ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА
Ю.Н. Гольская, канд. экон. наук, доцент
Иркутский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Иркутск)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-7-61-64
Аннотация. Статья посвящена исследованию роли транспортной инфраструктуры в устойчивом социально-экономическом развитии. Акцент делается на транспортную инфраструктуру, которой отводиться особая роль для роста благосостояния экономики и улучшения качества жизни населения. Определены основные программные документы развития транспортной инфраструктуры. Представлены крупные федеральные целевые программы развития. В условиях санкций для развития транспортной инфраструктуры необходимо внедрение передовых технологий.
Ключевые слова: устойчивое развитие, транспортная инфраструктура, стратегия развития, кризисные явления, инновации.
Эффективность развития экономики региона зависит от множества факторов. При этом большую роль играет инфраструктура, направленная на создание и поддержание устойчивых экономических связей между отдельными субъектами регионального хозяйства и обеспечение условий для жизнедеятельности населения.
В зависимости от непосредственно выполняемых функций некоторые элементы региональной инфраструктуры не могут быть отнесены напрямую к определенному виду потому, что они имеют одинаково большое значение для развития каждого из элементов инфраструктуры региона и создают такие условия, без которых эффективное функционирование производственной, социальной и других сфер в рамках конкретной территории не представляется возможным [1]. И одним из таких связующих элементов является транспортная инфраструктура, занимающая особое место инфраструктурной сфере региона, образующая своеобразный каркас всей экономической системы и представляющая «кровеносную систему» экономики региона.
Результаты исследования
Отсутствие эффективной транспортной инфраструктуры вызывает материальные потери при вывозе и ввозе продукции, препятствует развитию производительных сил и общественных отношений, сказывается на социальном развитии региона, что
и обуславливает детерминирующую роль транспортной инфраструктуры в реализации процессов регионального воспроизводства.
Автор ранее указывал, что «Инфраструктура становится отдельным важным экономическим фактором, влияющим на процессы и результаты функционирования и развития экономики и общества» [2].
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что региональная инфраструктура является неотъемлемой частью экономического пространства региона и представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, в совокупности создающих комплекс условий эффективного функционирования отраслей материального производства, жизнедеятельности общества или решения конкретных задач. В условиях роста экономики, усиления интеграционных процессов возрастает роль транспортной инфраструктуры региона, комплексного её развития и взаимодействия всех подотраслей, а также взаимосвязи с другими составляющими экономики и социальной сферы регионов.
Для сбалансированного развития транспортной инфраструктуры государству следует реализовывать программу поддержки транспорта. Социальные расходы на транспорт позволяют снизить расходы на транспортировку населения, особенно для
менее обеспеченных слоев общества, и обеспечить социальную справедливость и доступность транспортных услуг для всех граждан.
Экономист О.И. Мокрецова, говоря о социальных расходах пишет, что: «Социальные расходы в основной массе ложатся на плечи государства. Они выступают составной частью государственных (муниципальных) финансов и государственных (муниципальных) расходов. Осуществляя расходы, государство реализует свои функциональные обязанности - удовлетворяет общественные потребности» [3].
Поэтому решению проблем развития региональной инфраструктуры и ее транспортной составляющей должно быть уделено большее внимание как одной из составляющих повышения эффективности производственной деятельности хозяйствующих субъектов, развития социальной сферы и повышения качества жизни населения региона.
Разделы развития транспортной инфраструктуры являются обязательными в прогнозных, плановых и программных документах страны:
- Транспортная стратегию Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р;
- Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р;
- Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 15);
- О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года (утв. Решение №12 от 11 декабря 2020 года).
Авторы Т.А. Булохова, В.А. Оленцевич выделяют, что: «Важным условием выполнения поставленных в Стратегии 2025 целей является наличие развитой транспортной инфраструктуры государств-членов, обеспечивающая транспортировку товаров
в условиях единого транспортного пространства» [4].
Кроме этого, представители Министерства транспорта совместно с соответствующими исполнительными органами регионов осуществляется мониторинг реализации принятых планов и программ и оценивается их результативность. Подготавливаются соответствующие доклады, например, Доклад о реализации транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 203 5 года за отчетный период.
В условиях санкционных ограничений, возможности кризисных явлений в мировой экономике обостряется проблема поиска путей выхода на траекторию устойчивого социально-экономического развития. Эти явления продолжают свое негативное воздействие на отдельные отрасли экономики России [5], в том числе транспорт.
Общий тренд в разработке трансформации экономики ориентирован на кардинальное изменение технологической базы производства, на новую индустриализацию на основе инновационных достижений предприятий транспортной инфраструктуры [6]. Это означает, что наряду с эволюционным развитием инновационной деятельности предприятий транспортной инфраструктуры традиционных направлений, актуализируется задача разработки и реализации прорывных (перспективных) инноваций, создающих долговременные конкурентные преимущества и имеющие широкий спектр возможных практических применений [7].
Близким к ним является термин «подрывные инновации», введенный К. Кристенсеном [8], когда новые технологии полностью заменяют существующую технологию, кардинально изменяют рынок, мировые лидеры теряют свои позиции, а новая технология начинает оправдывать свое название «подрывная технология». Отдельный класс прорывных технологий представляют стратегические инновации предприятий транспортной инфраструктуры как результат трансфера достижений фундаментальных исследований в практику, которые основаны на том, что наработано фундаментальной наукой, они
открывают выход на технологический прорыв в экономике [9]. «Стратегия научного прорыва ориентирована на переход к распространению пятого и на освоение технологий шестого уклада» [10], среди которых выделяют сквозные технологии как ключевые научно-технические направления, оказывающие наиболее существенное влияние на развитие рынков в разных отраслях экономики.
К ним отнесены цифровые технологии: большие данные, промышленный интернет, искусственный интеллект, компоненты робототехники, квантовые технологии, системы распределенного реестра (блок-чейн), технологии виртуальной и дополненной реальностей, а также аддитивные.
Библиографический список
1. Гольская, Ю.Н. Система внутреннего контроля в некоммерческих организациях / Ю.Н. Гольская // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2016. - № 2 (44). -С. 104-107. - EDN VYTPQJ.
2. Гольская, Ю.Н. Транспортный инфраструктурный капитали эффекты влияния транспортной инфраструктуры на региональное развитие / Ю.Н. Гольская // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. - 2013. - Т. 2. - С. 151-153. - EDN SXLLGZ.
3. Мокрецова, О.И. Теоретические основы финансирования социальных расходов / О.И. Мокрецова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2007.
- № 3. - С. 12-14. - EDN JJWKTP.
4. Булохова, Т.А. Проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры в условиях реализации транзитного потенциала государств-членов ЕАЭС / Т.А. Булохова,
B.А. Оленцевич // Железная дорога: путь в будущее: Сборник материалов I Международной научной конференции аспирантов и молодых ученых, Москва, 28-29 апреля 2022 года.
- Москва: Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, 2022. -
C. 358-363. - EDN MIUZTQ.
5. Сидоренко, В.И. Проблемы планирования и распределения затрат отраслевых предприятий в условиях кризиса / В.И. Сидоренко, Ю.Н. Гольская // Экономика региона. -2010. - № 2(22). - С. 203-207. - EDN MQHGZN.
6. Бодрунов, С.Д. Грядущее. Новое индустриальное общество: перезагрузка. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Санкт-Петербург: Ассоциация «Некоммерческое партнерство по содействию в проведении научных исследований «Институт нового индустриального развития им. С.Ю. Витте», 2016. - 328 с. - ISBN 978-5-00020-044-5. - EDN YROARB.
7. Пономарев А. Походы к формированию приоритетов технологического развития России / А. Пономарев, И. Дежина // Форсайт. - 2019. - Т. 10. № 1. - С. 7-15.
8. Кристенсен, К.М. Дилемма инноватора: как из-за новых технологий погибают сильные компании / К.М. Кристенсен; Клейтон М. Кристенсен; пер. с англ. [Т. Овсенева]. -Москва: Альпина Бизнес Букс, 2012. - 238 с. - ISBN 978-5-9614-1977-1. - EDN QVHUAF.
9. Румянцев, А.А. Стратегические инновации - инструмент технологического прорыва в экономике / А.А. Румянцев // В мире научных открытий. - 2010. - № 4-10 (10). - С. 105107. - EDN NBJKID.
10. Лоскутова, Д.Н. К вопросу о цикличности инновационного развития экономики / Д.Н. Лоскутова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009.
- № 8 (76). - С. 31-37. - EDN KZZALN.
Заключение
Инновационное развитие способствуют совершенствованию транспортной инфраструктуры, обеспечению безопасности и комфорта пассажиров, снижают вредное воздействие на окружающую среду. Новые технологии, такие как автопилоты, электрические или гибридные двигатели, умные транспортные системы, а также использование альтернативных источников энергии, позволяют улучшить качество предоставляемых услуг. Кроме того, инновации создают новые рабочие места, развитие экономики и привлечение инвестиций.
THE FUNCTIONING AND ROLE OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION
Yu.N. Golskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Irkutsk State University of Railway Engineering (Russia, Irkutsk)
Abstract. The article is devoted to the study of the role of transport infrastructure in sustainable socio-economic development. The emphasis is on transport infrastructure, which plays a special role in increasing the welfare of the economy and improving the quality of life of the population. The main program documents for the development of transport infrastructure have been identified. Major federal targeted development programs are presented. In the context of sanctions, the introduction of advanced technologies is necessary for the development of transport infrastructure.
Keywords: sustainable development, transport infrastructure, development strategy, crisis phenomena, innovations.