АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
УДК 338.46
Вера Сергеевна Шкарина,
аспирант кафедры «Общего менеджмента и предпринимательства» Московского Университета Экономики, Статистики и Информатики Тел. (926) 179-18-55 Эл.почта: [email protected]
В представленной статье рассматривается возможность использования общих методов управления в театральных организациях. Осуществляется актуализация управленческих инструментов применительно к специфике создания творческого продукта и современным условиям существования театральных организаций.
Ключевые слова: управление театральными организациями, предпринимательский потенциал, фандрайзинг, проектный менеджмент, управленческий потенциал.
Vera S. Shkarina
PhD student for Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)
Tel. (926) 179-18-55
E-mail: [email protected]
TOPICAL METHODS FOR MANAGING PERFORMING ARTS ORGANIZATIONS
The given article considers the possibility to use common management practiœs in theatre organizations. Implementation of management tools is realized in the context of creative product specifics and the current conditions of theatre organizations existence.
Keywords: performing arts management, entrepreneurial potential, fundraising, project management, management potential.
С середины 80-х годов XX века театральные организации в СССР, а затем и в России, начали формировать и развивать свой экономический потенциал. С переходом к рыночным отношениям, введением новых правил хозяйствования для учреждений культуры, а затем основных пунктов программы эксперимента на государственном уровне была признана функция театра не только как «храма искусства», но и как хозяйствующего субъекта.
В современной России к театральным организациям относятся репертуарные театры, театральные фестивали и независимые театральные площадки. С момента создания первого русского театра, за свою 250-летнюю историю, первый тип театральной организации существовал преимущественно всегда при поддержке государства. Репертуарный театр в экономическом развитии прошел несколько этапов, каждый из которых характеризовался большей или меньшей степенью зависимости от государственного финансирования. Известны лишь немногие примеры успешного хозяйствования театров без поддержки государства.
В XX веке произошла трансформация театральной деятельности, спектр театральных услуг заметно расширился. Появились свободные театральные площадки, сдаваемые в аренду отдельным коллективам и труппам. Активное развитие театральной жизни повлекло за собой открытие театральных фестивалей, целью которых было объединить самые интересные театральные постановки. Фактически как театральная организация театральный фестиваль возник перед Второй мировой войной во Франции и в своей организационной форме обязан накопленному опыту свободных театральных ассоциаций того времени.
Таким образом, термин «театральная организация» можно применить к целой группе хозяйствующих субъектов, имеющих своей целью:
- сформировать и представить различным группам потребителей востребованный и воспринимаемый ими творческий продукт;
- организовать целенаправленную художественно-производственную деятельность, направленную на воспроизводство и тиражирование этого продукта для получения экономического результата в виде извлечения доходов, которые направляются на поддержание, обновление и развитие основной творческой деятельности. До определенного момента экономическую деятельность театральных хозяйствующих субъектов можно охарактеризовать как преимущественно некоммерческое хозяйствование, посколько все дополнительно заработанные средства направлялись непосредственно на производство и воспроизводства основного творческого результата.
Сокращение бюджетного финансирования деятельности репертуарных театров поставило эти театральные организации перед необходимостью изменения системы экономической организации своей деятельности, поиска новых форм аккумуляции финансовых ресурсов. В определенной степени это стало возможным в связи с тем, что появилась новая организационная функция, связанная с поиском дополнительного финансирования театральной деятельности.
Реализация современных функций управления театральными организациями, как хозяйствующими субъектами, невозможна без освоения эффективных методов, опробированных в других отраслях народного хозяйства. К ним следует отнести долгосрочное планирование деятельности, управление проектами, управление по целям, маркетинговые подходы к организации театральной деятельности. Применение этих методов, по нашему мнению, позволит более эффективно использовать имеющиеся в распоряжении театральных организаций материальные и нематериальные ресурсы, выявить и развить элементы их предпринимательского потенциала.
В зависимости от типа театральной организации (репертуарный театр, театральный фестиваль, независимая театральная площадка) будет осуществляться внедрение стратегического менеджмента в деятельность. В отличие от хозяйствующих субъектов материальных отраслей театральные организации крайне зависимы от внешней среды. Их деятельность полностью направлена на взаимодействие с потребителями создаваемого ими творческого продукта, зрителями, вкусы и предпочтения которых отличаются значительным многообразием и динамикой. Меняется состав партнеров театральных организаций, условия взаимодействия с поставщиками материальных и нематериальных ресурсов, происходит конкуренция за потенциальных партнеров-спонсоров и попечителей театральных организаций. Для
Экономика, Статистика и Информатика
83
№6, 2012
успешного осуществления некоммерческого хозяйствования в долгосрочном периоде театральные организации всех трех типов должны иметь относительно стабильные нормативно-правовые и ресурсные условия функционирования. Однако возрастающие экономические, ментальные, правовые риски приводят к тому, что как операционная среда театральных организаций, так и макросреда находятся в постоянном движении, которое влияет на осуществление внутренних творческих и организационно-экономических процессов. Для обеспечения долгосрочного устойчивого функционирования театральных организаций необходимо использовать методы стратегического управления и прогнозирования, связанные с управлением внешней средой театральных организаций с целью сохранения, развития и пополнения собственного зрительского сегмента, формирования узнаваемого и продаваемого театрального продукта благодаря повышению заинтересованности партнерской среды. Вполне очевидно, что ресурсы и операционная среда рассматриваемых трех типов организаций будут различны. Чем слабее институциональная зависимость театральной организации от учредителя, тем активнее развиваются ее связи с независимой внешней средой с целью максимального использования обладаемых материальных и нематериальных ресурсов и аккумуляции дополнительных дополнительных ресурсов, обеспечивающих стабильность ее некоммерческого хозяйствования. В случае повышения рисков, сокращения объемов бюджетного финансирования театральная организация перестает осуществлять некоммерческое хозяйствование через агрессивное использование возможных дополнительных источников внешней среды, развивая предпринимательскую деятельность, постепенно наращивая свой предпринимательский потенциал.
По мере сокращения институциональной зависимости от учредителя театральные организации ощущают необходимость последовательного перехода на проектные методы управления своей деятельностью. Используя общие принципы проектного менеджмента, театральные организации, в зависимости от того, к какому типу они относятся (репертуарный театр, театральный фестиваль или независимая театральная площадка), разрабатывают собственные алгоритмы управления проектами. На специфику проектной деятельности в разных типах театральных организаций влияют:
- наличие базовой материальной обеспеченности всех творческих процессов;
- наличие в составе театральной организации профессиональных управленцев, способных работать с партнерами и поставщиками с целью ресурсного обеспечения конкретных проектов;
- предварительная маркетинговая работа по выявлению существующих и формированию перспективных потребностей с целью эффективной продажи творческого продукта;
- возможность тиражирования ранее реализованных проектов.
В зависимости от стратегических целей развития театральных организаций трансформируется их проектная деятельность. Так, для репертуарного театра основной стратегической целью является формирование такого репертуара, который позволил бы театральной организации наиболее полно использовать творческие возможности коллектива при условии постоянного государственного финансирования. Однако по мере изменения государственной политики в области культуры все большее количество репертуарных театров переходит на более инициативное обеспечение своей деятельности, поэтому трансформируется стратегическая цель самой организации. Она, помимо творческой составляющей, включает в себя организационно-экономическую составляющую, связанную с привлечением источников дополнительного финансирования, с помощью которых обеспечивается устойчивость функционирования организации, сокращаются предпринимательские риски, связанные с созданием новых творческих продуктов, и формируется дополнительный доход как резерв развития будущих периодов.
Существует определенная специфика при определении долгосрочных целей театральных фестивалей. К первой группе целей относятся стратегические творческие цели, достижение которых должно обеспечить театральному фестивалю как особому типу театральной организации узнаваемость, привлекательность для организаций участников и спонсоров, возможность освоения наиболее передового российского и зарубежного творческого опыта. Ко второй группе целей относятся организационно-экономические цели. Для театральный фестивалей с высокой степенью централизованного финансирования на федеральном или региональном уровнях организационно-экономическая цель будет связана с полным возмещением всех затрат на проведение фестиваля.
Для инициативных проектов в данной сфере долгосрочной стратегической и организационно-экономической целью будет являться полная самоокупаемость деятельности и, за счет развития и наращивания предпринимательского потенциала, получение ими дополнительного дохода в интересах самой организации. К третьей группе стратегических целей относятся цели имиджевого характера, достижение которых позволяет отдельным регионам заявить о себе как о привлекательной социокультутной территории, способной через формирование, поддержку и развитие постоянно действующего театрального фестиваля добиться более высокой привлекательности своей территории, параллельно помогая театральной организации развивать ее предпринимательский потенциал.
Таким образом, эффективное развитие современных театральных организаций невозможно без наращивания профессионального управленческого потенциала, благодаря которому могут быть актуализированы общие методы менеджмента применительно к специфике организации театральной деятельности. Именно с помощью современных управленческих подходов возможно относительно безболезнено сохранить творческий потенциал российского театра в условиях рыночной экономики.
Литература
1. Экономика культуры: Учебник -М.: Изд-во «СЛОВО/SLOVO», 2005.
2. Костина Е. П. Творческий труд в исполнительских искусствах. М.: ГИИ, 1999.
3. Стойкович Б. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг - Новосибирск: Изд-во «ТИГРА», 2000.
4. Жизнь сцены и контрактный мир: Сборник. - М.: ГИТИС, 1994.
5. Долгин А.Б. Экономика символического обмена. 2-е изд., доп. М.: «Прагматика культуры», Институт экономики культуры, 2007.
References
1. A Book of Cultural Economics. Moscow: SLOVO, 2005.
2. Kostina E.P. Creative's labour in performing arts, Moscow: GII, 1999.
3. Stoikovich B. Culture: management, animation, marketing. Novosibirsk: TIGRA, 2000.
4. Life of the Stage and world of contracts. Moscow, GITIS, 1994.
5. Dolgin A.B. Economics of Symbolic Change. Moscow: Pragmatika Kulturi, 2007.
№6, 2012
84