Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
32
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортная инфраструктура / драйвер / стратегия / тренды / потребности / transport infrastructure / driver / strategy / trends / needs

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Н Н. Якимов, М В. Вихорева

В статье рассмотрены две группы драйверов развития транспортной инфраструктуры страны на современном этапе, обусловленные глобальным и национальным уровнем. Прослеживаются значимые тренды в других областях деятельности, формирующие потребности развития транспортной инфраструктуры – геополитические тренды, цифровизация экономики и совершенствование государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT DRIVERS OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIA'S TRANSPORT INFRASTRUCTURE AT THE REGIONAL LEVEL

The article considers two groups of drivers for the development of the country's transport infrastructure at the present stage, due to the global and national levels. Significant trends in other areas of activity are being traced, forming the needs for the development of transport infrastructure – geopolitical trends, digitalization of the economy and improvement of public and municipal management.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

АКТУАЛЬНЫЕ ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

РОССИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Н.Н. Якимов, аспирант

М.В. Вихорева, канд. экон. наук, доцент

Иркутский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Иркутск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-7-3-208-210

Аннотация. В статье рассмотрены две группы драйверов развития транспортной инфраструктуры страны на современном этапе, обусловленные глобальным и национальным уровнем. Прослеживаются значимые тренды в других областях деятельности, формирующие потребности развития транспортной инфраструктуры - геополитические тренды, цифровизация экономики и совершенствование государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, драйвер, стратегия, тренды, потребности.

Развитие транспортной инфраструктуры важно на всех уровнях территориального управления. Но с точки зрения регионального развития транспортная инфраструктура становится объектом пристального внимания, поскольку обеспечивает связность экономических агентов внутри региона, а также позволяет им налаживать взаимодействие на межрегиональном и внешнеэкономическом уровне. На наш взгляд, целесообразно разделить эти драйверы на две группы: глобальные и национальные.

К глобальным драйверам следует отнести в первую очередь необходимость создания «единого транспортного пространства, как гаранта роста благосостояния экономики государств-членов ЕАЭС и необходимого условия реализации их транзитного потенциала. Актуальность решения данных проблем отражена в Программе Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Важным условием выполнения поставленных в Стратегии-2025 целей является наличие развитой транспортной инфраструктуры государств-членов, обеспечивающая транспортировку товаров в условиях единого транспортного пространства. Причем, особая роль отводится железнодорожному транспорту, как наиболее значимому для экономики государств ЕАЭС» [1]. Существует обоснованное мнение о том, что в условиях глобали-

зации очень высока значимость наднациональных интеграционных объединений и она выше, чем у международных организаций [2].

Вторым значимым обстоятельством, которое можно рассматривать в качестве драйвера, является бурное развитие электронной торговли - невозможно обеспечить эффективности деятельности даже самых знаменитых маркетплейсов без четкой логистики, ориентированной не только на скорость доставки, но и приемлемый уровень затрат по перемещению товаров из точки А в точку Б.

На национальном уровне можно выделить несколько драйверов развития транспортной инфраструктуры субъектов Российской Федерации. Первым из них является присоединение новых субъектов РФ, со всем комплексом имеющихся проблем и потребностями дальнейшей интеграции в транспортную систему России и мира. Причем в развитии нуждаются все виды транспорта, так как присоединение регионов повлекло за собой изменение протяженности и характера всех транспортных артерий страны. Так, Азовское море теперь полностью находится в границах Российской Федерации, следовательно, требуют модернизации и адаптации маршрутов морские порты. Говоря о железнодорожном транспорте, можно увидеть жесткие ограничения в удовлетворении по-

требностей развития транспортной инфраструктуры, связанные, прежде всего, с инвестиционной составляющей. «Инвестиционная деятельность на железнодорожном транспорте имеет следующие характерные черты: основным направлением инвестиционной деятельности являются капитальные инвестиции; недостаток финансовых ресурсов даже для простого воспроизводства основных производственных фондов отрасли; значительная стоимость объектов инвестирования; значительная продолжительность периода окупаемости сделанных капитальных инвестиций, что повышает их рискованность.

Проблема реализуемости инвестиционных проектов является очень актуальной для железнодорожного транспорта в условиях повышения динамичности и нестационарности институциональной среды отрасли» [3].

Одной из самых актуальных задач в сфере транспортного обслуживания граждан новых регионов является развитие пассажирского межрегионального автотранспортного сообщения с новыми регионами. Ведется активное строительство автомобильных дорог и расширение маршрутной сети пассажирского автотранспорта и остановочных пунктов. В связи с этим организационные вопросы, как по запуску новых, так и по регулированию работы установленных маршрутов пассажирского автомобильного транспорта сейчас находятся под пристальным наблюдением Министерства транспорта [4].

Еще одним драйвером развития транспортной инфраструктуры можно назвать ее роль в стратегическом развитии территорий. Так, п.6. ст.33 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ «О страте-

гическом планировании в Российской Федерации» гласит, что Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период должен содержать основные показатели развития по отдельным видам экономической деятельности, показатели развития транспортной инфраструктуры.

Кроме того, транспортная инфраструктура создает многочисленные эффекты влияния на региональное развитие, с учетом развития муниципальных образований [5]. В том числе, можно говорить о влиянии на местном уровне в отношении развития внутренних перевозок, расширения локальных рынков, повышения спроса для бизнеса, повышения мобильности населения.

Например, лейт-мотивом мюнхенской школы городского планирования, предложенная К. Руппертом и Ф. Шафером, является представление о том, что вся человеческая деятельность, имеющая значение для социальной географии, - это ничто иное, как выражение семи основных потребностей: потребность в жилье, работе, средствах к существованию, образовании, отдыхе, потребность в общественной жизни и транспортные потребности [6].

Представленный перечень драйверов развития транспортной инфраструктуры нельзя назвать полным, однако в нем акцентировано внимание на вопросах первостепенного значения и самых актуальных потребностях совершенствования транспортной составляющей социально-экономического развития территорий, а также прослеживается влияние актуальных сквозных трендов, которые обеспечивают эффект перелива из других областей развития общества - цифровая экономика, государственное управление, геополитика.

Библиографический список

1. Булохова, Т.А. Проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры в условиях реализации транзитного потенциала государств-членов ЕАЭС / Т.А. Булохова,

B.А. Оленцевич // Железная дорога: путь в будущее: Сборник материалов I Международной научной конференции аспирантов и молодых ученых, Москва, 28-29 апреля 2022 года. - Москва: Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, 2022. -

C. 358-363. - ББК МШ2Т0.

2. Балашова, М.А. Роль внешней торговли в развитии современных наднациональных структур в условиях глобализации 4.0 / М.А. Балашова, И.В. Цвигун // Известия Байкаль-

ского государственного университета. - 2021. - Т. 31, № 2. - С. 186-196. -DOI 10.17150/2500-2759.2021.31(2).186-196. - EDN MKLXFH.

3. Лапшакова, Е.Ю. К вопросу об оценке экономической эффективности инвестиционных проектов / Е.Ю. Лапшакова, Н.Н. Григорьева // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. - 2016. - Т. 2. - С. 192-195. - EDN WHUOOH.

4. В новых регионах продолжается работа по развитию транспортного сообщения и расширению маршрутной сети. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/11367 (дата обращения: 24.07.2024)

5. Гольская, Ю.Н. Транспортный инфраструктурный капитал и эффекты влияния транспортной инфраструктуры на региональное развитие / Ю.Н. Гольская // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. - 2013. - Т. 2. - С. 151-153. - EDN SXLLGZ.

6. Хохлова, Н.С. Роль инфраструктуры в разработке и реализации стратегии развития муниципального образования / Н.С. Хохлова, М.В. Вихорева, Н.Ю. Щербакова; Н.С. Хохлова, М.В. Вихорева, Н.Ю. Щербакова; М-во образования и науки Российской Федерации, Байкальский гос. ун-т экономики и права. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. -119 с. - ISBN 978-5-7253-2418-1. - EDN QVDJFP.

CURRENT DRIVERS OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIA'S TRANSPORT INFRASTRUCTURE AT THE REGIONAL LEVEL

N.N. Yakimov, Postgraduate Student

M.V. Vikhoreva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Irkutsk State University of Railways (Russia, Irkutsk)

Abstract. The article considers two groups of drivers for the development of the country's transport infrastructure at the present stage, due to the global and national levels. Significant trends in other areas of activity are being traced, forming the needs for the development of transport infrastructure - geopolitical trends, digitalization of the economy and improvement of public and municipal management.

Keywords: transport infrastructure, driver, strategy, trends, needs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.