DOI 10.46566/2225-1545_2022_2_94_427 УДК: 338.47
Арифджанова Н.З. старший преподаватель кафедра транспортной логистики Ташкентский государственный транспортный университет
Республика Узбекистан, г. Ташкент
АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Аннотация: в статье рассмотрены проблемы достижения целевых ориентиров в сфере транспортной логистики республики Узбекистан. Предложены меры по повышению эффективности и оптимизации логистических процессов. Сделан вывод о важности транспортно-экономического баланса, внедрения информационных инструментов, позволяющих отслеживать и успешно прогнозировать последующее развитие спроса на логистические услуги с целью реализации эффективной системы планирования.
Ключевые слова: транспортный сектор экономики, логистика, логистические услуги, транспортные перевозки.
Arifjanova N.Z. senior lecturer department of transport logistics Tashkent State Transport University Republic of Uzbekistan, Tashkent
CURRENT DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article deals with the problems of achieving targets in the field of transport logistics of the Republic of Uzbekistan. Proposed measures to improve the efficiency and optimization of logistics processes. The conclusion is made about the importance of the transport and economic balance, the introduction of information tools that allow you to track and successfully predict the subsequent development of demand for logistics services in order to implement an effective planning system.
Keywords: transport sector of the economy, logistics, logistics services, transportation.
Эффективность транспортного сектора является неотъемлемым компонентом развития экономической инфраструктуры страны, залогом
успешного функционирования экономики в условиях глобализации. Высокий уровень развития транспортной системы обеспечивает эффективное достижение новых экономических и социальных высот и, следовательно, достижение мультипликативного эффекта, такого как: расширение доступа к рынкам, занятость населения, дополнительные инвестиции и др. Связь между количеством и качеством транспортной инфраструктуры и уровнем экономического развития лежит в основе всех потенциальных возможностей в экономике [1].
Очевидно, что недостаточно развитая транспортная логистика приводит к экономическим издержкам, таким как сокращение или упущение возможностей и снижение качества жизни. На агрегированном уровне эффективная транспортная логистика снижает затраты во многих секторах экономики, а неэффективная увеличивает эти расходы. Кроме того, состояние транспортной логистики не преднамеренно способствует получению непредвиденных последствий. Например, перегруженность транспортных путей, с одной стороны, часто становится результатом предоставления пользователям бесплатной или недорогой транспортной инфраструктуры. Однако, с другой стороны, пробки также являются признаком растущей экономики, когда пропускная способность и инфраструктурный сегмент с трудом удовлетворяют растущие потребности в мобильности. Сфера транспортной логистики несет важную социальную и экологическую нагрузку, которой нельзя пренебрегать. Формирование конкурентоспособного экономического сегмента транспортных услуг, достижение его эффективности, высоких коммерческих качеств невозможно осуществить без развития инфраструктуры логистики и внедрения высокопроизводительных технических средств.
О важности развития транспортной отрасли неоднократно писал еще академик С.Г. Струмилин, считающий транспортную логистику одним из столпов фундамента, на котором базируется весь процесс экономического роста. Исследованию вопросов эффективного построения и развития транспортных систем посвящено множество научных трудов, тем не менее, в сфере эффективного построения продуктивных транспортно-логистических процессов, в условиях общемировой глобализации остается много не решенных перспективных вопросов.
Сегодня достижение эффективного функционирования транспортной логистики - одно из стратегических направлений экономической политики Узбекистана. Актуальные направления стратегического развития транспорта Узбекистана основываются на перспективах роста международной торговли, потребностей в транспортных услугах, производства и потребления основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, инвестициях и др. Глобальными направлениями являются задачи по расширению осуществляемых
законодательных изменений, нацеленных на возведение интегрированной единой системы транспортной сферы, увеличению конкурентоспособности транспортно-логистической отрасли, повышению эффективности и обеспечение стабильного развития ее инфраструктуры, для соответствия всем потребностям экономики государства, населения и бизнеса [2]. В институциональном плане - актуально повышение эффективности системы - анализирующей и предусматривающей возникающие потребности транспортной сферы, базирующейся на основе прогноза социально-экономического развития регионов, для формирования комплексной модели планирования и обеспечения прогрессивного развития экономических процессов.
В последнее время в Республике Узбекистан проделана значительная работа с целью формирования благоприятной среды для реализации единой политики в области модернизации транспортно-логистического сектора, созданию комплексной системы управления всеми видами транспорта и повышения продуктивности их взаимодействия. Транспортная логистика приобрела положительные векторы развития. На фоне достаточно стабильного развития уже существующих транспортных предприятий отмечен рост количества зарегистрированных перевозчиков и пассажирооборота. Созданием транспортно-логистических центров положено начало формирования масштабной внутренней логистической сети. В г. Навои с 2008 года в круглосуточном режиме функционирует международный интермодальный логистический центр «Навои», с грузооборотом 100 тыс. тонн в год. С 2009 г. функционирует центр логистики «Ангрен», пропускной мощностью до 4 млн. тонн грузов в год, основной задачей которого является обеспечение бесперебойного грузопотока между областями Ферганской долины и другими регионами республики. В 2017 году на базе компании СП ООО INTERLOGISTICS создан Международный центр логистики «Ташкент» (United Cargo Center). Он располагается в непосредственной близости от основных международных и региональных транспортных маршрутов и обеспечивает обработку различных видов грузов, в том числе скоропортящихся и крупногабаритных. О положительных факторах развития сферы транспортной логистики республики свидетельствует динамика индекса эффективности логистики от Всемирного банка - LPI (Logistics Performance Index). Несмотря на сложную транспортную доступность к водному транспортному сообщению, обусловленную географическим положением, страна достаточно уверено продвинулась в глобальном рейтинге с 129-го места в 2007 г. до 99 позиции в 2018 г. [3].
Однако, анализ состояния сферы транспортной логистики по ряду таких критериев, как качественный уровень логистических услуг, организация международных перевозок, развитие инфраструктуры отрасли, позволяет обозначить недостатки, для преодоления которых
необходимо планомерное продолжение курса реализации целевых ориентиров транспортной политики.
Например, в отдельных случаях все еще наблюдаются несоответствия мировым стандартам состояния сервиса транспортной логистики и инфраструктуры. Функционирующие модели осуществления транспортировок требуют внедрения актуальных логистических алгоритмов. Остаются незакрытыми вопросы развития производственно-технической базы и внедрения информационных технологий, реализующих поддержку на всех этапах логистического процесса [4].
Необходим комплексный подход к упрощению применяемого в республике документооборота, в том числе процессов регистрации перевозимых товаров на пунктах таможенного контроля, наращиванию коммуникации и информационного взаимодействия между участниками перевозочного процесса, компаниями, осуществляющими перевозки и предоставляющими экспедиторские услуги, терминалами, складскими секторами, таможенными пунктами и другими предприятиями и потребителями их услуг [5]. Остается актуальной проблема совершенствования единой законодательной базы, современных нормативов в области логистики применительно к транспортному комплексу.
В силу указанных не решенных пока обстоятельств не в полной мере реализуется единая инновационная и инвестиционная политика. До настоящего времени актуальны проблемы в реализации единого подхода к управлению разными подвидами транспорта. Остается недостаточно продуктивным взаимодействие государственных органов по согласованию тарифов и цен в транспортной сфере, формированию единой политики в вопросах международных перевозок [6].
В развитии транспортных систем непременно следует учитывать, что Стратегией инновационного развития Республики Узбекистан в период до 2030 года предполагается рост доли промышленности в ВВП до 37%, что предполагает среднегодовые темпы роста промышленности на уровне 8,3% [7]. В связи с указанным следует развивать сеть автомобильных дорог. В настоящее время до 70% автодорог требует доведения качества до международных стандартов. Удобство и безопасность транспортного сообщения напрямую сказывается на эффективности автотранспортной логистики, значительно влияя на расход топливных затрат, износ автотранспорта, транспортные издержки, коммерческую скорость и надежность перевозок. Требует дальнейшего улучшения техническое состояние автотранспортного парка в секторе общественного транспорта, не соответствие его количества возникающим потребностям становятся причинами низкого качества услуг общественного транспорта и не эффективного его развития. Все еще существует проблема скрытого, «теневого» сектора частного пассажирского транспорта, в том числе из-за
низкой скорости внедрения и реализации единых электронных платежей пассажиропотоком и недостаточного быстрого уровня цифровизации в системах управления и контроля транспортного сектора [9]. Хотя, согласно статистике Всемирного банка, достижения в области цифровизации транспортной логистической системы в Узбекистане более значительны, чем в сопредельных государствах [3].
Также требует решения вопросы эффективного обеспечения грузопотока посредством функционирования мультимодальных логистических центров. Мультимодальные логистические сети необходимо развивать в соответствии с растущими экономическими потребностями, так как недоработки в системе функционирования логистических центров снижают эффективность их использования в экономике страны. Опыт зарубежных стран в организации мультимодальных перевозок и эксплуатации логистических центров показывает важность реализации принципов интегрированной логистики, оптимизирования процессов на всех этапах цепи поставок, оперативности и принятия единых алгоритмов разработки решения в обстоятельствах повышенных рисков и недостаточной изученности исходных данных, определения моделей транспортно-логистических процессов и активное внедрение в работу современных коммуникационных технологий [10].
Таким образом, необходимо отметить, что в условиях активного формирования и развития транспортно-логистической сферы республики Узбекистан крайне важно приведение всей логистической структуры к транспортно-экономическому балансу, внедрение инструментов, позволяющих отслеживать текущую ситуацию и прогнозировать развитие спроса на логистические услуги, построение сферы транспортных перевозок на основе эффективной системы стратегического планирования.
Использованные источники:
1. Рожко О. Н. Создание единого информационного пространства цифровой логистики с использованием баз данных интеллектуальных транспортных систем // Вестник экономики, права и социологии. - 2020. -№. 1. - С. 37-40.
2. Ульджабаев К. У., Ярашова В. К. Приоритеты и направления стратегического развития транспорта Узбекистана на долговременную перспективу // Editorial team. - С. 16.
3. Ибрагимова Д. Т., Ким А. И. Достижения и проблемы устойчивого развития транспортной системы Узбекистана //Экономика: анализы и прогнозы. - 2019. - №. 3. - С. 84-95.
4. Арифджанова Н. З. Условия цифровизации транспортно-логистической системы //Наука и образование сегодня. - 2021. - №. 6 (65). - С. 9-11.
5. Ким А.И., Тураев М.О. Интеграция автомобильно-транспортных услуг Узбекистана и стран Центральной Азии // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2020. №3-2.
6. Азимов П. Х. Организация и развитие транспортно-логистической системы в странах Центральной Азии //Известия Академии наук Республики Таджикистан. Отделение общественных наук. - 2018. - №. 1. -С. 89-94.
7. Ярашова В. К. Развитие транспортно-логистической системы республики Узбекистан //Россия: тенденции и перспективы развития. -2019. - №. 14-2. - С. 368-372.
8. Museyibzada J. Understanding experiences of platform economy workers in a developing country: the case of Yandex go in Uzbekistan: дис. - University of Geneva, 2022.
9. Печатнова А. П. Инновации в транспортной логистике //Экономика и бизнес: теория и практика. - 2015. - №. 3. — С. 1-3.