УДК 34
Манкиева А.В.1
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация. Противодействие коррупции обусловлено крайне высокой степенью ее общественной опасности. В результате совершения коррупционных преступлений существенно нарушается соответствующая определенным нормативным актам деятельность органов публичной власти, подрываются авторитет и иные интересы государства, зачастую причиняется значительный материальный ущерб, ущемляются права и законные интересы граждан или организаций, а в целом - интересы всего общества и страны. Осознание серьезности проблемы привело к принятию ряда нормативно-правовых актов, направленных на противодействие коррупции. Вышеизложенные положения обусловливают актуальность изучения вопросов реализации механизмов противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы РФ и выработки предложений по их совершенствованию.
Ключевые слова: коррупция, органы власти, механизмы, общество, противодействие.
Mankieva A.
CURRENT PROBLEMS OF ANTI-CORRUPTION LEGISLATION AND WAYS TO SOLVE THEM
Abstract. Anti-corruption is caused by an extremely high degree of its public danger. As a result of the commission of corruption crimes, the activities of public authorities in accordance with certain regulations are significantly disrupted; the authority and other interests of the state are undermined; significant material damage is often caused; the rights and legitimate interests of citizens or organizations, and in general the interests of the entire society and country, are infringed. Awareness of the seriousness of the problem led to the adoption of a number of regulations aimed at combating corruption. The above provisions determine the relevance of studying the implementation of anti-corruption mechanisms in the system of the state civil service of the Russian Federation and developing proposals for their improvement.
Keywords: corruption, authorities, mechanisms, society, counteraction.
Главная составляющая противодействия коррупционным действиям - профилактическая работа государственных структур, которая подразумевает планирование проведения мероприятий по прекращению правонарушений, связанных со взяточничеством среди служебных, должностных лиц, а также обнаружение причин взяток с последующим их предотвращением (профилактика коррупции), работа по изучению и анализу, принятию пре-
дупреждающих, пресекающих мер, а также по расследованию и раскрытию коррупционных действий, где результатом станет тотальная ликвидация правонарушений подобного рода [1].
Исполнительная власть и прочие оговорённые в законе участники правовых отношений, которые появляются в процессе профессиональной служебной деятельности (государственной, муниципальной), призваны решать
1 Манкиева Аза Вахидовна, кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой правового обеспечения деятельности органов власти, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Aza Mankieva, Ph.D. in Politics, Associate Professor, Head of Department for Legal Support of Authorities Activity, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]
большое количество разнородных вопросов и задач. В этот перечень в том числе входит реализация мер, направленных на профилактику коррупционных действий, а также на возникновение на государственной службе ситуаций, в которых явно присутствует конфликт интересов [2].
Выявление коррупционных действий и предотвращение новых фактов коррупции являются одними из основных задач органов государственной власти. В профилактике должны быть задействованы также органы регионального управления, местного самоуправления, юридические и физические лица. Сегодня все действия по повышению уровня антикоррупционной деятельности являются критически важными.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [3], в частности, перечисляет три базовых вида деятельности, которые ориентированы на борьбу с коррупцией. Это профилактика, противодействие и снижение и/или устранение последствий подобных правовых нарушений.
Основания и условия коррупции можно ликвидировать, реализуя общие и/или специальные превентивные меры.
В перечень общих мер должны входить три вида деятельности: социально-экономическая, общая и культурная. Из общих мер предотвращения коррупции следует устранить такую составляющую, как использование коррупционных действий в качестве средства налаживания и развития новых социальных отношений.
При предотвращении коррупционных действий при помощи общих мер подразумевается, что правонарушение, которое запрещено Уголовным кодексом, не совершается в принципе. Следует признать, что данные меры в законодательстве страны были не вполне реализованы. Так, многократные штрафы больше всего сдерживают граждан, редко берущих взятки в крупных и особо крупных размерах, и фактически не работают в отношении тех, кто на регулярной основе берёт незначительные суммы.
Здесь вполне здравым и закономерным видится подход, который, в соответствии с частью 1 статьи 290 УК РФ [1], допускает на-
ложение штрафных санкций в размере до одного миллиона рублей. Такой подход станет подспорьем в проведении общепрофилактических антикоррупционных действий и даст возможность эффективнее противостоять подобным правонарушениям. Кроме этого, такой подход вполне уместно применять и к другим проявлениям коррупции.
Выстраивание наиболее приемлемых механизмов профилактики и урегулирования конфликтов интересов лиц, которые занимают должности в структурах муниципальной и государственной гражданской службы, считается в меньшей степени актуальным. Так, можно внести предложение о создании механизма, который бы предоставил им возможность обозначать собственные личные интересы и устанавливать ограничения для решений, которые эти интересы затрагивают. Необходимо принимать в расчёт тот факт, что вышеупомянутых лиц следует воспринимать только в качестве субъектов, самостоятельно принимающих профилактические меры, а также разрешающих конфликты интересов. В связи с этим логично предположить, что данные должностные лица не должны быть ограничены исключительно выбором профилактических антикоррупционных средств и мер устранения конфликтов интересов. В случае необходимости они должны также иметь возможность прибегнуть к иным мерам, которые не прописаны в конкретном законе.
В качестве примера применения стимулирующей нормы, направленной непосредственно на противодействие коррупции, можно привести инициативу, которая предполагает выдачу какой-либо компенсации лицам, сообщившим о коррупционных фактах [4]. Есть мнение, что, если брать во внимание менталитет, данный механизм в России в первую очередь должен быть компенсационным.
Новые административные положения, не закреплённая за конкретным лицом ответственность за взаимодействие между гражданами и представителями государственных структур, рост доступности и отлаженная работа по предоставлению этих услуг многофункциональными центрами, распространение управления документами, представленны-
ми в электронной форме, а также экспертизы противодействия коррупции, снижение административного контроля и прочие механизмы помогают сформировать соответствующий фон, который способствует снижению общего уровня коррупции в государственном управлении в целом на всех уровнях.
Широкий подход к урегулированию проблем коррупции гарантирует результативность антикоррупционной политики государства. Эффективность, в свою очередь, предполагает и включает слаженную деятельность правоохранительных органов, усовершенствование законодательства на всех уровнях, а также максимальное понимание проблемы всеми гражданами. Изучение тематической практики демонстрирует, что определение размеров, числа противоправных действий напрямую связано как с действующими законами, так и с самими гражданами, их позицией по отношению к подобным преступлениям.
Правовоспитательная работа с населением формирует в сознании людей определённый нравственный фундамент, который предполагает не только наличие знаний правовых норм, но и следование им, а также реализацию права в нужной степени.
Под правовоспитательной деятельностью имеется в виду трансляция знаний в области права между людьми, их способность руководствоваться этими знаниями и четко представлять возможные последствия правонарушений. В правовое обучение входят уважительное отношение к правилам, законам Российской Федерации и их неукоснительное соблюдение. Вместе с тем правовоспитательная работа не является гарантией полного восприятия и усвоения всех законодательных актов каждым гражданином. И всё же основополагающие законы обязан знать каждый [5].
Так, 23 августа текущего года Правительство России предложило внести поправки в антикоррупционное законодательство.
Соответствующий законопроект с поправками в Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-Ф3) и иные федеральные законы был внесен в Госдуму Правительством РФ 23 августа 2023 года.
В настоящее время в отношении граждан, претендующих на замещение государственных должностей федерального и регионального уровней, муниципальных должностей, а также лиц, замещающих такие должности, предусмотрены проверки сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (ч. 7.1 ст. 8 Закона № 273-Ф3). Правительство РФ предлагает разрешить также антикоррупционные проверки в отношении указанных лиц.
Кроме того, предлагается наделить высших должностных лиц субъектов РФ следующими полномочиями:
- направлять запросы в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в отношении лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ или муниципальные должности, за исключением депутатов законодательных (представительных) органов соответствующего уровня;
- осуществлять антикоррупционные проверки в полном объеме в отношении лиц, замещающих муниципальные должности и граждан, претендующих на их замещение.
Корреспондирующие нормы предлагается внести в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [6] (далее - Закон № 144-ФЗ) и уточнить подп. 3 п. 1 ч. 3 ст. 7 Закона № 144-ФЗ. Если законопроект примут, то оперативно-розыскные мероприятия можно будет проводить также в целях получения информации, необходимой для проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, замещаемых как на постоянной основе, так и на непостоянной основе, а также лицами, замещающими указанные должности.
Также предлагается внести поправки в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [7]. В частности, предлагается разрешить применять к депутату, члену выборного органа или выборному должностному лицу местного самоуправления такую меру ответс-
твенности, как досрочное прекращение полномочий, если этими лицами были нарушены антикоррупционные нормы.
Следует признать, что на сегодняшний день в стране отмечается слабый уровень правовых знаний и культуры. Это кризисный момент, который является свидетельством того факта, что отношения между лицами, занимающими высокие посты и должности, и простыми гражданами выходят за рамки законности. По этой причине мы не видим отлаженного правотворческого процесса.
Программа профилактических антикоррупционных мероприятий должна быть повсеместно, как в государственных структурах, так и в бизнесе. Должен быть отработан контроль соблюдения всех норм на всех уровнях.
Стремление и старания общества в целом необходимы, чтобы противодействие фактам коррупции было ориентировано как на распознавание, раскрытие причин возникновения подобных правонарушений, так и на их устранение и недопущение в будущем.
Что касается государственных структур, их область - это одновременно недопущение и устранение фактов коррупции на законодательном уровне, а также обеспечение распространения правовой культуры в современном обществе.
В зону ответственности институтов гражданского общества входят повышение уровня сознательного участия людей и компаний, организаций всех форм собственности в мероприятиях по противодействию фактам коррупции, так как именно они являются важным элементом контроля общества и формирования в нём антикоррупционных поведенческих признаков (имеются в виду СМИ) [8].
Стратегическими характеристиками, которые определяют коррупцию как общесоциальный симптом современного российского общества, являются социально-экономические факторы, а именно: нехватка правовой защищённости системы финансов, рост спекулятивных тенденций зарубежного капитала, законодательные диспропорции в области регистрации прав собственности организаций за рубежом, значительный процент теневой экономики и растущая криминализация в хо-
зяйственно-финансовой области, ощутимые темпы роста недобросовестной конкуренции среди отечественных производителей и организаций в сфере сервиса, нарастание процессов миграции и серьёзный приток жителей из Южной Азии, дисбаланс в региональном социально-экономическом развитии регионов, а также отток квалифицированных кадров, который с этим связан [9].
Чтобы устранить факты коррупции в социально-экономической сфере, следует улучшить качество жизни людей. Для этого необходимо проводить последовательную государственную политику сразу по нескольким направлениям:
- снижение безработицы, создание новых рабочих мест с одновременным, адекватным современным реалиям увеличением размеров заработной платы;
- осуществление регулярного контроля соблюдения трудовых прав работающих государственными структурами совместно с институтами гражданского общества;
- разработка программы, направленной на повышение доступности жилья и улучшение качества жилищно-коммунальных услуг;
- повышение мобильности отечественного социума с учётом повышения уровня ИТ-сферы, коммуникационных, инженерно-транспортных технологий;
- одновременное повышение качества и доступности медицинской помощи, развитие и улучшение работы социальных учреждений.
Основными, первоочередными тенденциями и в то же время политико-правовыми средствами в сфере обеспечения безопасности, как общественной, так и государственной, в части борьбы с коррупцией являются:
- укрепление функции государственной власти как гаранта безопасности личности;
- улучшение практического взаимодействия государственных структур и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества;
- проработка и осуществление правовых гарантий и защита законных интересов всех членов российского общества;
- усовершенствование правоприменительной практики;
- создание мер, направленных на усиление доверия россиян к российской правоохранительной и судебной системе;
- улучшение правового регулирования с применением надлежащих мер административного и уголовного права;
- глобальный контроль и своевременное и последовательное противодействие коррупции;
- принятие мер антикоррупционной профилактики и их активная реализация;
- стимуляция международной деятельности по поиску, разработке межгосударственных мер по борьбе с коррупцией [10].
Подводя итог, можно сказать, что мерами, способными снизить уровень коррупцион-
ной составляющей в современном обществе, являются совместная деятельность государственных структур, субъектов, органов МСУ, а также постоянный контроль соблюдения законодательства РФ, активная работа с общественными объединениями, которые предлагают инициативы и проводят собственную профилактическую работу, направленную на противодействие конкретным фактам коррупции на местах и в стране в целом.
Государственная антикоррупционная политика подразумевает целый комплекс просветительских мер в сфере воздействия в рамках правового поля, а также мер влияния на общественные институты при помощи средств массовой информации.
библиографический список
1. Кузина Н. В. Надзор за соблюдением законодательства о государственной службе и противодействии коррупции // Законность. 2016. № 4. С. 25-28.
2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями от 10 июля 2023 г.). URL: https://base.garant.ru/12164203/
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 04.08.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
4. Перевалов В.Д., Хазанов С.Д. О методологических основах оценки эффективности мер противодействия коррупции // Российский юридический журнал. 2016. № 2. С. 22-31.
5. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2022 г.).
6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 4 августа 2023 г.).
7. Патов Н.А. Историко-правовой обзор мер противодействия коррупции // Мировой судья. 2018. № 4. С. 10-20.
8. Абильмажинова А.К. Актуальные проблемы антикоррупционного законодательства, анализ практики и пути повышения эффективности // Вестник магистратуры. 2020. № 4-3 (103).
9. Хабриева Т.Я. Формирование правовых основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Журнал российского права. 2021. № 10. С. 8-16.
10. Леонов Н. Коррупция. М.: Эксмо, 2022. 389 с.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Kuzina N.V. Supervision of compliance with legislation on public service and combating corruption // Legality. 2016. No. 4. Р. 25-28.
2. Federal Law of December 25, 2008 No. 273-FZ "On Combating Corruption" (as amended and supplemented on July 10, 2023). URL: https://base.garant.ru/12164203/
3. Criminal Code of the Russian Federation dated June 13, 1996 No. 63-FZ (as amended on August 4, 2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
4. Perevalov V.D., Khazanov S.D. On the methodological basis for assessing the effectiveness of anti-corruption measures // Russian Legal Journal. 2016. No. 2. P. 22-31.
5. Federal Law "On Operational Investigative Activities" dated August 12, 1995 N 144-FZ (as amended and supplemented on December 29, 2022)
6. Federal Law of October 6, 2003 No. 131-FZ "On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation" (as amended and supplemented on August 4, 2023)
7. Patov N.A. Historical and legal review of anti-corruption measures // Justice of the Peace. 2018. No. 4. P. 10-20.
8. Abilmazhinova A.K. Current problems of anti-corruption legislation, analysis of practice and ways to increase efficiency // Bulletin of the magistracy. 2020. No. 4-3.
9. Khabrieva T.Ya. Formation of the legal basis for anti-corruption examination of normative legal acts // Journal of Russian Law. 2021. No. 10. P. 8-16.
10. Leonov N. Corruption. M.: Eksmo, 2022. 389 p.