РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
УДК 37.016:33-053.6
DOI: 10.24412/2308-7196-2022-1-163-167
Маринкин Денис Николаевич
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательства
и экономической безопасности
ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский
университет», Пермь, Россия 614068, Пермь, ул. Букирева, 15
доцент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: marinkindn@yandex.ru
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ И ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИНВЕСТОРОВ В НОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Denis N. Marinkin
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of Entrepreneurship and Economic Security
FGAOU VO 'Perm State National Research University' 15, Bukireva, 614068, Perm, Russia
associate professor of the Department of Legal Disciplines and Methods of Teaching Law
FSBOU VO 'Perm State Humanitarian and Pedagogical
University'
24, Sibirskaya, 614990, Perm, Russia, e-mail: marinkindn@yandex.ru
CURRENT PROBLEMS OF ECONOMIC, LEGAL AND FINANCIAL LITERACY OF UNDERAGE INVESTORS IN NEW FINANCIAL
INSTRUMENTS
Аннотация. Современные условия жизни, правовые нормы и экономика требуют комплексных знаний от каждого гражданина при инвестировании, особенно в новые финансовые инструменты. Уровень компетенций и осведомленности о таких возможностях и их особенностях у многих
© Маринкин Д.Н., 2022
Tif: ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки
инвесторов, а особенно в несовершеннолетнем возрасте, минимален и необъективен. Существует масса проблем и рисков, связанных с экономико-правовой и финансовой грамотностью. Это требует своевременных и эффективных рекомендаций по обучению потенциальных и действующих инвесторов в новые финансовые инструменты, а также по контролю таких ситуаций, особенно в молодежной среде. Представлены выводы исследования, проведенного по данной проблематике.
Ключевые слова: правовая грамотность, финансовая грамотность, инвестиции, новые финансовые инструменты, экономическая безопасность личности.
Abstract. Modern living conditions, legal norms and economics require special complex knowledge from each citizen when investing, especially in new financial instruments. The level of competence and awareness of such opportunities and their characteristics among many investors, and especially in underage age, is minimal and not objective. There are many problems and risks associated with economic, legal and financial literacy. This requires timely and effective guidance to train potential and existing investors in new financial instruments and to monitor such situations, especially in the youth environment. The article presents the conclusions of the research conducted on this issue.
Key words: legal literacy, financial literacy, investments, new financial instruments, economic security of the person.
В настоящее время под финансовым рынком следует понимать [6] структуру [13], с помощью которой (в условиях рыночной экономики) создается возможность заимствований, сделок с ценными бумагами, инвестиционными товарами, электронными данными [3].
Следует подчеркнуть, что к обороту современных [2] развивающихся финансовых рынков могут относиться и другие активы с высокой ликвидностью (например, криптовалюты и токены).
В целом к видам финансовых рынков можно отнести фондовый рынок (привлекаются и размещаются ценные бумаги), рынок производных финансовых инструментов, деривативов (определяется цена риска), денежный рынок (происходит управление ликвидностью), международную торговлю (товары), рынок Forex (валюты) [1], страховой рынок (страховую защиту) [7], рынок криптовалют и токенов [10].
Участие несовершеннолетних напрямую и самостоятельно в инвестировании и управлении рисками и капиталом на указанных рынках в основном ограничено и детально урегулировано национальным гражданским, финансовым [12] и налоговым законодательством [14]. Однако особую озабоченность играют новые финансовые рынки и финансовые инструменты с высокой ликвидностью [9] и рисками потери инвестиций и юридических проблем ответственности.
В настоящее время правовая регламентация таких рынков и механизмы защиты во многих государствах либо не предусмотрены, либо находятся
на стадии принятия правовых норм и регулирования данных вопросов по аналогии законов и права.
В частности, на Украине и в Сальвадоре данные нормы приняты в сентябре 2021 г. В большинстве стран Европейского союза они в стадии обсуждения. В Российской Федерации правовая регламентация таких вопросов в стадии разработки уже более четырех лет.
Это вынуждает нас часто сталкиваться с разным толкованием конкретных случаев в зависимости от понимания таких вопросов субъектами правоприменения специфически (в контексте актов о юридической ответственности [5]), без учета международных и технических особенностей таких процессов и отношений, а также руководствоваться принятыми постановлениями Пленума ВС РФ и решениями судов, без имеющихся специальных норм федерального законодательства.
Следует отметить, что объемы инвестированных средств и ущерба от таких финансовых инструментов и действий с ними постоянно растут как у совершеннолетних, так и несовершеннолетних граждан во всем мире.
Территориальные границы таких рынков существуют условно, инвестировать и использовать такие технологии и продукты можно любому человеку [11] (вне зависимости от возраста, пола и т. д.), имеющему специальное программное обеспечение [4] (доступное к установке в любой точке планеты) и электронные устройства с доступом в Интернет [8].
Основными проблемами экономико-правовой и финансовой грамотности несовершеннолетних инвесторов в новые финансовые инструменты при современном инвестировании, установленными в процессе исследования, видим следующее:
1. Смена ценностей и идеалов у молодых людей, в том числе несовершеннолетних (преобладают имущественные ценности; цели ставятся в обогащении и получении всех возможных в мире благ любыми способами, без учета и использования правовых и моральных норм либо в их границах, но злоупотребляя таковыми в корыстных личных и групповых целях).
2. Желание «свободы» от родителей и иных воспитателей в специфическом виде (под таковой свободой часто видятся, по итогам опросов, отсутствие у детей обязанностей, вседозволенность, финансовая и имущественная независимость и быстрый рост в социальной среде их статуса личности).
3. Анонимность и защищенность (желание сохранить в тайне свою личность, внутренний мир, истинные цели, способы и источники доходов, связи и круг общения влечет поиск и использование анонимных и (или) исключающих возможность идентификации способов передачи информации и участников таких процессов; на помощь приходят новые информационные технологии, «Даркнет», блокчейны, криптовалюты, системы ценностей и языки общения и программирования).
ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки
4. Низкий уровень обеспечения информационной и правовой безопасности личности, семьи и организаций (законы не всегда работают в пользу инвесторов, а правовые нормы запаздывают к общественным отношениям; современные нормы финансового и налогового законодательства часто сложны в содержании для обычных граждан без специальных знаний юриспруденции, правил инвестирования и психологии).
5. Навязывание идеалов (идолов) и ценностей (целей) иными субъектами (информационные агентства и иные средства массовой информации, сверстники (осведомленные и (или) практикующие инвестирование), алгоритмы социальных сетей и программного обеспечения электронных устройств и искусственные интеллекты (рекламирующие финансовые услуги и финансовые инструменты)).
6. Отсутствие высококвалифицированных специалистов в образовательных организациях, где обучаются несовершеннолетние по вопросам права, финансов и экономики (информация часто получается из социальных сетей, тематических групп в мессенджерах, видео в Сети от лиц, не обладающих необходимыми компетенциями и знаниями, образованием и документами, подтверждающими квалификацию).
Указанные проблемы порождают недоверие к членам семьи, в частности, родителям и воспитателям формирующейся личности несовершеннолетнего, а также педагогам и учителям образовательных организаций, нежелание получать образование в рамках утвержденных и применяемых образовательных программ, формирующих истинные и важные компетенции специалиста, всегда востребованного в обществе.
Кроме того, важно отметить, что математические алгоритмы современных программ и помощников поиска и обработки информации часто предлагают однотипный контент (текст, видео, программы и т. п.), усугубляя ситуацию.
Решение указанных проблем видим в модернизации практики обучения и усилении информационной безопасности несовершеннолетних по вопросам возможного легитимного и эффективного использования современных финансовых инструментов и механизмов.
Так, например, считаем возможным создание специальных курсов и (или) встреч специалистов данной финансовой сферы и практикующих юристов с обучающимися общеобразовательных организаций, колледжей, вузов по указанным вопросам для формулирования и передачи актуальных знаний об особенностях современных финансовых рынков и инструментов, рисках неграмотного инвестирования и последствиях неправильного их использования.
Список литературы
1. Ананченко И.В., Чагина П.А. Рынок Форекс: нейронные сети в алгоритмах торгового робота для торговли финансовыми инструментами // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4-1 (74). С. 36-38.
РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
2. Анцибор И.А., Гладкова С.Б. Об инвестиционных вложениях физических лиц на российском финансовом рынке // Журнал правовых и экономических исследований. 2021. № 2. С. 145-149.
3. Аюпов А.А., Бадыкова А.Р. Гибридный токен как перспективный финансовый инструмент на рынке ICO // Инновации и инвестиции. 2021. № 1. С. 93-97.
4. Быкодорова Е.А. Развитие цифровых технологий финансового рынка // E-Scio. 2021. № 2 (53). С. 286-289.
5. Ващекина И.В., Ващекин А.Н. Международные меры противодействия отмыванию нелегальных доходов пятого поколения - правовые условия укрепления безопасности финансового рынка // Вестник университета. 2021. № 1. С. 126-133.
6. Гладкова С.Б., Анцибор И.А., Дробов Д.Е. Правовое регулирование инвестиционных вложений физических лиц на российском финансовом рынке // Закон и право. 2021. № 1. С. 73-77.
7. Злобин Е.В., Юлдашев Р.Т. Страховой рынок и финансовая грамотность в условиях пандемии (к итогам XXI Международной конференции по страхованию) // Страховое дело. 2021. № 1 (334). С. 51-62.
8. Иващенко Д.А. Особенности цифровизации финансового рынка // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 2-1 (72). С. 80-82.
9. Кодьяков Н.П., Шулимова М.А. Современные тенденции развития мирового финансового рынка // Академическая публицистика. 2021. № 2. С. 86-91.
10. Козлова Е.И., Бессонова Д.А. Инвестиционные возможности криптовалюты (на примере Биткоина) // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2021. Т. 31. № 4. С. 583-589.
11. Котелкин С.В. Международные финансовые рынки: обзор концепций поведения // Проблемы современной экономики. 2021. № 1 (77). С. 75-78.
12. Никитина В.С., Завьялов Д.В. Использование инструментов финансового рынка в 2021 г.: доходность, риски и налогообложение // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2021. № 1 (35). С. 61-68.
13. Хуанфу Ш. О финансовых рынках // Интернаука. 2021. № 8-2 (184). С. 23-24.
14. Хусяйнова С.Г., Воронцов А.А. Надзор за исполнением законов на финансовом рынке // Законность. 2021. № 1 (1035). С. 20-24.