Репродуктивное здоровье девочки
Крючкова О.М., Баранов А.Н., Дьячков С.К., Буренков Г.М.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 163069, г. Архангельск, Российская Федерация
Для корреспонденции
Баранов Алексей Николаевич -
доктор медицинских наук,
профессор, заведующий кафедрой
акушерства и гинекологии
ФГБОУ ВО СГМУ (г. Архангельск)
Минздрава России
Адрес: 163069, г. Архангельск,
пр-т Троицкий, д. 51
Телефон: (8182) 28-57-91
E-mail: a.n.baranov2011@yandex.ru
http://orcid.org/0000-0003-2530-0379
Актуальные проблемы дисменореи у девочек-подростков
В статье представлен обзор литературы, который затрагивает тему дисменореи у девочек-подростков. Дисменорея является распространенным заболеванием в данной возрастной группе, которое часто остается недиагностированным. Заболевание вызывает серьезные медико-социальные проблемы, а также осложнения репродуктивного здоровья подростков. В обзоре приведены эпидемиологические данные заболевания, основные факторы риска и рассмотрены проблемы, которые в последующем необходимо изучать. Цель - систематизация литературных данных по проблеме дисменореи у девочек-подростков. Задачи:
1. Проанализировать литературу по дисменорее у девушек-подростков.
2. Выявить проблемы, которые касаются диагностики и профилактики дисменореи.
3. Представить данные о вторичной дисменорее у подростков, обусловленной эндоме-триозом.
Материал и методы. Для поиска литературы по данной теме использовались научные базы данных РиЫМЫ, еИВЯДРУ, МеЬИпкэ.
Результаты. Дисменорея оказывает влияние на качество жизни подростков, приводящее к ограничению повседневной активности, более низкой успеваемости, плохому качеству сна, и негативно влияет на настроение, тем самым вызывая тревогу и депрессию. Влияние дисменореи на повседневную деятельность варьирует от легкого дискомфорта до сильного беспокойства.
Многие менструальные циклы у подростков, ранее классифицированные как ановуля-торные, можно отнести к овуляторным с лютеиновой недостаточностью. В 2018 г. группой исследователей была предложена шкала WaLIDD (трудоспособность, локализация боли, интенсивность боли по Вонгу-Бейкеру) в качестве нового инструмента для диагностики степени тяжести дисменореи. При проведении профилактических осмотров необходимы опросники, которые должны содержать данную шкалу. У подростков часто имеется неправильная информация о менструальной боли, которая приводит к снижению уровня обращений за медицинской помощью, увеличивая недиагностированные случаи и, как следствие, тяжелые формы заболевания. Вторичная дисменорея у подростков, обусловленная эндометриозом, диагностируется с задержкой из-за низкой чувствительности современных методов исследования. При дисменорее тяжелой степени и отсутствии эффекта от проведенной терапии следует определить вторичные причины заболевания, например эндометриоз. Заключение. Требуется дальнейшее проведение исследований по первичной и вторичной дисменорее у подростков для поиска возможных неинвазивных методов диагностики эндометриоза, сокращения временного промежутка по установлению диагноза. Ключевые слова: дисменорея; девочки-подростки; менструальный цикл; ювенильная дисменорея
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Крючкова О.М., Баранов А.Н., Дьячков С. К., Буренков Г.М. Актуальные проблемы дисменореи у девочек-подростков // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2023. Т. 19, № 2. С. 83-90. 001: https://www.doi. огд/10.33029/1816-2134-2023-19-2-83-90 Статья получена 17.01.2023. Принята в печать 29.06.2023.
Kryuchkova O.M., Baranov A.N., Dyachkov S.K., Burenkov G.M.
Northern State Medical University, 163069, Arkhangelsk, Russian Federation
Actual problems of dysmenorrhea in adolescent girls
The article presents a literature review that touches on the topic of dysmenorrhea in adolescent girls. Dysmenorrhea is a common disease in this age group, which often remains undiagnosed. The disease causes serious medical and social problems, as well as complications of adolescent reproductive health. The review presents the epidemiological data of the disease, the main risk factors and considers the problems that need to be studied in the future.
The aim is to systematize the literature data on the problem of dysmenorrhea in adolescent girls.
1. Analyze the literature on dysmenorrhea in adolescent girls.
2. Identify problems related to the diagnosis and prevention of dysmenorrhea.
3. To present data on secondary dysmenorrhea in adolescents caused by endometriosis.
Material and methods. Scientific databases PubMed, eLibrary, Medlinks were used to search for literature on this topic. Results. Dysmenorrhea affects the quality of life of adolescents, leading to limited daily activity, lower academic performance, poor sleep quality, and negatively affects mood, thereby causing anxiety and depression. The effect of dysmenorrhea on daily activities varies from mild discomfort to severe anxiety.
Many menstrual cycles in adolescents, previously classified as anovulatory, can be attributed to ovulatory with luteal insufficiency. In 2018, a group of researchers proposed the WaLIDD scale (disability, pain localization, pain intensity according to Wong-Baker) as a new tool for diagnosing the severity of dysmenorrhea. When conducting preventive examinations, questionnaires are required, which should contain this scale. Adolescents often have incorrect information about menstrual pain, which leads to a decrease in the level of requests for medical help, increasing undiagnosed cases and, as a result, severe forms of the disease.
Secondary dysmenorrhea in adolescents caused by endometriosis is diagnosed with a delay due to the low sensitivity of modern research methods. With severe dysmenorrhea and no effect from the therapy, secondary causes of the disease, such as endometriosis, should be determined. Conclusion. Further research on primary and secondary dysmenorrhea in adolescents is required to search for possible non-invasive methods for diagnosing endometriosis, reducing the time interval for diagnosis. Keywords: dysmenorrhea; adolescent girls; menstrual cycle; juvenile dysmenorrhea
Funding. The study had no sponsor support.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Kryuchkova O.M., Baranov A.N., Dyachkov S.K., Burenkov G.M. Actual problems of dysmenorrhea in adolescent girls. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2023; 19 (2): 83-90. DOI: https://www.doi.org/10.33029/1816-2134-2023-19-2-83-90 (in Russian) Received 17.01.2023. Accepted 29.06.2023.
Репродуктивный потенциал женщин определяется в детском и подростковом возрасте [1]. Менструация является индикатором функционирования женской половой системы. Нарушение менструальной функции в виде дисменореи является актуальной проблемой в современной детской и подростковой гинекологии, так как затрагивает от 60 до 93% девочек-подростков [2-4].
Дисменорея оказывает влияние на качество жизни подростков, приводящее к ограничению повседневной активности, более низкой успеваемости, плохому качеству
сна, и негативно влияет на настроение, тем самым вызывая тревогу и депрессию [5, 6]. Влияние дисменореи на повседневную деятельность варьирует от легкого дискомфорта до сильного беспокойства. При проведении исследования Y.T. Chang, Y.C. Chen (2008) были опрошены 417 девочек-подростков разных школ, в результате которого выявлено, что дисменорея влияет на настроение у 74,8%, повседневную жизнь - у 73,1%, учебу - у 64,6% и социальные взаимодействия - у 50,1% [7].
В основе дисменореи лежит боль во время менструации. Специалисты Между-
народной ассоциации по изучению боли (International Association for the Study of Pain, IASP) в 2022 г. пересмотрели определение боли и описывают ее как «неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с реальным или потенциальным повреждением тканей» [8]. Согласно этому определению, дисменорея должна оцениваться как патологический процесс, а не вариант нормы, если таковая не относится к легкой степени.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют систематизированные знания по данной патологии, а также не разработаны единые клинические рекомендации первичной дисменореи. Проблемой систематизации литературы, а также проведения метаанализов является то, что в исследованиях используются различные методы оценки, классификации и критерии постановки диагноза дисменореи.
В 2018 г. группой исследователей была предложена шкала WaLIDD (трудоспособность, локализация боли, интенсивность боли по Вонгу-Бейкеру) в качестве нового инструмента для диагностики степени тяжести дисменореи [9]. Данная шкала разработана с учетом особенностей дисменореи, таких как:
1. Количество анатомических локализаций боли (боли отсутствуют, низ живота, поясничная область, нижние конечности, паховая область).
2. Диапазон боли по Вонгу-Бейкеру (не болит, немного болит, еще немного болит, еще больше болит, сильно болит, намного сильнее болит).
3. Количество дней боли во время менструации (0; 1-2; 3-4; >5).
4. Частота инвалидизирующих болей для выполнения своей деятельности (никогда, почти никогда, почти всегда, всегда).
Однако в Российской Федерации подобных вариантов шкал нет и отсутствуют инструменты для оценки менструальной боли. В основном используется
визуально-аналоговая шкала (ВАШ) либо ее модификация - числовая рейтинговая шкала для оценки боли у детей старше 7 лет. Эти шкалы являются достоверными только для оценки интенсивности боли, а следовательно, не могут учитывать все компоненты ее формирования [10]. Интенсивность дисменореи не всегда соответствует тяжести течения заболевания. Однако шкалы позволяют определить неблагоприятный прогноз репродуктивного здоровья девочек при эндоме-триозе с синдромом хронической тазовой боли [11].
Другой немаловажной проблемой является недостаток информации у девочек-подростков в отношении менструальной функции и ее нарушений [12, 13]. У подростков часто неправильная информация о менструальной боли, которая приводит к снижению уровня обращений за медицинской помощью, а это повышает использование безрецептурных аналгези-рующих препаратов [14, 15]. В результате этого большой процент дисменореи остается не диагностированным, что приводит в последующем к диагностике запущенных форм заболеваний, в частности эндоме-триоза, который является лидирующей причиной вторичной дисменореи [16].
В настоящее время исследователями приводится большое количество факторов риска развития дисменореи, но все они ограничены в практическом использовании в связи с их разнообразием и большим количеством. Выделены основные предрасполагающие факторы для развития заболевания, на которые преимущественно следует обратить внимание:
• наследственность по материнской линии [17];
• ранний возраст наступления менархе [18];
• длительные и обильные менструации, а также короткий менструальный цикл [19].
Классификация дисменореи основана на отсутствии или наличии клинически
выявляемых причин, которая подразделяет первичную и вторичную форму заболевания [20].
Первичная дисменорея представляет собой наличие рецидивирующих спазматических болей внизу живота, возникающих во время менструации, и является наиболее распространенным вариантом дисменореи среди подростков [21, 22]. Данная форма заболевания возникает в течение 6-24 мес от менархе [23]. Боль начинается непосредственно перед или в начале менструации. Длительность ее составляет около 8-72 ч и, наиболее выраженная, отмечается в течение 1-го или 2-го дня менструации. Кроме этого, боль в большинстве случаев сопровождается системными симптомами, такими как тошнота, рвота, диарея, раздражительность, утомляемость [24]. Первичная дисменорея является диагнозом исключения и требует дифференциальной диагностики и поиска вторичных причин [25].
Современные исследования дисменореи все чаще затрагивают тему патогенеза первичной дисменореи, распространенным вариантом которого является простаглан-диновая теория. Данная теория основана на повышенной продукции простаглан-динов на фоне постовуляторного снижения прогестерона. С другой стороны, в результатах опубликованных исследований в последние годы отмечается наличие ановуляторных циклов у девочек с дисме-нореей [26, 27]. Полученные данные в ходе когортного исследования также показывают: гипотеза о том, что нормальная овуляция необходима для возникновения дисменореи, является неточной и требует дальнейшего изучения [28].
Для верификации нормального менструального цикла необходима диагностика овуляции, которую следует подтверждать ультразвуковыми методами исследования. Исследования показали, что регулярность цикла и продолжительность его 25-35 дней не является прямым маркером становления овуляции у подростков [27, 28].
Кроме этого, некоторые исследования основывались на биохимических значениях овуляции взрослых женщин, тогда как пороговое значение прогестерона у подростков, указывающее на овуляцию, намного ниже [29]. Данное исследование включало 23 здоровых девочек-подростков от 12,8 до 17,6 лет (от 0,4 до 3,5 года после менархе). Группу контроля составили 65 женщин от 18 до 34 лет. Исследователи обнаружили, что пороговое значение прогестерона, указывающее на овуляцию у подростков, составляет 1,65 нг/мл, и это было значимо ниже обычно используемого стандарта группы контроля взрослых женщин (от 4 до 5 нг/мл).
Исходя из представленного, вероятно, многие менструальные циклы у подростков, ранее классифицированные как ановуляторные, могли быть овуляторными с лютеиновой недостаточностью. Поэтому вопрос существования ановуляторных циклов при дисменорее остается открытым, требуется проведение дальнейших исследований.
Вторичная дисменорея является проявлением патологических состояний половой системы и соматических заболеваний, таких как синдром раздраженного кишечника, болезнь Крона, хронические запоры, психогенные расстройства. Основной причиной вторичной дисмено-реи, вызванной гинекологическими заболеваниями, является эндометриоз [30]. К другим относятся пороки развития матки и влагалища, воспалительные заболевания и опухоли малого таза, варикозно расширенные вены таза, а также спаечный процесс в малом тазу [31].
Истинная распространенность эндоме-триоза в подростковой популяции девочек не определена. Поскольку симптомы эндометриоза не являются специфическими для данного заболевания, часто встречаются несвоевременная диагностика и постановка неправильного диагноза [32]. По данным Всемирной орга-
низации здравоохранения (ВОЗ), сроки раннего обнаружения эндометриоза соответствуют 10-19 годам [1]. У подростков задержка диагностики заболевания составляет примерно 7-12 лет. Выявление эндометриоза является диагностической проблемой, поскольку часто единственное клиническое проявление в подростковом возрасте - дисменорея [33].
Проблема вторичной дисменореи на фоне эндометриоза представлена в ряде исследований отечественных авторов [34-36]. Кроме того, имеются клинические рекомендации по эндометриозу Российского общества акушеров-гинекологов (РОАГ) [37].
В базах литературы имеется ограниченное количество исследований, в которых изучают эпидемиологические данные о дисменорее при эндометрио-зе у подростков. Trealor и соавт. (2010) в своем исследовании отмечают, что у девушек-подростков, которые страдают дисменореей, в последующем в 2,5 раза чаще выявляется эндометриоз. Авторы предполагают, что болевой синдром при эндометриозе связан с повышенной сократимостью миометрия и как следствие - ретроградная менструация [38]. DiVasta и соавт. (2018), проведя анкетирование, установили, что 50% подростков, которым выставлен диагноз эндоме-триоза, сообщили о наличии дисменореи [39]. Неизвестным остается тот факт, был уже эндометриоз при появлении первых симптомов дисменореи или подростки страдали первичной дисменореей, а впоследствии у них развился эндо-метриоз. Это требует проведения дальнейших исследований.
Проблемой задержки диагностики эндо-метриоза в ранее проведенных исследованиях явилась необходимость проведения лапароскопии. Многие клиницисты не хотели подвергать оперативному вмешательству девочек-подростков, тем самым диагноз эндометриоза выставлялся с запозданием. Однако на сегодняшний
день следует признать, что имеется нечувствительность методов диагностики при ранних формах эндометриоза.
Специалисты Европейского общества репродукции человека и эмбриологии в 2022 г. определили: эндометриоз может быть подтвержден анамнезом (наличие альгоменореи, дисменореи) и данными инструментального исследования [ультразвуковым исследованием (УЗИ) и магнитно-резонансной томографией (МРТ)] [32]. Для некоторых форм эндоме-триоза рекомендовано учитывать данные лапароскопии, но ее следует сопоставлять с хирургическими рисками и послеоперационными осложнениями. Лапароскопия должна быть методом выбора для дифференциальной диагностики заболеваний, когда медикаментозное лечение оказалось неэффективным [32].
Для ранней диагностики эндометриоза ESHRE (2022) рекомендован: тщательный сбор анамнеза, определение особенностей (ранний возраст менархе менее 10 лет) и длительности менструального цикла менее 26 дней [32]. Дополнительно следует обратить внимание на появление гастро-интестинальных симптомов, которые возникают в период менструации - боли в кишечнике, запоры или диарея, тенезмы; симптомы со стороны мочевой системы [33]. Однако в настоящее время специфическая лабораторная диагностика не разработана.
Заключение
Дисменорея является значимой проблемой в современной гинекологии детей и подростков. Это заболевание -междисциплинарная проблема, которая должна обращать на себя внимание специалистов разных областей. При проведении профилактических осмотров необходимы опросники, которые должны включать шкалу WaLIDD (трудоспособность, локализация боли, интенсивность боли по Вонгу-Бейкеру) в качестве нового инструмента для диагностики степени тяжести дисменореи.
В настоящее время назрела необходимость системных способов информирования девочек-подростков о менструальной функции и вариантах патологических изменений. Информирование девочек-подростков может проходить с помощью социальных ресурсов, бесед в учебных учреждениях, а также при проведении ежегодных профилактических осмотров.
Требуется разработка федеральных клинических рекомендаций по первичной дисменорее у девочек. Диагностика вторичной дисменорея у подростков,
обусловленной эндометриозом, как правило, происходит с задержкой из-за низкой чувствительности современных методов исследования. При дисменорее тяжелой степени и отсутствии эффекта от проведенной терапии следует определить вторичные причины заболевания - эндометриоз.
На современном этапе требуется дальнейшее проведение исследований по первичной и вторичной дисменорее у подростков для поиска возможных неинвазивных методов диагностики эндо-метриоза, сокращению временного промежутка по установлению диагноза.
Сведения об авторах
ФГБОУ ВО СГМУ (г. Архангельск) Минздрава России (Архангельск, Российская Федерация):
Крючкова Ольга Михайловна (Olga M. Kryuchkova) - аспирант кафедры акушерства и гинекологии
E-mail: pchelachka23112007@yandex.ru http://orcid.org/0000-0002-9689-5499
Баранов Алексей Николаевич (Aleksey N. Baranov) - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии E-mail: a.n.baranov2011@yandex.ru http://orcid.org/0000-0003-2530-0379
Дьячков Сергей Клавдиевич (Sergey K. D'yackov) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии E-mail: sever01061960@mail.ru http://orcid.org/0000-0001-5306-7637
Буренков Геннадий Михайлович (Gennadiy M. Burenkov) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии E-mail: g.burenckow@yandex.ru http://orcid.org/0000-0002-2871-107X
Литература
1. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru
2. Till S.R., As-Sanie S., Schrepf A. Psychology of chronic pelvic pain: prevalence, neurobiological vulnerabilities, and treatment // Clinical obstetrics and gynecology. 2019. Vol. 62, N. 1. P. 22.
3. Soderman L., Edlund M., Marions L. Prevalence and impact of dysmenorrhea in Swedish adolescents // Acta obstetricia et gyneco-logica Scandinavica. 2019. Vol. 98, N 2. P. 215-221.
4. Rafique N., Al-Sheikh M.H. Prevalence of primary dysmenorrhea and its relationship with body mass index // Journal of Obstetrics and Gynaecology Research. 2018. Vol. 44, N 9. P. 1773-1778.
5. Abd El-Mawgod M.M., Alshaibany A.S., Al-Anazi A.M. Epidemiology of dysmenorrhea among secondary-school students in Northern Saudi Arabia // Journal of the Egyptian Public Health Association. 2016. Vol. 91, N 3. P. 115-119.
6. Suvitie P. A. et al. Prevalence of pain symptoms suggestive of endometriosis among Finnish adolescent girls (TEENMAPS study) // Journal of pediatric and adolescent gynecology. 2016. Vol. 29, N 2. P. 97-103.
7. Chang Y.T., Chen Y.C. Menstrual health care behavior and associated factors among female elementary students in the Hualien region // Journal of Nursing Research. 2008. Vol. 16, N 1. P. 8-16.
8. International Association for the Study of Pain. Accessed September 11, 2022. URL: https://www.iasp-pain.org/resources/ terminology/#pain
9. Teherán A.A. et al. WalIDD score, a new tool to diagnose dysmenorrhea and predict medical leave in university students // International journal of women's health. 2018. P. 35-45.
10. Клинические рекомендации «Болевой синдром (БС) у детей, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи» (утв. Минздравом России).
11. Sachedina A., Todd N. Dysmenorrhea, endometriosis and chronic pelvic pain in adolescents // Journal of clinical research in pediatric endocrinology. 2020. Vol. 12. N Suppl 1. P. 7-17.
12. Armour M. et al. Menstrual health literacy and management strategies in young women in Australia: a National Online Survey of young women aged 13-25 Years // Journal of Pediatric and Adolescent Gynecology. 2021. Vol. 34, N 2. P. 135-143.
13. Holmes K. et al. Adolescent menstrual health literacy in low, middle and high-income countries: a narrative review // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. N 5. P. 2260.
14. Abreu-Sánchez A. et al. Perception of menstrual normality and abnormality in Spanish female nursing students // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17, N 17. P. 6432.
15. Bernardi M. et al. Dysmenorrhea and related disorders. F1000Research. 2017. Vol. 6. P. 1645.
16. Dysmenorrhea A. Painful Periods. The American College of Obstetricians and Gynecologists (ACOG) (2020). 2021.
17. Dawood M.Y. Primary dysmenorrhea: advances in pathogenesis and management // Obstetrics & Gynecology. 2006. Vol. 108. N 2. P. 428-441.
18. Гинекология: учебник / под ред. Савельевой Г.М., Бреу-сенко В.Г. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018, глава 9. Электронный ресурс: https://www.rosmedlib.ru/
19. Alsaleem M.A. Dysmenorrhea, associated symptoms, and management among students at King Khalid University, Saudi Arabia: An exploratory study // Journal of family medicine and primary care. 2018. Vol. 7, N 4. P. 769.
20. Smith R.P., Smith R.P. The clinical classification and causes of dysmenorrhea // Dysmenorrhea and Menorrhagia: A Clinician's Guide. 2018. P. 55-64.
21. Iacovides S., Avidon I., Baker F.C. What we know about primary dysmenorrhea today: a critical review // Human reproduction update. 2015. Vol. 21, N 6. P. 762-778.
22. Latthe P. et al. WHO systematic review of prevalence of chronic pelvic pain: a neglected reproductive health morbidity // BMC public health. 2006. Vol. 6. N 1. P. 1-7.
23. Ермакова Ю.А. Боль при первичной дисменорее: особенности клиники, патогенез, терапевтические подходы // Российский журнал боли. 2019. Т. 17, №. 3. С. 34-38.
24. Буралкина Н.А., Каткова А.С., Киселева И.А. Дисменорея: патогенетическое обоснование фармакотерапии // Медицинский совет. 2018. №. 7. С. 23-26.
25. Gerancher K.R. ACOG Committee Opinion# 327 // Obstetrics & Gynecology. 2006. Vol. 107, N 1. P. 213.
26. Akman A.O. et al. Menstrual cycle pain is independent of ovulation in adolescents with primary dysmenorrhea // Journal
of Pediatric and Adolescent Gynecology. 2021. Vol. 34, N 5. P. 635-642.
27. Kaul P., Fisher J.H., Hanson J.L. Medical students' acquisition of adolescent interview skills after coached role play // Journal of Pediatric and Adolescent Gynecology. 2018. Vol. 31, N 2. P. 102-106.
28. Bann S. et al. A one-year observational cohort study of menstrual cramps and ovulation in healthy, normally ovulating women // Scientific Reports. 2022. Vol. 12, N 1. P. 1-9.
29. Sun B.Z. et al. Healthy post-menarchal adolescent girls demonstrate multi-level reproductive axis immaturity // The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism. 2019. Vol. 104, N 2. P. 613-623.
30. Exacoustos C. et al. Ultrasound findings of adenomyosis in adolescents: type and grade of the disease // Journal of minimally invasive gynecology. 2022. Vol. 29, N 2. P. 291-299.e1.
31. Садуакасова Ш.М., Жатканбаева Г.Ж., Несипбаева Г.М. Эффективность лечения дисменореи у девочек-подростков // Вестник Казахского Национального медицинского университета. 2014. №. 4. С. 29-31.
32. Becker C.M. et al. ESHRE guideline: endometriosis // Human reproduction open. 2022. Vol. 2022, N 2. P. hoac009.
33. Geysenbergh B., Dancet E.A.F., D'Hooghe T. Detecting endo-metriosis in adolescents: why not start from self-report screening questionnaires for adult women? // Gynecologic and obstetric investigation. 2017. Vol. 82, N 4. P. 322-328.
34. Белова И.С., Хащенко Е.П., Уварова Е.В. Патогенетические механизмы эндометриоз-ассоциированной хронической тазовой боли у подростков // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2022. Т. 18, № 1. С. 34-40.
35. Радзинский В.Е., Оразов М.Р., Орехов Р.Е. Индивидуализированный подход в терапии боли, ассоциированной с эндо-метриозом // Акушерство и гинекология. 2021. № 10. С. 31-37.
36. Чернуха Г.Е., Пронина В.А. Коморбидность эндометриоза и ее клиническое значение // Акушерство и гинекология. 2023. № 1. С. 27-34.
37. Клинические рекомендации. Эндометриоз. РОАГ. 2020. 60 с.
38. Treloar S.A. et al. Early menstrual characteristics associated with subsequent diagnosis of endometriosis // American journal of obstetrics and gynecology. 2010. Vol. 2022, N 6. P. 534.e1-534.e6.
39. DiVasta A.D. et al. Spectrum of symptoms in women diagnosed with endometriosis during adolescence vs adulthood // American journal of obstetrics and gynecology. 2018. Vol. 218, N 3. P. 324.e1-324.e11.
References
1. World Health Organization [Electronic resource]. URL: https:// www.who.int/ru
2. Till S.R., As-Sanie S., Schrepf A. Psychology of chronic pelvic pain: prevalence, neurobiological vulnerabilities, and treatment. Clinical obstetrics and gynecology. 2019; 62 (1): 22.
3. Soderman L., Edlund M., Marions L. Prevalence and impact of dysmenorrhea in Swedish adolescents. Acta obstetricia et gyneco-logica Scandinavica. 2019; 98 (2): 215-21.
4. Rafique N., Al-Sheikh M.H. Prevalence of primary dysmenorrhea and its relationship with body mass index. Journal of Obstetrics and Gynaecology Research. 2018; 44 (9): 1773-8.
5. Abd El-Mawgod M.M., Alshaibany A.S., Al-Anazi A.M. Epidemiology of dysmenorrhea among secondary-school students in Northern Saudi Arabia. Journal of the Egyptian Public Health Association. 2016; 91 (3): 115-9.
6. Suvitie P.A., et al. Prevalence of pain symptoms suggestive of endo-metriosis among Finnish adolescent girls (TEENMAPS study). Journal of pediatric and adolescent gynecology. 2016; 29 (2): 97-103.
7. Chang Y.T., Chen Y.C. Menstrual health care behavior and associated factors among female elementary students in the Hualien region. Journal of Nursing Research. 2008; 16 (1): 8-16.
8. International Association for the Study of Pain. Accessed September 11, 2022. URL: https://www.iasp-pain. org/resources/terminology/#pain
9. Teherán A.A., et al. WalIDD score, a new tool to diagnose dysmen-orrhea and predict medical leave in university students. International journal of women's health. 2018: 35-45.
10. Clinical recommendations «Pain syndrome (BS) in children in need of palliative care» (approved by the Ministry of Health of Russia). (in Russian)
11. Sachedina A., Todd N. Dysmenorrhea, endometriosis and chronic pelvic pain in adolescents. Journal of clinical research in pediatric endocrinology. 2020; 12 (Suppl 1): 7-17.
12. Armour M., et al. Menstrual health literacy and management strategies in young women in Australia: a National Online Survey of young women aged 13-25 Years. Journal of Pediatric and Adolescent Gynecology. 2021; 34 (2): 135-43.
13. Holmes K., et al. Adolescent menstrual health literacy in low, middle and high-income countries: a narrative review. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021; 18 (5): 2260.
14. Abreu-Sánchez A., et al. Perception of menstrual normality and abnormality in Spanish female nursing students. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020; 17 (17): 6432.
15. Bernardi M., et al. Dysmenorrhea and related disorders. F1000Research. 2017; 6: 1645.
16. Dysmenorrhea A. Painful Periods. The American College of Obstetricians and Gynecologists (ACOG) (2020). 2021.
17. Dawood M.Y. Primary dysmenorrhea: advances in pathogenesis and management. Obstetrics & Gynecology. 2006; 108 (2): 428-41.
18. Gynecology: textbook / ed. Savelyeva G.M., Breusenko V.G. Moscow: GEOTAR-Media, 2018, chapter 9. Electronic resource: https://www.rosmedlib.ru
19. Alsaleem M.A. Dysmenorrhea, associated symptoms, and management among students at King Khalid University, Saudi Arabia: An exploratory study. Journal of family medicine and primary care. 2018; 7 (4): 769.
20. Smith R.P., Smith R.P. The clinical classification and causes of dysmenorrhea. Dysmenorrhea and Menorrhagia: A Clinician's Guide. 2018: 55-64.
21. Iacovides S., Avidon I., Baker F.C. What we know about primary dysmenorrhea today: a critical review. Human reproduction update. 2015; 21 (6): 762-78.
22. Latthe P., et al. WHO systematic review of prevalence of chronic pelvic pain: a neglected reproductive health morbidity. BMC public health. 2006; 6 (1): 1-7.
23. Ermakova Yu.A. The Clinical Significance of Early Diagnosis and Treatment of Primary Dysmenorrhea. Rossiyskiy zhurnal boli [Russian journal of pain]. 2019; 17 (3): 34—38. (in Russian)
24. Buralkina N.A., Katkova A.S., Kiseleva I.A. Dysmenorrhea: pathogenetic validation of pharmacotherapy. Meditsinskiy sovet [Medical Council]. 2018; (7): 23-6. (in Russian)
25. Gerancher K.R. ACOG Committee Opinion# 327. Obstetrics & Gynecology. 2006; 107 (1): 213.
26. Akman A.O., et al. Menstrual cycle pain is independent of ovulation in adolescents with primary dysmenorrhea. Journal of Pediatric and Adolescent Gynecology. 2021; 34 (5): 635-42.
27. Kaul P., Fisher J.H., Hanson J.L. Medical students' acquisition of adolescent interview skills after coached role play. Journal of Pediatric and Adolescent Gynecology. 2018; 31 (2): 102-6.
28. Bann S., et al. A one-year observational cohort study of menstrual cramps and ovulation in healthy, normally ovulating women. Scientific Reports. 2022; 12 (1): 1-9.
29. Sun B.Z., et al. Healthy post-menarchal adolescent girls demonstrate multi-level reproductive axis immaturity. The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism. 2019; 104 (2): 613-23.
30. Exacoustos C., et al. Ultrasound findings of adenomyosis in adolescents: type and grade of the disease. Journal of minimally invasive gynecology. 2022; 29 (2): 291-299.e1.
31. Saduakasova Sh.M., Zhatkanbayeva G.Zh., Nesipbaeva G.M. Effectiveness of treatment of dysmenorrhea in adolescent girls. Vestnik Kazakhskogo Natsionalnogo meditsinskogo universiteta [Bulletin of the Kazakh National Medical University]. 2014; (4): 29-31. (in Russian)
32. Becker C.M., et al. ESHRE guideline: endometriosis. Human reproduction open. 2022; 2022 (2): hoac009.
33. Geysenbergh B., Dancet E.A.F., D'Hooghe T. Detecting endo-metriosis in adolescents: why not start from self-report screening questionnaires for adult women? Gynecologic and obstetric investigation. 2017; 82 (4): 322-8.
34. Belova I.S., Khashchenko E.P., Uvarova E.V. Proposed mechanisms of the development of endometriosis-associated chronic pelvic pain among adolescents. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2022; 18 (1): 34-40. DOI: https://www.doi.org/10.33029/1816-2134-2022-18-1-34-40 (in Russian)
35. Radzinsky V.E., Orazov M.R., Orekhov R.E. Individualized approach in the therapy of pain associated with endometriosis. Akusherstvo i ginekologiya [Obstetrics and gynecology]. 2021; (10): 31-7. (in Russian)
36. Chernukha G.E., Pronina V.A. Comorbidity of endometriosis and its clinical significance. Akusherstvo i ginekologiya [Obstetrics and gynecology]. 2023; (1): 27-34. (in Russian)
37. Clinical recommendations. Endometriosis. ROAG. 2020. 60 p. (in Russian)
38. Treloar S.A., et al. Early menstrual characteristics associated with subsequent diagnosis of endometriosis. American journal of obstetrics and gynecology. 2010; 2022 (6): 534.e1-534.e6.
39. DiVasta A.D., et al. Spectrum of symptoms in women diagnosed with endometriosis during adolescence vs adulthood. American journal of obstetrics and gynecology. 2018; 218 (3): 324.e1-324.e11.