Научная статья на тему 'Актуальные подходы к реализации трудового воспитания в современной начальной школе'

Актуальные подходы к реализации трудового воспитания в современной начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
823
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LABOR EDUCATION / SYSTEM AND ACTIVITY CHARACTER / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА / FLOW CHART OF A LESSON / ЛИЧНОСТНЫЕ / PERSONAL / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / METASUBJECT AND SUBJECT RESULTS / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупхаджиева Т.В.

В статье были рассмотрены современные подходы трудового воспитания в рамках реализации ФГОС. Трудовое воспитание было и должно быть сегодня одним из приоритетных направлений школы и подход к нему должен быть сколь серьёзным, столь и интересным. В современной системе образования термин «универсальные учебные действия» является новым и означает то, что из поколения в поколение начальная школа старается развивать у младших школьников. Изменения в сфере образования, в связи с введением новых стандартов, современных приоритетов социального развития общества смещают акценты трудового обучения. Но независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL APPROACHES TO REALIZATION OF WORK EDUCATION IN MODERN ELEMENTARY SCHOOL

In the article some modern approaches of work-based education within the plan of realization of Federal State Educational Standard have been considered. Work-based education was and will always be the main condition of human life, the most important means of self-affirmation and self-expression of an individual. Labor Work education has to be one of the priority directions of school today and the approach to it has to be both serious, and interesting. In the modern educational system a term “universal educational action” is new and means what from generation in generation elementary school tries to develop at younger school students. The changes in education that happen in connection with the introduction of the new standards, the modern priorities of the social development of the society shift focus to the training based on work activities. Irrespective of the type of economy in a country, work is and will be the main condition of activity of the person, the most important means of self-affirmation and his self-expression.

Текст научной работы на тему «Актуальные подходы к реализации трудового воспитания в современной начальной школе»

ISSM 1991-5497.МНРНАУКМ,КУЛЬТУ7Ы1,ОБРАЗОВАНИЯ. № 3 ,8) 2016

Определение комплексного показателя здоровья. Комплексный показатель здоровья принимает значение 1 в том и только в том случае, если значения всех глобальных критериев равно 1; принимает значение 0 в том случае, если значение хотя бы одного локального критерия равно 0; если значение одного из критериев приближается к нулю, комплексный показатель здоровья определяется в основном этим критери- Z = ем. Комплексный показатель здоровья рассчитывается по формуле

(

M

N

S KM

(6)

где N -числоглобальныхкритериев.

На основании предложенной технологии определения эффективности оздоровительной методики и здоровья разработана соответствующая программа. С помощью данной программы удается получить интегральную оценку эффективности методики на любом этапе, а также соответствующий количественный уровень здоровья.

Более подробно эта программа изложена авторами П.В. Сербой, В.А.Таран [5].

Библиографический список

1. Bасильева G.G., Правдина Л.Р. Психотерапевтические ресурсыфизическойкультуры. Вестник РГУ.2000.

2. Bасильева G.G., Правдина Л.Р Aктивный туризм - возможный путь комплексного оздоровления человека. Психология и психотерапия: материалы 3-ейBсероссийскойконференции.Санкт-Петербург, 2001.

3. Глушенко A.A, Таран B.A. Инструментальное обеспечение процесса физического воспитания. Москва: MПA-ПРЕСС, 2004; Часть I.

4. Глушенко A.A., Таран B.A. Инструментальное обеспечение процесса физического воспитания.Москва: MПA-ПРЕСС, 2004; Часть II.

5. Серба П^., Таран B.A. Свидетельство об официальной регистрации программы ЭBM № 2006611218. Программа комплексной оценки состояния здоровья человека.

References

1. Vasil'eva O.S., Pravdina L.R. Psihoterapevticheskie resursy fizicheskojkul'tury. VestnikPGU. 2000.

2. Vasil'eva O.S., Pravdina L.R. Aktivnyj turizm - vozmozhnyj put' kompleksnogo ozdorovleniya cheloveka.Psiho/ogiya ipsihoterapiya: materialy 3-ej Vserossijskoj konferencii.Sankt-Peterburg,2001.

3. Glushenko A.A, Taran V.A. Instrumenta/'noe obespechenie processa fizicheskogo vospitaniya. Moskva: MPA-PRESS, 2004; Chast' I.

4. Glushenko A.A., Taran V.A. Instrumenta/'noe obespechenie processa fizicheskogo vospitaniya.Moskva: MPA-PRESS, 2004; Chast' II.

5. Serba P.V., Taran V.A. Svidetel'stvo ob oficial'noj registracii programmy 'EVM № 2006611218. Programma komp/eksnojocenkisostoyaniya zdorov'ya che/oveka.

Статья поступила в редакцию 05.05.16

УДК-371

Yusupkhadzhieva T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: usuphadgieva@rambler.ru

ACTUAL APPROACHES TO REALIZATION OF WORK EDUCATION IN MODERN ELEMENTARY SCHOOL. In the article some modern approaches of work-based education within the plan of realization of Federal State Educational Standard have been considered. Work-based education was and will always be the main condition of human life, the most important means of self-affirmation and self-expression of an individual. Labor Work education has to be one of the priority directions of school today and the approach to it has to be both serious, and interesting. In the modern educational system a term "universal educational action" is new and means what from generation in generation elementary school tries to develop at younger school students. The changes in education that happen in connection with the introduction of the new standards, the modern priorities of the social development of the society shift focus to the training based on work activities. Irrespective of the type of economy in a country, work is and will be the main condition of activity of the person, the most important means of self-affirmation and his self-expression.

Key words: labor education, system and activity character, flow chart of a lesson, personal, metasubject and subject results.

Т.В. Юсупхаджиева, канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный,

E-mail: usuphadgieva@rambler.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье были рассмотрены современные подходы трудового воспитания в рамках реализации ФГОС. Трудовое воспитание было и должно быть сегодня одним из приоритетных направлений школы и подход к нему должен быть сколь серьёзным, столь и интересным. В современной системе образования термин «универсальные учебные действия» является новым и означает то, что из поколения в поколение начальная школа старается развивать у младших школьников. Изменения в сфере образования, в связи с введением новых стандартов, современных приоритетов социального развития общества смещают акценты трудового обучения. Но независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности.

Ключевые слова: трудовое воспитание, системно-деятельностный характер, технологическая карта урока, личностные, метапредметные и предметные результаты.

Выдвигая новые педагогические проблемы, каждый этап развития человечества по-иному ставит те, которые исследовались ранее. К таким принадлежит и проблема трудового воспитания младших школьников. В начале третьего тысячелетия понятие «трудовое воспитание младших школьников» насыщается качественно новым содержанием. Оно тесно связано с лич-ностно ориентированным и развивающим обучением, вопросами социализации личности ребенка и т. д. Содержательные приоритеты современного образования обозначены национальной

инициативой «Наша новая школа» «Модель развития образования 2020», в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Новый шаг в образовании, это введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения [1]. Системно-деятельностный характер есть отличительная особенность нового стандарта, ставящая главной целью развитие личности школьника. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде зна-

ний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся, инвариантной различным видам созидательной деятельности. Функциональная технологическая грамотность выражается в способности учащихся выполнять работы по распространенным технологиям ручного и механизированного труда, быстро осваивать различные технологические средства и адаптироваться к различным видам деятельности. В условиях рыночной экономики, содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры. Таким образом, основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования, является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств младшего школьника. Кроме того, «Технология» - основная практикоориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения; это область знаний, способная формировать у учащихся умения видеть, ставить и решать актуальные задачи, стоящие перед людьми постиндустриального социума. Таким образом, в рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Следовательно, немаловажной особенностью, является обеспечение преемственности перехода от начального к общему, потом к профессиональному образованию и трудовой деятельности. Поэтому необходимо менять технологию работы учителя, т. к. требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированный характер, повышают ответственность школьников за результаты обучения и, как правило, всегда вариативны.

В соответствии с ФГОС, базовой образовательной технологией является формирование универсальных учебных действий (УУД) на предметном материале каждой из школьных дисциплин, в том числе и «Технологии». УУД представлены следующими видами: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Предмет «Технология» может стать опорным предметом для формирования системы УУД. Возможности предмета «Технология» в развитии УУД уникальны. Элементы учебной деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря практической проработке большей части материала, а значит, лучше усваиваются учениками. Интересы учеников не только от года к году, но и от одного класса к другому меняются. Современный учитель на уроках технологии должен уметь варьировать содержание программы в зависимости от реальной материально-технической базы по предмету, учитывая склонности, способности, потребности учащихся; видеть и анализировать те изменения, которые происходят с молодежью, и находить эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках преподавания технологии. Исходя из этого, учителю, организуя процесс обучения на уроках «Технологии», следует использовать современные подходы, формирующие УУД:

1. Системно-деятельностный подход (проблемное обучение)

2. Метапредметный (интегрированный подход)

3. Компетентностно-ориентированный подход

Системно-деятельностный подход к обучению и к жизни вообще предусматривает: деятельность, нацеленную на результат; обратную связь (коррекция, обратная ориентация); учёт психолого-возрастных и индивидуальных особенностей развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности; организацию учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника.

Компетентностно-ориентированный подход к обучению предполагает формирование разнообразных надпредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы.

Отметим, что любая деятельность состоит из двух составляющих: психологическая и физическая. В отличие от других

предметов, уроки технологии базируются именно на второй составляющей - умение делать что-то своими руками. Известный психолог А.Н. Леонтьев говорил, что человеческая жизнь - это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека - только через собственную деятельность каждый познает мир.

Предмет «Технология» - это часть системы непрерывного креативного образования, целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: креативности, духовности, интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к саморазвитию. Для достижения этой цели следует применять такие формы организации процесса обучения, которые отвечали бы современным требованиям и обеспечивали бы необходимый уровень развития ученика. В качестве таких форм организации процесса обучения целесообразно использовать бинарные, меж предметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги, урок - деловая игра; урок-соревнование, урок-аукцион, урок-экскурсия, урок-семинар, урок-консультация т. д. Данные формы учебных занятий, имеющие нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание и формы, вызывают интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствуют оптимальному развитию и воспитанию. Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников. Такие уроки направлены на решение цепи обучающих и воспитывающих заданий, прежде всего, на повышение воспитывающей роли урока. Следует только оптимально отбирать содержание материала к урокам, чтобы активизировать познавательную деятельность на уроках с использованием активных методов обучения, исполнением учениками разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.

Процесс обучения предмету «Технология» целесообразно основывать на следующих принципах:

1. Принцип личностных приоритетов (ориентация на личность ребенка).

2. Принцип доступности (ориентация на имеющиеся знания и умения учащихся).

3. Принцип необходимости (изучаемый в конкретных условиях учебный материал должен быть необходим для решения задач последовательного развития учащихся).

Эффективность преподавания на уроках технологии возрастает при учете следующих факторов:

- психологических (ориентация педагога на развитие личности учащегося в процессе обучения через сочетание знаний, умений, навыков и опыта их приобретения, развитие ученика в рамках предмета с учетом его психолого-возрастных особенностей);

- педагогических (учёт педагогом взаимосвязи процесса обучения предмету «Технология» в школе с современным состоянием производства);

- социальных (ориентация педагога на социальный заказ и подготовку к правильному выбору профессии).

Условиями эффективной реализации преподавания на уроках технологии являются: субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащихся, которое определяет положение ученика в процессе обучения как активного субъекта деятельности; сочетание коллективных, фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы; стимулирование познавательной активности учащихся; осуществление мониторинга. Кроме того, реализация процесса обучения предмету «Технология» должна удовлетворять следующим требованиям:

- соответствие (процесс обучения должен проходить в соответствии с требованиями нормативной и учебно-методической документации);

- функциональность (процесс обучения должен выполнять требуемые функции);

- действенность (процесс обучения должен быть технологичен, проблемные места идентифицированы и постоянно контролируемы);

- эффективность (организация процесса обучения должна способствовать достижению результатов с установленными или ожидаемыми свойствами) [2].

У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания на системно-деятельностный основе. Обучение по предмету «Технологии» строится, прежде всего, на учебно-практической деятельности. Для реализации ФГОС по пред-

мету «Технология» нет необходимости в коренных изменениях образовательного процесса, поэтому первым шагом в методическом решении данной проблемы является поэтапное введение основных элементов системного-деятельностного подхода. Технологическое образование по своей сущности действительно ориентировано на компетентностный подход, так как предполагает формирование разнообразных метапредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы, а именно на это ориентирован стандарт второго поколения. В связи с новыми требованиями ФГОС перед учителем ставится задача привнести в практику педагогической деятельности существенные изменения. При введении ФГОС начального образования появилась возможность учителю на уроках технологии познакомить с разделами предмета и развить УУД через внеурочную деятельность учащихся начальных классов. Программы внеурочной деятельности разнообразны по темам: «Краеведение и творчество», «Лоскутная пластика», «Оригами из бумаги и ткани», «Основы культуры труда, самообслуживания», «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты» и др. [3]. Работая по программам внеурочной деятельности, педагог разрабатывает новые методы планирования занятия, которые помогают при преемственности обучения начального звена. Современному учителю важно научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Ребёнок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель работы - развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Одним из главных требований и новшеством образовательных стандартов второго поколения является технологическая карта урока. Технологическая карта урока - это

Библиографический список

современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Технологическая карта позволит педагогу увидеть:

- что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую, достичь конкретных планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов образования;

- что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостности деятельности;

- как он должен «войти» в действие и «выйти» из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.

Изучение технологии обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Оценить полученные достижения помогут новые подходы в оценивании результатов, такие как: компетентностно-ориентированные задания и компетентностно-ориентированные тесты.

Компетентностно-ориентированные задания оценивают развитие коммуникативных и информационных умений на основе предметного содержания.

Компетентностно-ориентированные тесты оценивают развитие коммуникативных и информационных умений на основе предметного содержания и диагностики успешности [3].

Сегодня многие спорят о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе. Более того, в некоторых школах его просто больше не существует или, в лучшем случае, он заменен информационными технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования, в связи с введением новых стандартов, современных приоритетов социального развития общества смещают акценты трудового обучения. Но, независимо от типа экономики, труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Поэтому предмет «Технология» необходим в общеобразовательной школе.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Мин. Обр. и науки РФ от 6.10.2009, № 373. Availableat: standart.edu.ru

2. Галямова Э.М., Выгонов В.В. Методика преподавания технологии. Москва, 2013.

3. Примерная программа основного общего образования по предмету «Технология». Общая пояснительная записка. Школа и производство. 2010; 1: 6 - 12.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Min. Obr. i nauki RF ot 6.10.2009, № 373. Availableat: standart.edu.ru

2. Galyamova 'E.M., Vygonov V.V. Metodika prepodavaniya tehnologii. Moskva, 2013.

3. Primernaya programma osnovnogo obschego obrazovaniya po predmetu «Tehnologiya». Obschaya poyasnitel'naya zapiska. Shkola i proizvodstvo. 2010; 1: 6 - 12.

Статья поступила в редакцию 13.04.16

УДК 371

Litvina G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: gallitvina@mail.ru

Kulchitsky V.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: vladimirkulchickij@yandex.ru

Ageyev A.V., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: mail@sspi.ru

ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AS A MEANS OF PHYSICAL REHABILITATION AND SOCIAL ADAPTATION. In the article the role of adaptive physical education for people is explained. The object of this discipline is the development of physical abilities of a person having deviations in health status, due to the functioning released by the nature of motor abilities and spiritual strength, for maximum self-realization in social life. In the adaptive physical education there are the following components: adaptive physical education; adaptive sports; adaptive motor response; adaptive physical rehabilitation; creative (art and music) body-oriented practices of adaptive physical education. Active sports classes, participation in sports competitions are a form of communication, restore mental balance, provide an opportunity to return to an active life. The authors conclude that the application of means of adaptive physical educatona and sport is effective, and in some cases the only method of physical rehabilitation and social adaptation.

Keywords: adaptive physical culture, development of a person's vitality, methods and components of adaptive physical education, physical training of children, individual character.

Г.А. Литвина, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, Е-mail: mail@sspi.ru

В.Е. Кульчицкий, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, Е-mail: vladimirkulchickij@yandex.ru

А.В. Агеев, канд. истор. наук, доц. каф. физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, Е-mail: mail@sspi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.