АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
КРИВОРОТОВА Н.Ф.,
кандидат экономических наук, доцент, Ставропольский институт кооперации (филиал Белгородского университета кооперации, экономики и права), e-mail: nf.krivorotova@list.ru;
УРЯДОВА Т.Н.,
кандидат экономических наук, старший преподаватель Ставропольский государственный аграрный университет, e-mail: uriadova_t.n@inbox.ru
В статье рассматриваются отдельные положения по актуальным проблемам российской денежнокредитной политики за период 2010-2012 гг., ее особая роль в динамичном и сбалансированном развитии отечественной экономики, а также проведен анализ сильных и слабых сторон инфляционного таргетирования и альтернативных методов макроэкономического регулирования.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика; регулирование валютного курса; таргетирование денежного предложения; инфляционное таргетирование.
The paper reviews the studies on Russian monetary policy the period 2010-2012, its spécial role in a dynamic and balanced development of the national economy, strengths and weak-nesses of inflation targeting and alternative macroeconomic regulation as well as alternative methods of monetary control.
Keywords: monetary policy; exchange rate management; money supply targeting; inflation tar-getting.
Коды классификатора JEL: E42, E52, E63.
Внимание ведущих экономистов к проблемам российской денежно-кредитной политики заметно усилилось в связи с активизацией процессов европейской интеграции и расширением ЕС. С одной стороны, Россия находится в сфере экономических интересов ЕС, с другой - предоставляет обширный материал для изучения процессов, происходящих в денежно-кредитной сфере в современных условиях. Данные обстоятельства определяют множественность подходов к изучению специфики денежно-кредитной политики в России, что позволяет рассматривать ее и в качестве отдельного предмета исследования, и в качестве одного из объектов сравнительного анализа.
Основной задачей денежно-кредитной политики за прошедшие три года явилось последовательное снижение инфляции до уровня 5-6,8% к концу 2012 г. (из расчета декабрь к декабрю). Однако общемировая тенденция существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения. Решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США и ряда стран Европы [1]. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов.
В предстоящий трехлетний период, как указывают основные направления единой государственной денежнокредитной политики на 2013 г., Банк России завершит переход к таргетированию инфляции на основе установления целевого интервала изменения индекса потребительских цен (ИПЦ). В ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе - на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен), что будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения. В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4-5% в годовом выражении в 2014 г.
© Н.Ф. Криворотова, Т.Н. Урядова, 2012
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3
Реализация денежно-кредитной политики будет проходить в условиях гибкого курсообразования. При этом Банк России сохранит свое присутствие на валютном рынке исключительно с целью сглаживания избыточной волатильности валютного курса, не оказывая влияния на тенденции в его динамике, формируемые фундаментальными факторами. Это позволит избежать рисков для стабильности российской финансовой системы вследствие чрезмерно резких колебаний валютного курса и в то же время поможет адаптации экономических агентов к работе в условиях практически свободно плавающего валютного курса [2].
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. характеризуется снижением доходов по сравнению с 2012 г. и стабилизацией их на уровне 36,6-36,2%% к ВВП в 2013-2015 гг., снижением общего объема расходов с 37,9% до 35,9% к ВВП и дефицита в 2013 и 2014 гг., и профицитом в 2015 г. (табл. 1).
Таблица 1
Основные параметры бюджетной системы РФ, млрд руб.
Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Доходы, всего 13321,7 15675,2 21218 23018 24084,9 26543 29 515
%% к ВВП 34,3 34,7 38,9 38,0 36,6 36,2 36,2
в том числе:
федеральный бюджет 7 337,8 8 305,4 11 367 12 677 12 395 13 642 15 224
бюджеты внебюджетных фондов РФ 3 506,4 4 814,5 6 162,6 7 168,2 7 768,0 8 434,7 9 269,9
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 5 924,2 6 534,1 7 641,0 7 923,8 8 562,9 9 201,0 9 995,6
Расходы, всего 16027,1 17570,5 20357 22802 24 949 26865,8 29 281
%% к ВВП 41,3 38,9 37,3 37,6 37,9 36,6 35,9
в том числе:
Федеральный бюджет 9 660,1 10 117,5 10 926 12 745 13 387 14 102 15 316
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ 3 555,0 4 779,5 5 730,1 6 876,2 7 517,2 8 214,6 8 917,8
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 253,5 6 634,1 7 676,1 7 931,5 8 686,1 9 283,8 10 022
Дефицит (-) / профицит (+), всего -2 705,4 -1 895,3 860,5 216,2 -864,3 -322,4 234,0
%% к ВВП -7,0 -4,2 1,6 0,4 -1,3 -0,4 0,3
В соответствии с основными направлениями бюджетной политики на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг., доля федерального бюджета в доходах бюд-жетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 55,1% в 2012 г. до 51,6 % в 2015 г., в расходах (без учета межбюджетных трансфертов) - возрастет с 36,5 % в 2012 г. до 37,5% в 2015 г. [3].
Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) возрастет с 28,8% в 2012 г. до 30,1% в 2015 г., доля расходов снизится с 37,3% в 2012 г. до 36,9% в 2015 г.
К началу 2012 г. экономика полностью восстановилась после кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить в 2011 г. федеральный бюджет без дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой денежно-кредитной политике.
Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости.
Режим свободно плавающего валютного курса необходим для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
81
При разработке денежно-кредитной политики необходимо принимать во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита.
Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики [4].
Ожидаемое сокращение валютных интервенций может существенно уменьшить роль чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования как основного источника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции.
Для обеспечения соответствия динамики инфляции целевой траектории нужно использовать все имеющиеся инструменты денежно-кредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять в определенной степени как бюджетные механизмы аккумулирования дополнительных доходов от экспорта нефти и газа при высоких ценах мирового рынка энергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.
Основным фактором риска для российского банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.
Следствием влияния указанного фактора является введение российскими банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.
В этой ситуации на состояние банковского сектора будет оказывать влияние качество функционирования внутрибанковских систем оценки и управления рисками, включая кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски. Наряду с вопросами поддержания ликвидности банки должны уделять внимание вопросам поддержания достаточности капитала, в том числе и за счет дополнительных инвестиций собственников и новых инвесторов.
В целях снижения негативного влияния международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки России реализуется комплекс мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.
В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.
Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.
Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.
Но, несмотря на наметившиеся положительные тенденции, ведущие отечественные экономисты выделяют целый ряд нерешенных проблем [5].
Во-первых, сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит. Бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках, вследствие чего ограничены бюджетные возможности для увеличения расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны. При этом принятые бюджетные обязательства не могут быть сокращены вследствие их социальной направленности.
Во-вторых, структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития - недостаточно средств, направляемых из бюджета на реализацию инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки.
В-третьих, на низком уровне находится экономическая эффективность осуществляемых бюджетных расходов.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3
В-четвертых, высока зависимость бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из вышестоящих бюджетов, что оказывает негативное влияние на создание условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности регионов, которые являются необходимой основой для увеличения их доходов.
В-пятых, не удалось избежать постоянных изменений налогового законодательства, что препятствует реализации долгосрочных инвестиционных проектов по причине низкой предсказуемости налоговых издержек при разработке бизнес-планов.
В заключение следует отметить, что для эффективного решения задач макроэкономического регулирования, с одной стороны, действия Центрального банка Российской Федерации должны характеризоваться независимостью и последовательностью, с другой стороны, меры, принимаемые в денежно-кредитной сфере, должны сопровождаться адекватной бюджетной политикой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маневич В.Е., Ерохина Ю.В. Макроэкономическая ситуация и денежно-финансовая политика в России в 2011 году // Бизнес и банки. 2012. № 5.
2. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 г. и период 2014 и 2015 гг. // Центральный банк Российской Федерации. 2012. C. 36.
3. ПодколзинаИ.А. Некоторые актуальные проблемы российской денежно-кредитной политики в исследованиях европейских экономистов // Деньги и кредит. 2011. № 8. C. 69.
4. Fjoertoft D.B. Monetary Policy in Russia and Effects of the Financial Crisis // PETROSAM Program of the Research Council of Norway. Fridtjof Nansen Institute, the Norwegian Institute for International Affairs and Econ P yry, 2012.
5. Trichet J.C. Supporting the financial system and the economies: Key ECB policy actions in the crisis // European Central Bank: Directorate Communications. Frankfurt am Main, 2012.