АКТУАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РОСТ ЛАТЕНТНОСТИ
ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ
А.А. Родионова, студент
Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-4-158-160
Аннотация. В представленной статье освещается актуальная проблема латентно-сти преступности в современной России. Проявление скрытой преступности непосредственно коррелирует с криминализацией различных сфер общественной деятельности. Значимость рассматриваемого вопроса заключается в том, что количество незарегистрированных правонарушений не уменьшается с каждым годом, что свидетельствует о реальной угрозе для соблюдения законности и обеспечения правопорядка в стране. Цель исследования заключается в выявлении и анализе факторов, оказывающих влияние на увеличение латентности преступности в настоящее время. В работе также предлагаются возможные меры профилактики для снижения данной проблемы.
Ключевые слова: латентная преступность; правоохранительные органы; законодательство; профилактика; преступления.
Латентная преступность представляет собой одну из основных проблем, связанных с раскрытием преступлений. В рамках данной статьи будет предпринята попытка определения понятия латентной преступности. Под этим термином понимается совокупность преступных деяний, совершенных отдельными лицами в определенной географической зоне и в определенный временной период, которые не были учтены в официальной уголовной статистике [1]. Необходимо подчеркнуть, что латентная преступность не является автономным явлением, она является составляющей общей преступности, однако из-за ее незарегистрированности в правоохранительных структурах она остается вне видимости соответствующих органов. Ключевыми характеристиками латентной преступности являются ее невыявленность и неучтенность, что выражается в отсутствии регистрации данных о преступлениях в официальных источниках и в отсутствии инициированных уголовных дел по этим данным [2].
В данном исследовании мы обращаем внимание на проблематику, связанную с факторами, оказывающими влияние на развитие латентного преступления. Эти факторы многообразны и коррелируют с различными аспектами социальной жизни
индивидов, а также их отношением к деятельности правоохранительных органов. Исходя из этого, можно выделить ряд ключевых факторов, которые не только препятствуют адекватной оценке уровня преступности в государственной или региональной структуре, но и способствуют её латентному характеру. Основные из них включают в себя:
1)Уровень правосознания населения. Осознание и уважение к правовым нормам оказывают влияние на поведение индивидов, включая соблюдение законодательства и осведомленность о его содержании. Некоторые преступные действия могут не рассматриваться как таковые из-за недостаточного знания законов, что приводит к их недооценке;
2) Отказ от разглашения личной информации. Существуют преступления, связанные с нарушением половой неприкосновенности, при которых потерпевшие могут избегать обсуждения инцидента из-за чувства стыда или страха перед осуждением. Эта проблематика особенно актуальна в случаях, когда потерпевшими являются несовершеннолетние, которые могут не осознавать, что стали объектами преступления. Этот аспект представляет собой более сложную проблематику, по-
скольку касается наиболее интимных аспектов жизни отдельных лиц;
3) Диссонанс между требованиями, предъявляемыми к сотрудникам правоохранительных органов, осуществляющим регистрацию преступлений, и их выполнением представляет собой серьезную проблему. Особенно это проявляется в случаях, когда заявление потерпевшего или свидетеля содержит достаточные основания для регистрации преступления, однако сотрудник правоохранительного органа не принимает соответствующих мер. В результате совершенное преступление остается безнаказанным, что приводит к невосстановлению прав потерпевшего;
4) Угрозы, исходящие от преступников, также являются значительной проблемой. Часто после совершения или даже до совершения преступления преступники запугивают потенциальных жертв с целью предотвращения сообщения о преступлении в правоохранительные органы. Потерпевший может затрудняться в оценке реальности угрозы, что вызывает у него еще больший страх, особенно если угроза направлена, например, на причинение вреда или смерть близким лицам. В результате потерпевший может не обращаться в правоохранительные органы после совершения преступления;
5) Коррупция среди сотрудников государственной службы является серьезным фактором, который в значительной степени определяется уровнем ответственности и добросовестности указанных лиц. Инциденты коррупционной природы могут оставаться без должного регистрационного учета из-за воздействия преступников на указанных сотрудников. Преодоление коррупции представляет собой сложную задачу, особенно в случаях, когда получателями взяток выступают лица, наделенные должностными полномочиями. В своем интервью для информационного агентства ТАСС председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин отметил: «За первые девять месяцев 2023 года в суды было направлено 8 тысяч уголовных дел о коррупции, при этом 37% обвиняемых совершили преступления в сфере правоохрани-
тельной деятельности» [3]. Согласно представленным данным, из общего числа уголовных дел о коррупции, 3 296 человек были привлечены к уголовной ответственности за коррупционные деяния именно в сфере правоохранительной деятельности. Этот показатель является весьма значительным для лиц, чья задача заключается в борьбе с преступностью, а не в ее совершении;
6) Уровень доверия к органам правопорядка является одной из ключевых причин, которые способствуют латентности преступности. Недоверие к способности правоохранительных органов раскрыть преступления или к самой структуре правоохранительных органов приводит к тому, что инциденты преступного характера не доносятся до правоохранительных органов. Исследование, проведенное ФГКУ «ВНИИ МВД России» в 2023 году, демонстрирует, что лишь 53,3% респондентов выразили доверие к полиции Российской Федерации [4]. Этот низкий уровень доверия приходится на период, когда активно применяются современные технологии и методы раскрытия и расследования преступлений, а также когда отмечается профессионализм сотрудников правоохранительных органов.
Исследователи в области криминологии разрабатывают разнообразные методы для изучения латентной преступности с целью снижения ее уровня. Анализируется динамика криминальной активности населения в контексте функционирования правоохранительной системы страны, выявляется высокая нагрузка на сотрудников правоохранительных органов, что затрудняет эффективную профилактику данного вида преступности [5]. Полное устранение латентной преступности невозможно, однако можно выделить следующие направления, которые могу поспособствовать ее снижению:
1. Тщательный отбор кандидатов на должности в правоохранительных органах, систематическое прохождение курсов повышения квалификации, а также более строгий контроль со стороны органов прокуратуры за деятельностью сотрудников правоохранительных органов;
2. Повышение правовой грамотности населения: Противодействие убеждению в безнаказанности путем повышения правовой грамотности и правовой культуры общества в целом. В этом могут помочь лекции сотрудников правоохранительных органов в учебных заведениях и проведение различных мероприятий. Также важно сотрудничество с СМИ для распространения информации о значимости сотрудничества с правоохранительными органами;
3. Стимулирование гражданской активности: Содействие взаимодействию граждан с правоохранительными органами в целях противодействия латентной преступности;
Продвижение и укрепление доверительных и взаимоуважительных отношений между гражданами и представителями правоохранительных структур.
В заключение проведенного исследования следует отметить, что латентная преступность представляет серьезную проблему для общества России. В современном правовом государстве продолжает существовать достаточно большое количество факторов, способствующих развитию рассматриваемому явлению. Эффективное противодействие этому требует комплексного подхода, включающего в себя ряд предложенных направлений. Для борьбы с латентной преступностью необходимо укреплять правопорядок, повышать уровень правовой грамотности населения, стимулировать социальную активность граждан, разрабатывать новые формы сотрудничества между населением и правоохранительными органами. Кроме того, важно учитывать разнообразные причины возникновения скрытой преступности и
разрабатывать методы ее преодоления.
Библиографический список
1. Криминология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Д. Малкова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Юс тицинформ», 2011. - 544 с.
2. Иншаков С.М. Латентная преступность как показатель эффективности уголовной политики // Российский следователь. - 2008. - № 14.
3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/interviews/19484225.
4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://мвд.рф/publicopinion.
5. Осипова, А.Д. Правовое сознание лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность / А.Д. Осипова // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. -2008. - № 9 (25). - С. 21-24.
CURRENT FACTORS INFLUENCING THE GROWTH OF CRIME LATENCY IN
RUSSIA
A.A. Rodionova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)
Abstract. This article examines the problem of crime latency, which is relevant for modern Russia. It can be argued that the growth of hidden crime is directly related to the criminalization of various areas of public life. The relevance of the topic under consideration is as follows: unfortunately, the number of unregistered crimes does not decrease from year to year, which suggests that latency is a real threat to ensuring law and order in our state. The purpose of the work is to identify and analyze the factors influencing such a problem as the increase in crime latency at the present time. The article also suggests possible directions of prevention to reduce it.
Keywords: latent crime; law enforcement agencies; legislation; prevention; crimes.