Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НАУКОЕМКИХ ПРОИЗВОДСТВ В РФ'

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НАУКОЕМКИХ ПРОИЗВОДСТВ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайдукова М.О., Шушунова Т.Н., Челноков В.В., Аверина Ю.М.

В статье рассмотрены причины и цели процесса импортозамещения информационного обеспечения наукоемких предприятий в РФ. Приведены возможные альтернативные варианты перехода промышленных предприятий на отечественное программное обеспечение в целях достижения непрерывности управления бизнес-процессами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT DIRECTIONS OF IMPORT SUBSTITUTION IN THE FIELD OF INFORMATION SUPPORT FOR THE DIGITAL TRANSFORMATION OF SCIENCE-INTENSIVE ENTERPRISE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the reasons and goals of the process of import substitution of information support for science-intensive enterprise in the Russian Federation. Possible alternative options for the transition of industrial enterprises to domestic software in order to ensure the continuity of business process management are presented.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НАУКОЕМКИХ ПРОИЗВОДСТВ В РФ»

УДК 004.05

Гайдукова М.О., Шушунова Т.Н., Челноков В.В., Аверина Ю.М.

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НАУКОЕМКИХ ПРОИЗВОДСТВ В РФ

Гайдукова Мария Олеговна - магистр 2-го года обучения кафедры менеджмента и маркетинга; Шушунова Татьяна Николаевна - кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга; Челноков Виталий Вячеславович - доктор технических наук, профессор кафедры Логистики и экономической информатики;

Аверина Юлия Михайловна - кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой Логистики и экономической информатики;

Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева.

В статье рассмотрены причины и цели процесса импортозамещения информационного обеспечения наукоемких предприятий в РФ. Приведены возможные альтернативные варианты перехода промышленных предприятий на отечественное программное обеспечение в целях достижения непрерывности управления бизнес-процессами. Ключевые слова: импортозамещение, программное обеспечение, промышленность, бизнес-процесс, управление, эффективность, цифровая трансформация.

CURRENT DIRECTIONS OF IMPORT SUBSTITUTION IN THE FIELD OF INFORMATION SUPPORT FOR THE DIGITAL TRANSFORMATION OF SCIENCE-INTENSIVE ENTERPRISE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Gaidukova M.O.1; Shushunova T.N.1, Chelnokov V.V.1; Averina Y.M.1 1 D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russian Federation

The article discusses the reasons and goals of the process of import substitution of information support for science-intensive enterprise in the Russian Federation. Possible alternative options for the transition of industrial enterprises to domestic software in order to ensure the continuity of business process management are presented.

Keywords: import substitution, software, industry, business process, management, efficiency, digital transformation.

Введение

Процесс импортозамещения рассматривается с двух сторон: с одной стороны, как инструмент для развития экономической стратегии региона и страны в целом, с другой - как ключевой фактор в наращивании экспортного потенциала. Под импортозамещением в инновационной экономике понимается процесс воспроизводства высокотехнологичных товаров, услуг, новых технологий, оборудования, драйверами которых выступает рост внешнего и внутреннего спроса и уровень развития высоко- и среднетехнологичных видов экономической деятельности [2].

Импортозамещение в управлении

информацией на предприятии является одним из приоритетных направлений, которое предусматривает переход на оборудование и ПО отечественного производства. Даже при условии полного перехода на оборудование и прикладное программное обеспечение российского производства, использование зарубежных средств защиты информации не исключает серьезные риски для ведущих отраслей страны.

Исследование актуальных направлений импортозамещения программного обеспечения

С учетом существующих внешних вызовов, которые с 2014 года имеют большое влияние на развитие России и внедренной западными партнерами санкционной политики, российское руководство пришло к логическому выводу о том, что импортозамещение - это уже острая необходимость.

Тем более для этого есть все ресурсы: человеческие, промышленные, технологические.

Сразу несколько крупных иностранных вендоров, специализирующихся в сфере интеграции цифровых продуктов для инфраструктуры и технического оборудования, приняли решение о приостановке сотрудничества с клиентами из России в начале 2022 года. Отдельные сервисы уже стали недоступны, что вынуждает частные и госкомпании искать альтернативные варианты, способные гарантировать полноценное функционирование ключевых ИТ-систем. Проблема затрагивает практически все сегменты бизнеса, поскольку современные офисные приложения и средства коммуникации рассчитаны преимущественно на использование зарубежных разработок.

В начале марта 2022 года об уходе с российского рынка объявили четыре крупных поставщика программного обеспечения: EPAM, Oracle, Microsoft и SAP. Oracle создает системы управления базами данных и ресурсами предприятия, провайдит облачное ПО и сдает в аренду серверное оборудование. EPAM разрабатывает заказное программное обеспечение.

Услугами компаний пользовались

крупнейшие российские корпорации: например, среди клиентов SAP в России такие крупные компании как Газпром, Лукойл, Роснефть, РЖД, ТНК-ВР, Сбербанк России, АФК «Система», Сургутнефтегаз, АК «Транснефть», Холдинг МРСК, КАМАЗ.

Компания БЛРстала первым в России зарубежным разработчиком программного обеспечения для управления всеми сферами предприятия, высокий уровень безопасности программного обеспечения которого был подтвержден специалистами Министерства Обороны РФ.

Стоит отметить, что прекращение поддержки вовсе не означает, что все ПО выключается и больше ничего не работает. Конечно, нужно смотреть условия ухода каждой компании отдельно, но, как правило, речь идет о прекращении обновлений.

Эффективность реализации намеченной стратегии во многом будет зависеть от того, сколько времени бизнесу и госкомпаниям понадобится для адаптации к новым техническим решениям. Пошаговый алгоритм в данном случае должен способствовать тщательной проработке каждой из запланированный стадий и безболезненности перехода к следующим этапам. Обобщая последовательность действий, можно выделить четыре основных пункта:

1. Планирование. Определение требований, которым должны соответствовать софт и оборудование, за счет тестирования системы и выявления функционально значимых компонентов.

2. Выбор продуктов, соответствующих заявленным стандартам.

3. Подготовка к интеграции нового ПО. Резервное копирование, тестовое внедрение, формирование конфигурации для критически значимых обновлений.

4. Полноценное внедрение. Отслеживание производительности и надежности, сопоставление настроек и получаемых результатов, формирование пользовательских инструкций и проведение обучения персонала.

В настоящее время импортозамещение программного обеспечения стоит в числе первоочередных мер Правительства РФ. Многие поставщики отечественного программного обеспечения получают поддержку своих программных продуктов от государства и компаний, что создает прочную основу для импортозамещения в сфере программного обеспечения, существенного сокращения риска утечки конфиденциальных данных в пользу геополитических конкурентов, так как зависимость наших предприятий от импортной ИТ-продукцию, в том числе программного обеспечения, представляет угрозу для нациальной безопасности.

Одним из ключевых инфраструктурных элементов политики импортозамещения является Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, который находится в ведении Министерства коммуникаций. Процесс перехода идет давно и уже с 2016 года существует реестр отечественного программного обеспечения, который составляет Минцифры. В реестре перечислены информационные системы, разработанные на территории Российской Федерации.

Программное обеспечение, которое включается в этот Реестр, считается «российским

софтом» и его следует покупать государственным и муниципальным заказчикам вместо своих зарубежных эквивалентов. Если государственный заказчик решил использовать программное обеспечение не из указанного Реестра, то он должен представить письменное обоснование такого выбора с указанием того, какие именно функциональные/технические или эксплуатационные параметры российского программного обеспечения не соответствуют специфике его потребности. Такое обоснование должно быть опубликовано вместе с другими конкурсными документами и может быть оспорено заинтересованной стороной (например,

производителем российского аналога ПО или надзорным органом).

По состоянию на декабрь 2022 года Реестр насчитывает свыше 15000 компьютерных программ всех классов от более 4000 разработчиков [5].

С 2025 года, в соответствии с Указом Президента РФ [1], будет недопустимо использование западного софта в критической инфраструктуре, а уже с 31 марта текущего года запрещена закупка импортного оборудования без соответствующего согласования. Ограничения на государственные закупки иностранного программного обеспечения применяются прежде всего к государственным заказчикам, т.е. органам государственной власти и иным государственным субъектам, осуществляющих закупку товаров и услуг для государственных или муниципальных нужд и финансируемых из бюджета. Такие закупки осуществляются в рамках действия Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Однако существует еще один закон, который применим к коммерческим компании с полной или частичной государственной собственностью. Компании, работающие в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» могут приобретать программное обеспечение без ограничений. Однако есть планы по расширению требований импортозамещения, в том числе относящихся к программному обеспечению, и на эти также организации.

Программное обеспечение может быть включено в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных только в том случае, если оно соответствует одновременно ряду критериев, одним из которых является соблюдение требования, по которому право собственности («исключительное всемирное и неограниченное право») на программное обеспечение должно принадлежат одному или нескольким из следующих субъектов:

- Российская Федерация; субъект Российской Федерации или муниципалитет;

- гражданин Российской Федерации;

- российская некоммерческая организация, в которой юридическое лицо назначается прямо или

косвенно одним или несколькими из вышеупомянутых правообладателей, при условии, что иностранное юридическое или физическое лицо не может влиять на его решения;

- российская коммерческая организация, в которой один или несколько вышеперечисленных правообладателей владеют более 50% уставного капитала/доли участия напрямую или косвенно.

Рассматриваемый критерий права собственности, принадлежащей российскому лицу, направлен на обеспечение свободы действий, поскольку предполагается, что такие действия де-юре не подлежат иностранным санкциям и не смогут быть «управляемым извне». Местные дочерние компании иностранных поставщиков не соответствуют вышеуказанному требованию.

Другое требование направлено на то, чтобы программное обеспечение могло свободно продаваться в Российской Федерации. Хотя это требование может быть самоочевидным, но оно связано с крымской проблема. Программное обеспечение, включенное в Реестр, должно быть потенциально доступным для использования и в регионах Крым и г. Севастополь. Это может расцениваться как ответ на санкции, введенные в отношении Крымского региона США, Евросоюзом и некоторыми другими странами, в соответствии с которыми ввоз, продажа технологий в крымский регион запрещены за узким списком исключений

Программное обеспечение может быть включено в Единый реестр российских программ только в том случае, если годовая сумма платежей по любым лицензионным договорам и/или любым другим соглашениям в интересах иностранных сторон или любой российской организации, контролируемой такими иностранными лицами, не превышает 30% доходов, полученных Правообладателями от его коммерциализации. Это требование направлено на предотвращение требований импортозамещения путем создания де-юре местных российских юридических лиц, формально владеющих правами на программного обеспечения, но в финансовом отношении полностью зависящих от иностранной компании и поступающих от них лицензии или услуги. Однако, поскольку было признано, что может быть достигнут положительный эффект от включения некоторых иностранных компонентов в российское программное обеспечение, 30% порог для платежей иностранным компаниям был установлен в качестве компромисса.

К отечественному программному

обеспечению предъявляется еще один критерий для включения в Реестр: если программное обеспечение содержит некоторые функции защиты данных, оно должно соответствовать действующим правилами защиты информации Российской Федерации, в том числе требование наличия соответствующих лицензий на разработку и производство продуктов для защиты данных и получить сертификацию Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Это должно подтвердить соответствие установленным требованиям и отсутствие любого

незадекларированного функционала. Если такое программное обеспечение предоставляется в качестве услуги или является частью информационной системы, разработанной правообладателем программного обеспечения, последний должен получить специальную лицензию на охрану конфиденциальной информации от ФСТЭК. Если программное обеспечение содержит функции шифрования для обслуживания и/или распространения, то может потребоваться лицензия от Федеральной службы безопасности, которая является регулятором шифровальных технологий в России.

Как показал анализ критериев к импортозамещению программного обеспечения экономические критерии не включены в список. Поэтому цена любой локальной компьютерной программы не имеет значения по сравнению с ценой иностранной программы. Государственный заказчик не может обосновать покупку иностранной программы, имеющей аналог в Реестре, утверждая, что иностранный продукт намного дешевле. Такой подход понятен: отечественные компании несут затраты на разработку программного обеспечения и ограничены потребностями местных рынков. Они не могут предоставить большие скидки, которые крупные иностранные корпорации могут себе позволить благодаря эффекту масштаба и совершенным механизмам разработки программ.

С другой стороны, такая ситуация противоречит сути процесса государственных закупок, который по своей сути является конкурентным механизмом за деньги в рамках бюджета. Налогоплательщики становятся субсидирующими в процессе разработки программного обеспечения.

В настоящее время так как многие государственные заказчики имеют устаревшие информационные системы с иностранным программным обеспечением достижение

интероперабельности с ними может быть одним из основных требований для любого публичного заказчика. В таких случаях покупка иностранного программного обеспечения может быть оправдано, так как погоня за российским аналогом привела бы к дополнительным затратам со стороны бюджета и времени и в результате уязвимостей безопасности в этот период. Кроме того, зарубежное программное обеспечение может содержать некоторые функции, которые отсутствуют в их русском эквиваленте.

Прежде всего, промышленные компании будут пытаться решить проблему импортозамещения сетевого оборудования и систем хранения данных, хотя это очень не просто. Также важными направлениями с точки зрения импортозамещения будут являться виртуализация, ERP, Bl и CRM-системы, а также информационная безопасность.

В настоящее время многие предприятия РФ до сих пор используют зарубежное ПО. Исключением не является и компания АО «Данон Россия».«Данон Россия» — российское подразделение французской корпорации Danone, одно из немногих зарубежных предприятий, принявших решение остаться на

российском рынке, несмотря на нестабильную геополитическую ситуацию в мире. Как и все предприятия, находящиеся на территории РФ, компания АО «Данон Россия» имела риски срыва бизнес-процессов в результате ухода многих зарубежных вендоров программного обеспечения для управления промышленным предприятием. Это стало причиной подготовки российским предприятием BCP плана по поиску и внедрению отечественного программного обеспечения. На сегодняшний день проект продолжает существовать и IT-департамент компании непрерывно работает над реализацией проекта и импортозамещением ПО SAPERP [3].

На пресс-релизе компании 14 октября 2022 года было объявлено решение «начать процесс передачи операционного контроля над бизнесом свежих молочных продуктов и продуктов на растительной основе в России». В связи с отказом французской корпорации от своих активов в России, вопрос импортозамещения ПО для управления российским предприятием становится все более актуальным.

По данным компании "Эдит Про", в 2021 г. большую часть российского ERP-рынка занимали западные вендоры - SAP, Oracle, Microsoft. На их долю приходилось около 60%. "1С" захватила более трети рынка (около 35%). Оставшуюся долю занимают российские компании "Галактика", "Парус" и "Компас".

По данным экспертов, в 2022 г., в связи с уходом зарубежных вендоров, на рынке сложилась ситуация, которая в перспективе приведет как к масштабированию бизнеса уже имеющихся игроков, так и к появлению новых (рис.1). Прежде всего перспективы получат те, кто имеет опыт в разработке бизнес-приложений, готовые к инвестициям и обладающие уникальными отраслевыми

компетенциями. По прогнозам "Эдит Про", за два ближайших года доля "1С" на рынке ERP-систем может вырасти до 70%. Остальную часть поделят другие российские игроки, в том числе новички.

Iufor; Парус; 4% Компас; 5'

SAP; 11%

Oracle; Epicor; 2 ^ Au s о ft; 1%

1С; 45%

Галактика; 12%

Microsoft; 15%

Рис 16 - Доля поставщиков ПО на российском рынке по количеству проектов, 2022

Как видно из диаграммы, в число наиболее популярных российских поставщиков услуг автоматизации уходят 1С:ЕКР Управление

предприятием и Галактика.Ситуация сильно изменилась в 2022 году по причине ухода с российского рынка ключевых зарубежных игроков, отечественные ПО по прогнозам будут только наращивать свою долю.

Каждой из перечисленных систем присущи свои преимущества и недостатки, и потому, чтобы сделать обоснованный вывод, какая система лучше подходит для импортозамещения зарубежного ПО, следует детально рассмотреть каждую [4]. Учитывая количество игроков на рынке и количество предлагаемых ими программных продуктов рассмотрим ведущих поставщиков.

«IQERP Управление предприятием 2» («1G:ERP») - флагманское решение «1С» для комплексной автоматизации средних и крупных предприятий различных отраслей промышленности. Программа особенно актуальна для многопрофильных предприятий, с технически сложным производством и большим количеством рабочих мест. Функционал 1C:ERP обеспечивает практически все основные бизнес-процессы предприятия, позволяя выполнять мониторинг ключевых показателей, выстраивать слаженное взаимодействие различных подразделений, создавать различные алгоритмы для оценки эффективности работы, как организации в целом, так и с детализацией по подразделениям и отдельным сотрудникам.

ERP «1С» предназначена для планирования ресурсов предприятия, анализа информации о ключевых показателях деятельности, необходимой для оперативного контроля и принятия управленческих решений. Ключевые возможности ERP «1С» [6]:

1. Управление производством;

2. Мониторинг и анализ показателей деятельности предприятия;

3. Управление затратами и расчет себестоимости;

4. Управление финансами и бюджетирование;

5. Управление продажами;

6. Регламентированный учет;

7. Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM);

8. Управление персоналом и расчет заработной платы;

9. Управление закупками;

10. Управление складом и запасами;

11. Интеграция с «1С:Документооборот».

Основным принципом, который лег в основу

разработки, стала универсальность, позволяющая применять программу на предприятиях самых различных сфер.

Парус - современное решение, разработанное специально для автоматизации управления и финансовой деятельности в государственных и коммерческих структурах.

Функциональность программы включает в

себя:

1. Ведение регламентированного учета, работа с собственным и привлеченным капиталом;

2. Возможность выстраивать сложные бизнес-процессы и осуществлять управление ими;

3. Поддержка пользовательских видов учета, возможность преобразования данных в соответствии с требуемым видом учета;

4. Управление имуществом, рациональным расходованием производственных ресурсов, возможность управления финансовыми рисками;

5. Расчет зарплаты и формирование кассовых документов в приложении «Расчет зарплаты».

Преимуществами можно назвать:

1. Комплексность: задача решается в ходе взаимодействия всех основных функциональных подразделений;

2. Модульность: возможность приобретения отдельных модулей, необходимых для работы, и дополнительных по мере необходимости.

3. Еще одна интересная особенность Паруса - наличие «базы знаний» из более чем 26000 консультаций от специалистов в различных сфера управления предприятием, расположенных на специальном сервере, куда может зайти любой пользователь системы [6].

Главным недостатком при этом является закрытый программный код, что лишает пользователя возможности вносить какие-либо изменения. Любые модификации программного продукта могут осуществляться только разработчиками компании Парус за дополнительную плату, размер которой зависит от количества пользователей в системе, то есть может в итоге оказаться достаточно большим.

Галактика — система ERP, адресованная средним и крупным предприятиям для информационной поддержки задач стратегического

планирования и оперативного_управления

предприятием.Она разрабатывалась специально для крупных и средних предприятий, позволяя охватывать процессы, как отдельного филиала, так и холдинга в целом [6].

Функциональный диапазон системы достаточен, чтобы решать обширный перечень задач учета, покрывая большинство бизнес-процессов предприятия [6]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Сокращение трудозатрат персонала на планирование, учет, контроль и мониторинг за счет централизации бизнес-процессов;

2. Поддержка любых видов обмена со сторонними системами;

3. Высокая производительность и возможность масштабируемости с быстрым увеличением числа параллельно работающих пользователей;

4. Консолидация данных;

5. Предустановленный OLAP для формирования отчетов по имеющейся информации;

6. Управляющие СУБД: Oracle, Postgre SQL, MS SQL Server и Pervasive PSQL, создание многоуровневой ИТ-архитектуры;

7. Высокая доступность (SLA);

8. Есть «отраслевки»;

9. Защита информации и персональных данных;

10. Поддержка МСФО, US GAAP.

Из недостатков системы по экспертным оценкам, система не является управляющей, не выполняя функцию оптимизации процессов.

Заключение

В 2021 году спрос на ERP (лицензии, услуги по внедрению и сопровождению, облачные решения) был стабильным и сохранил положительную динамику роста. В 2022 году, в связи с уходом с рынка России ключевых зарубежных вендоров ERP-систем, российские поставщики программных решений будут продолжать наращивать свойпотенциал, занимая место зарубежных конкурентов. Необходимые условия будет обеспечивать официальная государственная поддержка IT-отрасли, направленная на импортозамещение.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 30.03.2022 N 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации".

2. Асанова С. С. Формирование и реализация процессов импортозамещения в инновационной экономике: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 Экономика и упр. нар. хозяйством (управление инновациями) / СГЭУ. Самара.: Изд-во СГЭУ, 2021. - 174 с.

3. Гайдукова, М. О. Проблемы импортозамещения программного обеспечения цифровой трансформации промышленных производств и поиск их оптимальных решений / М. О. Гайдукова, Т. Н. Шушунова // Успехи в химии и химической технологии. - 2022. - Т. 36. - № 1(250). -С. 20-22. - EDN HZXVIB.

4. Крутова, Н. А. Проблема обеспечения экономической безопасности при импортозамещении программных продуктов в современных условиях введения санкций / Н. А. Крутова, А. Н. Крутов, О. В. Иванчина // Вестник СамГУПС. - 2022. - № 1(55). - С. 29-40. - EDN JOFBBU.

5. TADVISER. Государство. Бизнес. Технологии: сайт - Москва. - URL: https://www.tadviser.m/mdex.php/Статья:Крупные_про екты_импортозамещения_ПО(дата обращения: 24.10.2022). - Текст: электронный.

6. WISEADVISEIT. 1С-интегратор: сайт - Москва. - URL: https://wiseadvice-it.ru/o-kompanii/blog/articles/obzor-rossiiskogo-rynka-erp-sistem(дата обращения: 24.10.2022). - Текст: электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.