АКТУАЛЬНЫЕ И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Карпова А.А.
Карпова Анна Александровна - магистрант, направление: правовое обеспечение управления, кафедра частного права, Государственный университет управления, г. Москва
Аннотация: в настоящее время предпринимательство занимает значительное место в секторе национальной экономики и его значение продолжает расти, но существуют весомые проблемы в его развитии из-за социально-правовых проблем в стране. Государство обеспечивает стабильную и бесперебойную работу этого рынка: создание и защита правовой основы рыночного хозяйства, прямое участие в хозяйственной жизни, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции. Функции государства не замыкаются только в регулировании, оно должно еще и поддерживать предпринимательство (в особенности малое) для формирования среднего класса.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, законодательство в области предпринимательства, гарантии, защита.
Предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Если исходить из того, что рынок образуется хозяйствующими субъектами, а государство лишь выполняет роль «ночного сторожа», станет понятна регулирующая роль государства. Она заключается в том, что государство обеспечивает стабильную и бесперебойную работу этого рынка. Функцию правового регулирования выполняют нормы самых различных отраслей права: конституционного, международного, гражданского, административного, трудового, финансового, экологического, земельного и др. [1, с. 38]. Особо важное значение в таком регулировании имеют конституционные гарантии предпринимательства.
Помощь субъектам предпринимательства может быть весьма разнообразной по своим формам. Она осуществляется и на государственном уровне и в регионах путем признания государственной поддержки одним из важнейших направлений. Для поддержки используются как комплексные программы, так и налоговые льготы, выделение кредитных ресурсов на льготных условиях. Организуется информационное и консультативное обслуживание [2, с. 49].
Несмотря на активное участие государства в развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в России, существует ряд негативных факторов, которые так или иначе представляют для субъектов МСП угрозы и риски.
Сегодня инновационным средством регулирования предпринимательских отношений является правовой институт саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности. Саморегулирование основывается на условиях диспозитивного или императивного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях (далее - СРО). Саморегулирование как правовой институт гражданского права следует рассматривать как нормативно закрепленное делегирование части государственных функций негосударственному регулированию публично-значимых видов предпринимательской или профессиональной деятельности. Такое делегирование
67
предполагает для участников таких отношений регулирование собственного поведения, установление взаимных прав и обязанностей, закрепленных специальным законодательством о саморегулируемых организациях, воздействие на поведение членов СРО посредством закрепления локальными актами императивных правил поведения [3, с. 131]. Справедливым является утверждение о том, что саморегулируемая организация обладает особым правовом статусом некоммерческой корпоративной организации, которая предназначена устанавливать в виде локальных нормативных актов стандарты профессиональной или предпринимательской деятельности для своих членов и осуществлять контроль за их соблюдением.
В нашей стране начинающие предприниматели вправе свободно выбирать сферу своей будущей деятельности. Однако со стороны органов государственной власти к гражданам, выступающим в таком качестве, предъявляется ряд требований. Для осуществления отдельных видов предпринимательства требуется специальное разрешение от уполномоченных органов. Это касается тех сфер, которые напрямую связаны с риском для жизни и здоровья людей. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Федеральным Законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ), юридические лица и индивидуальные предприниматели могут заниматься только на основании специального разрешения - лицензии. Лицензия — это вид документа, который разрешает осуществления определенного вида деятельности на территории РФ. Лицензирование деятельности предприятий регулируется Федеральным законом № 99, в котором и дается определение данному фактору [4, с. 88].
В законодательстве РФ закреплены несколько принципов лицензирования, вне зависимости от вида лицензируемой деятельности:
- разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории РФ вне зависимости от того, выдана она федеральным либо региональным органом исполнительной власти;
- лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.
К важнейшим задачам управления российской экономикой в период перехода к рынку относится обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности хозяйствующих субъектов (независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности на их имущество, включая некоммерческие организации и индивидуальных предпринимателей) на всей территории Российской Федерации и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Сегодня рыночная экономика немыслима без конкуренции - каждый хозяйствующий субъект должен иметь возможность вести честную борьбу с другими участниками рынка, соперничать, предлагая потребителям лучшие условия оказания услуг, продукцию лучшего качества по лучшей цене. Но чтобы эта борьба оставалась честной, необходима комплексная и цельная законодательная база как антимонопольное регулирование.
Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой большой корпус законодательных актов различного уровня, направленных на системное противодействие нарушениям конкурентной среды на рынках страны и иным проявлениям монополистической деятельности.
Важным методом антимонопольного регулирования является именно запрет недобросовестной конкуренции в самых различных ее проявлениях [5, ст. 1]. Основным органом, отвечающим за проведение политики развития конкуренции в
68
России, является Федеральная антимонопольная служба. Именно на поддержку конкуренции направлены все действия антимонопольной службы и правовые средства антимонопольного регулирования [6, с. 52].
Сейчас государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется всесторонне: происходит проверка качества продукции -производимой и реализуемой, внедряются стандарты качества, устанавливаются налоги, в случае возникновения финансовых трудностей бизнесменам предоставляются субсидии и займы, льготы; создаются условия для свободной конкуренции; защищаются права предпринимателей. Все данные формы господдержки действуют строго в рамках закона и направлены исключительно на повышение эффективности экономической политики в нашей стране.
Список литературы
1. Коршунов Н.М., Эриашвилли Н.Д. Предпринимательское право 2-е изд. М.: Приор, 2010. С. 38-52.
2. Алексеев С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М., 2009. С. 44-58.
3. Дадашев А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. Эффективность поддержки малого предпринимательства. // Вопросы экономики, 2010. № 7. С. 127-139.
4. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 30.12.2015).
5. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-Ф3 (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019).
6. Дрючина Е.И. Антимонопольное регулирование субъектов финансового рынка: моногр. / Е.И. Дрючина. М.: Синергия, 2017. С. 52.