Научная статья на тему 'ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ'

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
573
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНЫЙ ПОТОК КАК ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арифджанова Нафиса Захидовна, Мусаев Расулжан Рахимжан Углы

В статье рассмотрены перспективы развития и совершенствования транспортно-логистической системы в Республике Узбекистан. Определены общие задачи развития региональной транспортной логистики, сформулированы логистические принципы при организации и управлении транспортной системой. Рассмотрена актуальность применения современных концепций качества и логистических технологий. Предполагается, что реализация предложенных направлений позволит создать конкурентоспособную, качественную рабочую систему транспортной логистики, которая станет залогом экономического и социального развития, как отдельных регионов Узбекистана, так и государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTIC PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF THE TRANSPORTATION SYSTEM

The article discusses the prospects for the development and improvement of the transport and logistics system in the Republic of Uzbekistan. The general tasks of the development of regional transport logistics are determined, the logistic principles are formulated in the organization and management of the transport system. The relevance of the application of modern concepts of quality and logistics technologies is considered. It is assumed that the implementation of the proposed directions will create a competitive, high-quality working system of transport logistics, which will become the key to economic and social development, both in individual regions of Uzbekistan and the state as a whole.

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ Арифджанова Н.З.1, Мусаев Р.Р.2 Email: Arifdzhanova17162@scientifictext.ru

'Арифджанова Нафиса Захидовна — старший преподаватель,

кафедра транспортной логистики, Ташкентский государственный транспортный университет;

2Мусаев Расулжан Рахимжан углы — главный специалист, Министерство транспорта Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены перспективы развития и совершенствования транспортно-логистической системы в Республике Узбекистан. Определены общие задачи развития региональной транспортной логистики, сформулированы логистические принципы при организации и управлении транспортной системой. Рассмотрена актуальность применения современных концепций качества и логистических технологий. Предполагается, что реализация предложенных направлений позволит создать конкурентоспособную, качественную рабочую систему транспортной логистики, которая станет залогом экономического и социального развития, как отдельных регионов Узбекистана, так и государства в целом.

Ключевые слова: логистика, транспортная система, логистические принципы, транспорт, транспортный поток. задачи транспортной логистики, логистическая цепь.

LOGISTIC PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF THE TRANSPORTATION SYSTEM Arifdzhanova N.Z.1, Musaev R.R.2

'Arifdzhanova Nafisa Zakhidovna — Senior Lecturer, DEPARTMENT OF TRANSPORT LOGISTICS, TASHKENT STATE TRANSPORT UNIVERSITY; 2Musaev Rasulzhan Rakhimzhan ugly — Chief Specialist, MINISTRY OF TRANSPORT OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the prospects for the development and improvement of the transport and logistics system in the Republic of Uzbekistan. The general tasks of the development of regional transport logistics are determined, the logistic principles are formulated in the organization and management of the transport system. The relevance of the application of modern concepts of quality and logistics technologies is considered. It is assumed that the implementation of the proposed directions will create a competitive, high-quality working system of transport logistics, which will become the key to economic and social development, both in individual regions of Uzbekistan and the state as a whole.

Keywords: logistics, transport system, logistics principles, transport, traffic flow. transport logistics tasks, logistic chain.

УДК 338.47

DOI: '0.24411/2304-2338-202'-'0502

На фоне развития международной экономической интеграции Узбекистана стремительно растет роль и значение транспортно-логистической сферы. Стабильная слаженная работа транспортной системы в каждом регионе страны гарантирует единство экономического пространства, свободу в передвижении граждан, товаров и услуг, развития предпринимательства на фоне безграничных возможностей и конкуренции, повышения уровня жизни населения, обеспечения целостности и национальной безопасности, интеграции в мировое экономическое пространство. При этом на всех исторических этапах развития транспортная система является гарантом обеспечения мобильности граждан, единства национальных и региональных товарных рынков, успешного международного сотрудничества.

В отсутствии транспорта становится невозможным экономическое освоение новых территорий, развитие и разработка месторождений ресурсов недр, что является жизненно необходимым в условиях роста экономики.

Поэтому для нашей страны является приоритетным развитие и усовершенствование логистической концепции, что было отражено в создании Центра изучения проблем развития транспорта и логистики [1]. Стремительно растущая экономика вынуждает транспортные, экспедиторские, транспортно-экспедиторские и складские компании менять устаревшую концепцию постоянного игнорирования нововведений в управлении компанией. Сегодня для многих возникает острая потребность в построении системы стратегического управления.

За годы независимости в сфере транспортной политики в Республике Узбекистан проведены структурные и институциональные преобразования, целью которых является создание эффективных механизмов формирования конкурентной среды на рынке транспортных грузовых и пассажирских перевозок [2], что создает необходимые предпосылки и условия для обеспечения привлекательности услуг и повышения конкурентоспособности транспортных компаний. Предусматривается реализация как долгосрочных, так и среднесрочных мер, тактики ведения транспортной политики, формируется структура целевых ориентиров, а также основные перспективные задачи деятельности государства в транспортной сфере, с целью успешного ее развития и интеграции в мировые транспортные коммуникации.

За последние годы в Узбекистане реализованы масштабные проекты: установлена правовая база деятельности транспортной сферы в условиях рынка, создана и функционирует современная региональная система транспортной логистики, системообразующими элементами которой являются национальные, региональные и территориальные мультимодальные транспортно-логистические центры, размещаемые в узлах транспортной сети региона [3]. Совокупность этих элементов представляет собой сложную макрологистическую систему, состоящую из комплекса функциональных и обеспечивающих подсистем.

Сеть автомобильных дорог республики занимает одно из лидирующих мест среди стран СНГ по основным параметрам развитости [4]. В стране создаются все условия для дальнейшего развития и увеличения транзитного потенциала [5]. Уверенное развитие системы транспортной логистики стало крепким фундаментом того, что на сегодняшний день Узбекистан является одним из участников международной интеграции и полноправным субъектом глобальных экономических процессов [6]. Рост и развитие в республике производственной и социальной инфраструктур обеспечивает потребности национальной экономики и населения в транспортных услугах, рынок логистических услуг в Узбекистане в ближайшие годы продолжит расти ускоренными темпами. Стремление правительства республики в создании благоприятных условий для работы транспортных и логистических компаний дает возможность успешно развивать бизнес, повышать уровень предоставляемых транспортны услуг до уровня международных стандартов.

В настоящий момент основной задачей республиканских экспедиторских и транспортных компаний является грамотное построение и организация стратегического управления бизнесом, основанное на квалифицированном кадровом составе, использовании современных технологий логистики и всеобщем системы управлении качеством. Достижение этих задач позволит им стать успешными участниками транспортного рынка страны, также к задачам современной логистики можно отнести создание стабильно развивающихся транспортных линий, обеспечение их максимальной загруженности; постоянное развитие новых перспективных транспортных направлений, организация оптимальных маршрутов перевозок, экономически выгодное сотрудничество всех вовлеченных в процесс звеньев.

Эффективно работающая система транспортной логистики может быть основана только на модели квалифицированно выстроенных целей, задач и принципов.

Построение работы организации и управления транспортной системой на основе логистических принципов приводят к успешному функционированию, уверенной работоспособности всего процесса транспортировки. В условиях современного развития транспортной системы, можно выделить основные логистические принципы:

1. Синергетичность подхода в построении, анализе и совершенствовании транспортной логистики. При разработке и функционировании всего механизма транспортной логистики необходимо систематизировать основные ее части: определение целей и задач этой отрасли, выявление составляющих, выверенная структуризация и обеспечение стабильной работоспособности всей системы транспортной логистики; создание налаженного взаимодействия с внешними системами; регулярный анализ результата фактической деятельности в сравнении его с поставленными целями. При достижении согласованности

действий во всех взаимосвязанных процессах возможно достичь максимального результата во всей структуре в целом, чем при улучшении функционирования отдельных элементов логистической системы.

2. Прогрессивное динамичное расширение сферы транспортных услуг с учетом потребностей рынка, например, аутсорсинг транспортным предприятиям сервисных услуг, таких как погрузочно-разгрузочные работы, сбор и упаковка грузов, самостоятельное оформление всех транспортных документов потребителя услуг, предоставление своих складских помещений для временного хранения перевозимых грузов, таможенного оформления внешнеторговых грузов.

3. Принцип, основанный на качестве и надежности предоставления всех услуг, поставка грузов должна осуществляться в точно установленное время. Пунктуальность и сохранность грузов при его перемещении от поставщиков к покупателям является залогом успешной организации взаимовыгодного непрерывного производственного процесса, на этих факторах основана современная логистика [7].

4. Приоритетность фактического оказания транспортной услуги, пусть даже незначительной, над технической возможностью оказания транспортных услуг в большом объеме, но не исполненной практически из-за отсутствия заказов на выполнение этих работ. Транспортное предприятие может обладать широкими возможностями для перевозки грузов, но не иметь заказчиков для оказания этих услуг. Такая ситуация может оказаться следствием неэффективной, некачественно проведенной работы по рекламированию услуг, завышенных тарифов на перевозки в условиях жесткой конкуренции на рынке транспортной логистики. Во избежание подобных ситуаций необходимо уделять большое внимание работе по привлечению заказчиков.

5. Рациональный поход заключен в целесообразном определении обоснованного компромиссного решения с целью выбора оптимального уровня транспортного обслуживания потребителей, предоставляемые услуги должны удовлетворять клиента и стимулировать его к дальнейшему сотрудничеству, однако стоимость оказанных транспортных услуг необходимо соизмерять с затратами, не забывая об экономической выгоде осуществления транспортно логистических услуг.

6. Комплексный подход к планированию и осуществлению проектирования логистического процесса. Важен учет влияния каждого звена на всю систему транспортной логистики. На практике реализацию данного принципа транспортной логистики составляет согласованность всех действий между транспортным предприятием и грузоотправителем.

7. Принцип, основанный на выполнении оценки стоимости каждого элемента операции при оказании услуг транспортного обслуживания. Целью которого является сведение расходов к минимально возможным, хороший эффект можно получить при поездках на дальние расстояния и увеличения масштабов перевозки грузов.

8. Обязательное проведение предварительных технико-экономических расчетов и обоснований по всем конкурентоспособным вариантам выполнения перевозки грузов, выбор удобных маршрутов перевозки, оптимизации расходов на осуществление перевозки грузов, с целью предложения заказчику наиболее эффективного варианта, технологии и условии перевозки грузов.

9. Разработка стратегии для каждого транспортного предприятия на определенный срок и руководство ею как при внутреннем взаимодействии между отдельными сотрудниками и подразделениями, так и при общении с конкурентными предприятиями и государственными органами.

10. Полное владение информации о рынке транспортной логистики, постоянное изучение и сбор сведений обо всех звеньях сотрудничества в процессе деятельности: контрагентах, ассортиментных характеристик готовой продукции, ее потребительских свойствах, конкурентных транспортных организациях, других типах транспорта как возможности использования в рабочей перспективе мультимодальных перевозках, государственному управлению, транспортному законодательству, по банкам и страховым компаниям, грузовым терминалам, таможенным складам.

11. Создание и поддержание здоровых партнерских отношений с другими транспортными организациями - участниками процесса перевозки на основе учета взаимных интересов и компромиссов [8].

В результате проведенного анализа развития современной транспортной логистики можно сделать вывод о том, что принципы определяют характер и сущность всего устройства системы транспортных перевозок и несут огромное значение при разработке, создании и

функционировании каждого звена в целом и всей системы в общем. На данном этапе развития транспортных организаций в нашей стране не всегда есть возможность в стопроцентной реализации основополагающих принципов транспортной логистики, вместе с тем стремление к их соблюдению приводит транспортные предприятия к достижению положительных изменений, создавая эффективно работающую современную логистическую систему.

Список литературы / References

1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности Центра изучения проблем развития транспорта и логистики при Министерстве Транспорта Республики Узбекистан»: от 12 апреля 2019 г. № 305 // Национальная база данных законодательства, 13.04.2019 г., № 09/19/305/2932.

2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию системы грузовых и пассажирских перевозок»: от 6 марта 2019 № ПП-4230 // Национальная база данных законодательства, 07.03.2019 г., № 07/19/4230/2713.

3. Асадуллина Н.Р., Павлов К.В. Транспортная логистика как фактор динамичного развития Республики Узбекистан // Логистические системы и процессы в современных экономических условиях: материалы Международной заочной научно-практической конференции (1-15 ноября 2013 г.): сборник статей. Минск, 2013. С. 4.

4. Гаджинский А.М. Основы логистики: учебник для вузов М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003.

5. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию международных перевозок грузов автомобильным транспортом» от 7 июня 2019 г. № ПП-4353 // Национальная база данных законодательства, 08.06.2019 г., № 07/19/4353/3257.

6. Асадуллина Н.Р. Транспортная логистика как составная часть мировой транспортной системы // Экономика и финансы (Узбекистан), 2012. № 4.

7. Всеобщее управление качеством: учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин; под ред. О.П. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999. 600 с.

8. Маликов О.Б. Деловая логистика / О. Б. Маликов. СПб.: Политехника, 2003. 198-223 с. ISBN 5-7325-0663-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.