актуальные проблемы борьбы с преступностью в сфере незаконного оборота нефти и продуктов ее переработки
УДК 343.23:552.578.2
А.И. БОЧАРОВ,
заместитель начальника 13 отдела ОРБ 4 МВД России , подполковник милиции
Высокая окупаемость капиталовложений в предприятия топливно-энергетического комплекса, рентабельность деятельности в целом и наличие стабильного спроса на продукцию сделали предпринимательство в
этой сфере чрезвычайно привлекательным не только для легальной деятельности, но и для преступных посягательств. Большой неудовлетворённый спрос на продукцию ТЭК, а также высокие цены на нефть обусловили доходность вложения средств в эту отрасль, в том числе в добычу и переработку нефти и торгово-закупочные операции с нефтью и нефтепродуктами, включая горючие и смазочные материалы.
В связи с этим одним из элементов современной оперативной обстановки в топливно-энергетическом комплексе является активизация деятельности организованных групп, направленная на кражи нефти и нефтепродуктов из магистральных трубопроводов [1] с целью их последующей реализации.
При этом все случаи хищения нефти относятся к проявлениям организованной преступности, поскольку они в течение длительного времени подготавливаются и совершаются устойчивыми группами лиц, заранее объединившихся для совершения серии преступлений, располагающих группами охранения и контрнаблюдения, обла-
дающими необходимыми для изготовления врезок профессиональными знаниями, квалифицированными специалистами. Оснащены такие группы специальными техническими приспособлениями, изготовленными на высоком профессиональном уровне и предусматривающими долговременное использование для хищений. Ими используется подготовленный для перевозки нефти специализированный автотранспорт. У подобных групп налажены устойчивые каналы гарантированной транспортировки, хранения, переработки, реализации похищенной нефти и легализации вырученных при этом денежных средств, а также широкие связи в среде сотрудников правоохранительных органов, органов прокуратуры и местного самоуправления [2].
В целях принятия исчерпывающих мер по защите интересов государства за истекший период времени ДЭБ МВД России была проделана значительная работа по сбору информации, анализу оперативной обстановки, оценке сложившегося положения по линии работы, выработке стратегических решений и планированию конкретных оперативно-профилактических мероприятий по пресечению преступных посягательств на нефть и нефтепродуктопроводы [3].
На опыте оперативно-служебной деятельности территориальных органов внутренних
дел изучены особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также исполнения следственных поручений по выявлению и привлечению к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении краж нефти и нефтепродуктов из магистральных трубопроводов, определению и возмещению причиненного при этом ущерба. Оказана практическая и методическая помощь в организации комплекса оперативно-розыскных мероприятий по устранению причин и условий совершения преступных посягательств на объекты магистрального трубопроводного транспорта.
Вместе с тем результаты выездов в служебные командировки [4] и анализ имеющихся материалов свидетельствуют, что оперативная обстановка, складывающаяся в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, отличается повышенной криминогенностью, а предпринимаемые руководством ГУВД (УВД) меры по стабилизации криминогенной ситуации в отрасли не в полной мере отвечают предъявляемым требованиям [5].
Основное внимание оперативных подразделений сосредоточено на выявлении малозначительных фактов, низка эффективность работы по отработке ОГ и ПС, задействованных в данной сфере. Как правило, вне поля
зрения остаются вопросы транспортировки, хранения, переработки, реализации похищенного углеводородного сырья и легализации преступно нажитых средств, вопросы финансирования незаконных преступных формирований. Первоочередное значение в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел уделяется поимке непосредственных исполнителей врезок, при этом лидеры организованных групп и организаторы рассматриваемых преступлений остаются безнаказанными.
Недостаточная организованность и согласованность действий сотрудников ГУВД (УВД), внутриведомственная разобщенность территориальных органов внутренних дел и недооценка их руководством степени общественной опасности противоправных посягательств на объекты магистрального трубопроводного транспорта препятствуют своевременному принятию территориальными органами внутренних дел эффективных мер по пресечению незаконного оборота нефти и продуктов ее переработки.
Практика работы свидетельствует, что криминальные деньги, инвестированные организованными (в том числе этническими) группировками в развитие теневого нефте-бизнеса, возвращаются в течение 1-2 месяцев и позволяют в дальнейшем оснащать преступников различными достижениями научно-технического прогресса (приборы ночного видения, спутниковая и сотовая связь, портативные газо-сварочные аппараты и нефтеналивные агрегаты, устройства
дистанционного горизонтального бурения, дельтопланы и т.д.).
Преступные группировки, действующие в данной отрасли экономики, легализовав значительную часть теневых капиталов, освоив новые виды противоправной деятельности, вовлекают в свой преступный бизнес всё большее количество граждан [6]. Полученные от реализации похищенной нефти и нефтепродуктов денежные средства используются в целях финансирования преступных сообществ и незаконных вооруженных формирований.
Задействованные в хищениях нефти ОГ и ПС характеризуются четким распределением ролей. Как правило, преступникам известен график прохождения мобильных групп, места выхода на поверхность магистральных трубопроводов, технологических колодцев, технические возможности экипажей патрульной охраны. Сформированы и систематически функционируют стабильные каналы сбыта и переработки похищенных нефтепродуктов, их легализация осуществляется на этапах хранения на незаконно действующих базах.
Установлено, что незаконный оборот нефти и нефтепродуктов базируется на значительных финансовых инвестициях и, как правило, включает в себя три этапа: организационный этап, этап технической подготовки, этап реализации.
В первую очередь, незаконный оборот нефти организуется и обеспечивается деятельностью организованных групп, специализирующихся на каналах хранения и сбыта
похищенной нефти. Как правило, пособниками деятельности указанных ОГ являются руководители железнодорожных станций, собственники путей не общего пользования (подъездных путей), фактические владельцы нефтебаз (физические и юридические лица), владельцы автобойлерной техники (перевозчики), руководители организаций - давальцев (перевалочных баз), обеспечивающих массовые объемы поставок похищенной нефти.
Имеющаяся оперативная информация свидетельствует, что хищения нефти на
объектах магистрального трубопроводного транспорта осуществляются с целью ее последующей реализации, в основном, в качестве давальческого сырья через посреднические Московские и Санкт-Петербургские фирмы на нефтеперерабатывающие заводы, расположенные в иных субъектах РФ, а также за пределы Российской Федерации по внешнеэкономическим сделкам.
Правоприменительная практика свидетельствует: организаторы, подстрекатели, пособники и исполнители рассматриваемой противоправной деятельности, как правило,
Типовая схема
движения и легализации похищенной из МНПП нефти, а также финансирования задействованных ОПГ
принимают участие в действиях, уголовная ответственность за совершение которых предусмотрена ст. ст. 158, 165, 167, 171, 174.1, 174.2, 175, 210 и 327 УК РФ.
Преступные посягательства на объекты трубопроводного транспорта приобрели широкий размах: возросла как численность преступных групп, занимающихся хищением нефти и топлива, так и большегрузного автотранспорта, используемого для перевозки похищенной нефти и нефтепродуктов. Преступления совершаются, в основном, в ночное время. Хищениям подвергается уг-
леводородное сырье как из магистральных трубопроводов, так и из межпромысловых (нефтедобывающие организации) и технологических (нефтеперерабатывающие заводы) трубопроводов. Автомашины, предназначенные для перевозки похищенного топлива, к месту хищения сопровождаются легковым автотранспортом. Связь между участниками преступления осуществляется с помощью сотовой связи и не без участия сотрудников охраны нефтепроводного транспорта.
Специфика данных преступлений приводит к тому, что органы внутренних дел
обладают информацией, имеющей значение для выявления, пресечения и дальнейшего расследования рассматриваемых выше категорий преступлений. Осуществляют непосредственное расследование подобных преступлений подразделения УБОП, УБЭП и УНП при органе внутренних дел субъекта, УГИБДД, городские отделы, районные управления и другие подразделения милиции общественной безопасности.
При этом общее руководство их деятельностью осуществляется разными заместителями начальника ГУВД (УВД), а широкое распространение коррупции в рядах сотрудников требует активного участия со стороны УСБ органа внутренних дел. Вследствие внутриведомственной разобщенности и ориентированности на первоочередном выполнении «плановых показателей» руководители оперативных подразделений, как правило, не заинтересованы в совместном выявлении и пресечении всей цепочки противоправной деятельности лиц, причастных к незаконному обороту нефти, что приводит к снижению в целом оперативности и эффективности противодействия рассматриваемым преступным посягательствам.
К особенностям документирования преступных посягательств на объекты магистрального трубопроводного транспорта и проведения первоначальных следственных действий по фактам их выявления относится трудоемкость (а порой и практическая невозможность) и кратковременность сохранения следов противоправной деятельности, активное противодействие организаторов, исполнителей и пособников данной незаконной деятельности, необходимость специальных познаний и особым образом подготовленной инфраструктуры для отыскания, изъятия, установления ущерба, приобщения к материалам уголовного дела и хранения таких вещественных доказательств и орудий преступления как автобойлерная техника, объемы похищенной нефти (продуктов ее переработки) и т.д.
В тоже время отдаленность и труднодо-ступность мест пролегания трубопроводов, слабая техническая оснащенность, отставание правового регулирования от потребностей правоохранительной практики, а также отсутствие четко выраженной и конкретно сформулированной позиции органов прокуратуры и судов по формам и методам сбора доказательной базы в рамках расследования соответствующих уголовных дел объективно затрудняют эффективную работу правоохранительных органов в борьбе с хищениями
нефти.
Принимая во внимание сложный и многосоставный характер преступных посягательств на объекты магистральных трубопроводов, их 100 % совершение в составе групп по предварительному сговору и с прямым умыслом (организованными группами), высокий процент рецидивов со стороны лиц, ранее осужденных за подобные преступления, а также сложности уголовно-правовой квалификации и расследования данной категории уголовных дел, основным направлением оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел следует рассматривать подрыв экономических основ незаконного оборота нефти (продуктов ее переработки) и качественное документирование преступных посягательств на объекты магистрального трубопроводного транспорта.
Лишь комплексное воздействие на всю инфраструктуру преступного бизнеса, основанного на незаконном обороте похищенной из трубопроводов нефти, способно привести к существенному подрыву экономических основ данных преступных посягательств. Основу рассматриваемого специального оперативно-профилактического мероприятия могут составлять сплошные проверки деятельности объектов хранения, транспортировки, переработки и реализации нефти и нефтепродуктов. Также необходимо пристальное внимание правоохранительных органов к формальным соственникам автобойлерной техники и организациям, легально добывающим, перевозящим, хранящим и перерабатывающим нефть, документы, с реквизитами которых используются в целях легализации похищенного.
В ходе проведения широкомасштабных оперативно-профилактических мероприятий необходимо обращать внимание на отбор соответствующих проб и проведение необходимых исследований (экспертиз), а также выявление фактов вовлечения в хозяйственный оборот объемов нефти неподтвержденного происхождения, установление состава контрагентов (коммерческих партнеров), направления движения денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также использования при этом поддельных документов.
Как отмечалось ранее, с учетом остроты сложившейся в ряде регионов оперативной обстановки по линии хищений нефти из магистральных трубопроводов и необходимости оперативного принятия адекватных мер по эффективному противодействию организованным преступным группам в сфере незаконного оборота нефти (продуктов ее переработки) первостепенное значение
приобретает создание самостоятельных специализированных подразделений [7] (оперативно-розыскных частей), основным направлением оперативно-служебной деятельности которых должны быть определены подрыв экономических основ рассматриваемых противоправных посягательств декриминализация сферы незаконного оборота нефти и нефтепродуктов в регионе организации взаимодействия, координации и контроля деятельности взаимодействующих подразделений территориального органа внутренних дел по пресечению хищений нефти.
Также на указанные подразделения должна быть возложена обязанность своевременно выявлять опасные тенденции в сфере преступных посягательств по линии
незаконного оборота нефти, разрабатывать действенные методы ее документирования и нейтрализации, инициативно отработать их практическое применение.
Таким образом, наибольшая эффективность пресечения преступных посягательств в сфере ТЭК достигается в тех субъектах Российской Федерации, которые своевременно реагируют на складывающуюся оперативную обстановку, в том числе путем создания специализированных подразделений (за счет маневрирования силами и средствами) и укреплением взаимодействия с правоохранительными органами, заинтересованными органами государственной исполнительной власти (в т.ч. и с органами местного самоуправления).
Литература —
1. Интернет сайт компании ОАО АК «Транснефть» www.transneft.ru;
2. Интернет сайт компании ОАО АК «Транснефтепродукт» www.transnefteproduct.ru;
3. Межведомственный план комплексных мероприятий по защите магистральных нефтепродуктопроводов и нефтепроводов от преступных посягательств на 2005-2007 гг . № 1/5360 от 09.08.2005 г.
4. Указание заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника милиции А.П. Новикова от 10.04.2006 г. № 1/2616.
5. Протокол совещания при Министре внутренних дел Российской Федерации от 23.05.2006 г.
6. Протокол межведомственного совещания при Министре внутренних дел Российской Федерации № 9см от 26.07.2006 г.
7. Приказ МВД России № 441 от 17.06.2006 г.
8. Рапорта и справки сотрудников ОРБ 4 МВД России о результатах командировок по линии работы за 2006 г.
9. Рапорт Министру внутренних дел Российской Федерации об итогах проведения операции «Нефть» в 2006 г. (б/н от 03.08.2006 г.).
10. Протоколы совещания межведомственной рабочей группы (б/н от 01.10.2005 г. и б/н от 10.04.2006 г.).
11. Справка УУР ГУВД Самарской области о составе преступных групп участвующих в посягательствах на магистральные нефтепродуктопроводы в 2005 г. (б/н от 20.12.2005 г.).
Статья поступила в редакцию 31.01.2007 г.