Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОСУГА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И СПОСОБЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОСУГА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И СПОСОБЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
608
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ ЦЕНТРЫ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ / ДОСУГ / МОЛОДЕЖЬ / CULTURAL INSTITUTIONS / CULTURAL AND LEISURE CENTERS / PLANNING / FORMS OF ORGANIZATION / LEISURE / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шпакова Н.С.

В статье рассматриваются актуальные проблемы одной из важнейших сфер жизнедеятельности современной молодежи - досуга. С развитием всех сторон жизни нашего общества меняется и социокультурная ситуация в области досуга. Молодежь, как особая социальная группа, наиболее восприимчива к социокультурным инновациям, которые влияют на становление личности молодого человека. Поэтому очень важно обучить молодое поколение делать свой досуг целевым, полезным, и направленным на формирование себя как личности. Одними из субъектов, способных через определенные методы и способы правильно организовывать досуг, являются учреждения культурно-досугового типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF LEISURE OF MODERN YOUTH AND METHODS OF ITS ORGANIZATION IN CULTURAL INSTITUTIONS

The article discusses the current problems of one of the most important spheres of life of modern youth - leisure. With the development of all aspects of our society, the sociocultural situation in the field of leisure is also changing. Young people, as a special social group, are most susceptible to sociocultural innovations that influence the formation of the personality of a young person. Therefore, it is very important to train the younger generation to make their leisure time targeted, useful, and aimed at shaping themselves as individuals. One of the subjects capable of properly organizing leisure through certain methods and methods is cultural and leisure institutions.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОСУГА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И СПОСОБЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ»

2016 год [Электронный ресурс].Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn91/related activities/statistics and analytics/forms/67932 07/

4. Отчет №2-НК о результатах контрольной работы налоговых органов за

2017 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn91/related activities/statistics and analytics/forms/67932 15/

5. Родионова А.И., Трусова Н.С. Анализ и оценка эффективности налогового контроля (на примере города Курска) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6675

УДК 379.821

Шпакова Н. С. студент магистратуры 2 курса факультет социально-культурных технологий Кемеровский государственный институт культуры

Россия, г. Кемерово АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОСУГА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И СПОСОБЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ

КУЛЬТУРЫ

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы одной из важнейших сфер жизнедеятельности современной молодежи - досуга. С развитием всех сторон жизни нашего общества меняется и социокультурная ситуация в области досуга. Молодежь, как особая социальная группа, наиболее восприимчива к социокультурным инновациям, которые влияют на становление личности молодого человека. Поэтому очень важно обучить молодое поколение делать свой досуг целевым, полезным, и направленным на формирование себя как личности. Одними из субъектов, способных через определенные методы и способы правильно организовывать досуг, являются учреждения культурно-досугового типа.

Ключевые слова: учреждения культуры, культурно-досуговые центры, планирование, формы организации, досуг, молодежь.

Shpakova N.S. student of a magistracy 2nd year, faculty of social and cultural technologies Kemerovo State Institute of Culture Russia, Kemerovo ACTUAL PROBLEMS OF LEISURE OF MODERN YOUTH AND METHODS OF ITS ORGANIZATION IN CULTURAL INSTITUTIONS

Annotation. The article discusses the current problems of one of the most important spheres of life of modern youth - leisure. With the development of all aspects of our society, the sociocultural situation in the field of leisure is also

changing. Young people, as a special social group, are most susceptible to sociocultural innovations that influence the formation of the personality of a young person. Therefore, it is very important to train the younger generation to make their leisure time targeted, useful, and aimed at shaping themselves as individuals. One of the subjects capable of properly organizing leisure through certain methods and methods is cultural and leisure institutions.

Keywords. cultural institutions, cultural and leisure centers, planning, forms of organization, leisure, youth.

Сегодня молодежь в наибольшей мере подвергается социализации, поскольку её положение определено социально -экономическим состоянием общества. В современных условиях она же является инновационным потенциалом общественного развития. Внимание к этой социально-демографической группе, переживающей период становления социальной зрелости, должно быть достаточным, так как она является главной ценностью общества и перспективой его развития, а от ценностных ориентиров молодого поколения во многом зависит будущее. В противном случае, недостаточное внимание может стать причиной дестабилизации нашего общества, что чревато неблагоприятными последствиями для социального прогресса.

Немаловажное значение придается культурной жизни молодежи. Особенностью культурного развития молодого поколения является существование разных видов и форм культурно-досуговой деятельности, а также потребностей, которые имеют свою специфику. При этом досуг может быть организован любыми субъектами, в частности специализированными службами, государственными организациями, добровольными объединениями, или самостоятельно индивидом. Однако немногие из молодых людей могут правильно и с пользой организовать своё свободное время в силу определенных обстоятельств, прежде всего из-за отсутствия должного опыта [3, с. 1]. Для того, чтобы молодое поколение среди прочих возрастных групп выходило на новый уровень развития, необходимо успешное решение как социальных проблем, так и поиск новых, современных путей организации досуга, способных активизировать молодежь с разных сторон и в разных направлениях, помогать развивать свои навыки и творческие способности, побуждать интерес к личностному росту, культурному развитию и инициаторству. Одними из субъектов, способных грамотно спланировать и организовать досуговую деятельность молодежи, выступают учреждения культуры, а именно центры культуры и досуга. Через различные способы, методы и формы организации досуга, через проведение разноплановых тематических мероприятий появляется большая возможность воздействовать на интересы молодежи, мотивировать на саморазвитие, задействовать в значимых социальных и культурных событиях общества.

Однако, на сегодняшний день существует проблема, связанная с тем,

что культурный досуг становится менее популярным среди молодежи, всё реже посещаются музеи, выставки, секции, кружки, меньше молодых людей заинтересовано в участии культурно-досуговых мероприятий. С развитием общественного пространства, информационных технологий и интернет-площадок интересы молодежи в последнее время очень смещаются, заинтересовать культурным досугом становится всё сложнее. Например, молодежь школьного возраста (14-17 лет), а зачастую и студенческого, ориентирована преимущественно на пассивный досуг и проведение свободного времени развлекательного характера, а именно, за просмотром ТВ, посещением Интернета, большого времяпровождения за компьютерными играми, что, в свою очередь, снижает общий уровень культуры молодых людей и чревато усвоением примитивных способов общения между собой, отчего могут возникнуть асоциальные проявления. Имеет место вопрос, как подстроиться под интересы молодого поколения, чтобы привлечь внимание к непосредственному участию в досуговых мероприятиях, прививая при этом культурные ценности? и нужно ли вообще подстраиваться под интересы? Отвечая на эти вопросы, важно четко понимать: чтобы работа с молодой аудиторией была максимально эффективной, необходимо как знать сегодняшние культурные запросы молодежи, так и уметь предугадать их изменение, быстро реагировать на них и предлагать новые формы досуговой деятельности [2, с. 5]. При этом, неправильным будет навязывать всё подряд извне, но будет рациональным подхватывать здоровые молодежные интересы, которые актуальны сегодня, и в соответствии с этим планировать досуговую деятельность. Конечно, нужно идти в ногу со временем, не ущемлляя при этом традиционные формы досуга, которые имеют свою значимость и пользу. Никогда не поздно заменить старое на новое, однако адаптировать проводимые мероприятия под современные интересы молодежи и включить в общий список инновационные составляющие - такая задача, прежде всего, должна стоять перед работниками досуговых центров, чтобы повысить заинтересованность и создать потребность у молодежи к инициативной, творческой и культурной жизни.

Перед тем как планировать организацию досуга в форме мероприятий, программ, которые рассчитанны на работу с молодежью, внедрять новые или усовершенствовать сложившиеся, необходимо проанализировать, чем же сейчас интересуется молодое поколение, какие культурные запросы оно имеет. Исходить можно из того, какие формы досуга востребованы в учреждениях культурно-досугового типа. Например, больше всего пользуются спросом дискотеки, тематические вечера, развлекательные программы и конкурсы, КВН. Как правило, большинство из них носят развлекательный характер нежели познавательный, молодым людям хочется отвлечься от повседневных проблем, учебы и просто расслабиться. Также при планировании работы с молодежью полезным будет проведение социологического исследования с помощью определенных методов сбора

информации, чтобы больше узнать о культурных предпочтениях молодежи и приоритетах при выборе досуга в свободное время. В этом случае можно воспользоваться методами социального опроса, а именно, применить анкетирование, предполагающее самостоятельное заполнение анкеты респондентами, а также интервьюирование, где происходит личное общение с респондентами (в данной ситуации - с молодежью), которым задаются вопросы и затем записываются их ответы. Важно подготовиться к исследованию заранее: разработать анкеты и бланки-интервью с необходимыми вопросами [1, с. 179]. Существует еще один вариант - это воспользоваться Интернет-технологиями и разработать специальное онлайн -тестирование на сайте учреждения или на отдельной платформе. Так как сейчас вся молодежь активно пользуется Интернетом и проводит там много времени, то такой способ получения информации будет удобным и наиболее приемлемым. Собранную каким-либо из способов информацию необходимо обработать и проанализировать, после чего на основе полученных данных сделать соответствующие выводы, исходя из которых приступать к планированию дальнейшей работы с молодежью. Это поможет работникам учреждений грамотно организовывать досуговую деятельность молодых людей с учетом их интересов и потребностей.

Однако существуют несколько современных и действенных форм организации досуга современной молодежи, используя которые наверняка можно заинтересовать и привлечь внимание молодых людей к их непосредственному участию. Одними из таких являются активные формы вовлечения молодежи в культурно-досуговую и общественную деятельность, основанные на инициативе и практическом участии каждого. Например, существуют так называемые молодежные социально -значимые инициативы. Интерес для молодежи заключается в том, что участие в такой программе может способствовать улучшению жизни различных слоёв общества и социальных групп, а приоритетное направление сводится к налаживанию жизни самой молодежи и снятие острых молодежных проблем [2, с. 6]. Реализация такой молодежной инициативы должна начинаться с формированием команды (инициативной группы), заинтересованной в достижении поставленной цели. Затем командой формулируется идея какой -либо проекта, направленного на решение значимой проблемы для общества, на последующих этапах ставятся цели и задачи, формируется план действий, и происходит непосредственное участие самих молодых людей в осуществлении проекта. Таким образом, у них появляется возможность научиться новому, приобрести опыт в реализации проектов и управления ими, а центры досуга могут этому способствовать [2, с. 9]. Также для молодежи привлекательны игры. По своей специфике молодости молодые люди более склонны к игровой деятельности, где каждый может получить необходимые эмоции и новые ощущения, а к однообразной, монотонной и узконаправленной деятельности они приспосабливаются с трудом. Игровая деятельность по своей сути достаточно универсальна, она привлекает людей

любого социального положения и возраста. Как свидетельствует большинство наблюдений, успех от проведений культурно-досуговых программ во многом зависит от включения в их план игровых блоков, которые мотивируют у молодежи стремление к состязательности, изобретательности и импровизации [2, с. 4]. Игры должны состоять таким образом, чтобы основной их целью было не просто организация свободного времени, но и интеллектуальное, и творческое развитие участников [2, с. 10]. Еще из наиболее привлекательных форм молодежного досуга в учреждениях культурно-досугового типа на сегодняшний день являются проводимые мероприятия в формате ток-шоу, а также программы по сюжетам известных и популярных телепередач. Не исключение такие виды конкурсов как батлы, где происходит поединок между группами или отдельными участниками с элементами экспромтной борьбы.

Таким образом, решая важную проблему досуга современной молодежи, необходимо понимать, что молодое поколение испытывает нужду в правильном управлении своего свободного времени, в его рациональном распределении. Учреждения культурно-досугового типа имеют огромное влияние на этот сегмент, за работниками таких учреждений, в особенности за управленцами стоит важная задача грамотного планирования и организации культурного досуга для молодых людей, чтобы максимально удовлетворить их интересы, соответствовать запросам, и при всём этом привить любовь к культуре, познанию и активной жизни.

Использованные источники:

1. Добреньков В.И. Методы социологического исследования: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 768 с.;

2. Качанова Т.В. Инновационные формы работы с детьми и молодежью в культурно-досуговых учреждениях. - Вологда: БУК и ДПО ВО «ОНМЦК и ПК», 2012. - 44 с. [Электронный ресурс]. URL: https://onmck.ru/resources/methodical_materials/359/2538/ (дата обращения 22.12.2018);

3. Цвирко В.В. Центры культуры и досуга как субъекты организации культурно-досуговой деятельности молодежи // Огарёв-Online. - 2016 - С. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.