Проблемы теории журналистики
УДК 654.197
DOI: 10.28995/2686-7249-2022-10-62-72
Актуальные подходы к созданию культурно-просветительских программ на телеканале «Россия-К»
Наталия Я. Макарова
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, rsuh.makarova@gmail.com
Аннотация. Ключевые аспекты, на которые ориентируются авторы культурно-просветительских программ: тематическая направленность, выбор экспертов, ведение программы, способы визуализации контента. Потенциал таких аспектов реализуется не в полной мере. Ряду программ телеканала «Россия-К», в частности программе «Наблюдатель», целесообразно расширить круг тем, приглашать в программы новые лица, увеличить количество видео- и аудиоматериалов - это сделало бы проекты актуальнее для молодого поколения.
Ключевые слова: телевидение, культурно-просветительская программа, телеканал «Россия-Культура», программа «Наблюдатель», визуализация, ведение программы, медиапотребление
Для цитирования: Макарова Н.Я. Актуальные подходы к созданию культурно-просветительских программ на телеканале «Россия-К» // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. № 10. С. 62-72. DOI: 10.28995/2686-7249-2022-10-62-72
Current approaches to the creation of cultural and educational programs on the TV channel "Russia-Culture"
Natalia Ya. Makarova Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia,
rsuh.makarova@gmail.com
Abstract. The key aspects that the authors of cultural and educational programs focus on: thematic focus, selection of experts, program management, ways of visualizing content. The potential of such aspects is not fully realized.
© Макарова Н.Я., 2022
A number of programs of the TV channel "Russia-K", in particular, the program "Observer", it is advisable to expand the range of topics, invite new faces to the programs, add the number of video and audio materials - it would make the projects more relevant for the younger generation.
Keywords: television, cultural and educational program, TV channel "Russia-Culture", program "Observer", visualization, program management, media consumption
For citation: Makarova, N.Ya. (2022), "Current approaches to the creation of cultural and educational programs on the TV channel 'Russia-Culture' ", RSUH/RGGU Bulletin, "Literary Theory. Linguistics. Cultural Studies" Series, no. 10, pp. 62-72, DOI: 10.28995/2686-7249-2022-10-62-72
На сегодняшний день развитие культурного уровня общества -одна из острых проблем для современного телевидения. Несмотря на доминирование информационной и развлекательной функции, безусловно главной задачей телевидения выступает удовлетворение культурных запросов аудитории, исследование социокультурного состояния, определение интересов и духовного сознания, формирование потребности в изучении новых аспектов социальной, культурной, образовательной сфер. Культурно-просветительские программы на телевидении создают эфирное пространство, которое является дополнительной формой непрерывного образования. Французский философ Абраам Моль совершенно справедливо отметил: «Знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации» [Моль 2008, с. 46].
С появлением современных прогрессивных каналов коммуникации телевидение получает благоприятные условия для создания культурно-просветительского контента. Однако на современном отечественном телевидении культурно-просветительская функция представлена в недостаточном объеме и нуждается в форматном обновлении.
Существует множество вопросов, которые касаются развития культурно-просветительской функции на отечественном телевидении. Например, насколько востребовано данное направление на телеканалах? Существует ли способ развить журналистику в сторону качественного освещения культуры и духовных ценностей? Это, безусловно, зависит от заинтересованности телеканалов и аудитории в сфере культуры и искусства, а также от самих журналистов. Просветительская журналистика ставит перед собой цель передавать людям культурные и духовные ценности, прививать им знания и увеличивать в целом культурный уровень. По мнению
журналиста Виталия Третьякова, «если общество полностью отказывается от высокой культуры и оставляет ее для какой-то элиты, а для себя - современную массовую культуру, то этому обществу наступает конец» [Третьяков 2016, с. 137].
Познавательные программы обращают людей к вечным ценностям, освещают вечные вопросы, развивают личность, разум и воспитывают вкус. Однако, по данным фонда «Общественное мнение» 2019 г., культурная жизнь в списке интересов медиапотребителей стоит только на девятом месте после политики, криминала, так как аудитория не готова к восприятию серьезных тем во время просмотра телевизионных программ1. Участники исследования фонда «Общественное мнение» выдвинули несколько претензий к современному телевидению. Практически все респонденты недовольны качеством новостей. Они убеждены, что в них представлены ложные факты, что новости «однобоки, выхолощены и официозны». У них вызывает раздражение пустота телевизионного контента, его низкий культурный уровень и обилие некачественных телесериалов. Они обосновывают это тем, что телевидение направлено на зарабатывание денег на зрительском внимании. Телевидением не удовлетворены люди с высшим образованием в возрасте 45-55 лет, а также телезрители с высоким доходом, которые в состоянии обеспечить себе полноту культурного разнообразия. Также среди «недовольных» присутствует молодое поколение, которое имеет другие возможности получения информации и считает, что телевидение устарело, в нем нет динамики2.
Освещение культурно-просветительской или научной тематик происходит в программах, которые четко разделяют аудиторию между подготовленными зрителями, «квалифицированными» и широкой аудиторией. Это может сказаться на восприятии контента, рейтинге, просмотрах. По данным фонда «Общественное мнение», образовательные программы смотрят 25%. Популярнее всего новости - 67%, художественные фильмы - 65% и развлекательные программы - 42%3. Создание новых каналов узконаправленной
1 Источники информации: предпочтения. Данные от 14 сентября 2019 г. Официальный сайт фонда «Общественное мнение». URL: https:// fom.ru/SMI-i-internet/14256 (дата обращения 25.09.2022).
2 Источник информации: телевидение. Данные от 6 февраля 2021 г. Официальный сайт фонда «Общественное мнение». URL: https://fom.ru/ SMI-i-internet/14536 (дата обращения 25.09.2022).
3 ТВ: режим просмотров и предпочтения. Данные от 18 мая 2020 г. Официальный сайт фонда «Общественное мнение». [URL:https://fom.ru/ SMI-i-internet/14394 (дата обращения 25.09.2022).
тематики, интерактивность, проведение онлайн-трансляций с мероприятий из разных стран, доступ к архивной информации - это важные направления, при реализации которых можно расширить аудиторию просветительских программ.
Телеканал «Россия-Культура» - флагман в реализации культурно-просветительской функции на современном российском телевидении. Уже свыше 25 лет главная задача данного телеканала - освещение мировых культурных ценностей. За этот период на телевидении не появилось канала, который полностью обеспечивал бы аудиторию культурно-просветительским контентом лучше, чем канал «Россия-Культура». Он не перестает освещать все главные сегменты культурной жизни общества: живопись, театр, музыка, литература, наука. На постоянной основе телеканал обеспечивает аудиторию качественными и разнообразными программами. Канал фокусируется не только на общеизвестных и популярных событиях, фактах и явлениях, но и уделяет внимание малоизвестным и уникальным объектам культуры. Телеканал «Россия-Культура» работает в условиях острой конкуренции, но его общественная значимость находится на высокой позиции. Общество не может на постоянной основе потреблять развлекательный контент в виде игр, ток-шоу или актуальных на данный момент на телевидении стэндап-шоу. Благодаря телеканалу «Россия-Культура» зритель может приобщиться к новостям культурной жизни, как отечественным, так и зарубежным, к классической музыке. Деятельность телеканала «Россия-Культура» связывает общество и искусство, влияет на интеллектуальную и духовную составляющую личности, повышает заинтересованность зрителей. Во многом он следует традициям советского вещания, о чем свидетельствует обилие архивных записей, явный академизм, проявлявшийся и в ведении передач, и в оформлении студии, и в организации межпрограммного пространства [Мясникова 2017, с. 27].
По данным компании «Медиаскоп», в исследовании «Телеаудитория России: показатели и тренды» можно увидеть, что телеканал «Россия-Культура» входит в «Топ-50 каналов российского телевидения». Он занимает 19-е место по возрасту аудитории 4+ и 11-е место по аудитории 55+ среди всех телеканалов в России. По жанровым предпочтениям аудитории равные доли занимают кино, документальные и познавательные программы на канале4. По мнению
4 Телеаудитория России: показатели и тренды. Официальный сайт компании «Медиаскоп». URL: https://mediascope.net/upload/iblock/659/ World%20Content%20Market_Autumn%202017_Mediascope.pdf (дата обращения 30.09.2022).
Алексея Самохвалова, директора национального исследовательского центра телевидения и радио, телеканал «Россия-Культура» динамично развивается. Он отмечает, что исследования социологических центров, которые измеряют и анализируют рейтинг телеканалов, свидетельствуют о том, что у канала «Россия-Культура» показатели не самые высокие - 4-5% аудитории. При этом в недельных рейтингах несколько программ попадают в рейтинг «двадцать самых смотрибельных телепрограмм»5. Это является показателем того, что телеканал «Россия-Культура» имеет постоянную аудиторию.
Телеканал «Россия-Культура» является наиболее приближенным к образцу телевизионным продуктом, который можно назвать общественным телеканалом. Телекритики при оценивании программы должны ориентироваться на выполнение функций и целей, которые являются главными на канале. На современном телевидении каналу «Россия-Культура» сложно быть наравне с другими каналами, которые направлены на молодую аудиторию и создают преимущественно развлекательный контент. Поэтому данный телеканал заслуживает общественного внимания не из-за рейтинга, а именно из-за образовательного и культурного контента. Канал имеет хорошую базу для создания новых проектов и развития и, следовательно, потенциал для привлечения новых зрителей.
Рассмотрим главные аспекты, на которые целесообразно ориентироваться авторам культурно-просветительских программ, чтобы эти программы были востребованы широкой аудиторией.
1. Тематическая направленность.
Культурно-просветительские программы могут быть направлены на любой сегмент культурной жизни общества. При выборе тематической направленности важно соблюсти баланс между узко-и широко направленностью. С одной стороны, узконаправленные передачи («Цвет времени») дают возможность глубже изучить тот или иной предмет культуры, но с другой стороны, программы, охватывающие несколько тем («Абсолютный слух», «Черные дыры. Белые пятна»), привлекут большее внимание аудитории.
2. Выбор экспертов.
Экспертное мнение играет важную роль в обсуждении каждой просветительской или культурной темы во время программы. Наличие компетентного эксперта в программе повышает доверие к программе, облегчает восприятие (отсутствие монолога ведущего).
5 Корченкова Н. «Культура» завоевала треть «Дневного эфира». Официальный сайт газеты «Коммерсант». URL: https://www.kommersant.ru/ doc/2754454 (дата обращения 30.09.2022).
3. Ведение программы.
Перед ведущим культурно-просветительских программ стоит задача не только направлять участников программы, вести диалог с героями, следовать структуре программы, но и обладать специфическими знаниями, которые составляют основу программы. Например, Игорь Волгин является не только ведущим программы «Игра в Бисер», но и литературоведом, историком, поэтом. Ключевыми компетенциями для ведения культурно-просветительских программ выступает эрудиция, разносторонние интересы, грамотная речь, умение найти подход к героям, способность задавать и поддерживать темп программы.
4. Способы визуализации контента.
Способы визуализации контента могут быть представлены видео- и аудиоматериалами, а также присутствием музыкальных инструментов в студии, презентациями, наличием объектов для более подробного рассмотрения их в студии. При визуализации культуры на телевидении особое значение всегда придается выразительным средствам. Одним из самых важных средств создания изображения является свет. В разной степени освещенный предмет может восприниматься глазом по-разному, соответственно, от этого зависит передача достоверности изображения. Также от света зависит художественный образ, который передает зрителю портрет человека или же достаточную освещенность помещения, студии. Цвет имеет тоже множество функций, которые влияют на восприятие информации. Кадр с помощью цвета может стать: монохромным, полихромным и тонированным. Музыка, как и шумы, - важное средство выразительности. Правильное использование музыкального и шумового сопровождения создает ощущение достоверности происходящего, эмоционально воздействует на слушателей. В целом от количества используемых способов визуализации зависит восприятие контента [Оганесова 2014, с. 36].
Программа «Наблюдатель» заслуживает особого внимания в верстке телеканала «Россия-Культура». В каждом выпуске ведущий вместе с приглашенными экспертами обсуждают события, которые произошли в культурной и научной сферах. «Смысл "Наблюдателя" в том, чтобы вырвать зрителя из суеты, настроить на спокойный лад, заставить его хотя бы в течение часа поразмышлять о главном, а не о пустяках», - говорит один из ведущих программы Андрей Максимов6.
6 Программа «Наблюдатель». Официальная платформа холдинга ВГТРК «Смотрим». URL: https://smotrim.ru/brand/20918 (дата обращения 24.09.2022).
Для современного телевидения эту программу можно смело отнести к категории долгожителей, она выходит в эфир с 2011 г. и при этом -в утреннем слоте, имея высокие показатели смотрения. Проследим, каким образом авторы этой программы реализуют ключевые аспекты создания культурно-просветительского контента и постараемся выявить направления для дальнейшего развития.
5. Тематическая направленность.
Тематическая направленность каждого выпуска определяется предстоящим или прошедшим событием в культурной сфере, актуальной проблемой в мире науки и искусства. К событиям могут относиться премьеры фильмов, спектаклей, концертов. Спектр обсуждаемых тем достаточно широк: открытие музея братьев Третьяковых; 400-летний юбилей Мольера; первые геодезисты в Арктике; авторство в архитектуре; премьера спектакля «Я - Сергей Образцов» и др. Для молодой аудитории представляет интерес обсуждение южнокорейского сериала «Игра в кальмара», который задел определенный нерв общества, показав сильный внутренний страх, живущий в каждом человеке, или открытие выставки фестиваля «Театрократия. Екатерина II и опера» в Музее-заповеднике Царицыно, где публика может стать участником VR-спектакля, в котором исполнены фрагменты опер XVIII в. в новом прочтении.
Программа «Наблюдатель» выбирает проблемы не только из мира искусства и науки, но и поднимает в студии остросоциальные темы. Выпуск «Брак теряет смысл?» был посвящен браку и его месту в современном обществе. Эксперты рассмотрели причины вступления в брак: страх перед миром, патриархальные традиции, продолжение рода. Однако в современном обществе человек не нуждается в браке, так как сейчас есть возможность жить одному, зарабатывать деньги самостоятельно и не обременять себя обязательствами. Обращение к социальной проблематике нехарактерно для авторов программы, вместе с тем вдумчивый и компетентный, а не скандальный и агрессивный разговор (подобная манера стала доминантой для ряда федеральных каналов) на важные общественные темы привлекает зрителя, который «перекормлен» псевдосоциальными ток-шоу.
6. Выбор экспертов.
Выбор эксперта напрямую зависит от темы выпуска и от его причастности к событию. То есть если выпуск посвящен прошедшему или предстоящему мероприятию, то на программу пригласят конкретного участника события. Эксперты могут быть из разных сфер: от докторов наук до блогеров. Например, в выпуске о сериале «Игра в кальмара» экспертами стали: кореевед, декан переводческого факультета МГЛУ им. М. Тореза, переводчица фильма «Паразиты»
Екатерина Похолкова, кинокритик Владимир Захаров, доктор психологических наук, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ Александр Тхостов. Благодаря такому тщательному подбору экспертов выпуск получился насыщенным и интересным. «Мы приглашаем в эфир ярких, интересных людей, которым есть, что сказать. Фактически, мы предоставляем им площадку, даем возможность высказаться по поводу важных, волнующих их вещей», - комментирует ведущая программы Фекла Толстая7.
Если выпуск посвящен событию, которое значимо для общества в историческом масштабе, то эксперты подбираются с точки зрения всестороннего освещения. В эфире, посвященном юбилею Мольера, участвовали четыре эксперта: театровед, главный редактор журнала «Сцена», кандидат искусствоведения Дмитрий Родионов, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой искусствоведения Театрального института им. Б. Щукина Елена Дунаева, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории зарубежного театра ГИТИСа Дмитрий Трубочкин и театральный режиссер, который неоднократно ставил пьесы Мольера в современной интерпретации, Олег Долин.
Для обсуждения социальной проблемы в выпуске «Брак теряет смысл?» были приглашены эксперты из метапредметных областей: писатель Александр Снегирев, психотерапевт Мария Железнова, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ Любовь Борусяк и литературовед, профессор ГИТИСа Андрей Ястребов. Междисциплинарное обсуждение формирует объемное представление об обсуждаемой теме, расширяет образовательный горизонт, придает беседе динамику и вовлекает аудиторию. Этой особенности стоит уделить внимание продюсерам программы.
7. Ведение программы.
Программу «Наблюдатель» ведут четыре основных ведущих -Андрей Максимов, Фекла Толстая, Юлия Панкратова, Евгений Григорьев - стиль, манера ведения программы, речь, характер у каждого свои, поэтому и выпуски получаются совершенно разные. Все ведущие - эксперты в культурной сфере и могут свободно рассуждать на разные темы. Андрей Максимов иногда жестко направляет героев программы, быстро меняет тему, сбивает героев с их мысли. У него есть четкие вопросы к каждому эксперту, и он задает их напрямую. Ведущий сталкивает мнения героев друг с другом. Однако благодаря этому выпуски идут динамичнее. Фекла Толстая проводит выпуски легко, сопровождая беседу юмором и смехом.
7 Там же.
При этом она не отвлекается от основной линии разговора и задает много уточняющих вопросов. Фекла Толстая не разделяет выпуск на сегменты, как это делает Андрей Максимов. В программе «Наблюдатель» ведущие часто при подготовке к программе посещают выставки или мероприятия, которые будут фигурировать в теме выпуска. Например, музей братьев Третьяковых посетила Юлия Панкратова, и в программе от 01.03.2022 она поделилась своим впечатлением с экспертами и зрителями, что, безусловно, повышает степень персонифицированности ведения выпуска. На протяжении эфиров Юлия старается не перебивать участников беседы. Она обращает внимание на важные моменты, но при этом ведет беседу мягко и размеренно. Евгений Григорьев, режиссер, ведет программу с 2017 г., но появляется в ней не так часто, как остальные. В эфирах Григорьев задает много уточняющих вопросов. Если ему что-то непонятно в ходе беседы, он четко говорит об этом и просит разъяснить. Иногда он задает общий вопрос всем экспертам, иногда конкретно одному герою. При обсуждении достаточно разных тем ведущий часто прибегает к цитированию российских и зарубежных писателей, опираясь на ту или иную цитату, делает разговор экспертов более объемным и многогранным. Григорьев погружен в процесс полностью, внимательно слушает экспертов и вступает с ними в спор, когда их мнения не совпадают. Завершает Евгений Григорьев программу итоговыми вопросами для каждого эксперта.
8. Способы визуализации контента.
Способы визуализации контента нечасто присутствуют в программе «Наблюдатель». Если темой выпуска является кинематограф, то будут транслироваться кадры из фильмов, как, например, во время выпуска «Игра в кальмара. Что остается людям?» был вставлен трейлер сериала, чтобы зритель понимал, о чем идет речь. В эфире «Театры Екатерины» были представлены только рисунки, на которых была изображена императрица Екатерина II в театре и фото с выставки, ставшей главной темой программы. Однако, так как в этом выпуске обсуждали историческое и современное положение оперы в России, а в гостях присутствовал дирижер, стоило также вставить кадры с подготовки музыкального сопровождения выставки. Музыка придала бы больше «жизни» данной программе.
Когда в программе поднимается тема, которая относится к литературе, как в эфире от 27.01.2022 «Мольер», то к способам визуализации можно отнести фрагменты из кинофильмов или театральных постановок. Например, экспертом данного выпуска был режиссер Олег Долин, поэтому зрителям представили отрывки из постановки Долина «Лекарь поневоле», а когда эксперты обсуждали пьесу «Тартюф», то был продемонстрирован отрывок из
одноименной постановки режиссера Ю.П. Любимова 1968 г. Также в программе показали фильм - классику мирового кинематографа «Дети райка» режиссера М. Карне 1945 г.
Выпуск про открытие музея братьев Третьяковых - один из самых минималистичных по использованию визуализации. Для такой темы можно было взять видеофрагменты открытия музея или реставрационных работ. Так как в выпуске обсуждали не только музей, но и деятельность братьев Третьяковых, зрителю было бы интересно посмотреть на их портреты или фотографии произведений искусства, которые они собирали.
Целесообразно усовершенствовать техническое качество видеоматериалов и цветопередачу, добавить яркие решения в дизайн студии и визуальное оформление программы, сделать сюжеты ярче, живее, динамичнее, изменить общий темпоритм программы, добавить в поведение ведущих в студии легкости, естественности, движения. Возможно, из-за недостаточно хорошего технического оснащения съемка ведущего производится практически с одной камеры, планы меняются только в процессе наезда-отъезда камеры, что обедняет общую зрелищность программы.
Таким образом, способы визуализации не в полном объеме представлены в программе «Наблюдатель». Несмотря на то, что в выпусках присутствуют фотографии, музыкальное сопровождение, книги, кадры из кинофильмов и театральных постановок, зрителю не хватает разнообразия визуального ряда. Стоит отметить, что формат программы не предполагает обилия фото- и видеоматериалов, однако внимание аудитории не может быть постоянно сфокусировано на лицах экспертов и их разговоре. Если бы программа внесла разнообразие в способы визуализации, несомненно, она стала бы красочнее и интереснее во время просмотра.
Благодаря интересному выбору тем выпусков, участию знаменитых и образованных экспертов, профессиональной работе ведущих и специально подобранным способам визуализации, программа познавательна и вызывает заинтересованность у каждого зрителя.
Вместе с тем программе не хватает динамики и есть потенциал для применения современных способов визуализации. В программе «Наблюдатель», определенно, нужно увеличить визуальный ряд и разнообразить выпуски включением элементов инфотейнмента.
Для многих зрителей было бы отрадно, если бы культурно-просветительские программы расширили свое присутствие на современном телевидении. Именно для этого просветительским программам нужно в полной мере использовать различные актуальные подходы к созданию контента, что привлечет большой сегмент новой аудитории к просвещению.
Литература
Моль 2008 - Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б.В. Бирюкова. 3-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 1416 с.
Мясникова 2017 - Мясникова М.А. Телевидение как феномен культуры: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. 140 с.
Оганесова 2014 - Оганесова Ю.А. Выразительные средства телевизионных программ культурно-просветительской тематики: Дис. ... канд. филол. наук (Журналистика). Воронеж, 2014. 170 с.
Третьяков 2016 - Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. М.: Ладомир, 2016. 289 с.
References
Mol\ А. (2008), Sociodimanika kul'tyru [Sociodynamics of culture], Moscow, Russia. Myasnikova, M. (2017), Televidenie kak fenomen kul'tury [Television as the culture
phenomenon], Ekaterinburg, Russia. Oganesova, Yu. (2014), "Expressive means of cultural and educational television programs", Ph.D. Thesis (Journalism), Voronezh, Russia. TrePyakov, V. (2016), Kak stat'znamenitym zhurnalistom: Kurs lektsiipo teorii ipraktike sovremennoi russkoi zhurnalistiki [How to become a famous journalist. A course of lectures on the theory and practice of modern Russian journalism], Ladomir, Moscow, Russia.
Информация об авторе
Наталия Я. Макарова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; rsuh.makarova@gmail.com
Information about the author
Nataliya Ya. Makarova, Cand. of Sci. (Pedagogics), associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miuss-kaya Sq., Moscow, Russia, 125047; rsuh.makarova@gmail.com