[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base. garant.ru.
3. Агитаев Е.В. Жилищная политика: возможности и финансирование / Е.В. Агитаев // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 2013. - № 1. - С. 6-11.
4. Материалы совещания при Президенте РФ по вопросам повышения качества жилищно-коммунальных услуг от 13 ноября 2012 г. // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 2013. -№ 1. - С. 3-6.
5. РБК - ведущий российский медиахолдинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rbc.ru/.
6. Практика реформы жилищно-коммунального комплекса. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2004.
7. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ, с изменениями от 29.06.2012 г. № 96-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: информационно-правовой портал «Гарант» //http://base.garant.ru.
8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
9. Борисова Е.И. Практика работы товариществ собственников жилья в России, 2013. - 26 с.
10. Валиев Ш.З. Товарищество собственников жилья: проблемы и перспективы развития / Ш.З. Валиев, И.Г. Гавриленко // Вестник Томского государственного университета. Общенаучный периодический журнал. - Вып. № 350 (сентябрь 2011). - Изд-во ТГУ, 2011. - С. 146-152.
Булатова А.И.
кандидат социологических наук,
доцент кафедры «Банковское дело» ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», Россия, г. Уфа
УДК 640.6
актуальные проблемы и анализ отношения населения к сфере жилищно-коммунального
хозяйства россии
В статье рассматривается актуальность модернизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Приведен статистический опрос и анализ мнения населения России о наиболее актуальных вопросах в развитии ЖКХ. Условиями, способствующими распространению правового нигилизма, являются несовершенство законодательства Российской Федерации. Выявлены факторы, влияющие на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения населения. Определена ситуация в сфере ЖКХ Республики Башкортостан. Детерминированы совокупные проблемы и предложены меры по повышению эффективности деятельности жилищно-коммунального хозяйства.
Ключевые слова: благоустройство, коммуникации, энергоэффективные тарифы, жилищно-коммунальные услуги, энергосберегающие технологии, правовой нигилизм.
actual problems and the analysis of the attitudes of population to the housing and utilities
sector of russia
In article relevance of modernization in housing and communal services sphere is considered. Statistical poll and the analysis of the Russia populationopinion about the most topical issues is given in development of housing and communal services. The conditions promoting distribution of legal nihilism, are imperfection of the Russian Federationlegislation. The factors influencing formation of legal culture and positive type of thepopulationjustice and behavior sense of are revealed. The situation in the sphere of housing and communal services of the Republic of Bashkortostan is defined. Cumulative problems are determined and measures for increase of housing activity and communal servicesefficiency are offered.
Key words: Improvement, communications, power effective tariffs, housing-and-municipal services, energy saving technologies, legal nihilism.
Проблема состояния ЖКХ в настоящее время является одной из наиболее острых проблем. Важнейшая составляющая социальной безопасности граждан - это устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства страны. Услуги ЖКХ для населения являются не столько показателем комфортности, сколько жизненной необходимостью.
Всероссийским центром исследования общественного мнения был проведен опрос 25-26 января 2014 года 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России (статистическая погрешность не превышает 3,4%) о том, какие проблемы россияне считают наиболее актуальными лично для себя, а какие - для страны в целом.
В масштабе страны на протяжении последних
лет сограждан также больше всего беспокоит тема ЖКХ (56%). На втором месте - инфляция (53%). Коррупция в стране тревожит 47% опрошенных.
В целом за последние десять лет (с 2006 по 2014 год) для россиян значительно возросла актуальность проблем в сфере ЖКХ (с 32 до 57%), уровня жизни населения (с 24 до 46% в 2014), ситуации в здравоохранении (с 27 до 40%), коррупции (с 14 до 29%). В то же время меньше беспокойства стали вызывать вопросы безработицы (с 33 до 23%), преступность (с 27 до 15%), ситуация в армии (с 12 до 5%) [4].
А в качестве основных актуальных проблем в сфере ЖКХ население определяет проблемы, представленные в таблице. Опрос проводился ВЦИОМ 17 ноября 2013 г. [5].
Актуальные проблемы в сфере ЖКХ по итогам опроса населения*
Название проблемы Ответы респондентов, %
Высокие тарифы на услуги ЖКХ 54,00
Плохое качество услуг, плохое обслуживание 11,00
Не ремонтируются дома, подъезды, нет капремонта 9,00
Дорогое жилье, отсутствие доступного жилья 8,00
Воровство, коррупция в системе 7,00
Полный бардак, нет контроля 5,00
Благоустройство придомовой территории 4,00
Нет воды, отопления, газа 3,00
Аварийность домов, старые коммуникации 3,00
Плохие дороги 2,00
Ветхое жилье 2,00
Используют труд мигрантов 1,00
Некомпетентные служащие 1,00
Введение соцнормы на электроэнергию 1,00
Нет отчетности по расходованию средств 1,00
Отсутствуют детские площадки 1,00
Вывоз мусора 1,00
В сфере ЖХК одни проблемы, все волнует 2,00
Меня проблемы ЖКХ не волнуют 14,00
Другое 0,00
Затрудняюсь ответить 6,00
Итого 136
*Если итоговая сумма равна 100%, то был возможен только один вариант ответа, если более 100% - то несколько вариантов.
Потребители услуг ЖКХ являются одними из самых незащищенных групп потребителей в России - у отрасли достаточно старая нормативная база, если говорить о Правилах предоставления услуг ЖКХ, а при наличии массовых нарушений этих правил устройство и иерархия хозяйствующих субъектов в ЖКХ таковы, что рядовым гражданам невозможно в них разобраться.
В мае 2013 года Всероссийским центром изучения общественного мнения было проведено социологическое исследование: «Отношение россиян к различным аспектам реформирования ЖКХ: изменение тарифов, управление многоквартирными домами, повышение энергоэффективности», в котором приняли участие 1600 жителей из 40 регионов России.
По итогам социологического исследования была выявлена оценка населением текущих размеров тарифов на услуги ЖКХ. Так, только у 11% россиян оплата услуг ЖКХ по существующим тарифам не вызывает финансовых трудностей. Для 71% респондентов их оплата является серьезной нагрузкой на семейный бюджет. 13% россиян заявляют, что готовы отказаться платить за услуги ЖКХ в случае дальнейшего повышения тарифов, а 2% опрошенных уже в течение нескольких месяцев не платят за жилищно-коммунальные услуги.
В рамках исследования отношения населения к энергосбережению и наиболее часто используемых способов сбережения энергии было выявлено, что россияне неактивно применяют в хозяйстве энергосберегающие технологии и приборы. Применение энергосберегающих ламп и приборов, установку индивидуальных приборов учета потребления воды осуществляют чуть больше половины опрошенных граждан (по 51%). Только треть респондентов (33%) утепляют свое жилье, четверть (24%) - устанавливают индивидуальные приборы учета потребления электроэнергии «день/ночь». Еще 12% россиян не используют энергоэффективные технологии и оборудование совсем [2].
В 2011 году были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», основной целью которых является формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.
Условиями, способствующими распространению правового нигилизма, являются несовершенство законодательства Российской Федерации и
практики его применения, избирательность в применении норм права, недостаточность институциональных механизмов, гарантирующих безусловное исполнение требований закона, неотвратимость, соразмерность и справедливость санкций за их нарушение.
На формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние следующие факторы:
1) характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;
2) качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания;
3) распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации;
4) доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения; строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики;
5) понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране, реализация в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям различных социальных групп;
6) систематический и качественный контроль за состоянием законодательства Российской Федерации в целях его оптимизации, выявления пробелов и противоречий, своевременной его инкорпорации и кодификации, а также контроль за правоприменением, выявление и анализ проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением закона;
7) эффективная, профессиональная и законная деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов по выявлению и пресечению преступлений и других нарушений закона, обеспечение неотвратимости соразмерного и справедливого наказания за нарушение закона;
8) обеспечение правопорядка в жизненно важных для большинства граждан сферах жизни, соблюдение нормативных требований организациями, осуществляющими реализацию товаров и оказывающими услуги населению;
9) доступность для граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики;
10) деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение [1].
Среди основных факторов, ограничивающих желание частных инвесторов финансировать капитальные вложения в коммунальную инфраструктуру и негативно влияющих на формирование и реализацию инвестиционной привлекательности в сфере ЖКУ, можно выделить следующие:
1) административные и нормативно-правовые барьеры;
2) отсутствие действенных механизмов и инструментов управления инвестиционной базой ЖКУ;
3) низкие доходы населения, определяющие его высокую чувствительность к изменениям уровня тарифов. Стоимость жилищно-коммунальных услуг в России несоизмерима с доходами большей части граждан;
4) информационный барьер: нет информации об объектах инвестирования для инвесторов;
5) высокая степень неопределенности фактического состояния основных фондов, передаваемых в управление частным предприятиям;
6) дефицит квалифицированного персонала, отсутствие знаний и опыта, и, как следствие, у коммунальных предприятий нет специалистов, способных грамотно подготовить инвестиционный проект, который бы отвечал всем требованиям.
Что касается ситуации в Республике Башкортостан, то в рамках участия в пилотном проекте по обеспечению Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» при поддержке Правительства Российской Федерации и Союза потребителей РФ заработала Башкирская республиканская общественная организация защиты прав потребителей [6].
По результатам пилотного проекта будет заложена методическая и организационная основа сетевого общественного контроля за соблюдением прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере и выполнением своих обязанностей управляющими компаниями, предприятиями жилищного и коммунального хозяйства, государственными жилищными инспекциями регионов.
По мнению аудитора Контрольно-счетной палаты Башкортостана (КСП РБ) Булатова И.И. на заседании коллегии КСП РБ: «В сфере жилищно-коммунального хозяйства накопилось множество проблем, которые системно не решались в течение десятилетий. Цены на услуги ЖКХ растут, износ инженерной инфраструктуры достигает 80 процентов. Неудивительно, что, по данным Счетной палаты России, свыше 60 процентов граждан страны недовольны качеством получаемых услуг».
По итогам 2013 г. КСП РБ был проведен ряд проверок сферы ЖКХ, в ходе которых рассматривался расход средств, выделенных Фондом содействия реформированию ЖКХ и бюджетами всех уровней на капитальный ремонт многоквартирных домов, для чего на коллегию были приглашены представители профильных министерств и ведомств, правоохранительных и надзорных органов, главы администраций ряда муниципалитетов.
Всего за 6 лет на проведение капремонта жилья в Уфе и реформирование ЖКХ было выделено более 8,5 млрд. руб. Специалисты пришли к выводу, что «большая часть нарушений происходит вследствие вовлечения в жилищно-коммунальный комплекс коммерческих организаций при ограниченных возможностях контроля за их деятельностью». Итогом становится нецелевое и неэффективное расходование средств, оплата невыполненных работ, необоснованный рост цен на услуги ЖКХ. Повсеместной проблемой была названа проблема некачественного выполнения работ по капремонту и завышение объемов [7].
За 2013 год, по сообщению представителей Гос-комжилнадзора Башкирии, жители республики переплатили за услуги ЖКХ 16 миллионов рублей.
Всего выявлено 39600 нарушений в коммунальной сфере, из них 75% было устранено. Вынесено 713 штрафов на сумму около 13 миллионов рублей, кроме того, был произведен перерасчет платы за услуги ЖКХ на сумму около 16 миллионов рублей.
Число жалоб на некачественное оказание услуг в жилищной сфере постепенно увеличивается. Большинство нареканий жильцов касается содержания имущества коммунальными конторами [8].
Таким образом, на основе выявленных проблем можно рекомендовать перечень мероприятий, позволяющих реформировать сферу ЖКХ наиболее
эффективным способом. К ним можно отнести следующее:
1. Изменения в законодательной базе, регулирующей ЖКХ, в частности, внедрение лицензирования управляющих компаний. Таким образом, персонификация ответственности и повышение профессионализма тех, кто работает в системе ЖКХ, позволит улучшить ситуацию.
2. Создание базы недобросовестных плательщиков по коммунальным платежам, в частности, отказ в получении банковского кредита неплательщикам.
3. Предоставление на бесплатной основе широкого спектра юридических консультационных услуг населению г. Уфы и Республики Башкортостан по вопросам ЖКХ. Механизм заключается в подготовке квалифицированного коллектива студентов-юристов, помогающих вести консультационную работу с населением.
4. Обеспечение роста уровня оплаты потребителями жилищно-коммунальных услуг путем проведения информационной и разъяснительной работы, повышения качества предоставляемых услуг, применения санкций и экономических стимулов, формирование и совершенствование автоматизированной системы управления расчетами потребителей.
5. Ускорение оборачиваемости оборотных активов путем формирования полного и достоверного информационно-аналитического обеспечения по созданию, движению и использованию оборотных активов. Внедрение системы мотиваций по эффективному использованию элементов оборотных активов, совершенствованию системы расчетов.
6. Формирование и реализация мероприятий по росту эффективности использования основных средств предприятий ЖКХ, которые заключаются в применении современных технологий, материалов при осуществлении ремонтов.
7. Обеспечение роста эффективности претензионно-исковой работы, увеличение возврата средств через исполнительную службу.
Список литературы:
1. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.kremlin.rU/news/l 1139 (Администрация Президента России).
2. Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// gkhkorp.ru\ (Некоммерческое партнерство Краснодарская краевая корпорация жилищного самоуправления).
3. Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// zkh-03.umi.ru (ООО «Анлаге»).
4. Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// www.rosbalt.ru/main/2014/02/18/1234602.html.
5. Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// wciom.ru (Всероссийский центр исследования общественного мнения).
6. Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// potrebinforms.ru («Потребинформс».Всероссийский национальный ресурс для потребителей).
7. Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// www.gzhirb.ru (Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору).
8. Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// sobesednik.ru(ИД «Собеседник»).
List of literature:
1. Electronic resource. - URL: http://www.kremlin. ru/news/11139 (Russian President Administration).
2. Electronic resource. - URL:http://gkhkorp.ru\ (Non-profit partnership Krasnodar regional corporation of housing self-government).
3. Electronic resource. - URL:http://zkh-03.umi.ru
4. Electronic resource. - URL: http://www.rosbalt. ru/main/2014/02/18/1234602.html.
5. Electronic resource. - URL: http://wciom.ru (The All-Russian center of research of public opinion).
6. Electronic resource. - URL: http://potrebinforms. ru («Potrebinforms». The All-Russian national resource for consumers).
7. Electronic resource. - URL: http://www.gzhirb. ru (State committee of the Republic of Bashkortostan on housing supervision).
8. Electronic resource. - URL: http://sobesednik.ru (Sobesednik publishing house).