Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

АКТУАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ключевые слова: предприятие / управление / социальная сфера / здравоохранение / образование / enterprise / management / social sphere / health care / education

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — И С. Юдин

Целью статьи является анализ отечественного и зарубежного опыта в анализе и формировании актуальных механизмов управления предприятием социальной сферы. Объект исследования – предприятия социальной сферы. Предмет исследования - методы управления предприятием социальной сферы. В работе рассматривается важность социальной сферы для государства, основные подходы к определению «социальная сфера» и «управление предприятием социальной сферы». На основе анализа подходов российских ученых выделяются ключевые направления развития социальной сферы в России и методы управления предприятиями разных типов. На основе анализа зарубежных подходов рассматриваются механизмы управления предприятием социальной сферы с позиции стратегического менеджмента в странах Европейского союза. На основании исследованных подходов предлагается авторский механизм определения подхода в управлении предприятием социальной сферы на основе деления предприятий по величине и охвату и типам предприятий социальной сферы. В результате делается вывод о том, что система управления предприятием социальной сферы позволит выбирать необходимый подход в управлении и в соответствии с масштабом определять тип организационной структуры, подстраивая и адаптируя под него требуемые ключевые показатели эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — И С. Юдин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT MECHANISMS OF SOCIAL ENTERPRISE MANAGEMENT: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

The purpose of the article is to analyze domestic and foreign experience in the analysis and formation of relevant management mechanisms of a social enterprise. The object of the study is the enterprises of the social sphere. The subject of the study is methods of managing the enterprise of the social sphere. The paper examines the importance of the social sphere for the state, the main approaches to the definition of "social sphere" and "management of the enterprise of the social sphere". Based on the analysis of the approaches of Russian scientists, the key directions of the development of the social sphere in Russia and methods of managing enterprises of various types are highlighted. Based on the analysis of foreign approaches, the mechanisms of management of a social enterprise from the position of strategic management in the countries of the European Union are considered. Based on the studied approaches, the author proposes an author's mechanism for determining the approach to managing a social enterprise based on the division of enterprises by size and scope and types of enterprises in the social sphere. As a result, it is concluded that the enterprise management system of the social sphere will allow you to choose the necessary approach to management and, in accordance with the scale, determine the type of organizational structure, adjusting and adapting the required key performance indicators to it.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

Вестник Академии знаний № 5 (64), 2024_727

EDN: NOYVBE

И.С. Юдин - аспирант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (Университет «Синергия»)., Москва, Россия, [email protected],

I.S. Yudin - graduate student, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (University "Synergy"), Moscow, Russia.

АКТУАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ CURRENT MECHANISMS OF SOCIAL ENTERPRISE MANAGEMENT: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация. Целью статьи является анализ отечественного и зарубежного опыта в анализе и формировании актуальных механизмов управления предприятием социальной сферы. Объект исследования - предприятия социальной сферы. Предмет исследования- методы управления предприятием социальной сферы. В работе рассматривается важность социальной сферы для государства, основные подходы к определению «социальная сфера» и «управление предприятием социальной сферы». На основе анализа подходов российских ученых выделяются ключевые направления развития социальной сферы в России и методы управления предприятиями разных типов. На основе анализа зарубежных подходов рассматриваются механизмы управления предприятием социальной сферы с позиции стратегического менеджмента в странах Европейского союза. На основании исследованных подходов предлагается авторский механизм определения подхода в управлении предприятием социальной сферы на основе деления предприятий по величине и охвату и типам предприятий социальной сферы. В результате делается вывод о том, что система управления предприятием социальной сферы позволит выбирать необходимый подход в управлении и в соответствии с масштабом определять тип организационной структуры, подстраивая и адаптируя под него требуемые ключевые показатели эффективности.

Abstract. the purpose of the article is to analyze domestic and foreign experience in the analysis and formation of relevant management mechanisms of a social enterprise. The object of the study is the enterprises of the social sphere. The subject of the study is methods of managing the enterprise of the social sphere. The paper examines the importance of the social sphere for the state, the main approaches to the definition of "social sphere" and "management of the enterprise of the social sphere". Based on the analysis of the approaches of Russian scientists, the key directions of the development of the social sphere in Russia and methods of managing enterprises of various types are highlighted. Based on the analysis of foreign approaches, the mechanisms of management of a social enterprise from the position of strategic management in the countries of the European Union are considered. Based on the studied approaches, the author proposes an author's mechanism for determining the approach to managing a social enterprise based on the division of enterprises by size and scope and types of enterprises in the social sphere. As a result, it is concluded that the enterprise management system of the social sphere will allow you to choose the necessary approach to management and, in accordance with the scale, determine the type of organizational structure, adjusting and adapting the required key performance indicators to it.

Ключевые слова: Ключевые слова: предприятие, управление, социальная сфера, здравоохранение, образование.

Keywords: enterprise, management, social sphere, health care, education.

Развитие социальной сферы для России является одним из наиболее приоритетных направлений всего государственного аппарата. Основой социальной сферы являются предприятия здравоохранения, образования, культуры и науки, специального и медицинского обеспечения населения [1]. В 2022 году на все статьи социальной сферы было направлено в совокупности около 12 % всего ВВП, а согласно отчету ООН, за 2022 году Россия относится к числу стран с высоким уровнем развития социальной сферы и человеческого развития [7], [11]. Управление предприятиями и системой социальной сферы в России все еще проходит трансформацию и адаптируется под современные тенденции развития, такие, как: цифровизация, развитие многоуровневых бизнес -процессов, систем подготовки персонала и новых методов социального обслуживания. Таким образом, тема исследования менеджмента предприятий социальной сферы является актуальной по причине ее высокой значимости для государства.

Исследованию темы управления предприятием социальной сферы посвящено множество работ российских и зарубежных авторов. Например, Муратазаев А.И. и Абуллаев Р.А. выделяют управление социальной сферой как часть государственной политики управления обществом, а предприятия социальной сферы, по мнению авторов, попадают под управление классических методов менеджмента [4]. Тайсмурова М.М. и Вахабова М.Х. считают, что в российской системе, организационный менеджмент социальной сферы - это процесс, который основан продуктивности работника, либо организации для достижения общих целей [6]. Орозалиева А.С., анализируя подход управления социальной сферы Республики Киргизстан, считает, что управление в социальной сфере носят объективный характер и представляют собой процесс, в ходе которого персонал добивается скоординированных действий для достижения общей цели [5]. В Евросоюзе социальные предприятия подпадают под действие специального законодательства большинства стран, а термин социальное предприятие используется для обозначения особого типа частной организации, отличительные черты которой касаются преследуемой цели, деятельности, проводимой для достижения этой цели, и структуры внутреннего управления [8].

Кириллова Н.М. считает, что управление предприятием социальной сферы должно строиться на основе базовых принципов стратегического менеджмента и включать: миссию, цель, общую и специальную стратегию, а также корпоративную культуру, маркетинговую стратегию и прочие элементы. Функции менеджмента предприятия социальной сферы по мнению автора заключаются в осуществлении управленческой деятельности в социальной сфере специальными приемами и методами, а также с использованием организационного контроля [3].

В российской сфере управление социальной сферой осуществляется на федеральном, региональном и местном уровне.

Исследуя подходы к управлению предприятием социальной сферы, были выделены ключевые особенности для следующих групп организаций: образовательных, здравоохранения, социального страхования и пенсионного обеспечения. В управлении предприятием здравоохранения основой является подготовка и повышение квалификации кадров, регламентация и исполнение образовательных регламентов, оценка качества образования независимым аудитом. Управление учреждения образования находится под контролем местного менеджмента Министерства здравоохранения и локальных кадров. Управление здравоохранением строится на взаимодействии

728

Всероссийский журнал

федерального и регионального менеджмента Министерства Здравоохранения с руководством медицинских организаций, а также с Фондом обязательного медицинского страхования. В сферу управления предприятий здравоохранения относят: первичную медико-санитарную помощь, специализированную помощь, скорую медицинскую помощь, паллиативную помощь. Управление предприятием социального страхования и пенсионного обеспечения регулируется территориальным органом, который делегирует частично полномочия на уровень муниципалитета. Менеджмент в этих организациях как правило имеет некоторые ключевые показатели эффективности, за выполнение которых несет прямую ответственность [2].

Рассмотрим опыт управления в странах Европейского Союза, где подходы в социальной сфере и нормативы могут сильно отличаться в зависимости от подходка каждой конкретной страны, одно имеют общие цели и направления развития. Социальные предприятия сочетают эффективность, инновации и ресурсы бизнес-сектора с мотивацией, ценностями и миссией социального сектора. На социальных предприятиях европейского союза обе парадигмы - социальная и деловая - взаимодействуют и конкурируют друг с другом в рамках одной организационной единицы. Руководящими ценностями парадигмы социальных служб являются сострадание и эмпатия. Структура взаимоотношений с целевой аудиторией социальных служб основана на профессиональном уходе и характере отношений работа с целевой аудиторией оправдана как терапевтический прием [10].

На современном этапе европейская модель управления предприятием социальной сферы имеет две основные структуры управления [9].

1. Гибридная структура. В этой модели управления сотрудничают как члены или заинтересованные стороны, так и доверенное лицо. Из-за этого может возникнуть напряженность или конфликт при выборе конфигурации правления и способа выполнения миссии.

2. Демократическая структура. В этой структуре управления члены или заинтересованные стороны - это те, кто выбирает правление демократическим образом и управляет им, участвуя непосредственно.

Следовательно, управление социальным предприятием должно уделять особое внимание внешней среде и может влиять на правительство и сообщества. Менеджеру социальных предприятий необходимо создать видение, которое может принести пользу сообществу и привлечь сторонников. Руководители таких организаций должны убедить политиков, общественность в том, что они могут достигать целей и создавать ценность для общества, заверить, что их работа принесет особые или неожиданные результаты, что она безвредна для окружающей среды.

На основании исследования Российских и зарубежных подходов в управлении предприятием социальной сферы был сформирован авторский механизм управления, который подстраивается под особенности предприятия и актуальные изменения.

Таблица 1 - Параметры выбора системы управления предприятия социальной сферы

Параметры Сфера образования Сфера здравоохранения Сфера социального обеспечения Сфера страхового и пенсионного обеспечения

Миссия Предоставление качественных услуг медико-санитарной и медицинской помощи населению Обеспечение качественного образования учащихся в соответствии с актуальными образовательными стандартами Предоставление качественных услуг социальной помощи отдельным категориям граждан Формирование, накопление и реализация пенсионных и страховых средств для нужд отдельных категорий граждан

Организационная структура для типов организации

Малые Линейная Линейная Линейная Линейная

Средние Линейная/линейно - функ циональ-ная Линейная Линейная Линейная/линейно-функциональная

Крупные Матричная/дивизионная Линейно-функциональная Линейно-функциональная Матричная/дивизионная

Система менеджмента Построена на системе обратной связи в соответствии с требованиями и постановлениями Министерства Здравоохранения федерального и регионального уровня и ключевыми показателями эффективности организации Построена на системе ключевых показателей эффективности образования федерального уровня Построена на системе обрат-ной связи в со-соответствии с требованиями Министерства социальной защиты регионального уровня и ключевыми показателями эффективности организации Построена на учете ключевых задач социального страхования и пенсионного обеспечения государственного уровня и ключевых показателей эффективности

Ключевые показатели эффективности доля излеченных больных, снижение числа случаев перехода заболевания в хроническую форму у населения, уменьшение общего уровня заболеваемости населения. Соответствие кадрового обеспечения, обеспечение качества образования и воспитания, обеспечение доступности образования Улучшение жилищных условий, повышение благополучия жизни незащищённых групп населения, обеспеченность досуговыми и культурными мероприятиями, повышение человеческого капитала Поддержание реальной величины назначенных пенсионных выплат и регламентированной величины страховых выплат, соблюдение целевого соотношения между выплатами и поступлениями, недопущение бюджетного кризиса пенсионных и страховых ресурсов

В таблице 1 приведены основные характеристики, которые необходимо учитывать при разработке системы управления предприятием социальной сферы в зависимости от его типа. Все типы предприятий социальной сферы будут поделены на три типа: малые, средние и крупные.

1. Для организаций здравоохранения: малые предприятия - городские и районные поликлиники, отделения скорой и медико-санитарной помощи в населенных пунктах до 100 тыс. человек.; средние - городские и рай-

Вестник Академии знаний № 5 (64), 2024_729

онные поликлиники, отделения скорой и медико-санитарной помощи, городские больницы разного профилирования в населенных пунктах от 100 тыс. человек до 1 млн. человек; крупные - больницы и больничные комплексы в региональных центрах с населением свыше 100 тыс. человек.

2. Для организаций образования: малые предприятия - городские и сельские общеобразовательные и воспитательные учреждения дошкольного и школьного образования в населенных пунктах до 100 тыс. человек.; средние - учреждения среднего профессионального и высшего образования из числа филиалов университетов в населенных пунктах 100 тыс. человек до 1 млн. человек; крупные - многопрофильные университеты, включающие в себя филиалы в населенных пунктах свыше 100 тыс. человек.

3. Для организаций социального обеспечения: малые - предприятия социального обслуживания населения, обслуживающие населенные пункты численностью до 100 тыс. человек.; средние - предприятия социального обслуживания населения, обслуживающие населенные пункты численностью от 100 тыс. человек до 500 тыс. человек; крупные - многопрофильные предприятия социального обслуживания населения, делегирующие полномочия территориальным органам в региональных областных центрах (Профильные министерства).

4. Для организаций пенсионного и страхового обеспечения: малые - территориальные органы управления ПФР и ФСС; средние - региональные органы управления ПФР и ФСС; крупные - федеральные органы управления ПФР и ФСС.

Вывод по работе. Российская и зарубежная механика управления предприятием социальной сферы имеет ряд общих черт и различий. К общим чертам можно отнести: целевую направленность действия предприятий социальной сферы в обеспечении здоровья, образования, безопасности и социальной поддержки населения. Отличия состоят в применении актуальных методов менеджмента, в которых предприятия социальной сферы России отстают в наличии адаптивного или универсального подхода в управлении. В качестве научной новизны исследования предложен механизм формирования системы управления предприятием социальной сферы. Разработанная система управления предприятием социальной сферы позволит выбирать необходимый подход в управлении и в соответствии с масштабом определять тип организационной структуры, подстраивая и адаптируя под него требуемые ключевые показатели эффективности.

Источники:

1. Иннелаур, П. С. Развитие социальной сферы как основа повышения качества жизни населения России // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра : Материалы V международной научной конференции - Том 2. - Санкт-Петербург - 2022. - С. 945-949.

2. Касаткина Е.А. Управление в социальной сфере: Учебное пособие / Е.А. Касаткина. - Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», - 2021. - 224 с.

3. Кириллова, Н.Б. Менеджмент социокультурной сферы: [учебное пособие]. -2 изд. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. - 186 с.

4. Муртазаев, А. И. Теоретические основы механизма управления социальной сферой экономики / А. И. Муртазаев, Р. А. Абдуллаев // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2021. - № 2(72). - С. 158-162.

5. Орозалиева, А. С. Управление социальной сферой / А. С. Орозалиева // Ежеквартальный научно-информационный журнал "Экономический вестник". - 2018. - N° 1. - С. 20-23.

6. Тайсумова М.Т., Вахабова М.Х. Особенности управления организациями социальной сферы//Инновационный потенциал развития общества: взгляд молодых ученых. Сборник научных статей 2-й Всероссийской конференции - Т.1. - Курск - 2021. - С. 288-291.

7. Федеральный бюджет. Министерство Финансов РФ. [Электронный ресурс]- URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud (Дата обращения: 11.12.2023).

8. Cavallo. M., Silvestry F. Sustainable model for social enterprises and altruistic entrepreneurs.//Bologna - 2022 - 122p.

9. Cozonac E., Tilahun S. Managing Challenges in Social Enterprises: The Case of Sweden// Academy of Education and Business Studies Department of Business and Economic Studies - 2015 - 55p.

10. Yaari M, Blit-Cohen E. Management in social enterprises-Management style, challenges, and strategies// Journal of General Management -2020, Vol. 46(1) - p. 36-46.

11. Human Development Report 2021-22 // Human Development Reports. [Электронный ресурс]- URL: https://hdr.undp.org/content/ human-development-report-2021-22 (Дата обращения: 11.12.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.