Научная статья на тему 'Актуальные общечеловеческие ценности в динамике социальных действий субъекта'

Актуальные общечеловеческие ценности в динамике социальных действий субъекта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Азимова М.М., Ахмадов Ш.Р.

The problem to circulating at the sociality values from which depends social orientation human activity is observed. Therefore actual values at this reality realizes consumption of life-wealth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL COMMON HUMAN VALUES IN DINAMICS OF SOCIAL ACTIONS OF SUBJECT

The problem to circulating at the sociality values from which depends social orientation human activity is observed. Therefore actual values at this reality realizes consumption of life-wealth.

Текст научной работы на тему «Актуальные общечеловеческие ценности в динамике социальных действий субъекта»

SUMMARY

TERMODINAMIC FUNCTIONS OF REACTIONS OF FORMATION OF COORDINATION COMBINATIONS OF FERRUM (III) AND FERRUM (II) AT

WATER SOLUTIONS OF DIBAZOL U.R. Rajabov, Z.N. Yusupov, S.G. Yormamadova, R.B. Imomov

By the method of oxidation potential and oxidation functions the constants of fixity was calculated, termodinamic functions of reactions of formation of complex combinations of ferrum and dibazol were determined. This gives possibility to show the self-formation of coordination combinations used in medical practice.

АКТУАЛЬНЫЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ДИНАМИКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СУБЪЕКТА

М.М. Азимова, Ш.Р. Ахмадов Кафедра философии и истории таджикского народа ТГМУ

Под «общечеловеческим» можно подразумевать некоторые общие для всех исторических эпох условия жизнедеятельности людей и форм человеческого общежития, которые отражаются во всеобщих требованиях (нравственные принципы, например). В таком понимании «общечеловеческое» приобретает реальность в виде задачи, подлежащей реализации. Общечеловеческое, - что объединяет, связывает людей в историческом пространстве и времени, отнюдь не лежит на поверхности.

Характерно, что объективно, высшей ценностью, в силу своей уникальности, является сама жизнь. А для человека (субъекта), как существо природного, высшей ценностью является здоровье.

По этому поводу справедлива слова мыслителя, «...что девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нём жизнь становиться источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое высшее благо не может доставить удовольствия. Даже такие субъективные блага как качества ума, души, темперамента - при болезненном состоянии ослабевают и замирают» (Шопенгауэр).

Отсюда вывод, что величайшей глупостью было бы жертвовать своим здоровьем, ради чего бы то ни было: ради богатства, карьеры, образования, славы, не говоря уже о чувственных и мимолётных наслаждениях. Вернее, всем этим стоит пожертвовать ради здоровья.

Отношение человека к своему здоровью должно быт сознательным. В понимании субъекта важно избегать двух крайностей - «биологизации», и «социализации» человеческой природы.

Более того, оно скрыто не только от обыденного, но и от теоретического сознания. Жизнь устроена так, что люди в своей повседневной житейской практике скорее склонны обращать внимание на различия между собой, нежели на момент сходства. Не так-то просто увидеть всеобщее за пёстрым разнообразием национальных, классовых, частных и т.д. интересов людей, за своеобразием исторических судеб стран, эпох и цивилизаций. В этой ситуации легко сбиться с пути и принять за всеобщее то, что в действительности им не является, хотя может таковым показаться. Например, стремление к личному обогащению, власти, к счастью, удовольствию и т.д. История, да и современная жизнь показывает, что в биологических корнях человека - заложено выжить

любой ценой. Для этого существует достаточно примеров, когда жизненное благополучие одних достигалось за счёт насилия, а то и прямого уничтожения других.

Конечно, перед лицом всеобщего уничтожения, люди ради выживания, наверное, объединились бы. Чувство страха, действительно, может быть на какой - то момент заставят забыть разногласия и стимулировать поиски общечеловеческой системы ценностей, но не заменить её. Основание должно быть здоровым и жизнеутверждающим.

Призывы к объединению и братству никем не будут услышаны, если им ничто не соответствует в реальной жизни.

Поэтому общечеловеческое должно:

а) иметь реальное эмпирическое бытие и быть общезначимым;

б) содействовать объединению людей;

в) являться «субстанцией» исторического процесса.

Экономическая, политическая и культурная интеграция современного мира во всё большей степени предоставляет индивиду возможность самоосуществляться, самоутверждаться в условиях свободного выбора и равенства возможностей.

Свобода и равенство - это, на первый взгляд, взаимоисключающие друг друга понятия. Однако в одном аспекте они не только противоречат, но и диалектически взаимодополняют одно другое, если под равенством понимать не материальное положение, а доступ к духовным благам, ценностям культуры, научным знаниям, достижениям техники. Пока люди заняты делёжом денег и вещей, пишет современный философ В. Межуев, измеряя ими размер богатства, они никогда не будут равны друг другу. Но в этой мере, в какой они усматривают своё богатство в достижениях мировой культуры, они оказываются равны друг другу, равны между собой все, кто черпает из одной и той же сокровищницы. Человеческое равенство - это равенство «в духе», в культуре, а не в количестве съеденного, выпитого и вообще потреблённого или истраченного на себя.

Но здесь следует иметь в виду вот что. Для бедных обществ наиболее важным представляется равенство людей в материальном плане. Для общества с высоким уровнем жизни на первый план выходит равенство людей в духовном развитии, образовании, в возможности жить и действовать в соответствии с признанием и способностям. В этом пункте равенство не только не исключает, а делает необходимым свободу каждого, понимаемую как стремление к безграничному развитию и самосовершенствованию.

Однако, не следует думать, будто однажды установленная истина в состоянии сама, как бы автоматически привести к себе человека. История скорее свидетельствует об обратном: за истину и идеалы надо бороться.

Осознавая хрупкое состояние своего бытия, цивилизованный мир чаще задумывается над тем, как избавиться от жестокости, произвола и насилия, как реализовать естественное право человека на достойную жизнь, основанную на принципах благоразумия и гуманизма.

Ситуация, в которой находится человек XXI века, в некотором смысле становится угрожающей для его собственного бытия. Это объясняется тем, что мы переживаем духовный кризис.

Бесспорно, чтобы преодолеть кризисное состояние общества, требуется возрождение и развитие духовной культуры, нового концептуального подхода к решению ряда вопросов. В этом смысле важнейшей проблемой выступает проблема мировоззрения человека, его мировоззренческой культуры.

На наш взгляд, при решении данной проблемы очень важно учитывать следующие факторы: во-первых, реальную ситуацию в мировоззренческой сфере жизни общества; во-вторых, наличие ценностного содержания в различных мировоззренческих системах; в-третьих, необходимо учитывать, что в историческом противоборстве мировоззрений пока ещё трудно с полным основанием назвать победителей и побеждённых.

Базируясь на общечеловеческих идеалах и ценностях, гуманистическая идеология культуры ориентирует общественное сознание на признание равноправного существования мировоззренческих систем, взаимное восприятие и обмен ценностями. Утверждение идеалов гуманистической культуры направлено на развитие взаимопонимания и сближения людей, повышение их

духовной культуры, на стабилизацию политической и экономической жизни общества, его устойчивое развитие.

Как показывает практика на переломных этапах истории, в эпоху радикального переосмысления прошлого духовного опыта традиционно возникают вопросы о смысложизненных ориента-циях личности, тех мировоззренческих интенциях, которые делают возможным формирование не только целостного, гармоничного сознания, но и нравственно оправданного поведения деятельности человека. Сегодня не только экспертам, но и не специалистам становится понятным, что стандартное тиражирование западных сценариев социально - экономического развития не имеет сколь - нибудь значительной перспективы для специфических условий того социокультурного мира, который в широком спектре модификаций обнаруживает себя на просторах СНГ.

Существует множество причин, и в данном случае хотелось бы указать на одну из этих причин. Речь идёт об образовании и просвещении, и их роли в становлении системы ценностей, определяющей приоритеты социального развития и личностного нравственного выбора.

Известно, что Западная Европа прошла через горнило трёхвековой Эпохи Просвещения, и этот исторический факт является смыслообразующим для правильного понимания и интерпретации многих достижений и проблем современных западных обществ. Именно, в образовании и просвещении закладывались те духовно-ментальные структуры, которые сделали возможным принятие массовым сознанием форм и типов ценностей инструментального разума, и момента свойственных индустриально развитым обществом.

В качестве примера можно привести различные проекты реформирования и модернизации социально-гуманитарного образования в высшей школе Республики Таджикистан. В частности, хотелось бы сослаться на опыт ТГМУ им. Абуали ибни Сино, в котором преподавание социально-гуманитарных дисциплин, прежде всего философии и этики, построено таким образом, что знание и информация приобретали для студента статус социально - нравственных императивов, определяющих направленность и приоритеты любых общественных трансформаций и реформ. Этому способствуют такие методы, как анализ наиболее актуальных текущих событий в экономике, политике, культуре, инициирование в процессе обучения ситуаций нравственного выбора, которой предполагает принятие студентом определённой ценностной установки с последующим обоснованием её смысла и социальной оправданности, формирование творческого сознания студентов.

В то же время в сфере социально-политических действий формируются условия бытия человека, развивается личность, складываются факторы, которые обеспечивают развитие индивидуальных качеств людей. В тесном единстве и при активном взаимодействии в человеке сосуществуют телесно - биологическая, социально - культурная и духовно - интеллектуальная его составляющие. Действия людей осуществляются в соответствии с жизненными идеалами, нормами и целями, т.е. они связаны с духовными факторами и во многом зависят от самого субъекта.

Те вещи и явления, которые обладают положительной значимостью и способные выполнять определённые социально-культурные функции, становятся ценностями и служат ориентирами в их деятельности.

Ещё античные философы отмечали ведущее положение человека в иерархии ценностей. А в средневековое время указывали на идею «внутреннего человека», которая предполагала его высокую духовность, стремление к добру, красоте и истине.

Общеизвестно, что человек является носителем духовных ценностей, которые предстают в форме различных форм, целей и идеалов. Благодаря этим ценностям активность людей приобретает внутренне обоснованный характер, становится самодеятельностью, а субъект обретает свободу.

В этой связи особый интерес представляет тот факт, что традиции выступают как форма накопления и передачи социального опыта, а инновации связаны с процессом социального обновления, который сопровождается отходом от прежних норм и правил поведения.

Ценность традиций определяется тем, что они способствуют стабилизации общественных отношений, что достигается через выработку общезначимых принципов жизнеустройства и пра-

вил деятельности. На их основе возникают социальные институты - материального производства, воспитания, образования, здравоохранения и.д. Эти институты позволяют регулировать процессы социальной синергии, и в какой то мере способствуют преодолевать стихийный характер действий людей. Действия, основанные на традициях, успешно выполняют функцию консолидации людей в различные социальные общности - национальные, сословные, классовые, профессиональные и т.д., и обеспечивают их устойчивость до тех пор, пока сохраняются адекватные условия жизни.

При этом важным является сохранение оправдавших себя опытом многих поколений людей - традиций. Данное нарушение ведёт к тому, что следствием этого оказывается нивелировка личности, чудовищная бюрократизация системы управления и рост бездуховности.

Что касается инновационных действий, то их ценность заключается в способности обеспечить адаптацию людей к изменившимся непривычным условиям жизни. Следует подчеркнуть, что истории известны случаи, когда бесследно исчезали страны и народы, так и не сумев вписаться в новую историческую ситуацию. Инновационная политика помогает преодолевать кризисные явления в экономике, развивать институты демократии, формировать благоприятную для самоопределения личности социальную среду.

Сохранение традиции обеспечивает связь людей с прошлым. Выступая как ценности, они благо регулируют действия людей и предопределяют характер разделения труда, взаимоотношения людей друг с другом, с различными социальными институтами и государством. Традиции освобождают сознание от рутинной работы, и поведение становится по преимуществу автоматическим. Влияния, актуализированные в традициях ценности проявляются в том, что они создают необходимые условия и предлагают средства для «собирания» и организации человеком самого себя. Именно здесь формируется отношение личности к труду и другим людям, появляется чувство долга, человек осознаёт собственную ответственность за то, что происходит вокруг. И вместе с тем возникает дружба, зарождается любовь, устанавливаются партнёрские отношения.

Факт, что человек не живёт только прошлым. Политика социального обновления связывает людей с будущим. Роль своеобразных катализаторов выполняют при этом потенциальные ценности, которые моделируют те явления, что призваны удовлетворить потребности людей.

Всё новое в ходе политических действий превращается в традиционные атрибуты жизни. Их роль бывает разной и это зависит от того, насколько они соответствуют человеческим ценностям. Отсюда следует вывод, что не всё прошлое представляет ценность, а новации отнюдь не всегда ведут к светлому будущему.

Стоит отметить, что очень сложно встроить прошлое в будущее. Историко-логический анализ традиций показывает, что особую ценность представляют те общества, которые создают условия для самостоятельности людей, будят их инициативу. Слепое восприятие традиций делает общество холодным. Такое общество с трудом поддается реформам. Не менее опасен и отрыв от традиций, питаемый революционным пафосом обновления. В таком «горячем обществе» начинаются утопические идеи.

Опыт показывает, чтобы достичь оптимального для каждого случая инноваций, только их единство приводит к равновесию экоантропосоциальной системы, чтобы сохраниться в меняющихся условиях. Они выполняют разные, но равно необходимые и взаимодополняющие функции. Традиции служат проводниками ценностей. Они связывают наши действий с рядом объективных обстоятельств, инновационные же действия выражают человеческую свободу, способность людей самостоятельно созидать свой мир.

Традиции необходимы, ибо на их основе поддерживается жизнь общества и формируются условия для целенаправленных действий. А усилия инновации в том, что они являются необходимым фактором саморазвития личности. И именно отрыв традиций и инноваций друг от друга - это всегда насилие над естественным процессом самореализации человека и общества.

Но этого соединения ещё мало для того, чтобы традиции стали эффективно служить человеку. Для этого социальная политика должна быть наполнена высшим смыслом, в основе которого лежат ценности: сохранение жизни, реализация свободы, культивирование любви и т.д.

Между тем, сегодня мы видим такие факторы, как техногенез и государственные формы координации действий, которые нередко приобретают самодовлеющий характер. Это тот случай, когда цивилизация душит культуру. Выход, на наш взгляд, можно увидеть, если в дополнение к техногенезу мы увидим наогенез т.е. развитием тех сфер жизни, которые способствуют росту духовности человека и общества и формированию системы ценностей.

Опыт исторического развития свидетельствует, что, когда общество оказывается в неустойчивом состоянии, субъективный фактор может сыграть решающую роль.

Непредсказуемый человеческий выбор и поступок, случайное стечение обстоятельств в какой то мере определяют «физиономию» новых исторических реалий. И, если свершившееся событие никак не вкладывается в полосу прогрессивно - поступательного развития общества, то истории предстоит немало потрудиться, чтобы преодолеть его последствия.

Таким образом, традиции - не дар небес и не создаются раз и навсегда так, что их невозможно было бы изменить. Они возникают в конкретных ситуациях и при определённых условиях. Уместное и рациональное их реализация придают действиям субъекта конструктивный и созидательный характер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азимова М.М., Саидов А.С. Национальное действие как социо-культурный феномен//Культу-ра - духовное оружие победы. Сб. материалы научно-практической конференции. - Душанбе, «Эчод», 2005

2. Саидов А.С. Нация как субъект социального действия. - Минск.-Душанбе, «Дониш», 1999

3. Саидов А.С. Философия национального действия в диалоге культур// Культура и коммуникация. Сб. материалов II международной научно-практической конференции. - Челябинск, 2006

4. Харин Ю. Социальное действие. - Минск, «Университетское», 2000

ХУЛОСА

Арзишхои мухими умумиинсони дар тахрики ичтимоии фаъолияти субъект М.М. Азимова, Ш.Р. Ахмадов

Макрлаи мазкур ба арзишхре, ки аз онхр тамоюли ичтимоии фаъолияти инсон вобаста аст, бахшида шудааст. Аз ин ру, арзишхри мух,ими инсонй дар вокеияти кунунй дар чомеа истифодаи неъматхри мавчудаи зиндагиро амалй мекунанд.

SUMMARY

ACTUAL COMMON HUMAN VALUES IN DINAMICS OF SOCIAL ACTIONS OF SUBJECT M.M. Azimova, Sh.R. Ahmadov

The problem to circulating at the sociality values from which depends social orientation human activity is observed. Therefore actual values at this reality realizes consumption of life-wealth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.