Научная статья на тему 'Актуальные проблемы формирования кадрового резерва муниципальных образований'

Актуальные проблемы формирования кадрового резерва муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болдырева Н. Т.

Работа посвящена анализу формирования кадрового резерва в муниципалитетах, раскрытию основных сопутствующих этому процессу проблем на федеральном уровне и в Республике Татарстан. Муниципальные образования нуждаются в квалифицированных управленческих кадрах, однако обеспечение ими носит лишь декларативный характер. Поскольку местное самоуправление является наиболее приближенной к населению публичной властью, то необходимо создать эффективный механизм её реализации посредством повышения качества формирования кадрового резерва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы формирования кадрового резерва муниципальных образований»

4. Казак А.Ю., Слепухина Ю.Э. Риски, связанные с реформированием национальной системы образования: проблемы оценки и управления // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6.

5. Позднышов А.Н. Развитие системы профессиональной подготовки государственных служащих // Юристъ-Правоведъ. - 2011. - № 2.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

© Болдырева Н.Т.*

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Работа посвящена анализу формирования кадрового резерва в муниципалитетах, раскрытию основных сопутствующих этому процессу проблем на федеральном уровне и в Республике Татарстан. Муниципальные образования нуждаются в квалифицированных управленческих кадрах, однако обеспечение ими носит лишь декларативный характер. Поскольку местное самоуправление является наиболее приближенной к населению публичной властью, то необходимо создать эффективный механизм её реализации посредством повышения качества формирования кадрового резерва.

Ключевые слова местное самоуправление, кадровый резерв, проблемы правового регулирования, эффективность муниципальной политики.

Местное самоуправление в Российской Федерации является одной из основ конституционного строя [12]. Миссией муниципального управления является повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования.

Компетентность и профессионализм управленческих кадров позволяют эффективно использовать местные ресурсы, повышая доверие населения к власти. В этой связи актуальность проблемы обусловлена необходимостью надлежащего правового регулирования отношений по формированию кадрового резерва муниципальных образований.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года вызывает потребность в разработке и нормативном закреплении новой российской кадровой муниципальной политики в области муниципального управления и ее правового обеспечения. Поэтому на первый план выдвигаются вопросы профессионализма местных кадров, их способности эффективно управлять в рыночной среде муниципальной собствен-

* Студент кафедры Международного и европейского права.

ностью и финансами, муниципальными предприятиями и учреждениями, объектами инфраструктуры и социальной сферы, их умения работать со всеми слоями населения и общественными объединениями граждан [1, 4].

Цель данного исследования - проанализировать формирование кадрового резерва местных органов самоуправления на территории РТ и РФ и выработать рекомендации по совершенствованию методического и нормативного обеспечения формирования кадрового резерва. Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть Правовые аспекты формирования кадрового резерва.

2. Проанализировать деятельность муниципальных образований РТ

3. Разработать практические рекомендации по формированию кадрового резерва.

Кадровый резерв - это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.

Работа с резервом кадров администрации муниципальных образований (далее по тексту - МО) включает три этапа:

- подбор кандидатов в резерв на выдвижение;

- подготовка сотрудников, входящих в резерв кадров, к работе в новой должности;

- назначение на вакантную руководящую должность.

Источниками формирования кадрового резерва администрации МО являются:

- список кандидатов в кадровый резерв, представленный руководителями структурных подразделений;

- список кандидатов, представленный руководителями подразделений предприятия, на основании результатов ежегодной оценки;

- список кандидатов, сформированный в результате проведения открытого конкурса на самовыдвижение в тактический и стратегический резерв среди работников предприятия.

Положительным является тот факт, что субъектом РФ Республикой Татарстан (далее по тексту - РТ) сделана успешная попытка устранить пробелы правового регулирования введением понятийного аппарата кадрового резерва путем издания нормативных актов (Закон РТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан», Указ Президента Республики Татарстан от 23.08.2010 г. № УП-552 «Об утверждении Программы развития государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан на 2010-013 годы»; Указ Президента РТ «О порядке формирования резерва управленческих кадров РТ» от 25.02.2009 № УП-9; Указ Президента Республики Татарстан от 14 марта 2011 г. № УП-127 «Об утверждении Положения о кадровом резерве на государственной

гражданской службе Республики Татарстан»). РТ - один из немногих субъектов России, чья политика идет в правильном направлении. Резерв управленческих кадров органов местного самоуправления в Республике Татарстан составляется во всех 974 муниципальных образованиях республики -2 городских округах, 43 муниципальных районах и 929 поселениях. По состоянию на январь 2013 года в резервах управленческих кадров органов местного самоуправления в Республике Татарстан состоят 3116 человек. С момента формирования данного вида резерва на вышестоящие должности назначены 465 человек.

Основываясь на анализе нормативно-правовых актов по кадровому резерву РТ автор пришел к следующим выводам:

1. Механизм формирования кадрового резерва на территории России и РТ базируется на следующей очередности:

- Федеральный резерв управленческих кадров;

- Резерв управленческих кадров Приволжского федерального округа;

- Резерв управленческих кадров Республики Татарстан;

- Кадровый резерв государственных органов Республики Татарстан;

- Кадровый резерв Республики Татарстан.

По состоянию на январь 2013 года в республиканском резерве управленческих кадров состоят 80 человек, в числе которых 44 человека - сотрудники государственных органов Республики Татарстан, 8 человек - сотрудники органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов республики, 15 человек - представители бизнеса, 13 человек - представители науки, образования, культуры, медицины и общественных объединений.

42 представителя данного вида резерва назначены к настоящему моменту на вышестоящие должности. Таким образом, налицо вывод об остаточном принципе формирования кадрового резерва МО [2]. К причинам следует отнести неудовлетворительную инфраструктуру, неравномерность распределения социальных услуг, социальное неравенство, отсутствие навыков гибкой политики по стимулированию мотивации человеческих ресурсов, неравномерная занятость населения, проблемы демографического плана [5].

2. Отсутствуют Положения о кадровом резерве как самостоятельные нормативные акты в большинстве муниципальных образований. Исключение на уровне РТ составляют:

- Городской округ Казань (Решение от 17.12.2005 г. № 3-5 «Об уставе муниципального образования города Казани»);

- Елабужский муниципальный район (Решение Совета Елабужского муниципального района № 242 от 16.10.2009 г. «Об утверждении Положения о порядке формирования резерва управленческих кадров Елабужского муниципального района»);

- Аргызский муниципальный район; (Программа развития муниципальной службы в Агрызском муниципальном районе Республики

Татарстан на 2011-2013 годы «Об утверждении методики формирования резерва управленческих кадров в органах местного самоуправления Агрызского муниципального района Республики Татарстан»).

3. По-прежнему высока численность кандидатов 1960, 1970 годов рождения, что является естественным фактором старения резерва. В списках значатся лица таких профессий как учителя, врачи, экономисты, практически отсутствуют лица с ориентированным образованием муниципального менеджмента. Требуется обновление знаний, изучение современных информационных и инновационных технологий. В рамках совершенствования работы с кадровым резервом, необходимо предложить программу опережающего обучения участников кадрового резерва с целью формирования у них управленческих способностей, практических навыков организации муниципального и социального управления, планирования и др. Отсутствует эффективный механизм профессиональной подготовки кадрового резерва. Обучение сотрудников кадрового резерва проходит по общим темам, которые зачастую не имеют отношения к практической направленности по принятию, исполнению и контролю управленческих решений.

4. На уровне муниципалитетов невысока эффективность использования кадрового резерва при замещении вакантных должностей. Имеют место ситуации, когда претендент, длительно находившийся в резерве, не переводится на должность, а исключается из списков резерва в связи с возрастным цензом, что демотивирует и всю работу, связанную с кадровым резервом. Основной причиной является несоответствие специалистов квалификационным требованиям к замещению имеющихся вакантных должностей.

5. Проблемным является отсутствие программного и нормативно правового обеспечения формирования кадрового резерва на уровне регионов и муниципалитетов. Муниципальные образования не в полной мере реализуют нормотворческую функцию по правовому обеспечению формирования кадрового резерва. Для РТ исключение может составить г. Казань, Елабуга.

6. Индивидуальные планы резервистов не отвечают современным требованиям муниципального менеджмента не эффективны, не исполняются, отсутствует контроль за их исполнением. Население не заинтересовано в пополнении рядов кадрового резерва ввиду наличия более благоприятных условий и возможностей трудоустройства. Необходима мотивация управленческой деятельности, создание механизма повышения управленческой культуры кадрового резерва, стимулирования профессиональной деятельности.

7. С 2003 г. местное самоуправление находится в состоянии непрерывного реформирования на федеральном уровне, что затрудняет нормативно-методическое обеспечение собственно самих МО. Постоянное внесение изменений в уставы муниципальных образований вызывает нестабильность в развитии местного самоуправления.

8. Решение вопроса об аттестации кадровых резервистов по результатам квалификационного экзамена, по мнению Автора, должно решаться колле-

гиальным представительным органом а не единолично главой исполнительного органа. Применительно к РТ данный вопрос решается единолично главой муниципального образования в Балтасинском районе, Нурлатском муниципальном районе (Постановление главы Балтасинского муниципального района от 19.03.2007 № 32 «О конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Балтасинского муниципального района»; Решение Совета Нурлатинского муниципального района «О внесении изменений в решение Совета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан № 48 от 08.04.2006 года «Об утверждении Положения о муниципальной службе района и наделении Главы Нурлатского муниципального района и города Нурлат полномочиями проведения процедуры присвоения квалификационных разрядов муниципальным служащим и принятия нормативных актов»). Показательна положительная практика коллегиального решения данного вопроса в Елабужском муниципальном районе, Альметьевском сельском поселении РТ. Автор полагает, что в этой связи может быть создана кадровая служба либо решение этих вопросов может быть возложено на уполномоченное структурное подразделение или уполномоченного работника органа местного самоуправления.

9. Отсутствуют методологическая база и понятийный аппарат в части терминов «формирование кадрового резерва», «региональное управление кадровым потенциалом», «эффективность использования кадрового потенциала» «критерии оценки эффективности», «срок пребывания в кадровом резерве» «текущее и стратегическое планирование кадровой политики». Указанное необходимо нормативно регламентировать соответствующими изменениями в действующее законодательство РТ.

10. Имеет место проблема борьбы с коррупцией. На борьбу с коррумпированными элементами по факту совершенных нарушений прилагается много больше усилий, нежели чем на реализацию действенного механизма их предотвращения [3, 6, 9]. Качественное формирование кадрового резерва в муниципальных образованиях может способствовать эффективности и оптимизации муниципального управления, поскольку уровень легитимности власти и доверия к ней формируется первоначально в МО и его должны формировать кадры нового поколения.

Список литературы:

1. Антропов В.А. Совершенствование системы регионального резерва управленческих кадров / В.А. Антропов, Н.Б. Акатов, Н.В. Подбельский. -Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2009. - Препринт. - 60 с.

2. Болыдова Е. Технология формирования кадрового резерва / Е. Болы-пова // Кадровый менеджмент. - 2009. - № 10. - С. 22-29.

3. Кабашов С.Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления: профессиональная этика, кадровая политика, планирование карьеры и противодействие коррупции: учеб. пособие / С.Ю. Кабашов. - М.: Дело, 2010. - 216 с.

4. Официальный сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ strategicPlanning/concept/ (дата обращения: 12.11.2013).

5. Разуваев Н.П. Эволюция политической организации общества в контексте национального развития / Н.П Разуваев // Личность. Культура. Общество. - 2011. - Т. XIII, Вып. 1, № 61-62. - С. 253-259.

6. Указ Президента РФ от 13.03.2012 № 297 (ред. от 19.03.2013) «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=143660 (дата обращения: 14.11.2013).

7. Закон Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. № 45-ЗРТ (ред. от 20.07.2006) «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tatarstan.izbirkom.ru/way/ 928695.html (дата обращения: 12.11.2013).

8. Закон Республики Татарстан от 24 марта 2004 года № 18-ЗРТ «О муниципальной службе в Республике Татарстан» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tatarstan.ru/rus/gossluzhba/docs/lawsrt.htm (дата обращения: 12.11.2013).

9. Кабашов С.Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления: профессиональная этика, кадровая политика, планирование карьеры и противодействие коррупции: учеб. пособие / Ю. Кабашов. - М.: Дело, 2010. - 216 с.

10. Распоряжение Правительства РФ от 22.04.2010 № 636-р (ред. от 01.09.2012) «Об утверждении федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010-2015 годы)» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 14.11.2013).

11. Доклад СФ ФС РФ «Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2009 года. О состоянии законодательства в Российской Федерации. Мониторинг правового обеспечения основных направлений внутренней и внешней политики» 2009-2020 гг. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 14.11.2013).

12. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=122703 (дата обращения: 12.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.