Научная статья на тему 'Формирование и развитие предпринимательского потенциала организаций сферы культуры: факторы и ограничения'

Формирование и развитие предпринимательского потенциала организаций сферы культуры: факторы и ограничения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / entrepreneurship / entrepreneurship in culture / business risks / entrepreneurial potential

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клименко Е. А., Петрище В. И.

В статье рассмотрены факторы, ограничивающие развитие предпринимательского потенциала социально-культурных организаций разных типов. Представлены возможные риски производства и продвижения культурного продукта по системе В2С и B2B.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Клименко Е. А., Петрище В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AND CONSTRAINTS AFFECTING FORMATION AND DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL POTENTIAL OF CULTURAL INSTITUTIONS

The article examines the factors limiting development of entrepreneurial potential of socio-cultural organizations of different types. The possible risks of production and promotion of cultural products on the system B2C and B2B are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие предпринимательского потенциала организаций сферы культуры: факторы и ограничения»

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

УДК 338.49 DOI: 10.12737/13182

Клименко Е.А.

Аспирант кафедры менеджмента и управление народным хозяйством,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г.Орёл Петрище В.И.

К.э.н, доцент кафедры менеджмента и управление народным хозяйством, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г.Орёл

Формирование и развитие предпринимательского потенциала организаций сферы культуры: факторы и

ограничения

В статье рассмотрены факторы, ограничивающие развитие предпринимательского потенциала социально-культурных организаций разных типов. Представлены возможные риски производства и продвижения культурного продукта по системе В2С и B2B.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательство в сфере культуры, предпринимательские риски, предпринимательский потенциал.

Klimenko E.A.

Postgraduate student of management and management of the economy,

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Orel e-mail: [email protected] Petrishche V.I.

Russian Academy of National Economy and Public Administration President of the Russian Federation, Associate Professor, Department of Economics and Management, PhD Economic Sciences, Associate (Russian Federation, Orel) e-mail: [email protected]

FACTORS AND CONSTRAINTS AFFECTING FORMATION AND DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL POTENTIAL OF CULTURAL INSTITUTIONS

The article examines the factors limiting development of entrepreneurial potential of socio-cultural organizations of different types. The possible risks of production and promotion of cultural products on the system B2C and B2B are presented.

Keywords: entrepreneurship, entrepreneurship in culture, business risks,

entrepreneurial potential.

Происходящие изменения в организации театральной деятельности как на Западе, так и в России связаны с формированием альтернативных

рыночных механизмов, затрагивающих все этапы процесса создания качественных культурных продуктов. Национальные системы

финансирования учреждений культуры практически во всех европейских

странах за последние годы претерпевают значительные изменения. В этих процессах существуют как общие закономерности, связанные с творческой динамикой самого культурного процесса, так и специфические черты, которые предъявляются национальными

государствами к общественной значимости, роли организаций сферы

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.

121

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

культуры в формировании и развитии общественной культуры, эстетики и нравственности. Поэтому можно отметить, что как в России, так и за рубежом государство считает необходимым поддерживать те организации культуры, работа которых влияет на повышение качества общественной жизни своих граждан. Существует тенденция усиления взаимодействия организаций культуры всех уровней управления, уровней подчинения, уровней исполнения и типов аудитории с организациями разных сфер, что является расширением возможностей для укрепления своей творческой, экономической и социальной базы. Данное состояние связано с динамикой национальных приоритетов в сфере культуры, общественным пониманием того, что есть системообразующая организация сферы культуры национального, регионального, муниципального

уровней. В условиях «монопольного положения» организации культуры на той или иной территории в целом ряде случаев она становится социальным объединяющим центром, влияет на формирование гражданского общества, что, в свою очередь, расширяет пределы использования их

экономических возможностей.

Спецификой российской

государственной политики в области культуры на национальном и региональном уровнях в вопросе поддержки социально-культурных

организаций является переход от полного гарантированного

финансирования всех направлений деятельности социально-культурных организаций к их ресурсному ограничению с параллельным мотивированием развития

некоммерческого хозяйствования,

которое может быть отнесено к сфере социального предпринимательства. Некоммерческое хозяйствование и социальное предпринимательство

являются достаточно специфическим способом организации творческой

деятельности, который предполагает получение дополнительного дохода, направляемого на развитие внутренних ресурсов организации. Отсутствие прямого государственного заказа и гарантированного полного

финансирования театральных

организаций культуры, планируемый перевод бюджетных учреждений сферы культуры в статус автономных некоммерческих организаций могут стать действенным стимулом к развитию рисковой деятельности по использованию дополнительных

ресурсов, формированию

инновационных способов привлечения средств, постепенному «осознанию» необходимости ведения

предпринимательской деятельности, выходящей за рамки некоммерческого хозяйствования.

В число

ограничивающих предпринимательского социально-культурных

факторов,

развитие

потенциала

организаций

разных типов, входят экзогенные и эндогенные факторы. К эндогенным факторам относятся факторы внутренней среды самих организаций сферы культуры. К экзогенным факторам относятся неадекватное состояние институциональной среды, низкий уровень культурного развития и платежеспособного спроса населения территории, на которой находится организация сферы культуры, отсутствие потенциальных партнеров и спонсоров, готовых поддержать социальнокультурную организацию и др. (рис. 1).

Наряду с социально-культурными организациями трансформируемого типа выделяются частные организации, которые развиваются и существуют как типичные предпринимательские

структуры, ведущие инициативную рискованную деятельность в сфере производства, продвижения и продажи творческого продукта. К этому типу организаций относятся частные театры, продюсерские компании, актерские агентства, театральные площадки, агентства по организации праздников,

122

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

частные цирки, музеи, то есть организации, предоставляющие

ресурсные услуги, а также работающие постоянно в режиме проектного менеджмента. Эти

предпринимательские структуры

проходят полный стандартный цикл создания творческого продукта, который по типу потребления может относиться как к бизнесу B2C, так и к B2B.

Рис. 1 - Факторы, ограничивающие развитие предпринимательского потенциала социально-культурных организаций разных типов

В первом случае результатом деятельности социально-культурных предпринимательских структур является готовый культурный продукт, созданный с использованием собственных или заемных средств, привлечением услуг

компаний-аутсорсеров (агентств,

прокатных площадок, PR и рекламных агентств). Рассмотрим общую систему рисков, с которыми сталкиваются большинство предпринимательски

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.

123

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

ориентированных социально-

культурных организаций (рис. 2 и 3). Основными

предпринимательскими рисками, с которыми сталкиваются собственники и

руководители, становятся выбор идеи, понимание целевой аудитории, способной оценить и оплатить предлагаемый культурный продукт.

Рис. 2 - Риски производства и продвижения культурного продукта по системе

В2С

Основными

предпринимательскими рисками, с которыми сталкиваются собственники и руководители, становятся выбор идеи, понимание целевой аудитории, способной оценить и оплатить предлагаемый культурный продукт.

Предпринимательский потенциал таких организаций представляет собой

некоторый нереализованный запас инновационных идей, неосвоенных аудиторий как в рамках одной культурной площадки, так и в рамках регионов, потенциальные возможности привлечения финансовых средств заинтересованных инвесторов. Можно отметить, что развитие

предпринимательского потенциала в

124

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

этом случае практически не имеет границ.

Рис. 3 - Риски предпринимательски ориентированных социально-культурных организаций, работающих по системе B2B

Во втором случае для социальнокультурных предпринимательских

структур типа B2B (аутсорсеры) результато м деятел ьно сти, кото ры й определяет коммерческий эффект, является предоставление

производственных, ресурсных,

творческих услуг. Они должны иметь качественные характеристики,

соответствующие производственным и творческим потребностям социальнокультурной организации, которая является организующим центром культурного процесса.

Предпринимательский потенциал

предпринимательских структур-

аутсорсеров определяется степенью их включенности в создание

востребованных культурных проектов, способностью трансформировать

имеющиеся ресурсы, разработки, инновации и технологии под новые предпринимательские задачи с новыми бизнес-партнерами, масштабом их профессиональной деятельности на региональном, национальном или международном уровне, определенным имиджем и деловой репутацией в профессиональной среде.

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.

125

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

В этом случае на пределы развития предпринимательского

потенциала влияют количество социально-культурных организаций -заказчиков, экономические и творческие возможности

удовлетворения потребностей

организаций - заказчиков, создание крупных компаний, обладающих всем комплексом техническо-постановочных средств, используемых в создании культурного продукта.

На основе проведения системного анализа пределов развития

предпринимательского потенциала в организациях сферы культуры разного типа и выявления потенциальных рисков, ограничивающих

предпринимательский доход и снижающих эффективность, можно сделать вывод, что основными факторами установления этих пределов являются структура, качество и масштаб производственных, финансовых,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организационных и творческих процессов как в самих организациях, так и у партнеров во внешней среде.

Как было отмечено,

предпринимательский потенциал

является динамической

характеристикой не только

коммерческих организаций сферы культуры, но и организаций некоммерческого хозяйствования и государственного сектора. В этом случае он становится стимулирующим результатом ограничивающего влияния размера бюджетного финансирования для создания новых культурных продуктов, укрепляющих и

расширяющих возможности развития социально-культурной организации.

Для социально-культурных

организаций трансформируемого типа наиболее значимыми рисками являются творческие, организационные и репутационные риски, поскольку они в разной степени влияют на финансовохозяйственные результаты творческокультурной деятельности. Пределами развития предпринимательского

потенциала являются не только

нормативно-правовая база,

институциональная среда, но и существующая творческая,

организационно-производственная, экономическая и управленческая инертность, для преодоления которой требуется комплексный подход как со стороны государства, так и со стороны самих организаций.

Таким образом, в социальнокультурных организациях разной

степени коммерциализации

присутствуют различные уровни

экономических рисков, которые, в свою очередь, напрямую связаны с установлением пределов развития их предпринимательского потенциала. Во многом эти пределы зависят от состояния внутренней среды

организации, места конкретной

организации в системе сферы культуры, направления и качества

организационно-технических, управленческих, кадровый услуг, а также от возможностей организаций всех трех типов сформировать единую творческо- производственную среду.

Библиография/ References:

1. Анненкова А.А., Петрище В.И.,

Поздняков А.В. Развитие

предпринимательского потенциала малых форм хозяйствования региона. //Транспортное дело России, - №6, -2008. - С.71-74.

2. Клименко Е.А. Оценка легкости

ведения малого и среднего

предпринимательства в странах Евросоюза и России. //

Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов. Международная научнопрактическая конференция (Орёл, 25 марта 2015 г.): материалы и доклады / Под общей редакцией О.А. Строевой. -Орёл: Орловский филиал РАНХиГС, 2015. - 335 с. (с.145-149)

3. Клименко Е.А. Направления

работы и проблемы развития молодежного предпринимательства в сфере культуры в условиях

информатизации общества

126

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

//Материалы конференции. V научнопрактическая конференция

«Инновационное развитие российской экономики» / Московский

государственный университет

экономики, статистики и информатики -М., 2012. - 594 с. (с. 205- 209)

4. Мироненко Н.В. Сетевые

трансформации на рынках

информационного посредничества в менеджменте XXI века //Вестник

Университета (Государственный

университет управления). - 2013. -

№ 15. - С. 54-59.

5. Петрище В.И. Интересы

государства и бизнеса в реализации государственно-частного партнерства в социокультурной сфере // Вуз искусств и культуры в едином образовательном пространстве материалы

международной научно-практической конференции. гл. ред. Н.А. Паршиков; науч. ред. и сост. И.А. Ивашова; ред. колл.: А.С. Деденева, И.И. Банникова, Т.Д. Крылова, Э.А. Финогеева. Орёл, 2013. - С. 239-242.

6. Шкарина В.С. Пределы

развития предпринимательского

потенциала театральных организаций //Материалы конференции. V научнопрактическая конференция

«Инновационное развитие российской экономики» / Московский

государственный университет

экономики, статистики и информатики -М., - 2012. - 594 с.

7. Шкарина В.С. Тенденции

развития предпринимательских

структур в театральной сфере // Молодежная инициатива - основа регионального развития: материалы III научно-практической конференции. -Рыбинск: Филиал РАНХиГС, - 2013.

1. Annenkova A.A., Petrishche V.I., Pozdnyakov A.V., The development of entrepreneurial capacity of small farms in the region. // Transport business of Russia, №6, 2008. S.71-74. (In Russ.)

2. Klimenko E.A. Evaluation of the ease of doing small and medium enterprises in

the European Union and Russia. // Fundamental and applied research in the field of economics and finance. International scientific-practical

conference (Eagle, March 25, 2015) and reports / Edited by OA Phalanx. - Orel: Orel branch RANHiGS, 2015. - 335 p. (In Russ.)

3. Klimenko E.A. Areas of work and problems of youth entrepreneurship in the sphere of culture in the information society // Materials of the conference. V Scientific Conference "Innovative Development of the Russian Economy" / Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics -M., 2012. - 594 p. (In Russ.)

4. Petrishche V.I. Interests of the state and business in the implementation of public-private partnerships in the sociocultural sphere. // The University of Art and Culture in uniform educational space the materials of the international scientific-practical conference. Ch. Ed. NA Parshikov; scientific. Ed. and comp. IA Ivashov; Ed. Call .: AS Dedeneva, II Bannikova, ETC. Krylova EA Finogeeva. Eagle, 2013. pp 239-242. (In Russ.)

5. Pchelnikova N.N., Rheinbach E.Y.

Specificity of the partnership model of

educational institutions and cultural organizations chfery employers / electronic scientific journal Culture and Education. 2014. №5 (9). - P.15(In Russ.)

6. Shkarina V.S. Limits of

entrepreneurial potential theatrical

organizations // Materials of the conference. V Scientific Conference

"Innovative Development of the Russian Economy" / Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics -M., 2012. - 594 p. (In Russ.)

7. Shkarina V.S. Tendencies of

development of enterprise structures in the theatrical sphere // Youth Initiative -the basis of regional development: Materials III scientific-practical conference. -Rybinsk: Branch RANHiGS, 2013 (pp. 9195) (In Russ.)

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 2 (17) 2015 г.

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.