Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЦИФРОВОГО ПАСПОРТА В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА'

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЦИФРОВОГО ПАСПОРТА В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / МОНИТОРИНГ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВОЙ ПАСПОРТ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотников Виталий Анатольевич

В данной статье описывается роль цифровых сервисов в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и предпосылки их создания. Описывается ряд недостатков цифровых сервисов. Предложены инструменты совершенствования действующих цифровых сервисов. Предлагается создание нового электронного сервиса - «Цифровой паспорт региона», дано его определение и описаны преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A DIGITAL PASSPORT IN THE MONITORING SYSTEM OF THE REGION FINANCIAL RESOURCES

This article describes the role of digital services in the activities ofpublic authorities and local governments and the prerequisites for their creation. A number of disadvantages of digital services are described. Tools for improving existing digital services are proposed. It is proposed to create a new electronic service - "Digital passport of the region", its definition is given and its advantages are described.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЦИФРОВОГО ПАСПОРТА В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА»

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЦИФРОВОГО ПАСПОРТА В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА

Аннотация. В данной статье описывается роль цифровых сервисов в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и предпосылки их создания. Описывается ряд недостатков цифровых сервисов. Предложены инструменты совершенствования действующих цифровых сервисов. Предлагается создание нового электронного сервиса - «Цифровой паспорт региона», дано его определение и описаны преимущества.

Ключевые слова. Цифровые сервисы, финансовый контроль, мониторинг финансовых ресурсов, региональная экономика, цифровой паспорт региона.

Plotnikov V.A.

DEVELOPMENT OF A DIGITAL PASSPORT IN THE MONITORING SYSTEM OF THE REGION FINANCIAL RESOURCES

Abstract. This article describes the role of digital services in the activities ofpublic authorities and local governments and the prerequisites for their creation. A number of disadvantages of digital services are described. Tools for improving existing digital services are proposed. It is proposed to create a new electronic service - "Digital passport of the region", its definition is given and its advantages are described.

Keywords. Digital services, financial control, monitoring of financial resources, regional economy, digital passport of the region.

Введение

История человеческого развития прошла несколько этапов, в ходе которых произошли фундаментальные изменения в экономических отношениях. Одним из результатов этой трансформации является новый цифровой уклад экономики, который коренным образом изменил условия существования человека, включая его деловую среду и экономический ландшафт [1]. Наступило время цифровых сервисов, которые облегчают работу не только человеку в быту, но и частным компаниям и организациям государственного сектора. Настоящим прорывом стал сервис «Портал государственных услуг Российской Федерации», который за время пандемии коронавируса способствовал упрощению процесса получения социальных выплат и иных необходимых услуг гражданами в электронном формате.

Цифровые сервисы в системе мониторинга финансовых ресурсов региона

Существует значительное количество электронных сервисов и программных комплексов, разработанных под требования организаций в зависимости от сферы их деятельности. Органы финансового контроля не являются исключением, при осуществлении своей деятельности они используют электронные ресурсы для осуществления контроля и проведения мониторинга финансовых ресурсов, выделяемых из бюджета органам государственной власти и их подведомственным учреждениям. При проведении

ГРНТИ 06.61.33 © Плотников В.А., 2022

Виталий Анатольевич Плотников - аспирант Брянского государственного инженерно-технологического университета.

Контактные данные для связи с автором: 241052, Брянская область, ст. Чернец, микрорайон Сосновый бор, д. 1, кв. 167. (Russia, Bryansk region, Chernets, Sosnovy Bor, 1, 167). Е-mail: v.a.plotnikov01@mail.ru. Статья поступила в редакцию 30.03.2022.

обязательного аудита закупок, контрольно-счетными органами выявляется большое количество нарушений в сфере закупок при помощи официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС в сфере закупок), который предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок, а также для формирования, обработки и хранения такой информации [2].

Информация, документы и материалы, размещаемые в ЕИС в сфере закупок, не могут быть изменены и заменены, что позволяет с достоверностью определить сроки и наличие размещенной информации, осуществить анализ такой информации без дополнительных запросов и выезда на объекты контроля. Использование ЕИС в сфере закупок снижает сроки проведения контрольных, экспертно-анали-тических мероприятий и мониторингов в рамках проведения аудита закупок. Кроме того, активно органами финансового контроля используется сервис ГИС «Электронный бюджет», который предназначен для обеспечения прозрачности, открытости и подотчётности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счёт формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами [3].

Электронная система «Электронный бюджет» содержит информацию, которая подлежит обязательному предоставлению государственными и муниципальными органами власти. Система аккумулирует информацию в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами в целях реализации бюджетных правоотношений и ведения единых реестров, справочников и классификаторов; об объемах бюджетных ассигнований; в сфере закупок в части обмена информацией и документами, формируемыми в рамках составления и исполнения бюджетов; о реализации государственных программ и их структурных элементах, в том числе о показателях их кассового исполнения; о формировании и ведении информационного ресурса федеральной и региональных адресных инвестиционных программ; о кадровом составе государственной гражданской службы.

Еще несколько лет назад для получения информации с целью проведения обязательного мониторинга реализации региональных проектов, Контрольно-счетной палате Брянской области приходилось рассылать множество запросов в различные государственные и муниципальные органы власти, которые задействованы в их реализации. Данная проблема была решена с внедрением электронной системы «Электронный бюджет». ГИС «Электронный бюджет» позволяет оперативно получать информацию в отношении формирования и исполнения регионального и муниципальных бюджетов, на основе поступающих данных формировать прогнозные планы по поступлению и исполнению бюджетов. Внедрение ГИС «Электронный бюджет» способствовало увеличению эффективности и снижению временных рамок проведения финансовых мониторингов для органов финансового контроля.

Наличие цифровых сервисов в работе государственных и муниципальных органов способствует увеличению эффективности деятельности, благоприятно отражается на выполнении органами власти своих функций. При этом, необходимо не забывать, что одной из целей деятельности органов власти является обеспечение социально-экономического развития [4].

Для создания условий для развития экономических процессов, предпринимательства, инвестиционной привлекательности в субъектах Российской Федерации с 2008 года выпускались в виде журналов «Паспорт региона» и «Инвестиционный паспорт региона», которые содержат в себе общие данные о регионе, экономических показателях территории, наличии ресурсов, демографических показателях, информацию об учебных заведениях, основные направления региональной инвестиционной политики и контактную информацию об органах государственной и муниципальной власти [5]. Эти журналы носили информационный характер для потенциальных инвесторов, но существует ряд минусов:

во-первых, последний выпуск журнала датирован 2015 годом, за последнее время законодательство, инфраструктура, демографические показатели потерпели серьезные изменения, таким образом, отраженная информация является на сегодняшний день неактуальной;

во-вторых, журналы отражают общую информацию об экономических показателях региона в целом и не дают объективной картины. Например, в журнале «Инвестиционный паспорт региона» отражена общая информация о земельном фонде в регионе в разрезе категорий земель, данная информация

является статистической, не имеющая практического применения для потенциального инвестора, так как для инвестора более важно наличие свежей информации о свободном земельном фонде в регионе в разрезе категорий или о предоставляемых земельных участках под инвестиционные проекты;

в-третьих, законодательство, регулирующее экономическую деятельность в регионе, под влиянием внешних и внутренних факторов меняется очень быстро и через незначительный промежуток времени становится неактуальным для заинтересованных лиц. Например, в Закон Брянской области от 09.11.2015 г. № 113-3 «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов» за период 20152021 годов 6 раза вносились изменения;

в-четвертых, отсутствие информации о государственной поддержке, предоставлении грантов, субсидий и кредитов, о льготных налоговых и арендных платежах и иных преференциях, предоставляемых предпринимателям и инвесторам;

в-пятых, отсутствие возможности онлайн обращения для подачи документов на рассмотрение и отсутствие обратной связи с заявителем;

в-шестых, отсутствие прозрачности механизмов регулирования предоставления государственной поддержки, проведения конкурсного отбора, предоставления грантов и субсидий предпринимателям и инвесторам.

Для предпринимателей и инвесторов очень важно понимание прозрачности бизнес-процессов, наличие полной и объективной информации для принятия решений. На получение полной информации о транспортной инфраструктуре, земельных участках, механизмах получения государственной поддержки уходит очень много времени и затрат. Поэтому возникает острая необходимость создания электронных ресурсов, которые удовлетворяли бы информационные запросы представителей бизнес-сообщества [6].

Отдельными участниками рынка (частными организациями) принимаются попытки создания интерактивных карт строительных объектов, на которых отражаются строительство объектов в рамках инвестиционных проектов, при этом, на таких картах количество объектов значительно ниже, чем существует в действительности, отсутствует информация о стадии строительства. Основной причиной является отсутствие полной информации об объемах строительства на территории Российской Федерации в разрезе регионов у организаторов подобных проектов.

Фундаментальные изменения в бизнес-среде требуют нового взгляда на организацию, новых принципов ее построения и новых методов управления. Для повышения эффективности работы государственных и муниципальных органов сегодня необходимо создать такую информационную систему управления, которая будет содержать данные о материальных и нематериальных активах, позволять оценивать и контролировать, а также связывать в единую систему стратегические цели региона [7].

В свою очередь, государственным органам власти для развития экономического потенциала регионов и привлечения капитала в субъекты Российской Федерации необходимо создать потенциальным инвесторам и предпринимателям условия, удовлетворяющие их потребности, в том числе за счет доступности получения информационных данных, на основании которых возможно сделать выводы о привлекательности условий и принять решение [8]. Инвесторы всегда очень тщательно изучают показатели инвестиционной привлекательности территории, при этом, в первую очередь органы власти региона должны изучить и проанализировать все плюсы и минусы местоположения субъекта.

Знание преимуществ своего социально-экономического развития и наличие стратегии развития региона дает возможность предложить условия не только крупному бизнесу, но и малому и среднему предпринимательству. Открытость органов государственной власти в регионах и способность к ведению диалога позволит решить задачи социально-экономического развития. Кроме того, позволит контрольно-счетным органам, при проведении финансового мониторинга, осуществлять контроль за региональными органами власти в части соблюдения требования предоставления достоверной и полной информации.

Актуальные аспекты разработки цифрового паспорта

Существенным шагом в осуществлении открытого диалога может стать создание электронного сервиса, в виде интерактивной карты, который объединит множество баз данных и показателей, направленного на открытость и достоверность данных. Это - «Цифровой паспорт региона» (ЦПР). На первоначальном этапе создания ЦПР предлагаем включить в него информационные показатели из электронного сервиса ГИС «Электронный бюджет», официальных сайтов ЕИС в сфере закупок, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Идея создания ЦПР является новой, соответственно, определение «Цифровой паспорт региона» отсутствует. Для понимания значения предложенного сервиса предлагаем «Цифровой паспорт региона» определить, как государственную информационную систему, аккумулирующую информацию о социально-экономических показателях, об управлении государственными и муниципальными финансами, о наличии полезных ископаемых, водных, лесных и земельных ресурсов, об объемах промышленного производства, развития аграрного сектора и строительства, в целях постоянного наблюдения за социально-экономическим процессами для осуществления контроля и предназначенную для свободного получения информации неопределенным кругом заинтересованных лиц.

На основе обобщенной информации предлагаем следующую структуру ЦПР:

• раздел I - Общие положения, в котором будут отражены основные сведения о социально-экономических показателях региона в разрезе каждого муниципального образования, его исторические особенности, особенности географического положения, стратегические задачи органов государственной власти и местного самоуправления по развитию территории, зоны экономической активности;

• раздел II - Бюджетная обеспеченность, в данном разделе необходимо размещать актуальную на начало каждого месяца информацию о доходах, расходах и дефиците (профиците) бюджетов субъекта и муниципальных образований, запланированные объемы софинансирования инвестиционных проектов;

• раздел III - Ресурсно-сырьевая база, в данном разделе планируется отражать информацию о наличии полезных ископаемых, водных, лесных и земельных ресурсов на территории субъекта Российской Федерации. Также необходимо указать в данном разделе порядок получения квот на добычу полезных ископаемых, порядок заключения договоров аренды лесных и земельных участков, возможность обращения в электронном виде и минимальные сроки рассмотрения обращения;

• раздел IV - Экономический потенциал региона, в котором планируется отражать информацию о существующем уровне развития секторов экономики в регионе, объемах промышленного производства, развития аграрного сектора и строительства с подробным описанием их структуры, кадрового потенциала и подготовки компетентных специалистов в разрезе учебных заведений и муниципальных районов;

• Раздел V - Мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие региона, в разделе предлагается отразить механизмы помощи инвесторам и предпринимателям. Здесь могут быть отражены механизмы поддержки инвесторов, порядок предоставления субсидий и оказания софинан-сирования предпринимателям и потенциальным инвесторам с указанием объектов незавершенного строительства, которые могут быть предложены в аренду или собственность, земельных участков под промышленные, строительные и сельскохозяйственные объекты.

Главной особенностью ЦПР должно стать не рамочное декларирование, а отражение конкретных механизмов обеспечения государственной поддержки.

Заключение

Предложенный электронный сервис станет важнейшим источником информации для оценки эффективности использования финансовых ресурсов. С помощью ЦПР увеличится доступность информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии юридических лиц, органов государственной власти, их активах и обязательствах. Создание ЦПР станет обоюдно выгодным электронным сервисом для государственных и муниципальных органов власти, предпринимателей и коммерческих организаций, а также для органов контроля, так как:

во-первых, открытость и доступность данных поспособствует снижению коррупционной составляющей при заключении контрактов, при распределении средств бюджета, при предоставлении субсидий

и иных льгот предпринимателям и организациям. Кроме того, доступ для органов власти к базам данным других электронных систем позволит снизить сроки предоставления государственных услуг;

во-вторых, позволит увеличить прозрачность экономических процессов в регионе, и, как следствие, инвестиционного потенциала региона. Организации и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в развитии и расширении бизнеса в регионе, смогут обратиться к электронному сервису для получения информации о предоставляемых ресурсах, имуществе, земельных участках и о порядке и условиях получения их в собственность или в аренду для использования в своей деятельности. Введение ЦПР может носить не только информационный, но и рекламный характер для региона: чем точнее и объективнее будет отражаться информация на сервисе, тем легче будет принять решение инвесторам и предпринимателям, желающим организовать свой бизнес в данном регионе. Это даст возможность заключать договоры на поставку товаров, работ и услуг напрямую производителя с потребителем, минуя посредников;

в-третьих, органы финансового контроля с помощью ЦПР смогут беспрепятственно получать информацию с целью проведения мониторинга и контроля деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Электронный сервис поспособствует снижению сроков проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, позволит эффективно контролировать экономические процессы в регионе, оперативно реагировать на социально-экономические изменения, отслеживать отстающие экономические отрасли региона и следить за рациональным распределением и использованием бюджетных средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Плотников В.А. Цифровизация как закономерный этап эволюции экономической системы // Экономическое возрождение России. 2020. № 2 (64). С. 104-115.

2. Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения 03.03.2022).

3. Положение о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 № 658 // Собрание законодательства РФ, 13.07.2015, № 28, ст. 4228.

4. Vertakova Y., Plotnikov V., Fedotova G. The system of indicators for indicative management of a región and its clusters // Procedia Economics and Finance. 2016. Vol. 39. P. 184-191.

5. Инвестиционный паспорт Брянская область - 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://econom32.ru/activity/investicionnaya-politika/investicionnyy-pasport (дата обращения 11.02.2022).

6. Шаповалова И.М., Кулагина Н.А. Финансовая безопасность региона // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: сборник статей XI Международной научно-практической конференции / Брянский государственный аграрный университет. Брянск, 2020. С. 374-377.

7. Кулагина Н.А., Рыжинская Т.А. Влияние новой геополитической реальности на государственное управление и развитие Российской Федерации // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Грозный, 2020. С. 200-206.

8. Кулагина Н.А., Харламова А.О. Механизм внедрения проектного подхода в управление социально-экономическим развитием региона // Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты. Сборник статей международной научно-практической конференции / Брянский государственный инженерно-технологический университет. Брянск, 2018. С. 280-283.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.