Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
928
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / ДОХОДЫ РЕГИОНА / НАЛОГИ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храмченко А.А., Терещенко О.В., Захарченко П.А., Трубицина А.А.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в современной России важны проблемы пространственного развития страны. Принцип бюджетного федерализма имеет конституционную основу, обусловлен федеративным устройством государства. В российской модели бюджетного федерализма происходит концентрация значительной части бюджетных средств в федеральном бюджете. Собственные доходы в бюджетах субъектов РФ и органов местного самоуправления не покрывают их расходных обязательств. Недостаток налоговой базы формирования бюджетов регионального и местного уровней не позволяет им быть независимыми. В современных условиях необходимо изменение российской модели бюджетного федерализма: децентрализация бюджетной системы Российской Федерации, снижение дотационности региональных и местных бюджетов, повышение их устойчивости и самостоятельности. В данной статье предложены меры, направленные на изменение правил формирования доходной части бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления, что позволит повысить заинтересованность регионов и местных властей в наращивании налогового потенциала, стимулирует их развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF BUDGETARY FEDERALISM IN MODERN RUSSIA

The relevance of the research topic is determined by the fact that the problems of spatial development of the country are important in modern Russia. The principle of budgetary federalism has a constitutional basis, is conditioned by the federal structure of the state. In the Russian model of fiscal federalism, a significant part of the budget funds is concentrated in the federal budget. Own revenues in the budgets of the subjects of the Russian Federation and local self-government bodies do not cover their expenditure obligations. The lack of a tax base for the formation of regional and local budgets does not allow them to be independent. In modern conditions, it is necessary to change the Russian model of budget federalism: decentralization of the budget system of the Russian Federation, reduction of subsidization of regional and local budgets, increasing their stability and independence. This article proposes measures aimed at changing the rules for the formation of the revenue side of the budgets of the subjects of the Russian Federation and local governments, which will increase the interest of regions and local authorities in increasing tax potential, stimulate their development.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

References:

1. Lukyanova A.A., Actual issues of control activities of the Federal Treasury / A.A. Lukyanova // In the collection: Educational system: issues of theory and practice. collection of scientific papers. Ka-zan,2019. - С. 296-299.

2. Functions [Electronic resource] - Mode of access: https://roskazna.gov.ru/o-kaznachejstve/funkcii-fk/ (date of viewing: 27.02.2022).

3. Khokhlov N.S., Problems arising in the process of control and supervisory activity of the Federal Treasury / N.S. Khokhlov // Alley of Science. - 2019. - Т. 3. - № 5 (32). - С. 662-667.

4. Gusarova L.V., Estimation of the Federal Treasury performance on the basis of the balanced score-card / L.V. Gusarova // Economics and Management: Problems, Solutions. - 2021. - Т. 2. - № 9 (117). - С. 37-42.

5. Logvencheva A.O. Legal bases of automation of Federal Treasury activity in the sphere of state financial control: problems of using information systems / A.O. Logvencheva // Bulletin of Kutafin University (Moscow State Law Academy). - 2021. - № 9 (85). - С. 178-190.

6. Elmesov K.L., Risk-Oriented Approach of State Control of Audit Activity within the Federal Treasury of Russia / K.L. Elmesov // Natural and Humanitarian Studies. - 2021. - № 38 (6). - С. 469-478.

7. Information on the results of inspections [Electronic resource] - Mode of access: https://minfin.rk.gov.ru/ru/structure/8 (date of viewing: 27.02.2022).

8. Decree of the Government of the Russian Federation from 01.12.2004 N 703 (ed. from 17.12.2021) "On the Federal Treasury" [Electronic resource] - Mode of access: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_50565/ (date of viewing: 27.02.2022).

EDN: MZQVHM

А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ,

A.A. Khramchenko - candidate of Economics, associate professor of the department of finance, FSBEI HE Kuban SAU;

О.В. Терещенко - к.ф.н., ассистент кафедры истории и политологии, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ;

O.V. Tereshchenko - k.f.n., assistant kafedry istorii i politologii, FSBEI HE Kuban SAU;

П.А. Захарченко - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, purpurpol@bk.ru,

P.A. Zakharchenko - student, FSBEI HE Kuban SAU;

А.А. Трубицина - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, atrubicina@gmail.com,

A.A. Trubitsina - student, FSBEI HE Kuban SAU.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ACTUAL PROBLEMS OF BUDGETARY FEDERALISM IN MODERN RUSSIA

Аннотация. Актуальность темы исследования определяется тем, что в современной России важны проблемы пространственного развития страны. Принцип бюджетного федерализма имеет конституционную основу, обусловлен федеративным устройством государства. В российской модели бюджетного федерализма происходит концентрация значительной части бюджетных средств в федеральном бюджете. Собственные доходы в бюджетах субъектов РФ и органов местного самоуправления не покрывают их расходных обязательств. Недостаток налоговой базы формирования бюджетов регионального и местного уровней не позволяет им быть независимыми. В современных условиях необходимо изменение российской модели бюджетного федерализма: децентрализация бюджетной системы Российской Федерации, снижение дотационности региональных и местных бюджетов, повышение их устойчивости и самостоятельности. В данной статье предложены меры, направленные на изменение правил формирования доходной части бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления, что позволит повысить заинтересованность регионов и местных властей в наращивании налогового потенциала, стимулирует их развитие.

Abstract. The relevance of the research topic is determined by the fact that the problems of spatial development of the country are important in modern Russia. The principle of budgetary federalism has a constitutional basis, is conditioned by the federal structure of the state. In the Russian model of fiscal federal-

ism, a significant part of the budget funds is concentrated in the federal budget. Own revenues in the budgets of the subjects of the Russian Federation and local self-government bodies do not cover their expenditure obligations. The lack of a tax base for the formation of regional and local budgets does not allow them to be independent. In modern conditions, it is necessary to change the Russian model of budget federalism: decentralization of the budget system of the Russian Federation, reduction of subsidization of regional and local budgets, increasing their stability and independence. This article proposes measures aimed at changing the rules for the formation of the revenue side of the budgets of the subjects of the Russian Federation and local governments, which will increase the interest of regions and local authorities in increasing tax potential, stimulate their development.

Ключевые слова: бюджетный федерализм, межбюджетные трансферты, доходы региона, налоги, межбюджетные отношения.

Keywords: fiscal federalism, inter-budget transfers, regional revenues, taxes, inter-budget relations.

В условиях современной России актуальны проблемы территориальной организации экономики, разграничения полномочий между уровнями власти, включая вопросы бюджетного федерализма.

Россия - федеративное государство. Федеративное устройство страны определяет особенности ее бюджетной системы. Бюджетная система России состоит из федерального уровня, регионального и местного уровней, в соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Она построена на бюджетном федерализме - принципе, имеющий основополагающее значение в бюджетной сфере [14].

Принцип бюджетного федерализма законодательно не определен. Условия реализации бюджетного федерализма заложены в Конституции Российской Федерации, закрепившей единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправие в отношениях с федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, полноту государственной власти субъектов Российской Федерации за пределами компетенции Российской Федерации и компетенцию Российской Федерации по предметам общей компетенции.

Принцип бюджетного федерализма отражен в Бюджетном кодексе Российской Федерации. В Бюджетном кодексе Российской Федерации определены принципы самостоятельности бюджетов, разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, установлены обязанности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований иметь собственные бюджеты, необходимые для исполнения расходных обязательств субъектов РФ или муниципального образования (соответственно). Принцип единства бюджетной системы, закрепленный в Бюджетном кодексе Российской Федерации, не допускает поглощения федеральным бюджетом иных бюджетов или слияния бюджетов [8].

На рисунке 1 представим признаки бюджетного федерализма в России.

Сформирована существующая бюджетная система России. Законодательно разграничены субъекты полномочий Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, установлены принципы бюджетной системы, распределены источники доходов Федерации, регионов, регламентированы основания предоставления межбюджетных трансфертов. Между тем проблема реализации бюджетного федерализма до сих пор не решена, в том числе в части разграничения расходов и доходов между уровнями бюджета.

Бюджетная систем в России излишне централизована уровне Федерации (центра), о чем свидетельствует разграничение доходов между бюджетами.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет порядок формирования федерального бюджета по принципу «снизу-вверх» [7]. Значительная часть налогов и других доходов аккумулируется в федеральном бюджете, который занимает центральную роль в бюджетной системе России.

Признаки бюджетного федерализма б России

Рисунок 1 - Признаки бюджетного федерализма в России

(Составлен авторами на основе источника [14])

Большинство налогов, формирующих региональные и местные бюджеты, относятся к федеральным. Доля региональных и местных налогов в бюджетах регионов и муниципалитетов незначительна. Несмотря на отнесение налога к региональному или местному, субъекты РФ и муниципалитеты не вправе устанавливать сроки, порядок уплаты налогов, свободно определять налоговые ставки. Пределы налоговых ставок, иные параметры региональных и местных налогов, исчерпывающий перечень налоговых ставок устанавливаются федеральным законодательством [2]. Принцип равенства бюджетной системы нарушается, поскольку бюджеты регионального и местного уровня нуждаются в дополнительных средствах, зависят от федерального бюджета. Указанное противоречит принципу бюджетного федерализма [15].

Исходя из принципа бюджетного федерализма, федеральному или региональному уровню управления должен быть, присвоен такой объем расходных полномочий, который соответствует объему доходных полномочий. Однако на практике существует разрыв между вариантами дохода и потребления и вариантами потребления. Необходимо сглаживать дисбалансы с помощью системы межбюджетных трансфертов для достижения необходимого уровня жизни населения страны. В рамках бюджетного федерализма предполагается, что бюджетные системы будут скоординированы.

Вертикальные дисбалансы связаны с высокой централизацией бюджетных средств в России. При вертикальном выравнивании за счет субсидий, дотаций, бюджетной ссуды, субвенций, бюджетного кредита производится достижение баланса между расходами и доходами разных уровней бюджета.

Горизонтальные дисбалансы связаны с географическими, природно-климатическими условиями, ресурсами, производством, налоговым потенциалом, национальными и историческими особенностям регионов. Неравенство бюджетов, вызванные территориальным фактором, устраняется при горизонтальном выравнивании.

На рисунке 2 представим динамику количества субъектов РФ, получающих в 20152021 гг. дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

За период с 2015 гг. по 2021 гг. 71-73 субъекта РФ (из 85) получали дотации из федерального бюджета. Постепенно снижалось количество регионов-доноров (14 в 2016 г., 12 в 2018 г.). С 2019 г. наблюдается небольшой прирост регионов-доноров (13 в 2019 г., 2020 г., 2021 г.), однако их общее невелико (13 из 85).

Рисунок 2 - Динамика количества субъектов РФ, получающих в 2015-2021 гг. дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ [ 10]

Рассмотрим и проанализируем объемы межбюджетных трансфертов, согласно Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, утвержденных Минфином России (рисунок 3).

Рисунок 3 - Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам

субъектов РФ в 2018-2021 гг. [10]

Данные, утвержденные Минфином России, позволяют говорить о том, что объемы межбюджетных трансфертов, подлежащих предоставлению бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета в 2018-2021 гг., достаточно весомы. На сегодняшний день региональные бюджеты в значительной степени зависят от федеральных трансфертов.

Обобщая результаты анализа, можно сказать, что для подавляющего большинства субъектов РФ значительным источником доходов являются межбюджетных трансферты, поступающие из федерального бюджета.

Источники бюджетов в виде межбюджетных трансфертов лишены стимулирующих свойств, они создают иждивенческое настроение у получателей, поскольку не способствуют развитию хозяйственной инициативы. Региональные органы власти и муниципалитеты, получающие межбюджетные трансферты, не стремятся пополнять свой бюджет за счет повышения налоговых доходов, их бюджет пополняется за счет безвозмездных отчислений. Такая финансовая помощь не способствует созданию условий для развития территорий. Следует отметить, что отмена данной финансовой поддержки невозможна. Ввиду социальных особенностей регионов, экономической отсталости, экологической обстановки предоставление межбюджетных трансфертов необходимо, так как обусловлено объективными причинами. Федерация должна осуществлять выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Однако, главной целью бюджетного регулирования должно стать обеспечение способности региона к саморазвитию и самообеспечению [9].

Сложившаяся модель бюджетного федерализма в России в настоящее время требует совершенствования.

Право распоряжаться своими бюджетами требуется передать субъектам РФ и органам местного самоуправления. То есть необходимо провести децентрализацию бюджетной системы РФ.

Субъекты РФ и органы местного самоуправления должны покрывать большую часть своих расходов за счет доходов, полученных от осуществления хозяйственной деятельности на своих территориях. За субъектами РФ и муниципальными образованиями нужно закрепить некоторые виды налогов или долю от налогов. Так, возможно перераспределять в пользу субъектов РФ сборы за природопользование и загрязнение окружающей среды. Возможно увеличить нормативы отчислений от налога на добычу полезных ископаемых в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Налог на добавленную стоимость возможно перераспределять между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Данная мера даст возможность субъектам РФ и муниципальным образованиям создавать свои бюджеты независимо от Федерации. Разграничение доходов по уровням бюджетной системы РФ приведет к финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований. Данные шаги позволят повысить качество и уровень жизни населения в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании, а также в России в целом [13].

Построение асимметричной модели межбюджетных отношений также позволит решить проблему финансовой зависимости регионов России от Федерации. Данная модель предполагает развитие экономически лидирующих субъектов РФ за счет увеличения собственных доходов региона. В созданных центрах экономического пространства должны быть размещены предприятия ведущих отраслей. Они создадут пространственный каркас экономического роста страны. Необходимы государственная финансовая поддержка инвестиционных проектов, создание барьеров, препятствующих вывозу капитала из России. Для организаций, осуществляющих инвестиции в отрасли производства, должны быть созданы условия, стимулирующие их инвестиционную активность: льготы, преференции. Указанное позволит произвести модернизацию экономики за счет внедрения прогрессивных технологий [11].

Развитие России как федеративного государства возможно только в условиях бюджетного федерализма. В рамках бюджетного федерализма решается вопрос о системе распределения бюджетных полномочий между тремя уровнями бюджетов.

В настоящее время в России эффективная модель бюджетного федерализма не создана. Принципу бюджетного федерализма в большей степени будет отвечать увеличение объема закрепленных налогов за каждым уровнем бюджета, максимальная самостоятельность всех уровней бюджета. Указанное приведет к повышению собственных доходов региональных и местных бюджетов, к увеличению заинтересованности регионов в сборе налогов, что позволит повысить доходную базу. Это обеспечит высокую самостоятельность бюджетов, стабильное развитие регионов и страны.

Источники:

1. Багманова Г.Р. Особенности развития бюджетного федерализма в России/ Г.Р. Багманова // Вестник экономики, права и социологии. -2017. - № 4. - С. 18-20.

2. Болотнова Е.А.Экономический анализ финансовой устойчивости организации как фактор повышения эффективности принятия управленческих решений/ Болотнова Е.А., Храмченко А.А.// Естественно-гуманитарные исследования. 2019. № 25 (3). С. 29-33.Бюджетное право: учебник [Текст] : / под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2018. - 400 с.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www .consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/, свободный.

4. Габиева, С.М. Анализ бюджетного инвестирования/ С.М. Габиева //Юридический вестник ДГУ. - 2016. - № 4. - С. 70-74.

5. Кучеренко А.А. Бюджет как инструмент государственного регулирования экономики /Кучеренко А.А., Храмченко А.А., Болотнова Е.А.// В сборнике: Проблемы и перспективы развития теории и практики финансов. сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей, в преддверии 25-летия факультета «Финансы и кредит» Кубанского государственного аграрного университета. 2019. С. 84-88.

6. Лазарева, Т. Г. Государственные и муниципальные финансы [Текст] : учебное пособие / Т.Г. Лазарева. - Самара : СамГАУ, 2021. - 138 с.

7. Михайленко И.А. К вопросу о проблемах бюджетного федерализма / И.А. Михайленко, О.А. Теплякова //Вестник Гуманитарного университета. - 017. - № 1. - С. 36-42.

8. Нечаев, А. С. Бюджетная система Российской Федерации [Текст] : учеб. пособие / А.С. Нечаев, Д.А. Антипин, О.В. Антипина. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 266 с.

9. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/, свободный.

10. Пелипенко Е.Д. Методы сбалансирования государственного бюджета /Пелипенко Е.Д., Храмчен-ко А.А., Болотнова Е.А.// В сборнике: Актуальные проблемы бюджетного устройства Российской Федерации. Сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета финансов и кредита Кубанского государственного аграрного университета. Составители А.А. Храмченко, Е.А. Болотнова. 2019. С. 99-103.

11.Идрисов Ш.А. Бюджетный федерализм: зарубежные и российская модели / Ш.А. Идрисов, Р.Г. Сомоев // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. - №4 (48). - Номер статьи: 4841. - Дата публикации: 16.12.2016. . - Режим доступа : https://eee-region.ru/article/4841/.

12. Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования [Текст] : / под ред. А.В. Брызгалина // Налоги и финансовое право. - 2019. - N 12. - С. 7 -130.

13.Ткаченко, Р.В. Роль бюджетного регулирования в современном обществе / Р.В. Ткаченко // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - № 11. - С. 122 - 132.

14.Храмченко А.А. Оценка структуры динамики пенсионной системы в РФ / Храмченко А.А., Абрамян М.Н., Борсук Д.А. // Вестник Академии знаний. 2020. № 4 (39). С. 440-443. References:

1. Bagmanova G.R. Features of the development of budgetary federalism in Russia / G.R. Bagma-nova // Bulletin of Economics, Law and Sociology. - 2017. - No. 4. - P. 18 - 20.

2. Bolotnova E.A. Economic analysis of the financial stability of an organization as a factor in increasing the efficiency of managerial decision-making / Bolotnova E.A., Khramchenko A.A. // Natural and humanitarian research. 2019. No. 25 (3). Pp. 29-33 Budgetary law: textbook [Text]: / ed. I.A. Tsindeliani. Moscow: Prospect, 2018 .- 400 p.

3. Budget code of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/, free.

4. Gabieva S.M. Analysis of budgetary investment / S.M. Gabieva // Legal Bulletin of DSU. - 2016. -No. 4. - S. 70-74.

5. A.A. Kucherenko Budget as an instrument of state regulation of the economy / Kucherenko A.A., Khramchenko A.A., Bolotnova E.A. // In the collection: Problems and prospects for the development of theory and practice of finance. collection of articles of the international scientific-practical conference of students, postgraduates and teachers, on the eve of the 25th anniversary of the faculty "Finance and Credit" of the Kuban State Agrarian University. 2019.S. 84-88.

6. Lazareva, T.G. State and municipal finance [Text]: tutorial / T.G. Lazareva. - Samara: SamGAU, 2021.- 138 p.

7. Mikhailenko, I.A. On the issue of the problems of budgetary federalism / I.A. Mikhailenko, O.A. Teplyakova // Bulletin of the Humanitarian University. - 2017. - No. 1. - P. 36-42.

8. Nechaev, AS The budgetary system of the Russian Federation [Text]: textbook. manual / A.S. Nechaev, D A. Antipin, O.V. Antipin. - Moscow: INFRA-M, 2019 .- 266 p.

9. Official site of the Ministry of Finance of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: https://minfin.gov.ru/ru/, free.

10.Pelipenko E.D. Methods of balancing the state budget / Pelipenko E.D., Khramchenko A.A., Bo-lotnova E.A. // In the collection: Actual problems of the budgetary structure of the Russian Federation. Collection of articles of the international scientific-practical conference of students, graduate students and teachers of the Faculty of Finance and Credit of the Kuban State Agrarian University. Compiled by A.A. Khramchenko, E.A. Bolotnov. 2019.S. 99-103.

11.Idrisov, Sh.A. Fiscal federalism: foreign and Russian models / Sh.A. Eid-ris, R.G. Somoev // Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. - No. 4 (48). - Article number: 4841. - Publication date: 12/16/2016. ... - Access mode: https://eee-region.ru/article/4841/.

12.Thematic issue: Corporate relations, contracts, etc.: from the practice of civil legal consulting [Text]: / ed. A.V. Bryzgalina // Tax and financial law. - 2019. - N 12. - S. 7 - 130.

13.Tkachenko, R.V. The role of budgetary regulation in modern society / R.V. Tkachenko // Actual problems of Russian law. - 2020. - N 11. - S. 122 - 132.

14.Khramchenko A.A. Assessment of the structure of the dynamics of the pension system in the Russian Federation / Khramchenko A.A., Abramyan M.N., Borsuk D.A.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 4 (39). S. 440-443.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.