIESEL FUEL Annotation: in the article, the author examines the problems related to the calculation and payment of excise taxes on gasoline and diesel fuel, based on an analysis of judicial practice in disputes between taxpayers and the tax service, giving possible ways to resolve existing problems in the field of excise taxation.

УДК 346.62

Key words: tax law, taxes, taxation, excise, oil, motor gasoline, diesel fuel, budget revenues.

Акциз представляет из себя один из видов косвенного налога на товары массового потребления, налагаемый в момент производства и не связанный с получением дохода продавцом [1, с. 249]. Важно отметить, что акцизы уплачивают в бюджет производители, переработчики и импортеры подакцизных товаров. Как следствие, данный налог закладывается в конечную стоимость товара на рынке и перекладывается на потребителя.

Экономическая роль акциза заключается в перераспределении доходов и препятствии образованию сверхвысокой прибыли с реализации товаров отдельных категорий. С этой же целью акцизами традиционно облагаются компании, добывающие минеральное сырье [2, с. 344].

Система акцизного налогообложения в РФ была и остаётся достаточно сложной и недостаточно эффективной с фискальной точки зрения, а исчисление и взимание акциза при переработке и реализации нефтепродуктов является одной из наиболее значимых проблем. При изучении норм, посвящённых акцизам, можно заметить многочисленные изменения, вносимые законодателем в соответствующую главу Налогового кодекса РФ с целью совершенствования эффективности сбора акцизов.

Налогообложение операций по производству и реализации нефти и нефтепродуктов всегда являлось важным источником формирования доходной части бюджетов различных уровней. Например, доля нефтегазовых доходов в бюджете Российской Федерации в 2019 году составила 39%, в 2020 году - 28%, в первом квартале 2021 года - 30% [3].

При этом развитие акцизного налогообложения в России происходило главным образом за счёт расширения перечня подакцизных товаров и увеличения ставок. В статье 193 Налогового кодекса РФ [4], можно проследить регулярную индексацию ставок акцизов на товары внутреннего потребления. Так, ставка акциза на автомобильный бензин 5 класса увеличится с 13 262 руб.

за тонну по состоянию на 2021 год до 14 345 руб. за тонну к 2023 году. Аналогичным образом увеличится ставка на бензин, не соответствующего пятому классу с 13 624 руб. за тонну до 14 736 руб. за тонну. Акциз на дизельное топливо увеличится с 9 188 руб. за тонну до 9 938 руб. за тонну. При этом можно обратить внимание, что сумма, на которую увеличится ставка акциза на автомобильный бензин пятого класса меньше суммы, на которую увеличится акциз на бензин, не соответствующего пятому классу. Логичным обоснованием этому является тот факт, что автомобильный бензин пятого класса, учитывая сложность его производства, вредит окружающей среде меньше, чем бензин более низкого качества. Подобным образом государство, в целях поддержания качества окружающей среды, стимулирует переработчиков нефти производить наиболее экологичный класс бензина, сохраняя для него сравнительно низкую ставку акциза за реализацию и продажу.

Повышение акцизной ставки на нефтепродукты в том числе влияет на цену топлива в России. Структура стоимости 1 литра бензина включает себестоимость добычи (разведки), затраты на транспортировку, переработку, реализацию, налог на прибыль, налог на добавочную стоимость (НДС), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), совокупную прибыль и акциз, который по итогу будет составлять около 20 % от розничной цены [5, с. 25]. В связи с этим ежегодное повышение ставки акциза влечет за собой не только повышение цены бензина на потребительском рынке, но и приводит к стремлению налогоплательщиков к получению необоснованной налоговой выгоды, например, посредством предоставления в Федеральную налоговую службу недостоверных сведений в отчётных документах.

Подобные выводы подтверждаются судебной практикой, демонстрирующей, что основной частью судебных споров, предметом которых выступает акцизное налогообложение, является недобросовестное поведение налогоплательщиков, стремящихся разными способами занизить подлежащие уплате суммы акцизов. Далее рассмотрим несколько конкретных примеров.

Наиболее показательный из них - Постановление от 25 сентября 2018 г. по делу № А32-1334/2017 [6], согласно которому, ООО «Албашнефть» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю о признании недействительным решения от 23.08.2016 № 11-1-48-2/9 в части начисления к уплате налогов, акцизов, пени и штрафов.

В указанном деле межрайонная инспекция ссылается на занижение налогоплательщиком суммы акциза, НДС, налога на прибыль в связи с реализацией обществом дизельного топлива под видом маловязкого судового топлива, в частности, в результате смешения прямогонного бензина и мазута по учёту в бухгалтерских документах оприходована нефть. Документы оформлялись через цепочку контрагентов. Ненадлежащее ведение обществом учета результатов анализов проб сделало невозможным установление таких фактов, как: какая продукция в каком резервуаре хранилась, из каких резервуаров в какие перекачивалась. Было установлено, что нахождение резервуаров, предназначенных для перегонки нефти и газового конденсата, в том числе других объектов, на одной территории не означает отсутствие структуры в организации. Таким образом налоговая инспекция выявила передачу подакцизных нефтепродуктов из одного подразделения в другое для собственных нужд общества с целью последующего создания подакцизного товара и его реализации. ООО «Албашнефть» в ходе долгих судебных разбирательств проиграло дело, суды встали на сторону налоговой.

Похожим примером является Постановление от 25 октября 2018 г. по делу № А27-7372/2017 по жалобе АО «НефтеХимСервис» к ИФНС по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области [7]. Акционерное общество желало оспорить решение налоговой инспекции о привлечении к ответственности за нарушение налогового законодательства. ИФНС сослалось на то, что «НефтеХимСервис» произвело и продало дизельное топливо под видом топлива для технологического оборудования, которое является

неподакцизной продукцией. Так акционерное общество хотело незаконным образом заплатить меньше налогов, однако суды не удовлетворили предъявленные им исковые требования.

Помимо подмены топлива в официальной отчётности, на практике используют другие способы для получения незаконных налоговых вычетов с акцизов. Рассмотрим Постановление от 29 августа 2018 г. по делу № А57-28222/2017 по заявлению ООО «Сартанкер» о признании недействительным решения УФНС России по Саратовской области [8]. Используя транзитную организацию - юридическое лицо без имущества и сотрудников, созданную исключительно для перевода и вывода денег, ООО «Стартанкер» хотело получить налоговый вычет с акцизов за притворные операции с топливом, за что УФНС вычет не произвела и выписала штраф. Суды сочли эти доводы убедительными и поддержали налоговую службу.

Таким образом, мы видим очевидно неправомерные действия налогоплательщиков, которые используют незаконные методы с одной лишь целью - ненадлежащим образом уплатить установленные законом налоги и сборы, чтобы сохранить денежные средства, получив необоснованную налоговую выгоду.

Однако существует и другая проблема. Для получения налоговых, в том числе акцизных, вычетов приходится предоставлять в Федеральную налоговую службу сложную и громоздкую отчётность. В свою очередь, ФНС, усомнившись в правильности и достоверности предоставленных сведений, может отказать по тем или иным причинам в выплате законных вычетов. Такие ситуации вынуждают налогоплательщиков обращаться в суд с требованием о восстановлении нарушенных прав.

Примером того является Постановление от 4 июля 2018 г. по делу № А32-26181/2017 по заявлению ООО «Трансбункер-Ново» к УФНС по Краснодарскому краю о признании недействительным решения инспекции [9]. Налоговая служба отказала заявителю в выплате вычетов по акцизам,

поскольку усомнилась в достоверности предоставленных лабораторных анализов образцов топлива, в том числе ввиду отсутствия подписей на отдельных документах на топливо. Суды трёх инстанций признали правоту и законность требований заявителя - ООО «Трансбункер-Ново».

Это свидетельствует о наличии бюрократизма в получении налоговых вычетов, в частности, наблюдается чрезмерный налоговой контроль, который доставляет немало проблем добросовестным налогоплательщикам. Подобные преграды наталкивают налогоплательщиков к мыслям о том, что гораздо проще и эффективнее покажет себя попытка обойти закон, чем строго следовать ему.

Как можно заметить, проблемы, связанные с исчислением и уплатой акцизов, носят комплексный характер. Все эти годы законодатель, безусловно, не стоит на месте и пытается постоянно реформировать налоговую систему. Однако и это приводит к «наслаиванию» норм и, как следствие, трудности их понимания. В любом случае работы над данным вопросом, как государству, так и бизнесу, предстоит ещё много.

Частичным решением мог бы послужить перенос обязанности уплаты акциза с нефтеперерабатывающих заводов на автозаправочные станции. При должном администрировании это не должно повлиять ни на экономику участников рынка, ни на цены для конечного потребителя. Ведь и сегодня акциз включён в потребительские цены, но его уплата осуществляется на более раннем этапе. Данное решение положительно скажется на увеличении маржинальности нефтеперерабатывающих заводов, в том числе ликвидирует их желание уклоняться от надлежащей уплаты акциза. Контролировать уплату акциза на этапе реализации товара проще, чем отслеживать его по всей цепочке производства, однако все равно следует проработать более эффективное администрирования данного процесса.

Эксперимент с переносом обязанности уплаты акциза на автозаправочные станции уже проводился в 2003 году [10]. Но такая система проработала полгода, после чего было решено от неё отказаться в связи со сложностями с

документооборотом, взаиморасчетами, контролем и собираемостью налогов. Однако в настоящее время существуют хорошо развитые системы электронного документооборота и автоматизация процессов, активно внедряемые Федеральной налоговой службой. Следовательно, учитывая новые возможности и прогрессивные цифровые технологии, в целях совершенствования эффективности акцизного налогообложения, государству стоит вновь пересмотреть свой подход к данному вопросу.

Список литературы:

1. Тедеев А.А. Налоговое право России: учебник для вузов / А.А. Тедеев, В. А. Парыгина. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 249 с.

2. С.Г. Пепеляев /Налоговое право: Учебник . — М.: Пепеляев Групп, 2020. - 344 с.

3. Тихонов С. Останется ли нефть главным источником доходов бюджета России / Интернет-портал «Российской газеты» [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2021/05/13/ostanetsia-li-neft-glavnym-istochnikom-dohodov-biudzheta-rossii.html (дата обращения: 09.10.2021).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) [Электронный ресурс] http://pravo.gov.ru - Официальный интернет-портал правовой информации. 02.07.2021. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102067058 (дата обращения: 09.10.2021).

5. Понкратов В.В. Влияние акцизов на нефтепродукты на развитие нефтепереработки и нефтехимии в России // Финансовая жизнь. - 2018. - № 3. - 25 с.

6. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.09.2018 № Ф08-7335/2018 по делу № А32-1334/2017 / https://kad.arbitr.ru [Электронный ресурс] // URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/09370734-d0af-

4254-ac58-1eb53f37544b/9b9b5644-a133-476c-8c5a-828466c1d7c2/A32-1334-2017_20180925_Postanovlenie_kassacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 09.10.2021).

7. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.10.2018 № Ф04-4541/2018 по делу № А27-7372/2017 / https://kad.arbitr.ru [Электронный ресурс] // URL:https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/b96ee214-adf4-45df-901 a-16642b498ead/5834f1 cf-1122-479f-8b00-fbe44694f5fd/A27-7372-

2017_20181025_Postanovlenie_kassacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 09.10.2021).

8. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.08.2018 № Ф06-35930/2018 по делу № А57-28222/2017 / https://kad.arbitr.ru [Электронный ресурс] // URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/ef029cb3-921b-4a14-aeb9-ee2eabc0881b/45f9be32-2667-4f59-a8e3-6aedf61ba621/A57-28222-

2017_20180829_Postanovlenie_kassacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 09.10.2021).

9. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.07.2018 № Ф08-5168/2018 по делу № А32-26181/2017 / https://kad.arbitr.ru [Электронный ресурс] // URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/01ec15b2-63b3-4b5f-aa97-32f9f023b800/27beefa2-b052-43 59-b672-f0a186d 1f3e4/A32-26181-

2017_20180704_Postanovlenie_kassacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 09.10.2021).

10. Неймышева Н. Акцизное сопротивление / "Ведомости" [Электронный ресурс] // URL: https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2002/10/07/akciznoe-soprotivlenie (дата обращения: 09.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.