Выпуск 4 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ Выпуск 4 - 2015 октябрь — декабрь http://mir-nauki.com/issue-4-2015.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/14PDMN415.pdf
УДК 37
Базанов Владимир Андреевич
ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет»
Институт менеджмента Россия, г. Москва Магистрант, 1 -ый курс обучения E-mail: [email protected]
Актуальные направления инновационного развития высшего образования в России
i
14PDMN415
Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
Аннотация. Статья посвящена анализу инновационной деятельности ВУЗов в условиях формирования его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. В статье выявлена проблематика инноваций в области образования. Появление инноватики в педагогике существенным образом повлияло на ее развитие, определило системный творческий подход к решению проблемы повышения качества образования, а также оптимизации учебно-воспитательного процесса. Рассмотрена смена позиций объекта образовательного воздействия на позицию субъекта, который в рамках обучения получает широкий спектр образовательных услуг, направленных на формирование всесторонне развитой личности, освоение общих и специальных знаний, а также овладение профессиональными компетенциями. В статье автором подробно рассмотрен такой элементом модернизации высшего образования Российской Федерации, как переход на трехуровневую структуру. Такая структура обусловлена современными экономическими условиями, когда человек может менять профессии и получать образование на протяжении всей жизни. Рассмотрим подробно первые два уровня. В области педагогической науки и практики при изучении феномена инновации особое внимание уделяется характеристикам педагогического новшества, обладающего инновационными признаками. Проведен системный анализ понятий «инновация», «инновационная деятельность», «инновационный менеджмент» как педагогических категорий в контексте решения задач, стоящих перед ВУЗом.
Ключевые слова: инновация; инновационная среда; инновационный менеджмент; конкурентоспособность ВУЗов; современные проблемы образования; финансирование образовательных учреждений; педагогическое развитие; образовательное воздействие.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Базанов В.А. Актуальные направления инновационного развития высшего образования в России // Интернетжурнал «Мир науки» 2015 №4 http://mir-nauki.com/PDF/14PDMN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана.
Яз. рус., англ.
2
14PDMN415
Выпуск 4 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Современные процессы, связанные с повышением качества образования на рынке образовательных услуг, компьютеризацией обучения, внедрением новых методов и форм организации учебной деятельности в высшей образовательной организации, обусловлены активизацией использования инструментов модернизации образования.
Большой энциклопедический словарь толкует термин «модернизация» как изменение, усовершенствование, отвечающие современным требованиям. Модернизация — это общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся прогрессивными, индустриально развитыми, то данный термин применительно к образованию должен означать преодоление, а также замену традиционных ценностей, препятствующих распространению новых технологий в образовании, генерирование новых форм и методов обучения. Другими словами, модернизация образования — это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. [1]
Для сферы образования термин «модернизация» не новый. Об этом свидетельствует распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756-р, которым была утверждена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
В представленной концепции продекларирована роль образования, которая определялась задачами переходного периода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В ней подчеркивалось, что российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Правда, в Послании Федеральному Собранию действовавший Президент РФ Д.А. Медведев заявил, что прежние успехи российской образовательной системы были признаны во всем мире. В выступление так же делается вывод о том, что сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего.
Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования. [6]
В основу модернизации образования на первое место надо поставить постепенное изменение образовательного мировоззрения. Это долговременная задача, так как она затрагивает в первую очередь педагогов, в сознании которых в немалой степени присутствуют авторитарность и оторванность от потребностей общества. Не менее значима задача проведения инновационных изменений в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности.
Впервые термин «инновация» встречается в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера (лат. «novatio» - «обновление», «изменение»). В свою очередь инновационный менеджмент — это система подготовки и принятия решений, направленных на формирование, поддержку и развитие инновационно-технического потенциала России в целом, каждого предприятия, каждой организации в частности. [9, С. 127]
В последние годы проблематика инноваций в области образования рассматривалась в трудах отечественных психологов и педагогов.
По мнению ряда исследователей, появление инноватики в педагогике существенным образом повлияло на ее развитие, определило системный творческий подход к решению проблемы повышения качества образования, а также оптимизации учебно-воспитательного процесса.
3
14PDMN415
Выпуск 4 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
В области педагогической науки и практики при изучении феномена инновации особое внимание уделяется характеристикам педагогического изобретения, обладающего инновационными признаками. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев выделяют следующие из них:
• новизна, являющаяся показателем известности в области применения данного новшества;
• оптимальность, определяющая степень затрат сил и средств, для достижения результатов;
• результативность, характеризуемая устойчивостью положительных результатов в деятельности педагогов;
• возможность усвоения в массовом опыте. [7, С. 187]
Инновационная среда - это среда, создающая условия для совершенствования и развития образовательного процесса, отвечающая запросам общества, ориентированного на повышение доступности качества образования и формирование универсального кадрового потенциала. Речь идет о необходимости модернизации современной образовательной системы, организации взаимодействия государства и общества в целях внедрения инновационных технологий в систему обучения, разработки инновационных подходов к организации учебного процесса, совершенствования организационной структуры обучения.
[4]
Сегодня исследователи отмечают смену позиций объекта образовательного воздействия на позицию субъекта, который в рамках обучения получает широкий спектр образовательных услуг, направленных на формирование всесторонне развитой личности, освоение общих и специальных знаний, а также овладение профессиональными компетенциями. [3, С. 84]
В современных рыночных условиях конкурентоспособность ВУЗа определяется его возможностью оказывать актуальные образовательные услуги, реализация которых связана с внедрением инноваций в образовательный процесс, основанных, в том числе, на интернеттехнологиях. Речь идет о формировании нового типа образовательного элемента -университета инновационного типа, основной задачей которого является повышение качества подготовки кадров, ориентация педагогического процесса на уникальность личности каждого конкретного обучающегося, на естественное саморазвитие его интеллектуального, психического и творческого потенциала.
Педагогика как наука не стоит на месте, применение в области научного знания экономических категорий (инновации, инновационные технологии) дает основание полагать, что поиск совершенствования педагогического процесса является естественным процессом развития педагогической науки.
Важнейшим элементом модернизации сферы высшего профессионального образования Российской Федерации является переход на трехуровневую структуру - бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Такая структура обусловлена современными экономическими условиями, когда человек может менять профессии и получать образование на протяжении всей жизни. Рассмотрим подробно первые два уровня.
Образовательная задача бакалавриата состоит в формировании базовых основ профессиональной культуры и основных деятельностных компетенций. Обучаясь на бакалавриате, студент получит в очной или заочной форме основные, общие знания по выбранной специальности. По окончании студент получит право или приступить к трудовой деятельности, или же продолжить свое обучение дальше в магистратуре.
4
14PDMN415
Выпуск 4 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
По мнению Я.И. Маликова, положительными сторонами бакалавриата является диплом европейского образца, возможность пройти магистратуры в Европе. При этом автор указывает и на недостатки,к которым относит мнение работодателей, что бакалавры уступают специалистам и недостаток бесплатных мест в магистратуре. Если провести параллель и сравнивать бакалавриат со специалитет, то выясняется одно важное отличие: если студент получил диплом специалиста, то при обучении в магистратуре лишается отсрочки от армии.
[5]
Обучение в магистратуре направлено на подготовку выпускников, способных к решению наиболее сложных профессиональных задач, к организации новых областей деятельности, к проектной инженерии, к исследованиям и управлению основополагающим сферами, обеспечивающим общественные и экономические потребности.
Подходя к вопросу с экономической точки зрения, Л.М. Куликов считает, что для бакалавриата адекватной моделью финансирования является сочетание нормативного подушевого финансирования обучения за счет средств государственного бюджета для некоторого числа студентов, отобранных на конкурсной основе и с оплатой остальными студентами обучения за счет собственных средств. [4, С. 155]
Программы магистерской подготовки, по мнению Е.Ф. Борисова, целесообразно формировать ВУЗами совместно с работодателями и профессиональными сообществами на основе конкретных потребностей развивающейся национальной экономики. [2, С. 59]
Идея магистратуры позволяет ВУЗу и предприятию действовать осмысленно, исходя из текущей необходимости в квалифицированных кадрах. Сформировать гибкий учебный план на 4 семестра, сделав это совместно с заказчиком, добиться инвестиций со стороны предприятия, подписать договор со слушателем магистерской программы. [10, С. 22].
Изложенное выше позволяет сделать промежуточный вывод о том, что развитие и динамика современной науки обусловливают использование различных инноваций, составляющих в целом содержание инновационного обучения. В отличие от традиционного обучения обучение инновационное ориентировано на принципы личностно ориентированной педагогики, внедрение информационно-коммуникативных технологий, новых форм и методов образования.
Ключевым понятием инновационного обучения является «человеческий фактор», который является показателем инновационной образовательной деятельности ВУЗа. Речь идет об уровне материальных доходов выпускников ВУЗов, динамике их профессиональной карьеры, как результате полученных образовательных услуг.
Уровень инновационного развития образовательной деятельности ВУЗа определяется реализацией в нем следующих направлений:
• инновационной учебной деятельности;
• инновационной воспитательной работы;
• инновационной административно-хозяйственной деятельности.
Эффективность внедрения инноваций и реализация инновационной политики в рамках осуществления образовательного процесса в ВУЗе зависит от координации инновационной деятельности.
Подводя итоги, отметим, что образование выявляет и формирует креативный потенциал общества, стимулирует развитие его инновационного мышления, творческие и интеллектуальные способности. По мнению В.И. Слободчикова, современное инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование. [8, С. 99]
5
14PDMN415
Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
Формирование педагогических условий в данном контексте должно быть ориентировано на создание нового поколения учебно-методического обеспечения, направленного на использование современных информационных и инновационных образовательных технологий, что позволит:
• сформировать качественно новые связи между технологиями, содержанием обучения, развитием среды обучения и другими компонентами образовательного процесса;
• осуществить совершенствование среды обучения;
• применить рыночные механизмы организации образования (маркетинг образовательных услуг: исследование конъюнктуры рынка образовательных услуг, реклама и др.).
6
14PDMN415
Выпуск 4 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.; СПб., 2004.
2. Борисов, Е.Ф. Основы экономики в образовании: Учебное пособие / Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт - Издат, 2014. - 316 с.
3. Берсенёв, В.Л. Проблемы инновационно-технологического развития России. / В.Л. Берсенёв, Д.А. Колчанова // Журнал экономической теории. - 2015. - No.3.
- С. 83-87.
4. Куликов, Л.М. Экономика образования и экономическая политика государства: Учебник / Л.М. Куликов. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. - 432 с.
5. Маликова, Я.И. Особенности инновационно-образовательного комплекса: отечественный и зарубежный опыт / Я.И. Маликова // Вестник Академии права и управления. - 2015. - No.2. - С. 72-79.
6. Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации //
Президент России. Официальный сайт. - 2010, 30 ноя. - URL:
http://kremlin.ru/events/president/news/9637 (дата обращения: 02.11.2015).
7. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. - Академия, 2013. - 607 с.
8. Слободчиков, В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования / В.И. Слободчиков. - Екатеринбургская епархия, 2014. - 457 с.
9. Шумпетер, Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й.А. Шумпетер. - М.: Эксмо, 2014. - 348 с.
10. Храбров, К.Г. Анализ современного состояния рынка труда и сферы образования в Российской Федерации. / К.Г. Храбров // Экономика образования.
- 2015. - No.4. - С. 19-27.
Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.
7
14PDMN415
Выпуск 4 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Bazanov Vladimir Andreevich
State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the City of Moscow
«Moscow City Pedagogical University»
Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Actual directions of innovative development of higher
education in Russia
Abstract. This article analyzes the innovation activities of universities in the formation of its competitiveness in the market of educational services. The article revealed issues of innovation in the field of education. The emergence of innovation in pedagogy significantly influenced its development, the system has identified a creative approach to solving the problem of improving the quality of education, as well as the optimization of the educational process. We consider the change of position of the object of the educational impact on the position of the subject in the framework of learning gets a wide range of educational services aimed at creating a fully developed personality, the development of general and specialized knowledge and mastery of professional competence. In the article the author considered in detail a part of modernization of higher education of the Russian Federation, as the transition to the three-tier structure. This structure is due to the current economic conditions, a person can change the profession and to receive education throughout their lives. Let us consider in detail the first two levels. In the field of science teaching and practice in the study of the phenomenon of innovation focuses on the characteristics of pedagogical innovations, with innovative features. A systematic analysis of the concepts of "innovation", "innovation", "innovation management" as a teaching categories in the context of addressing the challenges facing the university.
Keywords: innovation; innovation environment; innovation management; competitiveness of universities; modern education problems; financing of educational institutions; teacher development; educational impact.
8
14PDMN415
Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
REFERENCES
1. Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar' / Gl. red. A.M. Prokhorov. Izd. 2-e, pererab. i dop. M.; SPb., 2004.
2. Borisov, E.F. Osnovy ekonomiki v obrazovanii: Uchebnoe posobie / E.F. Borisov. -M.: Yurayt - Izdat, 2014. - 316 s.
3. Bersenev, V.L. Problemy innovatsionno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossii. / V.L. Bersenev, D.A. Kolchanova // Zhurnal ekonomicheskoy teorii. - 2015. - No.3. - S. 8387.
4. Kulikov, L.M. Ekonomika obrazovaniya i ekonomicheskaya politika gosudarstva: Uchebnik / L.M. Kulikov. - M.: TK Velbi, Izdatel'stvo Prospekt, 2010. - 432 s.
5. Malikova, Ya.I. Osobennosti innovatsionno-obrazovatel'nogo kompleksa: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt / Ya.I. Malikova // Vestnik Akademii prava i upravleniya. - 2015. - No.2. - S. 72-79.
6. Poslanie Prezidenta Rossii Federal'nomu sobraniyu Rossiyskoy Federatsii // Prezident
Rossii. Ofitsial'nyy sayt. - 2010, 30 noya. - URL:
http://kremlin.ru/events/president/news/9637 (data obrashcheniya: 02.11.2015).
7. Slastenin, V.A. Pedagogika: uchebnik / V.A. Slastenin, I.F. Isaev. - Akademiya, 2013. - 607 s.
8. Slobodchikov, V.I. Antropologicheskaya perspektiva otechestvennogo obrazovaniya / V.I. Slobodchikov. - Ekaterinburgskaya eparkhiya, 2014. - 457 s.
9. Shumpeter, Y.A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, sotsializm i demokratiya / Y.A. Shumpeter. - M.: Eksmo, 2014. - 348 s.
10. Khrabrov, K.G. Analiz sovremennogo sostoyaniya rynka truda i sfery obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii. / K.G. Khrabrov // Ekonomika obrazovaniya. - 2015. - No.4. -S. 19-27.
9
14PDMN415