Научная статья на тему 'Актуальные направления использования физической культуры студенческой молодёжью'

Актуальные направления использования физической культуры студенческой молодёжью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
558
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ФУНКЦИИ / ТРУДОПОТЕРИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кириченко Роман Владимирович, Демиденко Олеся Валерьевна, Стародубцева Ольга Михайловна

В данной статье рассматриваются актуальные направления физической культуры студентов, так как она является органической частью общечеловеческой культуры. Данные статьи наглядно свидетельствуют о роли адаптации к мышечной работе для здоровья и работоспособности человека и раскрывают актуальные направления использования физической культуры. Материалы представляют конкретные данные о роли адаптации к мышечной работе для здоровья и работоспособности человека и раскрывают актуальные направления использования физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кириченко Роман Владимирович, Демиденко Олеся Валерьевна, Стародубцева Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные направления использования физической культуры студенческой молодёжью»

УДК 378

Кириченко Роман Владимирович

кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры физической подготовки и спорта Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России [email protected]

Демиденко Олеся Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения [email protected]

Стародубцева Ольга Михайловна

соискатель. Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России [email protected]

Актуальные направления использования

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖЬЮ

Roman V. Kirichenko

candidate of pedagogical sciences, deputy chief of chair of physical preparation and sport of the St. Petersburg military of institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]

Olesya V. Demidenko

candidate of pedagogical sciences, associate

professor of physical training of the

St. Petersburg state institute of

cinema and television

[email protected]

Olga M. Starodubtseva

Competitor. St. Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]

Current trends in THE USE OF PHYSICAL CULTURE STUDENTS

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные направления физической культуры студентов, так как она является органической частью общечеловеческой культуры.

Данные статьи наглядно свидетельствуют о роли адаптации к мышечной работе для здоровья и работоспособности человека и раскрывают актуальные направления использования физической культуры.

Материалы представляют конкретные данные о роли адаптации к мышечной работе для здоровья и работоспособности человека и раскрывают актуальные направления использования физической культуры.

Ключевые слова: подготовленность, физические качества, работоспособность, функции, трудопотери.

Annotation. This article discusses current trends in physical culture of students, as it is an organic part of human culture.

These articles visually testify to a role of adaptation to muscular work for health and efficiency of the person and open the actual directions of use of physical culture.

Materials submit concrete data on a role of adaptation to muscular work for health and efficiency of the person and open the actual directions of use of physical culture.

Keywords: fitness, physical quality, performance, function, trucapture.

Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста как цель саморазвития, самосовершенствования и является её самостоятельной областью.

На современном этапе развития общества применение физических упражнений в наибольшей мере необходимо для решения следующих задач [4, 5]: 1

1. Гармоничного физического развития детей, подростков, молодежи, их физической подготовки к успешной трудовой деятельности.

2. Укрепления здоровья, повышения работоспособности, устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов.

3. Восстановления функций организма после больших физических нагрузок и нервнопсихических напряжений.

4. Восстановления организма после болезней, травм, различных поражений.

5. Предупреждения возрастных изменений, обеспечения профессионального долголетия.

Пути реализации первой задачи научно обоснованы, но требуют серьезных государственных решений.

240

Вторая задача может быть успешно решена в том случае, если выбранные средства и методы физической культуры позволят эффективно формировать общие адаптационные возможности организма.

Восстановление функций организма (третья задача) после больших физических нагрузок и нервно-психических напряжений может быть достигнуто путем применения физических упражнений, воздействующих не столько на физическую, сколько на нервно-эмоциональную сферу. И здесь уместно использование подвижных и спортивных игр с учетом функционального состояния занимающихся. Кроме того, учитываются наиболее нагруженные мышечные структуры, наиболее эффективно функционировавшие физиологические системы.

Восстановление организма после болезней, травм и других поражений (четвертая задача) позволяют эффективно обеспечивать физические упражнения, связанные с усилением обменных процессов. К ним относятся циклические упражнения, при выполнении которых участвуют в работе крупные мышечные группы тела - основные потребители кислорода. В результате усиливаются потребности организма в кислороде, а, следовательно, и обменные процессы. Упражнениями для решения этой задачи могут быть бег, ходьба, ходьба на лыжах, подвижные и спортивные игры. Важнейшим условием при этом является адекватность нагрузки возможностям занимающихся.

Предупреждение возрастных изменений в организме человека (пятая задача) путем применения физических упражнений является важнейшей проблемой ведущих стран мира. И здесь достигнуты высокие результаты.

Так, в Японии физической культурой систематически занимаются около 80 % взрослого населения, продолжительность жизни - наивысшая в мире. В России в настоящее время физической

культурой занимаются только 7-8 % населения (В.К. Козлов, С.В. Ярилов, 2007), продолжительность жизни в последние годы - самая низкая в Европе [2].

Рассмотрим механизм взаимосвязи занятий физической культурой с уровнем здоровья человека. Как показано физиологами, организм человека в любых изменившихся условиях стремится сохранять постоянство внутренней среды (гомеостаз). Сохранение гомеостаза очень важно, ибо его грубое нарушение несовместимо с жизнью (В.В. Фролькис, 1988) [8]. Вся жизнь человека представляет собой бесконечную цепь потрясений внутренней среды организма, постоянных нарушений гомеостаза. В ходе этих потрясений мобилизуются, совершенствуются адаптационно-регуляторные механизмы, способствующие сохранению гомеостаза. Если создать такие условия жизни, при которых ничто не вызывает существенных сдвигов внутренней среды, то организм окажется совершенно безоружным при встрече с окружающей средой и вскоре погибнет. Чем дольше организм способен сохранять высокий уровень приспособления, тем дольше он будет жить.

Высокий уровень жизнедеятельности может поддерживаться только за счет утомления в ходе выполняемой работы; без напряженной деятельности, без утомления невозможна стимуляция восстановительных процессов (Г.В. Фольборт, 1941), то есть, работа живой системы - не только трата, но и пополнение энергетических потенциалов. Все это дает биологическое обоснование профилактическому использованию активного двигательного режима.

Проведенный анализ свидетельствует, что здоровье и работоспособность человека тесно связаны с особенностями двигательной активности. Об этом убедительно говорят результаты выполненных экспериментальных исследований, свидетель-

ствующие о важной роли физической подготовки в обеспечении здоровья военнослужащих (таб. 1).

Таблица 1

Трудопотери курсантов в зависимости от уровня развития физических качеств (по И.Э. Бибилову, А.С. Шмыгину, 1985)

показатели оценка Трудопотери на 1-м курсе обучения, %

Выносливость (кросс на 3 км) «удовлетворительно» 7475

«хорошо» 6109

«отлично» 5671

Сила (подтягивание на перекладине) «удовлетворительно» 6571

«хорошо» 6197

«отлично» 6426

Быстрота (бег на 100 м) «удовлетворительно» 6482

«хорошо» 6301

«отлично» 6411

Представленные данные показывают, что трудопотери студентов не зависят от уровня развития у них силы и быстроты. Наибольшее влияние на трудопотери оказывает уровень развития выносливости. У студентов, имеющих оценку «удовлетворительно» в кроссе на 3 км, трудопотери

составили 7454 %, «хорошо» - 6109 %, «отлично» - 5631 %.

Рассмотренные материалы говорят о решающей роли физической выносливости для успешной адаптации студентов к процессу обучения в

241

высшем учебном заведении. Именно физические упражнения, развивающие физическую выносливость, наиболее эффективно совершенствуют механизмы как срочной, так и долговременной адаптации.

Физическая подготовка является важным средством обеспечения здоровья и работоспособности студенческой молодёжи. При этом средствами физической подготовки решают три задачи [6, 7]:

- повышают физическую подготовленность, функциональные возможности организма до участия в соревновании;

- поддерживают работоспособность в процессе спортивных соревнований;

- восстанавливают функции организма, работоспособность студентов после соревнований.

В настоящее время роль физической подготовки для поддержания физической и умственной работоспособности студентов убедительно доказана и обоснована многочисленными исследованиями ученых-педагогов, врачей, физиологов, психологов. В качестве иллюстрации могут служить следующие данные (таб. 2)

Таблица 2

Показатели функционального состояния организма и трудопотери у корабельных специалистов, постоянно занимающихся физическими упражнениями (1 группа) и не занимающихся (2 группа) (по Ю.М.Боброву, С.Г.Терещенко, В.С.Щеголеву,1990) [1].

показатели Группы испытуемых

1-я 2-я

Частота сердечных сокращений, уд./мин 56 72

Максимальное потребление кислорода, мл/кг/мин 46 38

Масса тела, кг 71 82

Жизненная емкость легких, куб.см 4600 3600

Проба с задержкой дыхания, с 48 32

Количество дней трудопотерь на 100 человек, дней 258,4 1036,6

В таблице можно видеть большое преимущество лиц, постоянно занимающихся физическими упражнениями. Частота сердечных сокращений в покое у них значительно ниже, а максимальное потребление кислорода выше, что говорит о более высоких функциональных возможностях организма, его работоспособности. Данное заключение подтверждают и другие приведенные в таблице показатели - жизненная емкость легких, проба с задержкой дыхания и, конечно, такой интегральный показатель, как трудопотери. Трудопотери у лиц, не занимающихся физическими упражнениями, в четыре раза больше по сравнению с лицами, постоянно ими занимающимися.

Выше было рассмотрено использование физических упражнений для поддержания в основном физической работоспособности студентов. В той же мере физические упражнения способствуют поддержанию и умственной работоспособности различных специалистов, особенно при работе в экстремальных условиях.

Литература:

1. Бобров ЮМ. Сохранение функционального состояния и работоспособности специалистов флота в экстремальных ситуациях / Ю.М. Бобров, С.Г. Терещенко, В.С. Щеголев. Л. : Наука, 1990.

2. Козлов В.К. Здоровье человека и некоторые пути его укрепления / В.К. Козлов, С.В. Ярилов. АФК № 1 (37), 2007

3. Стародубцев МЛ. Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обя-

Проявление более высокой умственной работоспособности физически подготовленных лиц достигается за счет:

- более высокой способности к активации организма, в том числе центральной нервной системы;

- более совершенной регуляции функций организма;

- более высокой устойчивости функций при неблагоприятных воздействиях.

Все эти свойства формируются при адаптации человека к значительным физическим нагрузкам, развивающим физическую выносливость.

Таким образом, изложенные материалы представляют конкретные данные о роли адаптации к мышечной работе для здоровья и работоспособности человека и раскрывают актуальные направления использования физической культуры.

Literature:

1. Bobrov Y.M. Preservation of functional status and health specialists fleet in extreme situations / Y.M. Bobrov, S.G. Tereshchenko, V.S. Schegolev, L. : Science, 1990.

2. Kozlov V.K. Health and some of the ways of strengthening the / V.K. Kozlov, S.V. Arrow. AFC № 1 (37), 200

3. Starodubtsev, M.P. Pedagogical conditions necessary for the effective formation of professional readiness of officers of internal Affairs agencies to perform official duties / M.P. Starodubtsev,

242

занностей / МЛ. Стародубцев, А. А. Плаксин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 4 (86). С. 153-156

4. Стародубцев М.П. Физическая культура как фактор комплексного воздействия на формирование здорового образа жизни военнослужащего. В сборнике: Современная педагогика: теория, методика, практика Сборник материалов международной научной конференции. под редакцией Д.Ю. Ануфриевой. Киров, 2014. С. 86-92.

5. Стародубцев М.П. Мотивационно-потребнос-тный подход в повышении эффективности физкультурно-спортивной деятельности студентов / МЛ. Стародубцев, О.М. Стародубцева, ВЛ. Та-таренцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 3 (121). С. 239-244.

6. Стародубцев М.П. Выявление роли препода-

вателя в формировании у студентов мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Психология и педагогика в XXI веке. Очерки научного развития: материалы VI междунар. науч.-практ. конф., Москва, 17-18 октября 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Москва, 2014. С. 96-98.

7. Стародубцев М.П. Развитие мотивации преподавателей физической культуры к совершенствованию педагогической деятельности. Психология и педагогика в XXI веке. Очерки научного развития: материалы VII междунар. науч.- практ. конф., Россия, г. Новосибирск, 14-15 ноября 2014. Новосибирск, 2014. C. 143-146.

8. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л. Наука, 1988. 237 с.

A.A. Plaksin. Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft. 2012. № 4 (86). P. 153-156

4. Starodubtsev M.P. Physical culture as a factor of complex influence on the formation of a healthy lifestyle serviceman. In book: Modern pedagogy: theory, methodology, practice proceedings of the international scientific conference. edited by D.J. Anu-frieva. Kirov, 2014. C. 86-92.

5. Starodubtsev M.P. Need-Motivational approach in enhancing the effectiveness of physical training and sports activities of students / M.P. Starodubtsev

O.M. Starodubtseva, V.L. Tatarintsev // Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft. 2015. № 3 (121). P. 239-244.

6. Starodubtsev M.P. Identification of the role of the teacher in shaping students motivation towards physical education and sport. Psychology and pedagogy in the twenty-first century. Essays research development: proceedings of the VI Intern. nauch.-practical. Conf. Moscow, October 17-18, 2014. Moscow, 2014. P. 96-98.

7. Starodubtsev M.P. Development of motivation of physical education teachers to improve pedagogical work, Psychology and pedagogy in the twenty-first century. Essays research development: proceedings of the VII Intern. Nauch.- practical. Conf. Russia, g Novosibirsk, November 14-15, 2014. Novosibirsk, 2014. P. 143-146.

8. Frolkis V.V. Ageing and increased life expectancy. L. Nauka, 1988. 237 p.

243

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.